Четверг, 25.04.2024, 23:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Подготовка к детскому саду. Часть 1. Меняем привычную жизнь.

Подготовку желательно начать с того момента, когда вы потенциально уже наметили тот садик (несколько садиков), в который пойдёте.

Первое – надо узнать простейшие требования выбранного детского сада: режим и правила питания. Ваша задача – начать переводить на новый режим не меньше, чем за три месяца.  Идеально – за полгода до дня ИКС, потому что именно привычный чёткий распорядок дня поможет вашему буйному малышу быстрее влиться в коллектив.

Вы должны не только приучить ложиться и вставать в нужное время, но и приучить, скажем, к тому, что после завтрака вместо буйной беготни следуют небольшие занятия. Для ребёнка 3-4 лет – это три занятия по десять-пятнадцать минут. Старшая группа – пятнадцать-двадцать минут. С непривычки ребёнку просто невозможно просидеть без движения сорок минут, поэтому вы должны заранее научить его частично снимать напряжение. Например, пока вы убираете краски и достаёте пластилин, ребёнок может встать и несколько раз как зайка попрыгать на месте. Но убегать нельзя.

Нововведения производятся постепенно. Нельзя однажды, встав по утру, ставить ребёнка перед фактом, что с сегодняшнего дня весь ваш уклад жизни кардинально меняется. Избегайте фанатизма  и не требуйте от малыша военной выправки, когда нарушение режима больше чем на пять минут – уже смертельно. Расхождение на десять-пятнадцать минут несущественно. В выходные старайтесь соблюдать тот же режим. Учтите, что даже если вам захочется поспать в выходные, когда ребёнку не надо идти в садик, а вам на работу – нельзя нарушать распорядок дня больше, чем на пятнадцать-двадцать минут. Исключение – время долгих новогодних праздников и болезней. У ребёнка, в отличие от взрослого, ещё нет чувства ответственности,  заставляющего вставать и идти на работу, независимо от реальной продолжительности сна в предыдущую ночь. Поэтому сдвиги режима сбивают биологические часы, что нежелательно.

Если ребёнку уже лет пять-шесть, тогда некоторые послабления режима возможны, так как в этом возрасте ребёнок уже проще приспосабливается к режимным колебаниям. Исключение – дети с синдромом гиперактивности или неврозами.

Многие психологи считают, что сон в новой кровати и в непривычных условиях – второй по величине стресс после разлуки с мамочкой.  Вспомните себя: бывает так трудно уснуть на новом месте! Если ребёнок и дома-то плохо засыпает, можно немного облегчить ему привыкание к дневному сну в садике. Пусть дома ребёнок привыкнет спать с одной вполне определённой игрушкой. Уговорите воспитательницу позволить вашему ребёнку спать вместе с игрушкой. Пусть эта игрушка всегда хранится под подушкой на кровати вашего ребёнка.

Если Ваш ребёнок уже отказался от дневного сна, то придётся объяснить, что он может не спать, но обязан полтора – два часа находиться в кровати без права вылезать.  Чтобы ребёнок не скучал, разрешите ему брать в постель одну-две игрушки и тихо играть. Предупреждаю, приучить к этому непросто. Советую заранее оговорить с заведующей и воспитательницами, чтобы они разрешали ему брать в постель игрушку. Лучше, если это будет домашняя игрушка. Учтите, что по санитарным правилам в детских садах запрещено держать мягкие игрушки, так как их нельзя обработать хлорным составом для стерилизации. И разрешить вам или нет принести из дома любимого мишку - дело доброй воли воспитательницы.

Следующий момент касается приучению к приблизительному набору блюд. Юлина свекровь работала в частном ясли-саде, куда и упросила взять своих внучек-близняшек. Юля была поражена, что девочки наотрез отказывались есть в саду, хотя готовили там великолепно. Столкнувшись с незнакомой ранее пищей (бутерброды с лососем, творожная паста с орехами, киви и персики), девочки боялись это есть.

Если вы сторонник национальной кухни или по религиозным соображениям имеете определённые правила, то требовать того же от обычного садика вы не можете. Обращайтесь, пожалуйста, в специализированный (например, даже в моём провинциальном Саратове и то работают несколько мусульманских, один православный и даже еврейский детский сад).  Единственное послабление, когда детский сад обязан учесть особенности меню – предписания врачей. В таком случае такую особенность питания необходимо внести в договор. И будьте готовы, что вас могут попросить самим приносить некоторые блюда, как например, было у нас в период диеты после ацетонемического криза.

Конечно, в частном садике вам могут даже предложить меню на выбор, но это редкость. Если вы точно знаете, что у ребёнка определённые блюда вызовут резкое отвращение, внесите эти блюда в список запрещённого врачом. Тогда не придётся извиняться перед воспитателями по поводу того, что ваш ребёнок устроил истерику по поводу ненавистной манной каши в его тарелке.

