MENU
Главная » Статьи » Психология: дела семейные, дела житейские » Семейная психология и здоровье

Бедность как черта характера.
Бедность - очевидная проблема. Большинство людей, считающих что им не хватает денег, полагает, что они бедны потому, что так сложились жизненные обстоятельства. Это типичная позиция Гомо бедникус, не подозревающего, что источник бедности - в нем самом. А, точнее, в его психике. Это означает, что проблема решаема, хотя и не всегда легко и просто, как хотелось бы. А теперь, давайте посмотрим, что такое бедность, откуда она берется в нашей голове, кто нам ее "любезно" прививает и что с этим можно сделать.
Бедность - понятие, существующее в нескольких горизонтах. С одной стороны, это понятие экономическое, с другой - культурное, с третьей - социальное, с четвертой - психологическое. В нашем варианте прочтения будем рассматривать бедность с точки зрения психологии на фоне всех остальных факторов, способствующих столь широкому распространению явления в нашей стране. То есть, будем держать в уме, что понятие бедности даже при рассмотрении его применительно к конкретному человеку во многих случаях абсолютно неотделимо от тех же культурных и социальных, и, в некоторых случаях, и государственных особенностей.
Сразу отметим, что такое многогранное понятие имеет смысл локализовать и рассматривать в первую очередь в рамках определенной культурной и социальной среды. Это очень важно. Соответственно, нашей исходной точкой будет Россия, включая исторические особенности своеобразного пути нашего развития. Исторические корни

