Четверг, 25.04.2024, 18:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Полезные активные игры для гиперактивных детей.

Учитывая особенности психомотороного развития детей с СДВГ, необходима комплексная системная коррекция, в том числе и двигательной активности.

Очевидно, что занятия спортом (плавание, виды нетравматичной борьбы и т.п.) оказывают положительное влияние на саморегулирование активности ребёнком. Одновременно тело получает выход энергии, что снимает мышечное напряжение и уменьшает возбудимость.  Однако если нет возможности водить ребёнка в секцию, можно дома заниматься по ряду комплексов различной направленности. Приведём некоторые игры, способствующие снятию напряжения, уменьшению возбудимости и коррекции эмоциональной напряжённости ребёнка, а также игры, помогающие ребёнку научиться саморегуляции.

Комплекс «Кенгуру».

Комплекс направлен на снятие напряжения и успокоение.

  1. отловите ребёнка. Скажите, что будете играть с ним в кенгуру. Вы –мама кенгуру, а он ваш ребёнок, поэтому прижмите его спиной к своему животу и начните прыгать. Кенгуру и кенгурёнку надо допрыгать да гор (дивана), потом – до высоких пальм (до шкафа) и т.д. Обнимая ребёнка, следите, чтобы ваши прыжки были абсолютно синхронными. При этом замедляйте частоту прыжков.
  2. кенгуру и кенгурёнок прячутся в норке. Наступила ночь. Кенгуренок закрывает слушает, как воет ветер. Надо дуть, как ветер, и ловить ветер ладонью, а потом направлять «ветер» в разные стороны.  При этом упражнение строится по принципу вдох-выдох. На выдохе ребёнок еле слышно пропевает-продувает звуки: у, а, о, з, с, ш
  3. ветер надул в ушки, и кенгурёнок растирает свои уши.
  4. а теперь надо затаиться, потому что где-то рядом ходит опасная дикая собака Динго. И кенгурёнок должен лечь на бочок и притвориться мёртвым. При этом надо вообще не шевелиться. Руки и ноги ребёнку надо расслабить, потому что «собака динго» будет щупать и дёргать кенгурёнка, проверяя, не притворяется ли тот.  Родитель трогает и дёргает ребёнка за руки и ноги.
  5. собака Динго ушла, а кенгуру просыпаются. Причёсываются лапкой, умываются лапками (нужно медленно растереть тело).

Комплекс упражнений «макаронины». Цель – снятие напряжения, уменьшение возбуждения.

  1. Ребёнок- макаронина. Длинная и твёрдая. Ребёнок ложится на пол, вытягивается, а взрослый перекладывает «макаронину», перекатывает по полу.
  2. макаронину кидают в воду, которая кипит, поэтому макаронина постепенно размягчается и бурлит в воде. (ребёнок катается по полу).
  3. огонь прикручивают (ребёнок постепенно катается менее интенсивно), а потом выключают (остановка движений.). 
  4. Макаронина мягкая. Лежит кастрюле, теперь сливают воду. Макаронину-ребёнка поднимают  за талию в воздух, ребёнок должен безвольно свисать. Ребёнка потряхивают – стряхивают воду. Потом кладут на тарелку.
  5. взяли вилку и начали накручивать макаронину на вилку (крутите ребёнка вокруг оси на полу) Теперь  макароны поливают кетчупом (накрывают платком) и едят (тыкают пальцем в бока и спину – будто вилкой).

 Комплекс упражнений «черепашки», цель - регуляция двигательной активности.

  1. Все превратились в черепашек. Черепашки медленно идут по кругу. Медленно-медленно.
  2. Вот мимо проехал грузовик – черепашка прячет голову и лапки. Т.е. ребёнок  прячет руки и ноги под телом, а шею втягивает. Грузовики проехал, черепашка начинает распрямляться. Тянет одну лапку в сторону, другую… все лапки, и теперь опять идёт.
  3. пролетает самолёт…
  4. проходят люди… побегает собака.
  5. всё. Черепашка дошла до полянки, где много цветов и солнца. Поэтому черепашка ложится на живот и расслабляется- загорает. Надо закрыть глаза и представить, что солнечный лучик коснулся лапки, другой, щёчки, ножки… (в это время взрослый дотрагивается пером или кисточкой до разных участков тела ребёнка).

 Упражнение-антистресс (успокоение в моменты выброса отрицательной энергии)

Обнимаете крепко ребёнка, прижав его спиной к себе спиной, фиксируете руки крест-накрест на предплечьях. Говорите тихо, низким голосом, напевно:

тик-так, тик-тик,  ходят ходики у нас,

тик-так, тик-так,  наступает тихий час.

Тик-так, тик-тик, смотрит белая луна,

Тик-так, тик-так, как приходит тишина…

При этом раскачиваете тело ребёнка слева направо, крепко удерживая, чтобы он не вырвался.

А потом раздастся – БОМ! (наклоняете ребёнка вперёд или чуть встряхиваете).

И проснётся старый дом.

 

Упражнение-разрядка «Ёжики» для выброса энергии

  1. ёжики бегут на четвереньках как можно быстрее.
  2. При этом хорошо, если есть препятствия -  столы, стулья , игрушки. И тут ёжик видит лисицу – надо прятаться.
  3. ёжики-дети втягивают руки ноги, стараясь свернуться клубочком.
  4. ёжик-хитрюга решил укатиться от лисы – ребёнок катается по полу, перекатываясь спиной из стороны в сторону.
  5. игра повторяется, пока ребёнок не устал. Обычно при высоком темпе игры хватает 4-5 заходов по 1 минуте, чтобы ребёнок уже захотел отдохнуть. 

Ряд игр на развитие эмоциональной составляющей, на коррекцию возбудимости и саморегуляцию:

Игра «Свечки».

Дети показывают, что они-свечки (руки конусом над головой). Свечка зажглась (кисти рук дрожат  над головой. Свечка начала таять (ребёнок медленно оседает на пол)

 

Игра «Снеговики». Дети изображают снеговиков – разводят напряжённые руки, надувают щёки. Потом снеговиков обогревает солнышко и они тают – опускают на пол.

 

Игра «Шарик». Каждый ребёнок изображает воздушный шар, который надувается от движений педагога, а потом вдруг от хлопка руками – лопается и начинает беспорядочно бегать по комнате (это шарик сдувается), и в конце опускается на пол.

 

Игра «Кораблик», «Дерево» и т.п.. Дети – кораблики, их качает волна… сильнее… слабее … Или же дети – деревья, они тянут руки-веки вверх, на дерево налетает ветер сильнее… слабее… сильнее… угаран… у дерева ломаются ветки (руки падают резко вниз и болтаются вдоль тела»  Если вы находитесь на ковре, потом дерево может вообще сломаться – ребёнок падает на пол.

 

Упражнение для расслабления «Муха» и её модификации. Ребёнок должен лежать на полу или сидеть, развалившись, на стуле. Предлагаете ему закрыть глаза и представить  лето, тепло, пляж. Можно включить релаксационную музыку. Потом сообщаете, что ребёнку на щёку села муха, но ему лень шевелиться, и надо согнать муху движением щеки. Вот муха села на нос, лоб, губы, подбородок, плечи, руки, животик…

Аналог – солнечный зайчик коснулся лба, ушей, щёк, век….Снежинка упала на....

 

Упражнение «летим»-«бежим». Дети бегают по залу и изображают то тяжёлый полёт – сильные махи руками, нога идёт всей стопой, то лёгкий полёт – быстрые и лёгкие махи руками, ноги бегут на цыпочках.

Итак, изображаются: орёл, мушка, гриф, летучая мышка, комарик, воробушек….

Аналогично- упражнение на ноги. Идёт большой слон, маленькая мышка, большой динозавр, маленький щеночек….

 

Парные игры.

Парные игры необходимы, чтобы один из детей в игре показывал как бы полупассивную роль, а не выпускал собственную энергию. Обязательное условие игры – дети должны каждый попробовать обе роли.

 

Парное упражнение- насос.

Один ребёнок – насос, другой – мяч. Ребёнок-насос руками покачивает «мяч» и, делая поступательные движения руками, «будто бы «накачивает мяч».  При этом ребёнок -«мяч» должен руками и щеками постепенно показывать, что надувается.

