Пятница, 19.04.2024, 02:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Что такое интеллектуализм и чем он отличается от одарённости.
Услышав фразу: «У вашего ребенка интеллектуализм», большая часть родителей гордо вскинет голову:
— Вот какие мы молодцы! Умника воспитали!
На самом деле интеллектуализм — не похвала, а психологическая проблема. Им все чаще страдают дошколята. Так что же это такое?

Он вундеркинд?
Оксана не могла поверить своим ушам. Психолог детского сада, куда ходит шестилетний Максим, сказала, что ее мальчик продемонстрировал слабое развитие творческих способностей, у него плохо развита мелкая моторика руки, поэтому в школе у него могут возникнуть трудности с обучением и общением. И это ее-то гениальный ребенок, знающий всех динозавров и умеющий ориентироваться по карте метрополитена!
Максим складывает и вычитает в пределах сотни и умеет разложить слово по слогам. Да другие дети просто не дотягивают до его уровня — и не хотят общаться.
А психолог? Да разве можно доверять психологам?

И тем не менее проблема существует, отмахиваться от нее не стоит. Такие дети действительно отличаются хорошо развитым логическим мышлением при недостаточном развитии эмоциональной сферы, образных представлений, воображения и восприятия. Часто страдает и их физическое развитие.

Почему так происходит?
Буквально с пеленок родители начинают детей старательно «развивать», пользуясь разными методиками и собственными представлениями. Но основной упор они делают на развитии запоминания и логического мышления.
Если ребенок спросил, что такое метро, то родители, вместо того чтобы совершить экскурсию по красивейшим станциям, пытаются объяснить ему логику схемы метрополитена. Ребеночек заинтересовался динозаврами? Тут же покупают энциклопедию на эту тему и делают упор на заучивании названий динозавров и их отличий. А лучше было бы показать малышу мультик и попросить нарисовать доисторических ящеров.
Конечно, если малыш эти знания усваивает — это повод для гордости родителей. Это позволяет им «блеснуть» перед остальными: «А Катя знает, когда было Ледовое побоище! Детка, скажи всем когда?» И ребенок выдает изумленной публике точную дату да еще с забавными комментариями. Взрослые в восторге!
Правда, когда дело доходит до совместных игр с другими детьми (в дочки-матери или строительство снежной крепости), ребенок-интеллектуалист с кислым видом садится на лавочку рядом с мамой или занимает умным разговором воспитателя. Мама, развивая с самого раннего детства его логику и память, не сумела привить малышу вкус к простым детским забавам. Он не умеет играть, и к тому же от мамы ему передается несколько пренебрежительное отношение ко всем этим играм «для малышей».
В садике такие детки часто не находят себе друзей, оставаясь в одиночестве. Они слишком интеллектуальны, им не интересны «детские» рассуждения о том, что Луна прибита к небу гвоздями, ведь они давно знают о том, как устроена Вселенная.
Где все пространство занято логикой, не остается места для фантазии. А что нужно для совместной игры с другими детьми? Живая, искренняя эмоциональность, творческий подход, развитое воображение. Но именно этого и не хватает маленьким интеллектуалам.

Быть звездой
Как известно, в каждой группе (будь то группа детского сада, класс, коллектив сослуживцев) есть свои «звезды», «крепкие середняки», «отверженные» и «изгои». К «звездам» тянутся все, их расположение и дружба ценятся очень высоко. «Крепкие середняки» составляют костяк группы, у них есть свое, особое место и уважение остальных. «Отверженные» пользуются небольшим уважением, но хотят вырваться в «середняки». Позиция «изгоя» — самая психологически невыгодная. Их мнение не берут в расчет. Их или не замечают, или притесняют.
Дети, о которых мы ведем речь, в группе детского сада или в классе часто попадают в «отверженные» и даже в «изгои», что становится неожиданностью для их родителей. Но вместо того, чтобы задуматься о проблеме и помочь ребенку наверстать упущенные навыки общения, они обесценивают позицию других детей: «Кто у них „звезда"? Сидоров? Да он только постоянно дерется, тоже мне „звезда"! Просто мой ребенок самый умный, ему с ними не интересно, а они мстят».
Давайте заглянем в будущее, которое ждет такого малыша. В школе он, скорее всего, будет показывать высокие результаты, так как вся школьная программа ориентирована на развитие логики. Малые успехи на уроках труда, рисования, музыки и физкультуры не будут приниматься всерьез. Из-за недоразвития мелкой моторики может страдать почерк, но ребенок обязательно исправит этот недочет упорными занятиями (ему не привыкать!).
Но человек — существо коллективное. А в общении со сверстниками ребенка-интеллектуалиста ждут проблемы. Он просто не умеет общаться, да к тому же ему это не нужно! Куда интереснее поговорить со взрослым, приводя его в восторг своими знаниями. Но восхищенные взрослые уходят, а «неинтересные» одноклассники остаются. Ребенок становится «отверженным» или «изгоем». Конечно, это очень трудно, учитывая, что такая ситуация сохраняется на долгие годы обучения. В юности человек может найти «равных» себе по общению, часто более взрослых людей. А дальше его таланты либо «заметят» и он сделает карьеру, найдет себе подругу-единомышленницу и создаст крепкую семью, либо навсегда останется непризнанным гением и непонятым принцем.