С чего начинается Родина?
Перефразируя небезызвестную песню, думается, что для конкретного человека с самого рождения она могла бы начинаться с комфортной для проживания внешней среды и соответствующего отношения родителей. Но, если отношение (в первую очередь имеется в виду наличие любви) родителей до некоторой степени является константой и одним из залогов развития полноценной и здоровой в психологическом плане личности, то понятие комфортности среды более гибкое и может существенно меняться в зависимости от того или иного периода времени. Например, при советской власти понятие комфорта в целом включало в себя социальную защищенность, стабильность, гордость за страну, прогнозируемость, равноправие, единство, доминирование коллективных ценностей над личными, малую значимость денег, уверенность, контроль на всех уровнях и т.д. (не будем рассматривать узкую прослойку первых среди равных, диссидентов и нелегальных предпринимателей) - именно такой для большинства населения была существующая среда, которая, как мало кто сомневался, представляла собой лучшую часть суши. Сейчас среда иная - непрогнозируемость, неравноправие, неуверенность, нестабильность и еще очень много "не", которые для большинства населения являются вполне реальным бытием. Проблема состоит в том, что при советской власти пропаганда была такова, что люди знали лишь ту реальность, которая предлагалась им властью. Сейчас, с развитием интернета и других средств массовой информации можно получать разную информацию. Поэтому значительная часть населения может в полной мере осознавать, что предлагаемый сценарий счастливой жизни легко и непринужденно реализуемый на голубом экране, ну просто никак не соответствует реальному положению дел.
Сразу хочется отметить, что мы ни в какой мере не ностальгируем по стране советов. Она осталась в прошлом - там, где ей самое место и очень жаль, что это не произошло раньше, да и вообще существовало. Просто на этом очевидном и понятном практически для всех примере мы подходим к одному из важных для нашей статьи выводу о необходимости очень важного соответствия - установки родителей, которыми они напитывают своих детей и общественные установки - культурные, социальные и прочие нормы должны как минимум не сильно противоречить друг другу - ведь противоречивые сигналы, как известно, неважно влияют на психику.
В рамках предмета нашего материала про психологию бедности это можно перефразировать следующим образом: один из посылов психологии бедности представляет собой «сувенир» от наших родителей, которые выросли в своей культурной среде, получив свои собственные установки от своих предков.
То есть, процесс воспитания и вообще общения детей и взрослых, в первую очередь родителей, неизменно сопровождается внедрением упределенных установок, правил поведения, которые могут помочь детям максимально комфортно чувствовать себя в этом мире.
Вся беда заключается в том, что, то, чем могли поделиться родители, получившие свои установки при СССР мало пригодно для успешного построения будущего их детей в существующей реальности (опять же будем иметь в виду не всех - кому-то повезло больше, а тех, у кого эта проблема реально присутствует). Кроме того, конечно, не стоит все валить на Советский Союз. Мы берем его за базовый "источник зла" для наглядности и потому что во временном континууме он близко. Если же копнуть поглубже, то мы получим и корни проблемы гораздо глубже. В рамках такого погружения надо бы по-хорошему принять в расчет такие вещи, как установки конкретно нашей - православной религии, крепостное право, которое было отменено только 7-8 поколений назад (представьте, что, возможно, ваши прадеды еще были крепостными - это когда в большей части Европы, если не ошибаюсь, уже в средние века оно было отменено или же значительно смягчилось), слабость демократических институтов в дореволюционной России и так далее. К сожалению, все аспекты проблемы в рамках настоящего материала мы охватить просто не в состоянии.
Насколько значительна проблема установок для будущего конкретного человека? К сожалению, очень и очень значительна. Конечно, кто-то смог перебороть эти посылы, кому-то повезло, но в массе мы имеем то, что имеем.
Кроме того, к установкам, которые сформировались во многом под воздействием внешних факторов, есть смысл присовокупить еще и негативные семейные, или родовые установки, которые могут независимо от существующей "погоды" в обществе, нести в себе как позитивный, так и негативный заряд и, буквально, заряжать той или иной энергией жизнь каждого последующего поколения. Во всех установках и сценариях интересно то, что, воспринимая их с детства, люди настолько проникаются ими, они настолько становятся их частью, что увидеть их "изнутри" бывает практически невозможно, если только не столкнуться случайно или специально не заняться поисками, включая визиты к психологам.
Проблема установок, особенно тех, которые напрямую пересекаются с общественными доминантами, еще и в том, что по мере того, как долго, как часто и скольким количество людей они используются, у них повышается потенциал для перерастания их фактически в символы. Это, например, как некоторые иностранцы до сих пор считают, что в Москве по улицам медведи ходят.
Почему установки представляются настолько значимыми, что мы без них иногда и шагу ступить не можем? Потому что они со временем обретают силу символа, подкрепленного историей - как семейной, так и общественной. И носителем этих установок могут быть огромные пласты общества. А с символами спорить сложно. Почему люди верят в то, что экстрассенс чего-то там увидел, хотя абсолютно все органы чувств говорят нам об обратном (в настоящий момент не важно - может он видеть что-то на самом деле или просто придумал) - за ним весь страх и вера сотен поколений людей в сверхъестественное, надежда на чудесное избавление/исцеление - и, если идти дальше - надежда на обретение бессмертия. Ведь, как считает значительное число людей - от мистического до божественного пол-шага. Такова сила символов. Они могут быть сильнее, могут быть слабее, но факт в том, что на большинство людей слово государственной машины оказывает гораздо большее воздействие, чем даже очевидные доказательства противного.
Именно поэтому установки на бедность, протранслированные родителями и обществом и имеющие массовое подкрепление так сильно влияют на людей. Установки «на бедность»

