В настоящее время общепризнанно, что это нарушение развития не психогенно, а обусловлено особой биологической дефицитарностью ребенка. Курс «Сирена», разработанный в детской студии инновационного развития «Арлекин» (Саратов), является курсом прогрессивной интенсификации работы мозга посредством воздействия на слуховые, обонятельные и осязательные рецепторы.
Этот курс объединяет в себе преимущества ароматерапии, музтерапии и пескотерапии.
Что такое пескотерапия, и чем она замечательна.
Приведём пример:
Педагог начинает игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка. За ним повторяет ребенок. Взрослый рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло песка. Когда я шевелю пальцами, я чувствую маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Теперь, получив образец рассказа, ребенок попробует сам описать свои чувства. Если же не может (не умеет) составлять фразы, педагог помогает ребёнку, задавая ему вопросы, и пытаясь получить хотя бы простой кивок «да» или «нет». Затем, взрослый переворачивает свои руки вверх ладонями и снова описывает свои ощущения. Постепенно задания усложняются. Каждому ребёнку разрабатывается особая система заданий, направленная на направление коррекционной работы – логические задания, сенсорные, речевая нагрузка и т.д.
Например,
· скользить по поверхности песка как змейка или как машина;
· пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
· оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней,
· создать узоры и рисунки- солнышко, бабочка, буква А или целое слово…;
· «пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
· просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка;
· разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы
· Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам
· Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
· Выложить фишками геометрическую фигуру.
· Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.
Пескотерапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что проэктивные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.
Сама по себе пескотерапия очень прогрессивна, а если её ещё и усилить ароматерапией и музтерапией…
Представьте, что занятия с песком проводятся под звучание особо подобранных музыкальных отрывков (мы часть музыки получили на различных курсах профподготовки, а часть – записали самостоятельно. Причём для каждого вида деятельности и заболевания мы подбираем индивидуальный музыкальный фон. Ведь кому-то надо стимулировать одни функции мозга, кому-то – иные.
Действенность музтерапии научно доказана, так как определено, что колебания звуковых волн, создаваемые определёнными сочетаниями звуков разных музыкальных инструментов, мелодиями, вызывают ответный резонанс в мозге человека, что влияет на ряд мозговых функций и помогает при лечении широкого спектра заболеваний.
Музыкальные произведения имеют сложную волновую природу и представляют из себя сложный калейдоскоп частот, амплитуд, затрагивающих различные анализаторные системы. Возникающие реакции слуховой адаптации активно влияют на психоэмоциональное состояние человека. Смена эмоционально составляющей всегда приводит к определенным гормональным и биохимическим изменениям, которые начинают оказывать влияние на работу организма и, что нас интересует в первую очередь, активизирую работу мозга.
Если ребёнок особенно чувствителен к звукам, что часто встречается при аутизме, то проводится выборочная стимуляция – низкочастотными или наоборот высокочастотными звуковыми волнами. Также мы применяем звуки природы и звуки голоса самого ребёнка.
Наверное, первыми методику прослушивания ребёнком собственного голоса применили в ОЦРДП "Парус Надежды” (Областной Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями, г.Воронеж). В Студии "Арлекин" специалисты развили эту методику.
В качестве вспомогательных технических средств мы используем компьютерные программы, обеспечивающие запись и воспроизведение звуков, микрофон, систему караоке. Ребёнок находится в вольной игре или игре с педагогом. Записываются речь и звуки, произносимые детьми в процессе свободной игры без вмешательства терапевта. Если ребёнок не склонен к произнесению звуков и слов, то с помощью стимульного материала и пособий производятся совместные действия с дефектологом, при этом используется скрытый микорфон. Фразовая речь, отдельные слова, звуки фиксируются на носитель, обрабатываются, и создаётся небольшая запись из того, что сказал и произнёс ребёнок. Полученная информация воспроизводится ребенку в процессе следующих занятий, по мере накопления звуковой библиотеки записи компилируются, объединяются в новых вариантах. На последующих занятиях звуки голоса ребёнка смешиваются с музыкальными отрывками, специально подобранными мелодиями, звуками окружающей среды (звуки природы, техники). Замечу, что реакции на свой собственный голос отличается в зависимости от клинического состояния ребёнка:
1. Полное игнорирование предъявляемого материала. Продолжались стереотипные действия и отстранённое поведение ребенка.
2. Дети узнавали собственный голос и реагировали эмоционально (улыбались, смеялись) и искали источник звуков. При этом стимулированная реакция включалась в стереотипное поведение.
3. Дети не только узнавали свой голос, они именно слушали свою речь. Они могли просить многократно повторить воспроизведение..