Счастье — когда тебя понимают
Так что же надо делать, чтобы у малыша не было таких проблем?
Во-первых, снизьте собственный уровень притязаний. Психика ребенка невероятно сложна, и в ее развитие лучше не вмешиваться. Не нужно торопить малыша, чтобы он пораньше пошел, заговорил, узнал буквы, научился считать. Всему свое время, и оно для каждого ребенка индивидуально. Радуйтесь успехам своего ребенка и не сравнивайте его с другими!
Во-вторых, смотрите, какие способности заложены в вашем ребенке. У вас может быть громадье планов. Возможно, вы уже во время беременности видели его известным астрономом, но нельзя исключать, что он станет ландшафтным дизайнером. Вы можете стараться изо всех сил, воспитывая интеллектуала, но закопать в землю талант художника. И в итоге сделаете ребенка несчастным. Зачем? Ведь малыш подобен цветку, и главное для родителей — не мешать ему расти, а чуть-чуть помогать и направлять.
В-третьих, личность должна быть многогранной, чтобы развивались и логика, и творчество, и воображение, и двигательные навыки. Предлагайте ребенку разнообразное времяпрепровождение. Ходите в музеи, катайтесь на велосипедах, гуляйте по улицам вашего города, посещайте театры. Пусть с самого раннего возраста ребенка окружают в числе прочих самые «простые», но так необходимые игрушки: матрешки, пирамидки, мячики, куклы, машинки, конструкторы, а не одни развивающие пособия. Если вы хотите развить ребенка, пользуясь какой-либо методикой, то изучите ее как следует. Практически все методики направлены на развитие и эмоциональной сферы, и воображения, и восприятия, и логики. И неразумно было бы брать из них что-то одно.
В-четвертых, общение. Оно крайне важно! Особенно если ребенок не ходит в детский сад. Гуляйте как можно больше на детских площадках, заведите постоянную компанию мамочек с детьми, чтобы ребенок мог общаться и завязать продолжительные дружеские отношения. При таком воспитательном подходе он непременно вырастет счастливой и гармоничной личностью. А это главное!

Почему у ребенка может развиться интеллектуализм?
Предпосылки для развития интеллектуализма таковы.
1. Амбициозность родителей или других родственников, проживающих вместе с ребенком. Такие родители с самого рождения ставят слишком высокую планку для крохи.
Им важно, чтобы он опережал в развитии своих сверстников. Родители с большими амбициями способны радоваться в основном успехам, которые действительно «уникальны», и мало отмечают «среднестатистические» достижения. А это как раз и есть самая большая ошибка.
2. Предрасположенность ребенка к развитию логической сферы. Известно, что у каждого свои способности. Если у малыша доминируют склонность
к художественным видам творчества, повышенная двигательная активность, дар воображения, то родителей, желающих вырастить из чада интеллектуала, скорее всего, ждет разочарование. Его здоровая психика и тело требуют другого, и он найдет способ заняться тем, чем ему действительно необходимо! И тогда родители начнут ругать его, будет нарастать напряжение
и непонимание между ними и малышом.
3. Особая система воспитания и развития. Родители предлагают ребенку задания на запоминание и логическое мышление. Любые успехи в этой области встречаются восторгом и поощряются похвалой. Успехи в других областях (творческой, игровой, физической) не вызывают восторга. А так как ребенок ориентируется
на реакцию родителей, то он начинает развивать ту сферу, которая наиболее для них значима, причем
в ущерб другим.
4. Игнорирование дошкольных учреждений. Часто родители детей-интеллектуалистов считают, что садик ничего не сможет дать их ребенку. Между тем детсад помогает развить определенный уровень творческих способностей, навыков общения и физическую активность. В сетке занятий (а она, как правило, очень плотная) много времени уделяется лепке, рисованию, пению, танцам, физической культуре. Поэтому если ребенок посещает садик начиная с 3—4 лет, то волей-неволей у него развиваются все необходимые сферы.
Таким образом, даже если в семье с ним занимаются только развитием логики, сад компенсирует остальное. Но этого не происходит, если малыш все время проводит дома.
 
Юлия Василькина, семейный психолог


Источник: http://www.moy-rebenok.ru/article/child/207/
Категория: Ребята -дошколята | Добавил: Razvivalkina (11.03.2012) | Автор: Василькина Ю.
Просмотров: 1949 | Рейтинг: 5.0/2
Меню сайта
Категории раздела
Совсем крохи [17]
Вопросы развития, воспитания и обучения детей от 0 до 3 лет.
Малыши-крепыши [13]
Вопросы развития, воспитания и обучения детей от 3 до 5 лет)
Ребята -дошколята [4]
вопросы воспитания и подготовки к школе детей 5,5-7 лет
Школьные годы чудесные [2]
вопросы воспитания, обучения и развития детей от 7 до 12 лет
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0