Пятница, 19.04.2024, 05:35
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Приучение опрятности ребёнка с задержкой интеллектуального и психического развития.

Кончено, хорошо, если ребёнок с задержкой развития умеет складывать паззлы и чётко различает цвета. Но самое важное, с чем сталкиваются родители детей с аутизмом, синдромом Дауна и интеллектуальной недостаточностью – это приучение самостоятельности и азам самообслуживания. Немаловажный вопрос – как привить ребёнку навыки опрятности и, в первую очередь, обучить хождению в туалет.

Сначала надо отказаться от использования памперсов в дневное время. Это должно произойти в возрасте не позже 4 лет. Вы сразу поймёте, умеет ли ребёнок ощущать дискомфорт от того, что его штанишки стали мокрыми. Отметим, что процесс дефекации дети с задержкой интеллектуального развития начинают контролировать позже, чем процесс «писания». Если ребёнок ощущает дискомфорт от мокрых штанишек, его сравнительно легко приучать к горшку. Используйте те же методы, которые описаны для обычных детей. Но если ребёнок видимым образом не реагирует на мокрую и грязную одежду, процесс обучения опрятности будет долгим. Однако ребёнка тоже возможно обучить ходить в туалет.

В течение недели маме следуют вести дневник, в какое время у ребёнка совершались «промахи». Для чистоты исследования нужно, чтобы ребёнок в эту неделю ежедневно потреблял примерно одинаковое количество жидкости. Учтите, что сочные фрукты, супы, овощи  - это тоже источник жидкости. То есть, если за одним обедом ребёнок ел макароны с котлетой, а на другом – суп, чтобы количество жидкости сравнять, в день, когда елся суп, нужно дать поменьше чая, а в «котлетный» обед количество жидкости увеличить до 1,5-2 стаканов чая.

Вы заметите, что в какие-то часы (+- 30 минут) «промахи» наиболее часты. Именно в это время и мы ставим ребёнку в режим обязательный поход в туалет.

Для приучения к туалету используется система позитив-негатив. То есть, при правильном поведении ребёнок получает сильный положительный стимул, а при неправильном – отрицательные переживания.

Итак, вы знаете приблизительно, когда ребёнок, как правило, хочет в туалет. Это время выбирается для обучения навыку опрятности. Ребёнку показывается карточка с изображением унитаза и говорится «Катя хочет писать, Катя идёт писать в унитаз». Такая же картинка вешается на дверь туалета. Ребёнок ведётся к туалету, ему ещё раз показывается картинка и говорятся те же слова. Ребёнка усаживают на унитаз и помогают ему пробыть на унитазе 3-4 минуты. Если ребёнок пописал, его вознаграждают.

Приучение туалету невозможно без системы поощрений, потому что за правильное поведение ребёнок должен получить позитивные эмоции..

При поощрении детей с нарушением развития делайте это выразительно и громко - выкрикните "Хорошо", "Прекрасно" или "Ты великолепен". Если есть аудитория, сделайте так, чтобы они аплодировали, обнимали, целовали и хвалили.

Основные поощрения включают:

- Дать попробовать кусочек еды
- Глоток любимой жидкости
- Поцелуи, объятия, прикосновения, поглаживание, ласка
- Вербальное (словесное) одобрение, такое как "Хорошо", "Молодец" и  "Превосходно"

- Активность: прыганье, бег, потягивание, катание, смех

- Слушание музыки, просмотр мультфильма.

- Цветные и разнообразные визуальные изображения

Еда и активность - биологические или первичные поощрения, с них начинается обучение. Похвала и одобрение - социальные поощрения, они используются на более поздних этапах.

Обычно на начальном этапе используется именно съедобное поощрение. Выясните, что больше всего нравится ребёнку – конфеты, печенье. Используйте мини-кусочки любимого лакомства, когда ребёнок сделал все дела в туалет. Вознаграждать ребёнка надо понемногу, чтобы избежать быстрого пресыщения. Например, не давайте ему весь леденец, а позволяйте его лизнуть в течение 1 секунды, или дайте ему небольшой глоток сока, поцелуйте в течение 3-4 секунд или включите на это время музыку, позвольте подпрыгивать в течение 5 секунд и т.д. Такая скупость позволит вам добиться того, чтобы поощрения работали в течение долгого времени, и ради них ребенок будет усердно трудиться по несколько часов в день. В начале поощрение должно длиться только 3-5 секунд. Ребёнок может протестовать против такого короткого вознаграждения, но вам надо проявить твёрдость, иначе ребёнок перенасытится эмоциями.

Учтите, что в течение дня ребёнку ни в коем случае в других ситуациях это же лакомство не даётся.

Если же ребёнку не удалось в положенное время сходить в туалет, ваша реакция нейтральна – вы одеваете ребёнка и выводите его из туалета.

Если спустя некоторое время у ребёнка случился «промах», вам нужно показать негативную реакцию. Тут важно добиться как можно более сильно контраста между негативами и позитивами, особенно на ранних стадиях обучения. Если ребёнок не осознаёт дискомфорт или осознает его поздно (спустя 10 минут после намокания трусов), то в мозгу ребёнка процесс опорожнения мочевого пузыря и кишечника не связываются с дискомфортом от мокрых штанишек. И, тем более, ребёнку неясно, что для предотвращения дискомфорта надо заранее сходить в туалет.

Специфика обучения в таком случае заключается в том, что после каждого «промаха» необходимо искусственно создать ребёнку некоторый дискомфорт, который должен устойчиво ассоциироваться с данной ситуацией.

