Четверг, 18.04.2024, 09:03
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Что такое Синдром Гиперактивности с Дефицитом Внимания

«Этот ребёнок - моторчик!»- жалуется мама пятилетнего Алёши, - «ни минуты покоя: убегает, теряется, никогда не слышит с первого раза. Одежда постоянно рвётся, комната похожа на поле битвы. Иногда кажется, что его руки и ноги движутся автономно от головы! Он крайне непостоянен: то плачет, то смеётся. Совсем не понимает последствий поступков и готов по двадцать раз наступать на те же грабли! В садике жалуются – занятия срывает, вертится, всех отвлекает, рожи корчит и болтает ногами. При этом не только всем мешает, но и сам ничего запомнить не может. Букву «П» учим уже три месяца!»

Что же с Алёшей? После тестирования у дефектолога можно было однозначно сказать, что у Алёши Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ). Абсолютно те же симптомы могут описываться как гиперкинетический синдром, синдром гипервозбудимости, СГНВ (синдром гиперактивности с недостатком внимания) или ГРДВ (гиперактивное расстройство с дефицитом внимания).

В последнее время СДВГ начал привлекать внимание специалистов все больше,  так как частота проявлений синдрома СДВГ растет с каждым годом, и составляет в зависимости от региона от 23 до 40 %.

Гиперактивный ребёнок – не просто активен, он создает впечатление вечного двигателя с полным отсутствием тормозов. Он вечно куда-то летит, торопится, влипает в неприятные истории. Он постоянно вертится, ведёт себя демонстративно, он возбудим и импульсивен. Но одновременно он не может сосредоточиться, показывает низкий уровень концентрации внимания и опосредованной памяти.

Многие исследования говорят, что среди мальчиков синдром  гиперактивности встречается чаще, чем среди девочек. Согласно проведённому мною анализу, это не совсем верно. Гиперактивных мальчиков и девочек приблизительно одинаково по количеству, но гиперактивность мальчиков более очевидна: она мальчиков имеет более экстремальные формы проявления и больше сопутствующих отклонений в развитии. Как правило, встречается именно синдром гиперактивность с дефицитом внимания, без дефицита внимания, и совсем редко – дефицит внимания без ярко выраженной гиперактивности. Если у ребёнка гиперактивность без дефицита внимания, то у ребёнка в списке признаков преобладают моторные отклонения – возбудимость, моторная расторможенность, непоседливость. Это демонстрируют примерно в 10% из числа гиперактивных детей. В случае с преобладанием дефицита внимания (0,6 -3 % из СДВГ-детей), «моторчиковость» не столь очевидно, зато очень сильно проявляются расстройства функций концентрации внимания и памяти – ребёнок с трудом сосредотачивается, плохо запоминает информацию, быстро забывает и с трудом анализирует факты.

Установить, если ли у ребёнка синдром гиперактивности с дефицитом внимания, может только специалист. Для каждого возраста есть целый ряд признаков, которые свидетельствуют о наличии СДВГ. Причём эти признаки должны устойчиво проявляться как минимум полгода. Только специалист знает полный список этих признаков, а также в какой пропорции и какой форме они должны проявляться у ребёнка, чтобы однозначно судить о гиперактивности. Гиперактивному ребёнку нужно наблюдение у невропатолога, занятия с дефектологом или детского психологом. Так как гиперактивность ребёнка практически всегда дестабилизирует отношения в семье, большинству семей, где растёт СДВГ-малыш, нужна поддержка системного психотерапевта или семейного психолога.

Опишем наиболее яркие признаки гиперактивности. Если вы отмечаете больше 9 признаков у вашего ребёнка, обратитесь к специалисту.

Некоторые признаки гиперактивности:

Ребёнку было свойственно необычно раннее психомоторное развитие (рано сел, пополз, пошёл). Ему свойственны суетливые движения рук и ног, стереотипные моторные («навязчивые») движения - грызёт пальцы, накручивает волосы на палец, переступает с ноги на ногу, болтает ногами и т.д. Отмечается небольшая моторная неловкость, нарушения пластики движения, иногда происходили травмы «на пустом месте».

Кризис 2-го года проходил в виде резкого неконтролируемого всплеска негативизма (нет, не хочу есть, не буду кашу, нет - верните кашу, нет - не хочу эту кашу, дайте другую, нет - не хочу в этой тарелке… не буду есть этой ложкой…). А после 2 лет главенствует крайняя истеричность, плаксивость и демонстративность в поведении.

Эмоциональная нестабильность проявляется в моментальных переходах  от аффективной весёлости к депрессивности.

Ребёнок метеочувтсвителен, у него случаются частые головные боли, периоды необоснованной утомляемости. В моменты эмоционального возбуждения могут возникать тики и судорожные движения.

Наблюдаются стойкие проблемы со сном (путает день и ночь, тяжело засыпает, беспокойно спит и т.п.) и /или проблемы с аппетитом. Режим устанавливается тяжело, а привыкнув к нему, ребёнок плохо реагирует на изменения режима.

Имеется (или имелся) энурез, устойчивые проблемы с приучением к горшку.

У ребёнка выявлена задержка речевого развития. Несмотря на проблемы с речью и логопедические отклонения – крайне болтлив, причём речь неинформативна, отчего иногда кажется, что ребёнок говорит ради процесса «говорения».

При стремлении к общению крайне соцдезориентирован, игнорирует нормы и модели поведения. Не способен учиться на собственных ошибках, игнорирует полученный жизненный опыт. Периодически создается впечатление крайней инфантильности ребёнка.

В детском коллективе принимается плохо, так как служит источником беспокойства: берёт чужие вещи, мешает играм других детей, не может придерживаться правил совместной игры, непредсказуем в общении. Дружеские отношения складываются лучше с детьми младше по возрасту или со сверстниками с аналогичными проблемами. В отношениях с родителями ярко проявляются черты «манипулятора», всегда – демонстративные, то есть плачет - навзрыд, говорит на грани громкости.

Ребёнку с трудом даются действия, требующие терпения: в малышковом возрасте от с трудом слушает чтение книг, не умеет складывать соответствующие возрасту головоломки, паззлы, мозаики, поздно приступает к сюжетно-ролевым играм.

Внимание избирательно – с одной стороны, может полчаса смотреть любимый мультфильм, с другой – не хватает терпения достроить простую пирамидку.

При подготовке к школе и в младших классах отмечается, что он с трудом остаётся на месте при выполнении заданий. Лёгко отвлекается на посторонние предметы, «не слышит» инструкции других людей. У ребенка явно снижена избирательность внимания, то есть он не может долго сосредотачиваться на одном виде деятельности, постоянно не заканчивает начатое дело.

Обладает  феноменальной способностью всё терять. Игнорирует меры безопасности, не умеет предвидеть последствия.

Уровень концентрации внимания ниже, чем у сверстников. Не способен выполнять домашние задания без строгого контроля.

В школе поведение ребёнка требует повышенного внимания со стороны педагога. Хотя характеризуется учителями как умница, его оценки в школе низки из-за несобранности, грязи в тетрадях, нелепых ошибок «по невнимательности».  Истеричен, вспыльчив, плаксив, навязчив, может поступать демонстративно на уровне неприличного.

Имеются нарушения в письме и чтении, в том числе могут присутствовать дислексия, дисграфия или дискалькуляция.

 

Родителям детей с СДВГ следуют обязательно знать, что:

o       Этот ребёнок не умственно отсталый, т.к. у детей с СДВГ интеллект, как правило, выше среднего уровня.

o       Этот ребёнок – не психически больной, так как его проблемы лежат глубже исключительно поражения мозга и изменений нервной системы.

o       Этот ребёнок не невоспитанное создание, над которым нет нужного надзора родителей. Выявление таких детей – не дань моды, а потребность современного общества.

o       Этот ребёнок – не новый метафизический феномен, поэтому отнеситесь с изрядной долей скепсиса к теориям вроде «детей Индиго».

Откуда же берётся гиперактивность? Существует много теорий, и ни одна из них не выбрана наиболее вероятной. Скорее всего, к СДВГ могут привести различные причины. Органическое поражение мозга может возникнуть в результате патологических процессов во время беременности, родовой травмы или гипоксии плода во время родов. Иногда нарушения в поведении ребёнка вызваны последствиями перенесённой черепно-мозговой травмы, нейроинфекции (менингит, энцифалит), а также могут возникнуть проблемы как побочные эффекты от лечения некоторыми препаратами. Например, препараты лечения бронхиальной астмы (теофилин, антигистаминные препараты), эпилепсии (барбитураты) и заболеваний щитовидной железы (гормональные препараты) могут вызывать поведенческие аномалии развития. Существует генетическая предрасположенность к гиперактивности. Также гиперактивность может возникнуть в связи с нарушением обмена веществ и отравления химическими добавками. Так у детей, питающихся нездоровой пищей гиперактивность может быть более яркой.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми направлена на несколько задач:

1.      нормализация обстановки в семье, обучение родственников ребёнка методам коррекции поведения и активности ребёнка.

2.      коррекция поведения ребёнка, привитие ему навыков аккуратности, самоорганизации, способности планировать действия и доводить до конца начатые дела. Развитие ответственности за свои поступки.

3.      социализация ребёнка. Требуется научить его уважению к другим людям, провести коррекцию речи, научить ребёнка контролировать эмоции и поступки. У детей с СДВг недостаточно сформированы некоторые речевые функции. В частности, нарушены способность к пониманию выражения эмоций, умение поддержать беседу. Этим детям с трудом даётся связный пересказ, а зачастую речь настолько нарушена, что возникает задержка речевого развития. Задержку речевого развития необходимо преодолеть в возрасте до 6 лет, иначе она станет мешать обучению в школе.  Поэтому с такими детьми часто занимаются логопеды и специалисты по развитию речи.

4.      работа над повышением часто заниженной самооценки ребёнка, выработка методов, которые помогут ребёнку сосредотачиваться. Комплекс коррекционных мер для улучшения концентрации зрительного и слухового внимания, улучшение опосредованной памяти.

Медикаментозная поддержка поможет мозгу выработать компенсационный механизм, что поможет снять в некоторой мере гиперкинетические проявления, помочь формированию речи, нормализовать сон и наладить аппетит. К сожалению, многие родители считают, что гиперактивность можно «перерасти». Мол, папа был «живчиком», и ничего, в люди выбился. Такая позиция, увы, ошибочна. Проблемы гиперактивного ребёнка не исчезают с возрастом, а нарастают, как снежный ком. Причём отсутствие концентрации внимания с возрастом начинает тормозить развитие умственных способностей ребёнка.

Разговаривая с родителями, отказывающимися от лечения детей, я их часто спрашиваю: если у ребёнка был бы сахарный диабет, вы бы давали ему инсулин? А когда у ребёнка температура, вы даёте ему жаропонижающие? Почему же тогда вы считаете, что лечение органического поражения мозга не нужно? К сожалению, мне приходилось видеть случаи, когда отказ от своевременного лечения приводил к необратимым последствиям.

В качестве медикаментозной помощи детям часто назначают препараты ноотропного ряда. Это средства, оказывающие прямое воздействие на мозговую деятельность, улучшающие кровообращение, формирование связей, улучшающие память и умственную деятельность. Чаще всего назначают какие-либо из следующих препаратов: церебролизин, инстенон, пикамион, фенибут, пантагам, ноотропил, энцефабол, пирацетам, танакан, глицин. Продолжительность курса лечения ноотропами составляет 2-3 месяца, после чего либо делают перерыв, либо заменяют на иной препарат этого же ряда. Отдельным детям полождительный результат приносят только препарат Страттера, а в ряде зарубежных стран по-прежнему лечение основано на постоянном применение Риталина. Как правило вместе с ноотропами ребёнку назначаются седативные препараты - от пустырника или настоев вроде Баю-Бай до (в крайних случаях) достаточно серьёзных препаратов как санопакс.  Иногда ребёнку необходимы даже антидепрессанты, например, дезипрамин. Дополнительную поддержку могут оказывать БАДы, содержащие аминокислоты,  увеличенные дозы витаминов группы В (Нейромультивит), добавка Омега-З . Эти дети нуждаются в массаже, магнитотерапии и иногда электрорефлексотерапии. Но, в любом случае, не занимайтесь самостоятельным назначением! Решение о подборе препаратов и методов медицинской коррекции принимает только врач-невропатолог или (в тяжёлых случаях) психиатр.

Одновременно нельзя уповать на «волшебную таблеточку», которая снимет все признаки СДВГ. В случае с гиперактивностью необходима совместная работа как врачей, так и родителей и педагогов. В том числе – нейропсихологические коррекционные методы, активно разрабатываемые в последние годы. Они направлены не только на преодоление недостаточности внимания , функций организации и контроля психической деятельности, но также нарушений памяти, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия, моторно-зрительной координации и тонкой моторики.

Для эффективного обучения этих детей нужны специализированные методики, в которых познаний вплоть до 6-7 лет остаётся важной игровая активная форма познания. Если ребёнок посещает детский сад или курсы развития, то ему необходимы маленькие группы, в которых педагог сможет уделять ребёнку много внимания.

Учитывая особенности психомотороного развития детей с СДВГ, необходима комплексная системная коррекция, в том числе и двигательной активности.

Очевидно, что занятия спортом (плавание, виды нетравматичной борьбы и т.п.) оказывают положительное влияние на саморегулирование активности ребёнком. Одновременно тело получает выход энергии, что снимает мышечное напряжение и уменьшает возбудимость.  Однако если нет возможности водить ребёнка в секцию, можно дома заниматься по ряду комплексов различной направленности. С ребёнком нужно обязательно много гулять, а вот шумные вечеринки лучше минимизировать.

