MENU
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Умственное и речевое развитие "особых детей". » коррекция умственного и социального развития. Консультирует дефектолог. » Развитие речи аутичных детей
Развитие речи аутичных детей
RoxanaДата: Среда, 07.07.2010, 18:52 | Сообщение # 1
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Как развивать речь аутичных детей?

Я учусь на логопеда в городе Якутске. Являюсь членом ЯРО "Особый ребенок" около двух лет. Меня очень волнует проблема раннего детского аутизма, так как в нашем городе таким детям не оказывается специализированная помощь. Учитывая специфику этого нарушения, практически нет соответствующей литературы. Недавно у меня появилась авторская методика Л.Г. Нуриевой Развитие речи аутичных детей.

Очень хотелось бы побольше узнать какие есть методики по развитию речи и как эффективнее проводить коррекционное воздействие.

 
RazvivalkinaДата: Вторник, 13.07.2010, 12:31 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 120
Репутация: 1
Статус: Offline
методика Нуриевой лично в нашем центре используется очень редко и только отдельные моменты, так как методика очень надоработанная, она слишком сильно опирается на графические моменты, на связь картинки и буквы. Непонятно, как выучив изображение утюга и буквы у ребёнок научится выговаривать У. Этот момент у Нуриевой не прописан.
К тому же по Нуриевой сложн работать с абсолютно мутичными детьми, с теми, у кого нет даже вокализации или речь осталась на уровне лепета.
Кратко опишу, на что опираемся мы.
Сначала- создание контакта с ребёнком, развитие устойчивого зрительного контакта. Когда ребёнок долго держит взгляд на вашем лице - это первый шаг.
второй шаг - обучение повторению действия.
"Посмотри на меня" (ребёнок держит взгляд на вашем лице), сделай как я (педагог хлопает в ладоши перед своим лицом).
цель- научить ребёнка повторять этот жест. Иногда приходится учить делать с участием мамы или второго педагога.
как только ребёнок научился повторять этот жест (то есть, выполняет его в 80% просьб, причём просит любой ченловек - мама, папа, тётя, педагог, друг семьи), мы доюавляем второй жест. например, руки вверх.
следующий шаг - учим ребёнка держать зрительный контакт и повторять эти жесты, не путая. Добавляем третий жест (хватаем за нос себя, кладём руки на голову и т.д.)
следующий шаг - учим повторять точно серию из 2 жестов.
Повторение жестов доводится до автоматизма, чтобы ребёнок, не задумываясь копировал жесты педагога в районе верхней части тела. по ходу тут же выполняются аналогичные задания на столе по конструированию, обучению обращения с предметами, ориентации в пространстве.
Пример: Посмотри на меня, дай мне ТАКОЙ ЖЕ кубик, одинаковый.
Это моменты развития мышления.
Следующий шаг - педагог говорит "посмотри на меня... сделай как я..." - и показывает язык, открывает рот в разных позициях. ЕНсли предварителный этап по повторению жестов был пройден успешно, и в не торопились переходить с уровня на уровень - ребёнок быстро осваивает беззвучные моменты артикуляционной гимнастики. На этом этапе необходимо подключить дыхательную гимнастику по Стрельниковой и артикуляционный массаж (когда массаж лицевых мыщц проводится извне, с внешней стороны лица для стимуляции паретичных мышц. Притом надо, чтобы эти упражнения делались не только на занятии, но и дома, родителями. Так что, надо обучить им родителей.
Потом мы добавляекм упражнения на активизацию вдоха- выхода - дуем на свечку, на кораблик на воде, в воду через трудочку, работаем с вертушками и сдуванием шариков, со свистком и т.п. предметами.
В какой-то момент, когда педагог видит готовность ребёнка к более сложным упрражнениям, вводится постановка гласных звуков.
Посмотри на меня... сделай как я (педагог показывает губы, как при проинесении О, но без звука. Ребёнок повторяет). сделай как я - ОООО (то же самое, но со звуком, с выдохом). ребёнок повторяет. Педагог говорит - "правильно- О, О! (показывает карточку с О).
аналогично вводятся основные гласные и ряд согласных звуков. Поищите в интернете методики разработки речи с нуля (обычно это методики для детей с ДЦП), часть звуков ставится из физических упражнений. Например, звук Х (а потом и к) - из... чихания!!!! когда имеется несколько гласных (обчыно открытые гласные и И), можно ставить слоги. Или, вернее склады.
потом из слогов ставим короткие слова ДА и НЕт (скорее, как НЕ, без Т, так как из 3 букв с согласной на конце ставятся тяжело и на последующих этапах). Тут же слово ДАЙ.
следующий этап- слова из 4 букв (двуслоговые) с ударением на последний слог или трёхбуквенные с первой гласной: ВОДА, ИДИ, ОСА, КОЗА, ЛИСА... тут же, с опорой на фотографии - папа, мама, баба, деда. Сначала можно ударение ставить в этих словах в конце, так как так детям проще говорить.
Потом аналогичные слова с ударением в начале - КИСА и т.д.
Тут вводятся упражнения на послоговую структуру слова- учимся выстукивать ритм, послоговое деление слов. Расширяем словарный запас, при этом постепенно переходим на слова из 3 слогов. Когда существительных становится хотя бы 30, к глаголу ДАЙ добавляем ещё бытовые глаголы....
это- начальный этап, если пришёл ребёнок с набором из 10 слов или вообще без речи.
 
AnnaДата: Воскресенье, 09.10.2011, 12:04 | Сообщение # 3
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Репутация: 0
Статус: Offline
Понимаю, что прошлогодняя тема форума... но... информация может и пригодиться кому-нибудь... Более подробно описание "алгоритма" обучения аутичнных детей невербальной и вербальной имитации изложено в книге Лавааса "Учебные терапии. Книга Я." На русский переведено 13 глав (в настоящее время). Но просторах интернета их можно скачать.

Сообщение отредактировал Anna - Воскресенье, 09.10.2011, 12:05
 
RazvivalkinaДата: Понедельник, 10.10.2011, 11:15 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 120
Репутация: 1
Статус: Offline
Кроме Ловааса, есть ещё и методика центра Маккэури, и методика, которую разрабатывала с сотоварищами Кэтрин Морис (автор книги Услышать голос мой), и много интересного в методических разработках Маленькие ступеньки и...
Короче, я могу советовать долго и упорно.
У Нуриевой- разработка по TEACCH, а предлагаемые мною методические программы были разработаны в рамках АВА.
Ещё раз подчеркну, что по АВА возможно становление речи даже в очень взрослом возрасте. Например, в нашем центре есть примеры возникновения речи у аутичных детей, которые были алаличными до 8-10 летнего возраста.
Нашей авторской разработкой (мы её вместе с питерским логопедом Соковским разрабатывали), я, увы, делиться не могу, так как не уверена, что эта методика в руках непрофессионала будет действеннной. Когда у нас проводятся семинары по логопедии или аутизму (кстати, планируем ближайший, для родителей, на ноябрь этого года) - то всю информацию вы можете получить из первых уст - то есть от авторов методик.
 
Форум » Умственное и речевое развитие "особых детей". » коррекция умственного и социального развития. Консультирует дефектолог. » Развитие речи аутичных детей
Страница 1 из 11
Поиск: