Четверг, 25.04.2024, 18:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Выбираем курсы подготовки к школе.

Помните популярную песенку: ” к десяти прибавить два, по  слогам читать слова учат в школе, учат в школе, учат в школе...”

Однако современная программа обучения в школе построена так, что если ребёнок ещё до школы не научился выполнять математические действия и сносно читать, хорошей успеваемости ждать не приходится. Во многих школах, несмотря на строжайший запрет, сохранилось тестирование будущих первоклашек, где систему знаний детей проверяют на соответствие неким особым требованиям.

К сожалению, программа детских садов не учитывает новые требования школ, поэтому родителям следует заранее позаботиться о подготовительных курсах.  И вот тут встаёт вопрос – куда отдать ребёнка? Как не ошибиться в выборе курсов?

Курсы при школах.

Эти курсы стоят от 850 до 2000 руб. в месяц. Занятия  идут два раза в неделю по 2,5- часа подряд или 3 раза по полтора часа. В группе, как правило, 20-25 детей.

Честно скажу, что в своём большинстве эти курсы больше похожи на «дрессировку», где детей буквально натаскивают на выполнение определённых заданий. С одной стороны, это даёт определённую уверенность, что ребёнок блестящее выполнит тестирование для приёма в 1 класс именно в этой школе. С другой - на таком багаже дети успешно проходят только первый класс. Затем  успехи меркнут, залог успешного обучения  - это  способность и желание ребёнка самостоятельно извлекать информацию, анализировать факты и делать выводы, а на предварительных курсах при школах мало развивают логику, аналитические способности и творческое мышление.

Но не нужно во всём винить школу.  Полноценное логическое мышление невозможно эффективно развивать в группах из 20 детей. В большой группе педагог работает «на поток», т.е. не имеет возможности подобрать индивидуальный подход к детям, выяснить личные «слабости». Получится, что основная нагрузка ляжет все равно на родителей – всё недопонятое придётся проходить дома с мамой.

Степень отвлекаемости на таких занятиях очень высока, потому что пяти-шестилетние дети не могут высидеть по 2,5 часа подряд. Поэтому будьте готовы, что вас могут проинформировать, что «ваш ребёнок срывает занятия, отвлекает детей, не слушает педагога и тому подобное, поэтому приструните его, иначе мы будем вынуждены отчислить…». 

Малышам пяти-шести лет, по моему однозначному мнению, подходит только игровая форма занятий. Игровая форма – это не тогда, когда мальчики считают зайчиков, а девочки-белочек, а когда знания получают в форме активной игры. Ту же самую математику можно учить, сбивая кегли или кидая мяч. Дети должны начинать с 10 минут за партой – не больше, постепенно время пребывания за партой увеличивается, и только спустя полгода можно ожидать, что ребёнок высидит за столом минут 30-35. Но на пришкольных курсах для игровой формы обучения нет условий – занятия проводятся в школьных классах, где не попрыгаешь. 

Но у посещения подготовительных курсов при школе есть и плюсы. Если ребёнок трудно сходится с коллективом, то именно здесь он заранее познакомится с будущими одноклассниками. Тогда одна из проблем первого класса – поиск своего места в  социуме– будет решена досрочно.

Если курс ведёт именно будущий  первый учитель, то будет великолепно, если удастся заранее наладить хорошие отношения, тогда учиться ребёнку будет гораздо легче, ведь этап адаптации и притирания к требованиям учителя пройдёт ещё до школы. Но если отношения не сложатся,  то будьте готовы к тому, что ребёнка “завалят”  на вступительном собеседовании. Посудите сами: если ребёнок ещё на подготовительных курсах создавал проблемы, особенно дисциплинарно-поведенческого характера, то учитель, скорее всего, посодействует тому, чтобы этот ребёнок не попал в эту школу.

Очень многие относятся к пришколной подготовке именно как к гарантии поступления. Я даже слышала мнение завуча одной престижной гимназии, что эти курсы – завуалированная форма взяток. Но опыт рекомендует не рассматривать курсы подготовки при школах как гарантию поступления в первый класс.