Мы не будем отдельно рассматривать установки, которые дает общество и которые транслируются через семью и значимое окружение, включая школу и друзей и семейные сценарные установки. Это важно при работе по их устранению, но в смысле "наполненности" ими конкретного индивида не так уж и принципиально.
Какие установки можно считать малопригодными для создания у человека устойчивого и высокого материального достатка:
Мы бедные, но честные. - Очевидный намек на то, что наличие достатка у кого-либо означает, что деньги нажиты нечестным трудом или же вообще украдены. То есть, вообще отрицается факт необходимости достатка, поскольку иначе будут потеряны некие важнейшие для семьи ценности - в первую очередь, честность – как предмет семейной гордости. На самом деле, можно предположить, что данная установка является не более, чем оправданием неспособности заработать достойные для проживания деньги и того, что семья живет бедно.
 Деньги должны зарабатываться упорным трудом. - А почему, собственно? Кто так решил и с чего вдруг родилась эта сказка? То есть, вроде как будет логично трудиться, чтобы зарабатывать, но насколько упорно и тяжело это нужно делать? Может еще и здоровье подорвать? Можно было бы подумать, что имеется в виду прямая зависимость вознаграждения от вложенного труда, но, думается, что тут скорее может быть какое-то самонаказание, какая-то вина за что-то - чтобы как-то жить надо очень тяжело и упорно трудиться (на самом деле причин может быть довольно много). Возникнув однажды, эта сказка перерастает в какой-нибудь семейный миф и портит жизнь всем последующим поколениям.
Мы живем не хуже других! - Замечательно, но означает ли это, что не стоит жить лучше? Это больше похоже на самооправдание нежелания или неспособности шевелиться, чтобы зарабатывать больше. Вопрос заключается в том, не хуже кого мы живем? - Очевидно не хуже той социальной группы, с которой ассоциирует себя эта семья или ее представители. Но ведь есть и другие социальные группы с более высокими доходами. Может быть стоит скорее равняться на них? Ах, ну да, куда же нам!
 Большие деньги - это большие проблемы. - Эта мысль свойственна при такой системе власти, которые не могут обеспечить безопасность граждан от всяких напастей, в том числе и от себя, а также проводят по сути дела геноцид денежных знаков. Например, большие деньги в нашей стране могут перераспределяться в пользу бандитов, в пользу чиновников, отнимающих их у относительно честно заработавших их граждан. В Советском Союзе так вообще большим деньгам просто неоткуда было взяться, а за их наличие сажали, а за валюту могли и расстрелять. Естественно, при слабой судебной, правоохранительной системах и произволе властей подобная установка имеет неплохую подпитку. Более того, во многих случаях эти страхи являются оправданными, так что по сути это и не всегда установка - а реальность. А как установка – она свойственна, очевидно, старшему поколению.
 Вот раньше государство нам все давало и у всех все было поровну. - Что верно, то верно. Когда-то примерно так и было. Не будем брать узкую прослойку элиты, - в целом в стране было узаконенное равенство. Но вот в чем дело - сейчас-то государство уже поровну не дает и не будет давать. Более того - и не должно давать. Во многом такая паразитарная установка на теле государства сохраняется по нескольким причинам. Во-первых, раньше так и было, - все работали на государство (на страну) и обратный ручеек с благами шел тоже от государства. Во-вторых, во время перестройки у массы населения сложилось впечатление, что государство их обмануло своей приватизацией, разбазариванием народных ресурсов (в первую очередь недр) в частные загребущие руки и так далее. По сути так и было - сознательно или по недомыслию. Так что у населения сформировалось ощущение, что государство осталось "должно". И вроде как должно и по сей день. И должно сильно. И, в третьих, то, что сейчас происходит в стране значительной частью населения воспринимается как антинародная политика – а, значит подпитка для такой установки остается.
Не в деньгах счастье (поговорка). - Трактовать использование этой поговорки можно двояко. С одной стороны, есть люди, для которых действительно деньги не имеют значительной ценности. Нужно понимать, что материальные блага не являются исчерпывающим перечнем, составляющим человеческое счастье. Можно находиться в гармонии с собой и с этим миром не ставя в основу своего счастья материальные блага. И такая категория людей действительно существует. Но еще чаще за этой пословицей скрывается другое - самооправдание собственного бездействия, неспособности и нежелания что-то делать для того, чтобы свое материальное положение или положение семьи изменилось.
Господь велел делиться. Или, как вариант "У всех все должно быть поровну". Это распространенная и очень порочная установка людей, обиженных на всех, кто успешнее их. Заодно, обиженных и на государство. Часто такие люди вспоминают про 17-й год, что они не за тем брали Зимний, чтобы всякая "сволочь" сейчас пила бы кровь трудового народа. Правда лично они к взятию Зимнего не имеют никакого отношения и подобная позиция является проявлением уязвленного самолюбия и порочной практики "уравниловки", распространенной ранее. Эти люди живут прошлым, которое ушло и вряд ли вернется. Они по-прежнему считают, что им кто-то что-то должен. Но это невозможно. Локально - сейчас - наш мир изменился и каждый должен сам постараться, чтобы чего-то добиться. А глобально - равенство возможно только при высочайшем уровне самосознания и, фактически истребления инстинктивного поведения человека, то есть его животной составляющей, которая никуда не делась, а только прикрыта толстым слоем общественных норма и правил и явно дает о себе знать в критические моменты бытия. Иначе говоря, коммунизм в ближайшее время нам не светит. Если только кому-нибудь не придет в голову в перспективе вмешаться в генотип человека в стремлении создать полностью предсказуемое, а, следовательно, и подконтрольное общество. Кстати, обратите внимание на использование имя Господнего. Мы говорили, что не будем углубляться в религиозный аспект, но он, тем не менее, присутствует. Главное - сохранить то, что есть. Позиция на сохранение нажитого непосильным трудом - вполне плодотворная, хотя и пассивная - умножение семейного богатства не происходит, либо происходит незначительно и медленно. По сути, это может быть семейный сценарий, которые хорошо рассматриваются в трансактном анализе. Что конкретно за ним стоит - сказать сложно. Это может быть и страх заработать деньги, потому что "большие деньги - большие проблемы", это может быть и стремление остаться «чистым», наконец, просто лень.
В этих установках нужно рассмотреть вопрос достаточности денежных средств. В самом деле, что такое мало зарабатывать, а что такое много и что такое достаточно? Очевидно, вопрос решается в плоскости потребностей и фантазии конкретного человека и во многом определяется сложившимися нормами в обществе. Как обычно говорят? - Квартира, машина, дача, жена, дети учатся в хорошей школе. Вполне нормальное мерило. Может быть меньше, но действительно достаточно? - В принципе может. Следует ли признать избыточным миллионы на счету в банке, зарубежную недвижимость и иностранную звезду на День рождения? Наверное нет, но при условии, что подавляющая часть общества имеет набор из вышеперечисленных «стандартных» материальных благ, которых большинству людей достаточно - ведь это соответствует сложившейся устойчивой установке в обществе, которая выступает в данном случае символом определенного уровня жизни, достатка. А если огромная часть людей не имеет и четверти из этого набора, то, вероятно можно ожидать как минимум скрытого недовольства общества. Ведь именно тогда и возникает дурная мысль, что надо "все взять и поделить".
 
Я дитя света или не в деньгах счастье

Почему мы много говорим о деньгах и мало о том, что «не в деньгах счастье»? По той простой причине, что наше общество построено на деньгах. И отрицать это, значит сделать соответствующий выбор. Но вот в чем вопрос, если такой выбор касается вас лично, то, вероятно, гипотезу о том, что вы вправе вершить свое счастье на собственное усмотрение является более правомочным, чем тогда, когда на вас "висят" социальные обязательства. Представьте себе ситуацию - у вас сколько-то детей, например, трое. А хоть бы и один. У вас еще может быть престарелые родители, жена не работает и так далее. А у вас не в деньгах счастье? А им вы оставили выбор? Или они тоже должны принять, что счастье не в деньгах, а в нищете? Может для вас счастье не в деньгах - это счастье свободы от денег? И вообще свобода. Вы убежденный солнцеед? А они? Ваши дети тоже будут жрать солнечную энергию? А может вы еще в монастырь намылились? Как поступить правильно? Вы без пяти минут просветленный или же банальный эгоист? Вот ведь дилемма? Что вы выберете? - Просветляться до кристальной чистоты помыслов и неподвижного сознания или же вытащите свою задницу из монастыря и начнете работать? Очевидно, что пример с монастырем является рабочим вариантом - успешно просветляться можно и дома, медитируя в удобной позе на потребную тему.
 
 О гармонии установок и суровой реальности

Мы уже упоминали о том, что значительная часть установок на бедность передается людям как вирус от семьи и общества, нормы которого транслируются в том числе и по семейным каналам. И о том, что комфортность пребывания человека в обществе во многом зависит от того, насколько совпадает то, что транслируется из семьи, ближайшего окружения, детского сада, школы, общественных институтов и тем, насколько это соответствует реальности. Является очевидным, что полного соответствия не бывает никогда - это как минимум зависит от конкретных людей со своим восприятием действительности. Весь вопрос в критической массе несовпадений. Чем их меньше, тем лучше. Вот представьте себе несколько вариаций на эту тему. Например, часто транслируется, что нужно просто честно работать и тогда будешь хорошо зарабатывать. Но в целом это утверждение вступает в противоречие с тем, с чем человек сталкивается в дальнейшем - как выясняется хорошие возможности для заработка доступны лишь немногим и, в результате, не будучи подготовленными к такой постановке вопроса с самого начала молодые люди "ломаются", поскольку их психика еще неустойчива и не может легко пережить такой стресс. Кто-то смиряется, кто-то ищет возможности в другой стране (а таких людей, как показывает статистика угрожающе много). А теперь представьте себе, как могут воспитывать своих детей состоятельные родители - они же вкладывают им более точные и правдивые установки. Проблема в том, что для нормального общества они являются циничными и, и в целом, порочными для нормального функционирования этого самого общества в перспективе. Но для выживания здесь - в этой стране и теперь - в наше время они как раз подходят. Это может быть вариация на тему "все продается и все покупается", "Не обманешь не продашь", "Без взяток - не проживешь", "Обо всем можно договориться" (в соответствующем смысле этого слова). Таким образом, их дети способны лучше адаптироваться и постигать реальность такой, какая она есть. И они будут чувствовать себя гораздо более комфортно в этой стране.
 
 Корешки зла

Важными качествами человека, которые мешают ему быть если не богатым, то, хотя бы "твердым середнячком" являются низкая самооценка, чувство вины и вторичные выгоды от своего положения.
Низкая самооценка формируется как в самом раннем возрасте, так и может появиться позже. Часто причиной для нее являются психотравмы, а также негативные установки родителей на тему "Ты ничего не можешь", "Ты неудачник", "Ты всю жизнь будешь маяться". В результате человек и живет согласно соответствующему "приговору". И значение этих импланитированных в человека паразитов таково, что справиться с ними без посторонней помощи он часто не в состоянии.
Чувство вины может быть чувством избирательным - оно может быть ориентировано на блокировку денежного потока, а может быть и нет. Оно может возникнуть в детстве опять же из семейных установок вроде "деньги - это грязь и иметь деньги - значит быть плохим человеком". «Вот твои родители может и не богатые, зато честные» - тогда человек может чувствовать себя виноватым, если будет зарабатывать много. А может быть случится какая-нибудь дурацкая ситуация, когда, например, ребенок относительно обеспеченных родителей общается с ребенком родителей бедных. Тут уже важна роль родителей, которые смогли бы объяснить, что "жизнь такова - какова она есть". Кстати, в отношении чувства вины следует рассмотреть и роль нашей государственной власти, которую нельзя уличить, но легко заподозрить в том, что она вносит свою весомую лепту в формирование чувства вины, связанного с заработком денег и вообще формированием экономически активного и, что еще более важно экономически здорового населения. Например, тотальная коррупция (если верить мировым рейтинговым агентствам), отвратительный предпринимательский климат, очень "тяжелое" налоговое законодательство, которое, фактически, провоцирует его нарушение. И не только налоговое. А что является следствием нарушения закона? Для большинства людей нарушение норм и правил - это возникновение чувство вины, стыда и страха. И какие могут люди зарабатывать, занимаясь предпринимательской деятельностью? Только героические или нечестные.
Вторичные выгоды, возникающие от низкого достатка также имеют место быть и занимают не последнюю роль в списке причин, мешающих росту народного благосостояния. Выгод может быть много. Например, это может быть сохранение отношений. В случае, когда высокие заработки одного из партнеров (обычно женщины) негативно влияют на второго - возбуждая в нем, в частности, чувство неполноценности, неспособности и так далее. Тот же самый пример можно рассматривать и с другой стороны - например, хорошо зарабатывающий человек может ощущать чувство вины от своего положения и предпринимать подсознательные действия, чтобы "снизить обороты".
Это может быть использование своего положения жертвы - которую все жалеют, которой все потакают, с пониманием относятся к тяжелому эмоциональному состоянию, за которым скрывается нежелание оторвать задницу и пойти, наконец работать и зарабатывать. И вообще, выстраивать свою жизнь. Конечно, ситуация может быть и сложнее - поведение жертвы возникает не просто так, но это - одна из возможных составляющих. А может быть это будут просто другие приоритеты - например, человек слишком дорожит своим свободным временем и поэтому не стремится трудиться слишком много. А может быть и совсем интересно - например, человек подсознательно может ощущать себя героем, мессией, который должен быть "чист" от земной скверны, а деньги вполне удачно могут ее символизировать. Ничего, и это вполне можно скорректировать.
 
