Вторник, 23.04.2024, 09:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


ИППОТЕРАПИЯ для коррекции "особых" детей.

Что такое иппотерапия. История терапии.

Иппотерапия– это нейрофизиологически ориентированная терапия с использованием лошади (от греческого hippos – лошадь). Иппотерапия вобрала в себя элементы известных физиотерапевтических методов. Однако она отличается своеобразием, своей сложной природой. 

Концепция иппотерапии находит свое раннее письменное упоминание со времен Древней Греции в трудах Гиппократа. В середине XVIII века энциклопедист Дени Дидро в трактате «О верховой езде и её значении для того, чтобы сохранить здоровье и снова его обрести» писал: «Среди физических упражнений первое место принадлежит верховой езде. С её помощью можно лечить много болезней, но возможно также и их предупреждать, как только они проявляются». Но только в конце XIX столетия началось научное изучение влияния верховой езды на организм человека и её целенаправленное использование в лечебных целях.

Тем не менее, иппотерапия как формализованная дисциплина не была разработана до 1960 года, когда она начала использоваться в Германии, Австрии и Швейцарии в качестве дополнения к традиционной физической терапии. В Германии иппотерапия начиналась как лечение с применением физиотерапевта, специально обученной лошади и коновода.

Теория физиотерапии была применена на практике: физиотерапевт давал инструкции коноводу. Движения лошади были тщательно модулированы таким образом, чтобы они оказывали лечебное воздействие на нервно-мышечные импульсы в организме пациента.

Первая стандартизированная программа в сфере иппотерапии сформулирована в конце 1980-х годов группой канадских и американских терапевтов, которые ездили в Германию, чтобы перенести знания о новом методе в Северную Америку. Метод был формализовал в США в 1992 году вместе с созданием Американский Иппотерапевтической Ассоциации (AHA).

В России история иппотерапии как метода реабилитации берёт своё начало с 1991 года, когда начал свою работу первый центр - ДЭЦ «Живая Нить».

 

Зачем нужна иппотерапия и чем она поможет ребёнк с нарушениями в развитии?

Иппотерапия представляет собой комплексное оздоровительное воздействие сразу по нескольким направлениям, в чём и заключается её уникальность: активизация двигательной активности (особенно полезно для детей с ДЦП) лечение, снятие мышечного напряжения (полезно для детей с гиперактивность, синдромом Дана, атизмом, ДЦП), развитие психоэмоциональной составляющей личности ребёнка (для детей с задержкой психического, речевого и эмоционального развития независимо от диагноза).

Физическая составляющая коррекции:

Во время иппотерапии вовлекается в активность всё тело пациента (плечевой пояс, руки, ноги, положение головы), воспроизводя множество свойственных для него двигательных паттернов. Существенная особенность выпрямления туловища в положении сидя верхом заключается в том, что ноги не несут вес тела. Ребёнок учится ходить из положения сидя. Это уравновешенное положение туловища - необходимое условие для принятия и воспроизведения правильных двигательных импульсов, которые поступают через ноги и тазобедренные суставы. Порочный круг проблем, возникающий вследствие невозможности ходить прямо, с одной стороны, и неправильной координации туловища, с другой, может быть разорван с помощью иппотерапии.

Иппотерапия позволяет воспроизводить движения, свойственные человеку при ходьбе, но при дополнительном условии – ноги не несут веса тела. Стимуляция движений, свойственных человеку при ходьбе, влияет на функционирование таза. Движение лошади вперёд позволяет положительно воздействовать как на туловище, так и на походку пациента-всадника. Неповторимое сочетание ритмичных колебательных, т.е. упорядоченных движений, воздействует на всё тело всадника. Подобная физиологическая двигательная активность очень важна для физического, умственного и духовного развития человека, поскольку жизнь есть упорядоченное движение.

Неправильное развитие двигательных способностей ребёнка может привести к самым серьёзным последствиям. Научно признанный факт, что при лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата в раннем возрасте могут быть не только физически реабилитированы утраченные функции, но и развиты умственные способности ребёнка, подтверждает великую роль движения. Дефекты такого развития успешнее всего лечатся движением, в котором наиважнейшую роль играет ритм, подходящий детскому телу. Эта двигательная терапия осуществляется лошадью, которая, неся ребёнка на своей спине, окружает его качающими ритмичными импульсами в живом двигательном диалоге, отличном от механических ритмов. Ритмическая мобилизация ребёнка или взрослого посредством лошади в сходных двигательных паттернах, как бы в двигательной гармонии не может быть воспроизведена никаким физиотерапевтическим средством.