Если ребёнок многого не умеет, это не означает, что он не готов к посещению садика. Но если он уже большой, а не умеет элементарных вещей, дети в садике могут его дразнить. И если воспитательница не обратит на это во время внимание, реакция ребёнка может быть бурной.

Давайте, сначала, признаем, что несамостоятельными дети становятся по вине родителей. Признайте, вам некогда ждать, пока полчаса дитё размазывает кашу по тарелке. И вам не хочется отмывать всю кухню после его обеда. Гораздо проще накормить ребёнка из ложечки: быстро и чисто. В садике никто не станет терять полчаса на уговаривание «ну, за папу, за маму, за кошку Мурку», и уж, точно, никто не станет лично вашего ребёнка кормить с ложки, когда рядом ещё пятнадцать детей.

К сожалению, устав от бесконечных проблем с чадом, мамы идут на большое количество уступок, даже если понимают где-то внутри, что это неправильно. Такая модель воспитания не способствует успокоению ребёнка, а только отсрочит неизбежный этап взросления. Подумайте, может, вместо того, чтобы говорить, что ваш пятилетний сын ничего не может, поэтому он не пойдёт в детский сад, надо его научить? Или же в школе вы тоже будете ему завязывать шнурки, надевать на царственно протянутую ногу носок, собирать за него его портфель?

Часто мамы, под давлением бабушек, стараются накормить хоть чем-то разборчивого кроху и готовят такие разносолы на выбор, что ребёнок в конце концов начинает относиться к еде весьма придирчиво: «съел ложку супа –больше не буду… ну ладно, съем ещё ложечку, если меня мама покормит… А теперь хочу хлеба. Нет, горбушку. И колбаску. Больше не хочу, теперь дайте пирожок. Как это, нет пирожка? Хочу пирожо-о-о-о-ок! А-а-а, дайте пирожо-о-о-ок! Я откусил один раз, а больше не буду, потому что он не сладкий. А теперь хочу чая с сахаром. Размешай сахар! И конфетку дай. И вафельку…» В результате перед ребёнком гора понадкусанного, а мама мечется между холодильником и столом, что явно нравится ребёнку. Причём если ребёнок не поел во время, то уже через час мама, в надежде, будет спрашивать, не проголодался ли её малыш и, услышав согласие, несётся подавать новые вкусные кусочки. Однако за столом история повторяется: это – не буду, это – только надкушу, это – не надо, этим – покорми меня сама.

В детском саду ребёнок быстро приучается дисциплине. Ребёнок останется пару дней голодным, а потом сообразит, что здесь никто не будет с ним церемонится, и начнёт есть сам. Возможно, ребёнок будет устраивать дикие истерики, что ему в садике плохо, что его не кормят и обижают. Но не стоит сразу же рваться, чтобы изничтожить злую воспитательницу.

Помню анекдотичный случай, о котором рассказала моя знакомая. Её пятилетняя дочь пожаловалась, что она сегодня очень голодная, потому что злая воспитательница отняла еду и выгнала её из-за стола. Справившись с первым приступом возмущения, мама стала выяснять у дочери, что предшествовало такому поступку воспитательницы. Оказалось, что девочка (редкостная капуша), болтала за столом, вместо того, чтобы обедать. И только когда все дети уже поели и встали из-за стола, она начала меланхолично ковыряться в тарелке, выбирая из супа какие-то особые кусочки. Дав ей минут десять, воспитательница убрала её тарелку. И она была права, потому что из-за одного ребёнка нельзя нарушать режим жизни целой группы.

Если у вас дома кормление похоже шоу с плясками и песнями, если вы кормитесь под телевизор, позволяете ребёнку играть с едой и проводить за обедом по часу, даже когда все уже поели и ушли из-за стола - этот цирк надо прекращать. Причём срочно. Особенно важно донести до ребёнка несколько моментов: нельзя требовать себе лучшие куски (а то потом будут конфликты в садике по поводу «хочу вот тот стакан компота, а не этот»). Нельзя баловаться с едой – кидать на пол хлеб, стучать ложкой по супу, поднимая брызги. Нельзя устраивать привередливые скандалы «фу, манная каша, я не люблю манную кашу, дайте мне котлету!» Негоже, когда умный Петечка кушает котлетку, а глупые родители – манную кашу. И, кстати, обратите внимание на влияние бабушек, так как именно они, стремясь, чтобы внучок хоть что-то съел, стараются приготовить штук пять вкусных блюд на выбор капризуле.

Пусть ребёнок умеет, хотя бы и не очень аккуратно, есть сам. Приучите его есть ложкой более ли менее быстро жидкую пищу. Если с макаронами или котлеткой ваш (ваша) кроха справится и руками, то в случае с пюре или жидкой кашей малыш может остаться голодным. Поэтому лучше оговорите с воспитательницей использование фартучков, но пусть дитё пытается есть само.