В школу, что недалеко от моего дома, в прошлом году рвались определить своих детей все окрестные родители. Были набраны 2 группы по 27 человек (!) обычных детей и 1 коррекционную группу (22 ребёнка). При этом по планам через год планировалось набирать только 2 класса по 25 человек. Изначально нетрудно было подсчитать, что даже если не примут никого со стороны (а это маловероятно), то и в таком случае все ученики пришкольной «подготовишки» в эту школу не пройдут. Элементарная математика, друзья.

Так и вышло, с курсов «подготовишки» при школе в эту школу прошло только… 35% детей!

Курсы при коммерческих детских клубах и студиях

Курсы при коммерческих детских клубах и студиях ориентированы на детей, не посещающих детсад, а также на родителей, имеющих доход не ниже среднего. Стоимость курсов в коммерческих детских студиях и клубах составляла в 2008 году от 2500 до 4.000 рублей в месяц.

В этих учреждениях ребёнок получит опыт социализации, там будут яркие интересные пособия. Такие курсы могут как реально заложить основы успешного обучения в школе, так и наградить поверхностными бессистемными знаниями по принципу «всюду понемножку».

Обязательно проверьте, записано ли в уставе студии право на развивающую или просветительскую деятельность.  Часто в погоне за прибылью, подготовительные курсы

набираются организациями, имеющими право только на проведение развлекательных мероприятий. Не имея личного штата педагогов, они привлекают людей со стороны. Вас должно насторожить, если в клубе козыряют, что курсы ведёт профессор кафедры педуниверситета. Педобразование – не главный ориентир в данной области. Действующие педагоги и вчерашние выпускники педагогических ВУЗов часто не умеют находить индивидуальный подход, не могут гибко работать с программой обучения, а также не представляют, что действительно требуется знать и уметь ребёнку для успешного обучения в первом классе.

Многие частные студии проводят занятия в залах для развлечений, где установлены горки, бассейны с шариками и спортивные тренажёры. Обладает ли ваш ребёнок достаточной силой воли, чтобы не сорваться на горку?  С другой стороны, если вам демонстрируют практически класс с мини-партами и доской – тоже есть повод задуматься. Развивать усидчивость, конечно, придётся, только в какой форме это будет проводиться – немаловажно. А за партой ваш ребёнок ещё и в школе насидится.

Чтобы оправдать высокую стоимость курсов, часто в программу подготовки к школе вводятся абсолютно лишние элементы, например, групповые занятия с психологом или обязательное обучение английскому языку.  С психологом не может быть групповых занятий, а английский совсем даже не нужен ребёнку 6 лет для поступления в нормальную школу. Если же вы выбрали супер-элитарную школу с усиленным изучением английского, лучше нанять репетитора по английскому, потому что в группе из 10 человек (обычное число детей на курсах подготовки к школе при частных детских клубах) эффективное обучение языку невозможно.

Курсы при домах учителя или домах творчества.

Курсы при разных домах учителя или в домах творчества наиболее демократичны по ценам – 750-1000 рублей в месяц. Но имеются три минуса - большие группы (по 20-25 детей), отсутствие индивидуального подхода и не всегда высокий уровень даваемых знаний. Дешевизна курсов часто компенсируется тем, что в случае пропуска занятий или болезни вам никто деньги не вернёт. Если ваш ребёнок часто болеет, то вам не удастся сэкономить.

Также эти курсы редко имеют собственную методологическую платформу, не изготавливают собственные пособия, а всё необходимое, от рабочих пособий до фломастеров вам придётся покупать самостоятельно, что также в реальном отражении поднимет цену курсов рублей на 250-300 в месяц.

Вас насторожить, если родителей не пускают на занятие, а ребёнок не может чётко сформулировать, что делали. Проверьте, есть ли у курсов программа, или же занятия проводятся бессистемно.

Лично я считаю, что на подобные курсы можно идти, только если у вас уже есть положительные отзывы мамочек, чьи дети уже ходили на курсы именно в этот место и именно к этому педагогу.  В любом случае, надо понимать, что наиболее квалифицированные педагоги и авторы методических разработок не станут работать на дешёвых курсах.  

Курсы при некоммерческих студиях или центрах развития.

Наиболее интересный вариант – это курсы при некоммерческих студиях и центрах развития. Цены там не самые высокие, хотя и не низкие. По ценам 2008 года: от 1800 рублей до 2500 рублей.  Причём гораздо выгоднее, когда стоимость курса приближена к высшей границе, зато организаторы курса берут на себя полностью закупку всех пособий и материалов. Поверьте опыту, для организации нормального рабочего процесса (бумага для распечатки пособий, тетради, альбомы, ручки, фломастеры, краски, пособия по математике, чтению, логике и т.д.) уходит минимум 450 рублей в месяц на каждого ребёнка.

Плюс некоммерческих организаций в том, что в группах бывает не более 12 детей, а если поискать, то можно найти детский клуб, где в будут заниматься с мини-группами по 6-8 человек. Многие некоммерческие организации по роду своей деятельности связаны с различными культурными учреждениями, поэтому они  в рамках обучения водят детей на тематические выставки.

Хотя стоимость курса в таких студиях не всегда демократична, но это того стоит. Именно курсы подготовки к школе при развивающих центрах и детских некоммерческих студиях дают наивысший уровень подготовки к школе. Эти организации относятся очень трепетно к своей репутации, поэтому подбирают внимательно педагогов, следят за уровнем обучения детей. На базе таких организаций проводится научная работа в области педагогики и психологии, поэтому  они предложат вашему ребёнку творческий подход к  обучению, что ценно. Часто некоммерческие детские студии имеют собственные прогрессивные методики, самостоятельно изготавливают уникальные пособия.

Если ребёнок имеет личные особенности (например, проблемы со зрением или непоседливость), то курсы при некоммерческих студиях станут для вас единственным доступным способом подготовить ребёнка к школе. Правда, придётся поискать. Например, в Саратове только в студии «Арлекин» имеются специальные группы для гиперактивных и неспокойных детей, для детей с недостаточной концентрацией внимания и низким уровнем развития экспрессивной речи.  Чтобы подготовить к школе этих детишек, в студии «Арлекин» разработали специализированную обучающую программу, основанную на чередование подвижных заданий с пассивными. Для обучения чтению адаптирована система складового чтения Зайцева, для постановки руки в студии изготавливаются особые прописи,  применяется специализированная система тренировки зрительного и слухового сосредоточения. Опытные педагоги помогают детям повысить уровень внимательности и предлагают особенные задания на преодоление дефицита внимания и развитие логического мышления.

Часто, видя, насколько насыщена программа «Подготовишки», у родителей возникает вопрос, а не будет ли ребёнку скучно в школе? Опираясь на опыт, скажу: нет, не будет. Ни одни курсы за 3-4 часа в неделю не в состоянии заменить полностью школьное обучение.

Единоличные занятия с репетиторами.

Единоличные занятия с репетиторами при подготовке к школе – хороший вариант, если у вашего ребёнка «рваная» система знаний.  Например, ребёнок посещал отличный детский сад, но у него рука недостаточно готова к школьным нагрузкам по чистописанию. Серия индивидуальных занятий с репетитором поможет преодолеть эту проблему.

Но если ваш ребёнок «недетсадовский», и он всё время проводил с бабушками и мамой - ему абсолютно не подходит индивидуальная форма обучения. Единоличные занятия не научат ребёнка взаимоотношениям с другими детьми, а это – один из самых важных пластов дошкольной подготовки. И в школе ребёнок столкнется с неожиданными проблемами: как попросить Мишу дать ему простой карандаш? Как использовать вдвоём одну книгу? Как подготовить совместное групповое задание? Как спросить, если что-то не расслышал? Как не отвлечься на Васю (у него новый ранец), Таню (у неё красивый ластик), на Даню и Борю (они о чём-то болтают).

Плохо, что во время занятий с репетитором у ребёнка часто появляется ошибочно упрощённое мнение об учёбе в школе. Занятия «на дому» не имеют полуказёной обстановки, которая создаётся в официальных учреждениях, и ребёнок не приучается заранее следить за своим поведением. Учитель тётя Люся – она совсем «своя», с ней после занятия мама остаётся попить чай и поболтать о жизни. И тёплое отношение к тёте Люся, которая не смогла изначально дистанцироваться и выстроить систему учитель-ученик, потом ошибочно переноситься на педагога в школе. Но если тётя Люся находила 20 способов объяснить сложную тему, то учительница в школе не станет тормозить преподавание из-за одного непонятливого ребёнка.