Было отмечено, что с течением времени (как правило, на 5-6 занятии), изменялось отношение к процессу звукозаписи и реакция на воспроизведение собственного голоса. Дети, ранее не проявлявшие интереса и игнорировавшие звуковоспроизведение, начинали слышать свой голос, замирали, прислушивались. В это время стереотипные действия заметно ослабевали.
Именно тогда легче удавалось обратить их внимание на стимульный материал, включить их руки, тело в совместные с терапевтом манипуляции. Снижалась тревожность при знакомстве с новыми, неизвестными предметами. Аутисты, ранее интересовавшиеся только самим процессом записи и реагирующие на свои звуки и слова однотипно, начинали включаться в сам процесс записи (специально говорить в микрофон, нажимать клавишу записи). Когда к собственноиздаваемым звукам добавлялись дополнительны - звуки природы, техники - дети начинали оучше работать со стимульным материалом, улучшалось узнавание предметов и моменты классификации. Отметим, что на таких занятиях проще происходило подключение специалиста к работе, чем в обычной обстановке.
Дети с наиболее развитым интеллектом и речью быстро включались в процесс работы с микрофоном. Отметим, что они быстро запоминали те слова и стихи, которые проговаривали сами. Тут причина лежит в эхолалии - воспроизведении ребёнком отдельных фраз, которые он запомнил и выбелил в речи других детей. Тут же ребёнок мог повторять ЗА СОБОЙ. Обыгрывание различных сказок, историй, жизненных ситуаций вместе с педагогом достигалось свободней, легче и заинтересованней.
Кроме музыкального фона на занятиях курса "Сирена" ребёнка окружает аромат.
Ароматерапия – один из самых древних видов восточной терапии. Слизистая оболочка носа содержит около 100 миллионов нервных клеток. От нервных клеток на слизистой оболочке носа нервные импульсы в ответ на раздражения рецепторов очень быстро поступают в мозг. Запах как раздражитель действует практически мгновенно, так как информация о нем поступает непосредственно в мозг, минуя сознание. Только прямые физические воздействия (типа удара или ожога) могут быть восприняты быстрее. Аутичный ребёнок, который может в обычном случае отгородиться от внешнего воздействия – не давать до себя дотронуться, закрывать уши от звуков, отказываться брать в руки пособия занятий, не может чисто биологически блокировать проникновение запахов и исключить их влияние на мозг.
Заметим, что рядом с обонятельным центром в коре больших полушарий располагается лимбическая система мозга, которая управляет всеми эмоциями человека, творчеством, памятью, а также вегетативными функциями организма (кровообращение, пищеварение, дыхание, выделение гормонов). Острота обоняния гаснет через 10-15 минут после контакта с пахучим веществом, его действие на этом не заканчивается. Ведь нервные клетки выделяют ряд веществ — нейрохимических регуляторов (адреналина, норадреналина, энцефалина и др.), а они продолжают действовать еще некоторое время (до 3 часов после сеанса ароматерапии)..
Принцип действия эфирных масел связывают с их способностью модифицировать электромагнитное поле человека. Этим объясняют способность ароматических веществ влиять на функционирование нервной системы, гормональный статус организма человека.
Биологический смысл ароматерапии состоит в том, что организм в прямом понимании слова, никто не лечит. Нет никаких чужеродных химических вмешательств, внешних воздействий. Организм получает только легкий «толчок», эфирные масла действительно «будят» в клетках тканей те защитные механизмы, которые генетически заложены в них за века эволюции, а в настоящее время «задремали» за ненадобностью. При этом нельзя говорить, что мы воздействуем только на обоняние и через него на мозг. У эфирных масел сфера влияния шире: благодаря обильной сети капилляров дыхательных путей и альвеол легких обеспечивается быстрое всасывание эфирных масел в кровь Получив информацию, что в организме что-то нарушено, в клетках тканей запускается реакция мобилизации защитной системы.
Беря во внимание тот факт, что аутизм характеризуется такими симптомами как тревожность и беспокойство, применение ароматерапии в данном случае направлено на устранение этих симптомов (успокаивающее действие, развитие чувства самоуважения и чувства собственного достоинства).
Для успокоения и снятия мышечного напряжения используется эфирное масло лаванды, для уменьшения двигательных стереотипов – эфирное масло иланг-иланг и чайное дерево в смеси с грейпфрутом. Эфирное масло кедра используется для активизации умственных способностей, снятия возбуждения и борьбы с приступами агрессивности. Эфирное масло ветивера помогает при проведении поведенческой коррекции, так как при постоянном применении помогает детям научиться контролировать эмоции. Это эфирное масло и соединения на его основе показали наиболее высокую эффективность при занятиях с детьми с аутизмом и аутоподобным поведением, так как ветивера стимулирует отделы мозга, отвечающие за гормоны и эмоции.
Преимущество ароматерапии в том, что один и тот же препарат воздействует сразу на несколько очагов: например, аромат можжевельника не только вызывает общую релаксацию, но и стимулирует умственную активность.