Кончено, иппотерапия наиболее поплярна для помощи детям с ДЦП, так как тазобедренная область и нижние конечности всадника на лошади, идущей шагом, имитируют сложные трехмерные движения идущего человека. И это уникальый способ коррекции детей с ДЦП, так как тело имеет свои компенсаторные механизмы запоминания полученного на биологическом и психическом уровнях опыта. У всадника работают практически все группы мышц. Необходимость удерживать равновесие на движущейся лошади заставляет всадника синхронизировать работу мышц спины, туловища, шеи, конечностей. В работу включаются мышцы, которые у человека бездействуют, даже не будучи пораженными. Все это формирует динамический стереотип, который всадник-инвалид переносит из верховой езды в повседневную жизнь.

На шагу лошади - основном аллюре, применяющемся в иппотерапии - лошадь совершает около 110 разнонаправленных колебательных движений, которые в свою очередь передаются всаднику. Для того чтобы сохранить правильную посадку во время верховой езды всадник должен удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения. Таким образом, у пациента с ДЦП в работу включаются мышцы, находящиеся в бездействии в обычной жизни А благодаря чередующемуся диагонально сменяемому стимулированию правой и левой сторон в течение нужного времени симметрично тренируются слабые вращательные движения.
Но стимулирование физического развития важно не только для детей с ДЦП, а для всех детей с нарушениями крупной моторики: это и дети с аутизмом, и гиперактивные дети, и дети с шизофренией, и дети с нарушениями развития межполушарных связей.

Психо-эмоциональная и сенсорная коррекция в иппотерапии.

Иппотерапия начинается ещё до того, как ребёнок сел на лошадь. Ребёнок попадает в непривычную деревенскую среду. Здесь другие звуки – звуки живой природы, а не машин. Здесь другой, более низкий шумовой фон. Здесь иная концентрация кислорода и гораздо меньше вредных элементов в воздухе. Уже только за счёт этого происходит более сильное насыщение мозга кислородом. Ребёнок знакомится с лошадью, что также непросто. Подойти и погладить большое и сильное животное бывает сложно даже взрослому человеку.

В процессе иппотерапии ребёнок получает принципиально новые тактильные ощущения. Температура тела лошади выше, чем у человека, а шкура лошади на ощупь не похожа ни на один знакомы ребёнку мех. Находясь на лошади ребёнок во многом работает со своими страхами: страх крупного животного, страх высоты, тревога от недоверия к окружающему миру. Особенно это важно для детей с ЗПРР, аутизмом, умственной отсталостью, шизофренией.

точним, что нормальная температура тела лошади выше температуры человека на один – полтора градуса. То есть, ребёнок получает от сидения на лошади и определённый термальный опыт. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях и во всем организме, и, в том числе, улучшает кровоснабжение мозга. Иппотерапевтическая верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, усидчивость и улучшает гармоничное восприятие окружающего мира у пациентов в том числе с нарушением психики различной тяжести. Важно, что в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь.

   Кому нужна иппотерапия.

Круг заболеваний, при которых применяют иппотерапию, очень широк:

  • Двигательные нарушения неврологического характера;
  • Мозговые нарушения в раннем возрасте (детский церебральный паралич – ДЦП);
  • Рассеянный склероз (РС);
  • Травмы головного мозга;
  • Врожденные неврологические заболевания;
  • Посттравматические неврологические заболевания;
  • Воспалительные заболевания нервной системы;
  • Дегенеративные заболевания нервной системы;
  • Поражение органов чувств – слепота, глухота;
  • Психические заболевания – лёгкие формы аутизма, неврозы, некоторые формы шизофрении;
  • Задержка психо-речевого развития, умственная отсталость, синдром Дауна, различные нарушения социальной адаптации;
  • Послеоперационная реабилитация.
  • Синдром гиперактивности
  • При проведение послестрессовой реабилитации ребёнка (например, при лечении депрессии, последствий психоэмоциональных травм).

Противопоказания к занятиям иппотерапии:

  • Непреодолимый страх перед животным, фобии, связанные с лошадьми;
  • Острая форма аллергии к животному, индивидуальная непереносимость, бронхиальная астма;
  • Воспалительные изменения кожных покровов – например, псориаз; Нестабильность позвоночника (постоянные костные деформации позвоночника);
  • Подвывих тазобедренных суставов; Сердечно-сосудистая недостаточность;
  • Тяжелая артериальная гипертония с гипертоническими кризами;
  • Гемофилия;
  • Острые почечные заболевания;
  • Хронические заболевания в период обострения;
  • Эпилепсия, судороги, судорожная готовность (даже на стадии ремиссии)
  • ДЦП, если степень спастичности пациента такова, что он не может быть посажен на лошадь, и если двигательные стимулы при движении лошади усиливают неврологические симптомы.
  • Для подростков от 12 лет - невозможность самостоятельно удерживать равновесие и недостаточный контроль положения головы так же являются противопоказаниями.
  • Аутизм
  • Панические атаки