К тому же, занимаясь индивидуально, ребёнок привыкает быть в центре внимания.  Дома он имел возможность отвечать на вопрос сразу же, а в школе требуется соблюсти целый ряд обязательных требований: поднять руку, дождаться, когда спросят, не влезать в ответ другого ученика, даже если тот отвечает неправильно. Одновременно в классе ребёнок оказывается в стрессовой ситуации, потому что видит, что существует много детей, которые быстрее его решают, лучше пишут, красивее рассказывают стихи, а потому чаще получают одобрение.

Поэтому постарайтесь, избирая индивидуальную подготовку к школе, отдавать к тому репетитору, у которого собираются мини-группы – хотя бы 3 ребёнка. Там ребёнок сможет почувствовать, что такое обучение в коллективе.

Домашнее обучение.

Часто бывает, что бабушка объявляет: «Не за чем платить кому-то! Я сижу дома, и вполне могу сама подготовить любимого внука к школе.  Как-никак у меня высшее образование, да и что там сложного». Сомнительная экономия, скажу честно.

Каждый год в марте-апреле ко мне в панике обращается не менее 5 семей, которые надеялись на детский сад, бабушку или собственные силы, а теперь, накануне школы, вдруг прозрели: дитё читать не умеет! Цифры путает! Говорить правильно не может! В простейшем логическом задании путается!

Вот несколько примеров прошедшей весны:  Маша, 7 лет, выучили с бабушкой алфавит, а читать не получается. М-А-М-А никак не сложатся  в МАМА.  Марина, ей почти 6 лет - бегло читает, неплохо говорит по-английски, но не может найти одинаковые фигуры, убрать лишний предмет из ряда, и совсем не понимает, как пройти лабиринт или собрать паззл из 4 (!) деталей. Костя в свои 6,5 лет свободно читает и неплохо выполняет логические задания, но ножницы и кисточку впервые взял в руки только в студии, и совсем не умеет рассказать, что видит на картинке.

Ребёнок должен развиваться гармонично. Важно не только умение читать, считать и писать, но и способность к свободному творческому мышлению, умение пользоваться полученными знаниями, применять их повседневно. Не менее, чем умение складывать и вычитать, ребёнку нужно владение художественными навыками, знание основ безопасности и красивая речь. Обидно, когда ребёнок имеет 5 по математике и русскому, но два по пению и три по рисованию.

Поэтому, прежде чем взяться за это дело, оцените, сможете ли вы самостоятельно составить целостную систему обучения. И подумайте, найдётся ли у вас терпение и время, чтобы проводить ежедневные занятия. Ведь вам придётся не только ежедневно заниматься с ребёнком как минимум полчаса, но и потратить около часа на подготовку к занятию: составление плана, подготовку пособий.

Но если ребёнок не воспринимает вас всерьёз, а  вы не можете не хвататься за голову и не орать каждые 10 минут «какой ты бестолковый» - задайтесь вопросом,  не пора ли поискать какие-нибудь курсы. Причём делать это нужно заранее, ещё летом, так как уже к середине сентября найти свободное место на курсах, которые ведут хорошие педагоги, вам вряд ли удастся.

Рудова А.С., дефектолог, психолог, автор методики подготовки к школе детей с синдромом гиперактивности, педагог курса «Подготовишка» при детской студии инновационного развития «Арлекин».

апрель 2008 г.
Данный материал частично был опубликован в ряде журналов, поэтому перепечатка и воспроизведение данного материала и его отрывков возможно только при приведении полной ссылки на данный источник или согласования с автором.
 

 

 
Категория: Ребята -дошколята | Добавил: Razvivalkina (14.04.2009) | Автор: Рудова А.С. E
Просмотров: 3990 | Рейтинг: 4.5/6
Меню сайта
Категории раздела
Совсем крохи [17]
Вопросы развития, воспитания и обучения детей от 0 до 3 лет.
Малыши-крепыши [13]
Вопросы развития, воспитания и обучения детей от 3 до 5 лет)
Ребята -дошколята [4]
вопросы воспитания и подготовки к школе детей 5,5-7 лет
Школьные годы чудесные [2]
вопросы воспитания, обучения и развития детей от 7 до 12 лет
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0