Известно, что чайное дерево является мощным стимулятором умственной деятельности, а лимон способствует повышению уровня концентрации внимания, и уникальным образом дезинфицирует воздух в помещении. Если использовать ароматы в их правильной последовательности и сочетаниях, можно добиться высоких результатов, как в терапевтическом смысле, так и для общего развития мозга ребёнка.
Обычно при ароматерапии для детей с аутизмом специалисты стараются применять масла в более низкой концентрации, чем при занятиях с обычными детьми. Но проведённые нами исследования показывают неэффективность такой методики. Следует быть осторожными при первых занятиях с применением ароматерапии, например, использовать базовое масло без запаха, не применять изначально очень яркие хвойные и излишне сладкие ароматы.
Соединяя все преимущества ароматерапии, музтерапии и пескотерапии, мы отметили, что методика приносит эффект даже в самых тяжёлых случаях аутистических расстройств. Отношение детей к процессу проявляется в следующей последовательности:
- Поначалу многие дети совершенно не проявляли интереса к тому, что происходит. Дети были трудно доступны эмоциональному контакту, их поведение приближалось к "полевому”. Самое сильное впечатление ребёнок получал от ароматерапии. У ребёнка могли увеличиться попытки облизать воздух, дети начинали принюхиваться и пускать пузыри, как бы пытаясь попробовать аромат на вкус. У многих детей на первых 3-4 занятиях усиливалась увлеченность стереотипными действиями (облизывание предметов, верчение ручек, карандашей, щелканье пальцами).
- Постепенно дети начинали проявлять интерес к самому процессу - манипуляции компьютером, песком, но не понимали смысла занятий. При этом они старались съесть или укусить микрофон, раскидать песок, влезть в песочницу ногами, нажать на клавиши магнитофона, сесть на колени к терапевту. По мере угасания интереса они переключались на свои стереотипные игры.
- При понимании сути процесса реакция детей была разнонаправленной: от попыток спрятаться, уйти с занятия до активного включения с весельем и выражением удовольствия на лице. Если ребёнок начинал проявлять страх и тревогу, педагогу требовалось увеличить количество сеансов для того, чтобы ребёнок перестал сопротивляться новым впечатлениям, и мозг вырвался из круга аутизма.
В целом практически все дети, страдающие аутистическим расстройством, выражали положительную динамику при проведении с ними данной методики. Она проявлялась:
· В том, что ребёнок начинал искать способы коммуникации. Он понимал, что запахи, звуки, прикосновения – это основа общения, и радостно вступал в него в той форме, на которую был способен.
· В ряде случаев отмечена резкая смена поведения детей – дети выходили из «полевого» состояния, постепенно начинали разрешать прикоснуться к ним, лучше ловили зрительный контакт.
· У ребёнка расширялись навыки обращения с предметами, он осваивал новые формы манипуляции с предметами и игрушками,
· Ребёнок становился в целом более эмоционально стабильным,
· В некоторой форме снимались двигательные стереотипы и аутостимуляционные движения;
· Дети раскрывали свои творческие возможности;
· При неоднократном проведении курса «Сирена» набор воспроизводимых ребенком звукосочетаний расширялся, ребёнок начинал заметно лучше строить более сложные фразы, чем до начала курса.
· При прослушивании воспроизведения звуков собственного голоса, дети со звуковой аутостимуляцией делали резкий рывок вперёд, переходя от стимуляционного повторения звуков к их осмысленному воспроизведению
· После постепенной частотной коррекции звуков, в ряде случаев произошла десенсибилизация ребёнка к пугавшим ранее звукам и частотам.
Используя в совокупности ароматерапию, пескотерапию и музтерапию, мы стимулируем сразу: обоняние, осязание, слух, что сказывается положительно на общей работе мозга.
Курс «Сирена», разработанный студией «Арлекин» - это 10-15 занятий (2-3 раза в неделю), после чего необходим перерыв на срок месяц-два. Занятия проводятся индивидуально, длительность занятия 20-30 минут (по нарастающей). До занятия педагог обязательно проводит тестирование ребёнка и определяет круг необходимой коррекции, а также родители заполняют анкету о имеющихся у ребёнка хронических заболеваниях, аллергических реакциях, неврозах.
Курс «Сирена» рекомендуется сочетать с занятиями художественно-эстетической направленности и/или занятиями по стимулированию продуктивного мышления.
Рудова А.С., психолог, дефектолог, генеральный директор центра инновационного развития в области.
(по материалам семинара для родителей и специалистов "Как победить аутизм?", ноябрь 2008 г.)
Копирование и воспроизведение данного материала возможно только после согласования с автором. Полностью статья приведена на диске "материалы конференции "Как победить аутизм". По вопросам приобретения диска обращайтесь в детскую студию инновационного развития "Арлекин" |