Как бывает

Формы, в которых проявляется конфликт с денежным потоком могут быть самые разнообразные:
Например, человек может регулярно зарабатывать какую-то определенную сумму денег (довольно значительную для него) и потом в какой-то момент все терять. Заработал - промотал, заработал - неудачно вложил, заработал - все осталось жене и так далее. Этот круг тяжело разорвать самостоятельно. Часто осознания этой проблемы человеком бывает недостаточно.
Бывает, что потеря денег - это семейный сценарий. О них мы говорили, но бывают сценарии, которые чрезвычайно трудно "вытащить" из человека - он может даже не помнить или не обращать внимания на это. Иногда помогают семейные расстановки по Б.Хеллингеру. Например, может вскрыться, что в семье были конфликты между родственниками - например, когда-то сын раскулачивал отца или что-то в этом роде. И, да - это может наложить отпечаток на последующие поколения в смысле способности к зарабатыванию. Это может быть, в частности, тот случай, когда человек пашет как загнанная лошадь, вроде все уже сделал, а результата нет. В общем, с родовыми грехами шутить не стоит – это очень серьезно.
Проблема в общении с деньгами может проявляться, например, в частой смене мест работы. Причем, человек уже заранее может твердить, что "вот прямо чувствую, что опять не сработаюсь", или "уверен, снова попадется начальник - ***".
Или вот еще случай - когда клиентка строила дом, но никак не могла его достроить - ей все время не хватало денег. А не могла она достроить и, соответственно, заработать, поскольку предполагалось, что в него часто будут приезжать родственники мужа, которых она, мягко говоря, сильно недолюбливала.
 
Лень и воля

Что же делать, если у вас есть устойчивые и систематические проблемы с зарабатыванием денег? Совершенно, понятно, что во многих случаях проблема находится вне контроля человека - он просто не в состоянии посмотреть на нее со стороны самостоятельно (осознать на умственном, чувственном и эмоциональном уровнях). Тогда надо обязательно обращаться к психологу.
При этом, конечно, бывает, когда проблема не настолько серьезна, как может показаться. Например, банальная лень. Хотя, банальной лень назвать тоже было бы не верно. Лень есть понятие психологическое и связано с отсутствием мотивации. То есть, если человек ленится зарабатывать, то почему-то это ему не настолько уж и нужно. Просто бывает лень разной степени тяжести. Может человек устал и ему надо съездить в отпуск. Такое тоже бывает. Очень хорошо в борьбе с ленью помогает жена - не даром же среди женщин бытует мнение, что "я его сделала" (в смысле слепила), или "если бы не я, ты бы не пошел... и не попросил прибавки, не открыл бы бизнес, не перешел бы на другую работу и т.д. и т.п.). Лень тесно связана с волей. Если мы имеем не критический уровень лени (имеется в виду не обусловленный серьезным сопротивлением или "блоком" на зарабатывание), то уместно использовать техники воспитания воли.
 