Туалетный навык – это головная боль многих мам малышей двух с половиной-четырёх лет. Если в яслях детей высаживают скопом через каждые полчаса-час, отчего они быстро приучаются к горшку, независимо, умели ли они это до яслей, то детки постарше должны сами контролировать свои позывы. Им напомнят перед прогулкой и перед сном, не чаще. Поэтому навык пользования горшком надо закрепить заранее. Учтите, что в России категорически запрещено пользоваться одноразовыми подгузниками даже во время прогулок. Исключение – специальные заведения для детей с отклонениями в развитии.

В детском садике многие дети приучаются к горшку по стадному принципу. Но если ваш ребёнок общительный и активный, может оказаться, что он за компанию отправится в туалет, чтобы там весело побаловаться, пока остальные сосредоточенно пыхтят на горшках. И когда все оттуда выйдут, пойдёт вместе со всеми, даже не вспомнив, зачем сюда приходил. Зато когда все оденутся в зимние комбинезоны и выйдут на улицу, вашему малышу «приспичит». Именно поэтому надо выработать условный рефлекс, что перед каждым выходом на улицу и сном ребёнок обязательно садится на горшок. Даже если не хочет, на всякий случай.

Если же произошёл конфуз, пусть ребёнок привыкнет обращаться к взрослому человеку за помощью. Не вы должны отлавливать трёхлетку по квартире, проверяя сухость трусов, а он сам почувствовать, что стало неприятно и попросить помощи. Это же касается слетевшей туфельки или не надетых варежек. Воспитательница зачастую не в состоянии уследить, у всех ли детей надеты варежки. Пусть ребёнок, если не умеет надевать сам, умеет обратиться и хотя бы жестом показать, что ему надо.

Вам надо приучить ребёнка ходить в той форме одежды, которая принята в садике. Признаюсь, мне стоило немалых усилий заставить сына надевать шорты на колготки. Он не понимал (и правильно делал!), зачем усложнять себе жизнь. Но ребёнок, идущий в детсад, должен уметь хотя бы минимально себя обслуживать. То есть, развязать и снять шапочку, расстегнуть молнию на куртке. Снять и надеть до и после туалета трусы, колготки и шортики. Девочке, казалось бы, проще, но вам тогда надо приучить дочь придерживать юбку в туалете, так как детсадовский туалет всё же не стерилен.

Исходя из этого, заранее закупите подходящий гардероб для садика: легко снимаемые маечки, водолазки с легко растягивающимся воротом, шортики и штанишки (или юбочки девочкам) на резинках. Брючки с грудкой, штаны подтяжках или молнии исключены, так как ребёнку с ними трудно справиться. Юбки предпочтительнее платьев. Переодеть только рубашечку или только юбочку проще, чем всё платье. К тому же перед прогулкой у воспитателя может не хватить времени и сил переодевать полностью вашу дочь, и зимние штаны будут надеты прямо на платье.

Если слетел сандалик, пусть ребёнок сам справится с проблемой. Поэтому купите сандалики на липучке и научите ребёнка самого застёгивать. Ребёнок в 2 года и 3-5 месяцев это уже сможет самостоятельно делать, проверено опытом как минимум тридцати детей моих знакомых. В зимний период  по тому же принципу предпочтительнее сапожки или валенки, а также ботиночки на липучках, но не на шнуровке. Заодно уточню, что на зиму лучше покупать раздельный комбинезон: штаны+куртка, а не слитный.

Обычно ребёнка одевают почти полностью и ставят в коридор ожидать, когда оденут остальных. Как правило, дети будут стоять, куда поставили, а начнут прыгать и веселиться, отчего вспотеют. В расстёгнутой куртке не так жарко, как в сплошном комбинезоне. Не стоит специально для садика покупать курточку или ботиночки и беречь, не надевая на малыша, вплоть до начала посещения ДОУ. Нужно чтобы ребёнок хорошо знал свою одежду.

Выделите малышу дома в коридоре особое место, куда он будет складывать уличную одежду. Поймите, что воспитателю часто просто некогда заниматься тем, что бегать за каждым ребёнком и следить, куда зашвырнули шапку, и куда попал носок. Лучше пусть будет ещё до садика усвоено – всю верхнюю одежду надо класть в одно место. На всякий случай закрепите по максимуму всё, что можно потерять:  варежки – на верёвочки, шарфик пришейте сзади воротника куртки. Как ни странно, дети, не привыкшие к тому, что варежки болтаются в рукавах на верёвочках, часто протестуют против такого положения вещей. Не забудьте нашить на одежду ребёнка этикетки с именем и фамилией, чтобы воспитательница не гадала, кто это бросил кофточку, и чьи это штанишки.