Отмечено, что высокие результаты в борьбе с проявлениями гиперактивности показывает специализированная диета, потому что пищевые добавки могут провоцировать нарушения внимания ребёнка. Обследование детей дошкольного возраста с диагнозом СДВГ обнаружило, что полное изъятие из их рациона продуктов с искусственными консервантами, красителями, ароматизаторами, а также глутомата натрия, шоколада и кофеина в течение 10 недель приводило к существенному улучшению поведения приблизительно у  половины детей.

В раннем возрасте вместо курсов сверхраннего развитие ребёнка лучше отдать в студию танца, музыки, художественных искусств, где через работу с образами, звуками и красками ребёнок будет развивать моторику, умение наблюдать, прислушиваться к эмоциям окружающих.

Родителям гиперактивных детей следует выработать дома особенную систему помощи ребёнку. Домашняя атмосфера должна быть доброжелательной и спокойной. Ребёнка нельзя ругать и наказывать за проявления гиперактивности, так как он не виноват в том, что не может сосредоточиться и снизить свою активность. Эмоционально поддерживайте позитивное поведение ребёнка. Избегайте категоричные высказывания и выражения, старайтесь не упрекать и не угрожать ребёнку. В воспитании не используйте крик и физические методы воспитания. Старайтесь регламентировать распорядок дня и деятельность ребёнка, давая ему чёткие простые указания, что и как надо делать. Сложные действия разбивайте на серию нескольких простых последовательностей действий. Учите ребёнка бережно обращаться с вещами. При выполнении заданий минимизируйте отвлекающие факторы. Комната гиперактивного ребёнка должна быть выражена в спокойных тонах, количество игрушек не должно быть излишним, чтобы не создавать хаос. Составьте твёрдый распорядок дня и придерживайтесь его. Выработайте чёткие правила домашнего поведения:  за одинаковые проступки должны быть одинаковые наказания. Гиперактивный ребёнок лучше себя чувствует в строгих рамках: когда он знает, что можно, что нельзя.

Надо упомянуть и ещё об одном редком, но встречающемся отклонении в развитии детей – синдром гипоактивности или гиподинамический синдром. Ребёнок с гипоактивностью - это медлительные дети-тюфяки, которые зачастую создают впечатление отстающих в развитии. Из-за органического поражения мозга основная проблема гиподинамического ребёнка в слабости процессов возбуждение, поступающих из центральной нервной системы. Поэтому ребёнку сложно быстро отвечать,  играть в активные игры, решать с листа или выполнять творческие задания. Дети с гиподинамическим синдромом также требуют комплексной коррекции.
07.10.2009 г.
Рудова А.С., педагог-дефектолог, психолог, директор Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры и детской студии инновационного развития «Арлекин», автор ряда методик коррекции интеллектуального развития и модификации поведение детей с СДВГ, автор книги "этот ребёнок неуправляемый, что делать?", а также мама двух гиперактивных детей.
Категория: Вечный двигатель - гиперактивный ребёнок. | Добавил: Razvivalkina (08.10.2009) | Автор: Рудова А.С.
Просмотров: 15755 | Рейтинг: 5.0/20
Меню сайта
Категории раздела
Солнечные детки - дети с синдромом Дауна [6]
О развитии, воспитании и обучении детей с синдромом Дауна.
Вечный двигатель - гиперактивный ребёнок. [4]
О развитии, обучении и воспитании детей с гиперкинетическим синдромом и синдромом гиперактивности с дефицитом вниамния и без него.
Задержка развития - это не приговор! [6]
Вопросы воспитания, обучения и коррекции поведения детей с задержкой психического, интеллектуального и речевого развития
Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР [37]
о воспитании и обучении детей с аутизмом и аутоподобным поведением, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы. Информация от Саратовской региональной общественной организации родителей детей с аутизмом "ОСОБЕННЫЙ МИР".
Методики, методы и приёмы коррекционной педагогики. [11]
Статьи и книги по коррекционной педагогике, методам работы с "особыми" детьми.
Проблемы с речью, логопедия [12]
Что делать, если ребёнок плохо говорит.
"Особый" ребёнок у врача, в детсаду, школе и в жизни - правовые и социальные тонкости [20]
Родители "особых" детей должны быть грамотными и юридически подкованными. Здесь вы найдёте полезную информацию: как попасть в школу, как себя вести на ПМПК-комиссии, как защитить права вашего ребёнка.
другие нарушения [5]
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0