Труд должен приносить радость, а не раБость

А вообще, хочется сказать всем, кто хочет слышать - начать зарабатывать никогда не поздно. Для этого нет ну совершенно никаких препятствий. Мне приходилось консультировать одного дворника с высшим образованием, который решил, что он больше ни на что не годен. Так ведь может быть и обратный вариант - и дворник может пойти учиться и перейти на другой уровень благосостояния. Хотя, пожалуй, насчет дворника это слишком оптимистично. Что еще важно и о чем просто обязательно нужно сказать - это о том, что труд должен доставлять радость. Конечно, большие деньги во многом компенсируют серые будни человека ненавидящего свою работу, но это ведь действительно не всегда можно вынести. И знайте, что у человека не лишенного элемента творчества, стремлений и желающего, наконец, построить свою жизнь такой как она видится именно ему, а не его маме или жене или вообще не понятно кому, всегда есть возможность все изменить. Например, пойти учиться или переучиться. Отговорки, что мне уже 40 или 50 - можете повесить на стенку и вспоминать в 70, - как все могло бы быть иначе. Люди учатся и меняют свою жизнь сейчас в любом возрасте, в том числе и в 70. Или откройте свой бизнес. Что, конечно, не для всех. Кстати, если вы в самом деле решитесь на подобный шаг, то запомнимте самое главное правило - на случай если вы прогорите, у вас еще должно остаться достаточно средств, чтобы не было мучительно больно за безвременно покинувшие вас финансы. Это главное правило инвестирования. Все остальное - постольку-поскольку. Или займитесь делом, которое, возможно уже является вашим хобби - полно уже ставших хрестоматийными примерами как люди бегут из нашего варварства в какое-нибудь душевное местечко - куда-нибудь к морю учить всех желающих серфингу, дайвингу, или еще какому-нибудь свингу. Или перемещаются в какой-нибудь очередной Таиланд и открывают там небольшую душевную гостиничку. Чем не вариант? Но, обратите внимание вот на что "охи, ахи, вздохи" плохо помогают этому делу. "Надо бы что-то изменить... Вот с Нового года и начну... Было бы неплохо попробовать... Пожалуй, стоит подумать... Как я хотела(а) бы... Но как же я могу... У меня наверное не получится...". Если вы поймали себя на такой фразе (мысли), знайте - перед вами ваш персональный враг, как это не парадоксально в чем-то желающий вам добра. Подумайте на досуге как следует, что же это.
В общем, хочется пожелать вам, чтобы деньги не просто зарабатывались, а еще и сам процесс приносил удовольствие. И не верьте, что одно исключает другое.
 
 Можно всё

Когда мы говорим о том, что многие причины бедственного финансового положения идут из прошлого,это не следует воспринимать как данность. Это дается нам людьми, которые несовершенны, и наши родители в том числе, это дается нам обществом, которое по большей части еще больше несовершенно.Это значит, что не надо безденежье воспринимать как Божий промысел - это продукт ограниченного человеческого и общественного сознания. Значит с этим можно и нужно бороться.А если нет желания бороться - то осознать и принять взрослое решение, что "да, я хочу остаться таким, какой я есть".У людей нашей страны очень тяжелое наследие - и это скорее даже преуменьшение. Но это лишь означает, что надо приложить больше усилий, чтобы выбраться из той навозной кучи, где так тепло и уютно сидеть. И это возможно.При желании, конечно. И, самое главное - это принять ответственность за свою жизнь, принять, что важно не то, что когда-то с вами произошло, а то, каким образом вы решаете эту проблему.
 
Автор: Андрей Шанс
15.07.2011 г.


Источник: http://psycho-training.ru
Категория: Семейная психология и здоровье | Добавил: Razvivalkina (31.07.2011) | Автор: Андрей Шанс
Просмотров: 1757 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]