Старайтесь, чтобы одежда была удобная и немаркая. Дети часто не любят водолазки с горлышком. Однако зимой лучше надевать водолазки именно с горлышком, так как на детях одежда находится в вечном движении – то шапка на одном ухе, то шарф развязался, то куртка расстегнулась. Шапочки должны закрывать ушки и быть на крепких завязках. А вот капюшоны у курток лучше сразу отстегнуть, так как со стремлением активного ребёнка постоянно носиться, капюшон могут вырвать «с мясом».

Не забудьте, что в детский сад потребуется отнести смену белья на случай, если что-то испачкается. И хотя бы раз в неделю такой случай будет, готовьтесь. Ни одна воспитательница не станет педантично, как вы, следить, чтобы ваше дитё не садилось на землю, не плюхалось пузом в песок и не прижимало к груди извазюканную машинку. Если у вас нет комплекса Ухти-Тухти, и вы не готовы проводить каждую ночь, застирывая одежду, купите побольше колготок, шортиков и рубашек. Причём лучше – тёмных, хотя и не мрачных цветов. Или разноцветную одежду, так как пятна от компота и краски на редкость стойкие. Делюсь наблюдением: штаны лучше покупать вельветовые, к ним меньше грязь пристаёт.

Заранее приучите ребёнка, что жизнь в коллективе – не то же самое, что дома. Надо уметь не лезть, чуть чего, в драку, но и не давать себя в обиду. Этому хорошо учит обычная детская площадка, где в песочнице дети учатся разрешать первые конфликты. Приучите ребёнка, что мама не всегда по первому зову прибегает выручать. Очень сложно, но крайне необходимо научить ребёнка делиться игрушками, а также различать своё и чужое. Понятно, что без эксцессов тут не обойтись, но лучше, если ребёнок поймёт, что чужие вещи нельзя себе присваивать и пытаться отобрать силой у соседа по песочнице или утаскивать домой из садика. Особенно сложно научить этому года в 2, когда понятия своё и чужое ещё не столь очевидны.

Многим вещам вашего малыша (малышку) научат в садике, но лучше, если основы заложат мама и папа. Например, пусть до автоматизма будет доведено правило: после туалета надо обязательно помыть руки. Воспитатель не станет ходить хвостом за каждым малышом и следить, чтобы он это не забыл.

Чтобы адаптация прошла легче, советую ещё несколько хитростей. Во-первых, обговорите с воспитательницей, чтобы ребёнок мог брать из дома свою любимую игрушку. Если ребёнок воспринимает садик как чуждую атмосферу, то любимая игрушка в руках или под боком поможет ему привыкнуть к новому месту. Заранее купите штуки три-четыре одинаковые игрушки, так как в садике игрушку могут порвать, потерять или очень сильно испачкать.

Ещё один «трюк» - купите заранее для детского садика несколько игрушек, аналогичных домашним игрушкам вашего ребёнка (Не одинаковых!!!). То есть, у вас дома – красная машинка, а в садик вы относите такую же, но жёлтую.  У вас дома зелёный самолёт с жёлтой крышей, для садика купите зелёный с красной крышей и т.д.  Конечно, не показываете заранее ребёнку игрушки-дубликаты.

Некоторым детям с нестабильной психикой проще начать играть с игрушкой, аналогичной домашней. Это создаёт некое ощущение, что хотя всё новое, но не настолько, чтобы испугаться. Вот и игрушки почти такие же, как дома. Значит, и жизнь здесь будет почти такая же, нечего бояться.

Кстати, если ваш ребёнок очень застенчивый, то постарайтесь договориться с другими мамочками с вашей детской площадки или двора, чтобы в одну группу пошло несколько знакомых ещё до садика детей. Во-первых, дети легче вольются в коллектив, во-вторых, вы сможете, в случае проблемы, заменить друг друга – приводить и забирать детей поочерёдно.

Рудова А.С., психолог, дефектолог, генеральный директор центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры, директор детский студии инновационного развития "Арлекин" (Саратов).
Данный текст является частью серии статей, вошедших в сборник по результатам семинара "Адаптация детей к школе и деткому саду", перепечатка и воспроизведение отрывков и целого текста разрешается только после согласования с автором!
Категория: Малыши-крепыши | Добавил: Razvivalkina (15.04.2009) | Автор: Рудова А.С E
Просмотров: 1593 | Рейтинг: 4.7/3
Меню сайта
Категории раздела
Совсем крохи [17]
Вопросы развития, воспитания и обучения детей от 0 до 3 лет.
Малыши-крепыши [13]
Вопросы развития, воспитания и обучения детей от 3 до 5 лет)
Ребята -дошколята [4]
вопросы воспитания и подготовки к школе детей 5,5-7 лет
Школьные годы чудесные [2]
вопросы воспитания, обучения и развития детей от 7 до 12 лет
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0