 

Упражнение – Камень.
Один ребёнок – камень. Другой – уставший путник. Ребёнок, изображающий камень сворачивается калачиком на полу, а второй ребёнок идёт мимо и потом садиться рядом, опираясь спиной на «камень». Потом дети меняются ролями. Обратите внимание, опирается ли ребёнок-путник на камень или только немного касается.

 

Упражнение «Слепой», цель - научить взаимодействию детей, наладить коммуникацию.
Одному ребёнку завязывают глаза, а второй берёт его за руку и ведёт по залу, обводя предметы – стулья, препятствия.

 

Упражнение «Скульптор». Цель - научить взаимодействию детей, наладить коммуникацию.
Один ребёнок – глина, другой – скульптор. Скульптор «лепит» из глины, и «глина» должна любую позу принимать. Потом дети меняются ролями. В заключение не забудьте расспросить,  какая из ролей больше понравилась ребёнку и почему.

 

Групповые игры:

Упражнение «пушинки».
Один ребёнок – ведущий, другие – пушинки. Ведущий дует на детей-пушинок, и те, на кого он дует, начинают кружиться и «улетать» в сторону. Совершив три поворота вокруг себя, «пушинка» замирает.
 
Упраженние Нитка и иголка.
Один ребёнок иголка- другие нитка. Один ребёнок руководит движениями всех остальных, которые цепляются за него. Игру можно усложнить, поставив детям на пути цель – кегли, мимо которых надо оббегать, чтобы «сшить» ткань.

Вариант игры – паровозики.

 

Упражнение – «грузчики». Дети встают в круг и как будто передают друг другу по кругу по словам педагога: тяжёлый арбуз, маленькое пёрышко, тяжёлую гирю, книгу, яблоко, снежный ком, ведро с водой….

 

Гусеница. Дети все встают «паровозиком». Они- гусеница. Гусеница всё делает одновременно – например, поднимаются все правые ноги – топ вперёд. Все левые ноги….

 

Телесо-ориентированная игра «ласкушка». Дети поймали солнечный лучик - «ласкушку» и ласково касаются друг друга, передают ласковое движение следующему игроку. Можно играть не в круге, а беспорядочно.
 
Все коллективные игры учат детей прислушиваться к собственным эмоциям и правильно общаться с другими детьми. Это помогает уменьшить неправильные и непродуктивные способы взаимоотношений. Ведь гиперактивные дети очень хотят общаться, совместно играть, но зачастую не могут это делать, так как не умеют найти правильную линию поведения.
 
по результатам конференции, март 2008 г.
Категория: Вечный двигатель - гиперактивный ребёнок. | Добавил: Razvivalkina (01.05.2009) | Автор: Рудова А.С.
Просмотров: 9864 | Рейтинг: 5.0/12
Меню сайта
Категории раздела
Солнечные детки - дети с синдромом Дауна [6]
О развитии, воспитании и обучении детей с синдромом Дауна.
Вечный двигатель - гиперактивный ребёнок. [4]
О развитии, обучении и воспитании детей с гиперкинетическим синдромом и синдромом гиперактивности с дефицитом вниамния и без него.
Задержка развития - это не приговор! [6]
Вопросы воспитания, обучения и коррекции поведения детей с задержкой психического, интеллектуального и речевого развития
Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР [37]
о воспитании и обучении детей с аутизмом и аутоподобным поведением, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы. Информация от Саратовской региональной общественной организации родителей детей с аутизмом "ОСОБЕННЫЙ МИР".
Методики, методы и приёмы коррекционной педагогики. [11]
Статьи и книги по коррекционной педагогике, методам работы с "особыми" детьми.
Проблемы с речью, логопедия [12]
Что делать, если ребёнок плохо говорит.
"Особый" ребёнок у врача, в детсаду, школе и в жизни - правовые и социальные тонкости [20]
Родители "особых" детей должны быть грамотными и юридически подкованными. Здесь вы найдёте полезную информацию: как попасть в школу, как себя вести на ПМПК-комиссии, как защитить права вашего ребёнка.
другие нарушения [5]
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0