Снимать мокрую и испачканную одежду ребёнок должен самостоятельно, пусть даже это производится при придержании рук ребёнка мамиными руками. После каждого «промаха» мама говорит «Катя написала в трусы, Кате надо мыться». Сначала это пустые слова, но постепенно, по ходу обучения, эти слова запомнятся ребёнком и станут ассоциироваться с определённой ситуацией.

Теперь ребёнку нужно искусственно создать неприятную ситуацию, например, подмывать ребёнка некомфортной водой. Нет, не ледяной, но чуть холоднее или горячее комфортной, чтобы у ребёнка начали появляться негативные ассоциации с намокающими штанишками. При этом можно не только подмыть, а легонько окатить ребёнка прохладной водичкой (комнатной температуры). Так мы не только вызовем негативный эффект, но и немного закалим ребёнка.

Категорически нельзя ругать ребёнка, никогда нельзя – шлёпать, стыдить, агрессивно кричать на ребёнка. Но ваш тон должен меняться, меняться мимика и выражение лица. Если ваше "хорошо" звучит также как и ваше "плохо", а "счастливое" лицо выглядит также как и "сердитое" лицо, вам, вероятно, не удастся многому научить ребёнка с задержкой психического или умственного развития.  Однако если вы слишком негативно реагируете, то ребёнок может испугаться, и процесс приучения к туалету сильно замедлится. При поощрении вы усиленно радуетесь, а при наказании ребёнка говорите строгим и немного сердитым тоном, но не кричите и не навешиваете ярлыки. Выражения вроде «бессовестный» забудьте навсегда.  

При приучении к опрятности следует усвоить:

1. Получение позитивов является вознаграждением.
2. Избежание негативов также вознаграждение. Чувство беспокойства от ожидания порицания является для ребенка неприятным; поэтому все, что приводит к уменьшению беспокойства, является вознаграждением. Неодобрение - пример социального негатива.
3. Необходимо немедленное осуществление поощрения или неодобрения поступка – сразу, а не через 2 минуты или 4. если вы заметили, что ребёнок описался спустя уже полчаса после инцидента, то ругать ребёнка или наказывать бессмысленно. В таком случае просто поменяйте ему одежду.
4. необходимо заранее заготовить штук 20 карточек с унитазом (или горшком, если вы учите садиться на горшок), чтобы в случае потери картинку быстро восстановить.

5. приучение к туалету - процесс долгий и последовательный. Кому-то хватает 2 недель, а для кого-то из малышей этот процесс затягивается на полгода и больше. Вы не даёте спуск ребёнку в случае болезни или вашей усталости, не надеваете памперс на прогулку или визит ко врачу. Можно сделать послабление, если у ребёнка очень высокая температура. В таком случае вы оставляете поощрение за хорошее поведение, но не применяете обливание водой при «промахе». Если нужно куда-то надолго выехать, берите запасную одежду, но не используйте памперс. Стоит только один раз ребёнку надеть памперс, и приучение к туалету откатится на начальный этап.

6. если ребёнку предстоят в ближайшем будущем госпитализации, лучше приучение к туалету не начинать – перенесите этот процесс на после больницы.

Родители часто спрашивают, сколько времени надо, чтобы ребёнок научился пользоваться туалетом? Многое зависит от того, какое медикаментозное лечение получает в этот момент ребёнок, поэтому попросите вашего невролога помочь вам в формировании опрятности у ребёнка. Существует ряд препаратов, помогающих в процессе приучения к горшку. Также многое зависит от возраста. Нет, не биологического возраста, а психологического. Если психологический возраст ребёнка около 2,5-3 лет, в среднем, приучение к туалету у детей с РДА занимает от 2 до 5 месяцев, у детей с синдромом Дауна – около  полугода, у детей с олигофренией и сходными отклонениями в развитии – около года.

Можно ли пренебречь данными навыками?  Нет.

Мы, родители, увы, не вечные. К тому же нашим деткам приходится сталкиваться и с больницами, и с длительными переездами. Поверьте, ничто так не привлекает внимание окружающих, как 15-летний парень в одноразовом подгузнике. 

Рудова Анна Сергеевна, дефектолог, психолог, генеральный директор центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры, директор детской студии инновационного развития «Арлекин».

Категория: Задержка развития - это не приговор! | Добавил: Razvivalkina (25.04.2009) | Автор: Рудова А.С. E
Просмотров: 38350 | Теги: приучение к туалету, самообслуживание, приучение к горшку, гигиенические навыки | Рейтинг: 4.6/13
Меню сайта
Категории раздела
Солнечные детки - дети с синдромом Дауна [6]
О развитии, воспитании и обучении детей с синдромом Дауна.
Вечный двигатель - гиперактивный ребёнок. [4]
О развитии, обучении и воспитании детей с гиперкинетическим синдромом и синдромом гиперактивности с дефицитом вниамния и без него.
Задержка развития - это не приговор! [6]
Вопросы воспитания, обучения и коррекции поведения детей с задержкой психического, интеллектуального и речевого развития
Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР [37]
о воспитании и обучении детей с аутизмом и аутоподобным поведением, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы. Информация от Саратовской региональной общественной организации родителей детей с аутизмом "ОСОБЕННЫЙ МИР".
Методики, методы и приёмы коррекционной педагогики. [11]
Статьи и книги по коррекционной педагогике, методам работы с "особыми" детьми.
Проблемы с речью, логопедия [12]
Что делать, если ребёнок плохо говорит.
"Особый" ребёнок у врача, в детсаду, школе и в жизни - правовые и социальные тонкости [20]
Родители "особых" детей должны быть грамотными и юридически подкованными. Здесь вы найдёте полезную информацию: как попасть в школу, как себя вести на ПМПК-комиссии, как защитить права вашего ребёнка.
другие нарушения [5]
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0