Сейчас сложилась ситуация, что иппотерапией занимаются многие, у кого есть лошадь, при этом смело называют "катания" на лошади - иппотерапией, а коновода – "иппотерапевтом". Обращаясь за помощью в первый попавшийся конный клуб или к частным лицам, которые содержат лошадей, родители не подозревают, какой опасности подвергают своих детей во время такого "иппотерапевтического катания". Занятия, проводимые без элементарного понятия о специфике заболеваний, человеческой анатомии, психологии, физиологии и биомеханике лошади, без соблюдения правил техники безопасности, могут принести не так долго ожидаемую пользу, а нанести вред здоровью ребенка. 
Вы должны запомнить, что главное правило любого лечения, в том числе и иппотерапии - это золотое правило Гиппократа – НЕ НАВРЕДИ!

Если вы собрались пройти иппотерапию, вам следует знать: 

Итак, с чего начать?

Если Вы решили начать занятия по иппотерапии для себя или для ребенка то, прежде всего, необходимо выбрать иппоцентр (базу, клуб и т.д.) с хорошей репутацией. Для начала проведите самостоятельное мини-исследование, почитайте отзывы об иппоцентре и иппотерапевтах на форумах, пообщайтесь с людьми, которые уже проходили занятия по иппотерапии в этом иппоцентре, попроситесь посмотреть, как проходит занятие, пообщайтесь с инструкторами, проведите пробное занятие.

Не бросайтесь сразу начинать занятия, ведь сделать вред очень легко, а восстанавливать ребенка будет очень трудно. Вначале поговорите со специалистом - иппотерапевтом.

На что стоит обратить особое внимание при беседе с иппотерапевтом?
Вам и Вашему ребенку придется на протяжении долгого времени плотно взаимодействовать с иппотерапевтом в процессе занятий. А значит, от профессионализма и личных качеств специалиста будет во многом зависеть результат. Поэтому нужно расспросить о следующем:

  • Кратко изложите диагноз и спросите, работает ли иппотерапевт с такой проблемой. Какой опыт работы именно с таким заболеваниям. И как именно он работает - направленность занятий, их цель, основные упражнения.  Не разрешайте экспериментировать и обучаться на вашем ребёнке. В узких кругах рассказывается история про то, как начинающий иппотерапевт взялся работать с синдромом гиперактивности, и даже не зная, что такое СДВГ. Ребёнок, в силу двигательной возбудимости, совершал резкие движения, чем испугал лошадь, и та понесла седока. Ребёнок упал с лошади и получил травму позвоночника, приведшую к частичному параличу. Учтите, чем выше опыт самостоятельной работы иппотерапевта- тем выше его уровень. Опыт же работы с заболеваниями иппотерапевты набирают, занимаясь как помощники с опытными специалистами-иппотерапевтами.
  • Какое образование имеет иппотерапевт.

У человека, занимающегося иппотерапией, обязательно должно быть соответсвующее образование (наилучший вариант, если у иппотерапевта высшее медицинское или психологическое образование), а также обязательно должно быть наличие документа о прохождении обучения по методу иппотерапия (соответствующий сертификат, диплом).
Сегодня получить специальное образование можно только за границей: в Грузии на кафедре райттерапии в Тбилисской медицинской академии, в России «Московский конноспортивный клуб инвалидов», в Центре реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» (Москва), в Латвийской Ассоциации райттерапии. Также качественное обучение можно пройти непосредственно в Англии и Франции, Польше, где готовят врачей-иппотерапевтов. Уровень остальных центров, обучающих на иппотерапевта, неизвестен и Московский конноспортивный клуб инвалидов предупреждает об опасности занятий со специалистами с сертификатами псевдо-учебных центров.

  • На что будут направлены занятия, как будут проходить. Главный вопрос - зачем, с какой целью будет проводиться то или иное упражнение? Какова рекомендуемая длительность курса и почему такая? Если специалист говорит, что с любой проблемой работает курсами по 10 встреч, это должно насторожить. 
  •  Обладает ли сам иппотерапевт навыками верховой езды: 

 Многие специалисты, не имеющие опыта работы с лошадьми или имеющие поверхностные знания, могут понять теоретические принципы использования лошади в терапевтическом процессе. Но есть огромная разница между теоретическим пониманием и способностью применять знания на практике. Все иппотерапевты обязаны хотя бы на среднем уровне уметь ездить верхом в седле и без седла во всех аллюрах - шаге, рыси и галопе, уметь сидеть позади пациента на лошади – "езда вдвоем", и уметь обращаться с лошадью. Учтите, что иппотерапевт, не имеющий навыков верховой езды, не может подобрать упражнения, которые будут максимально эффективны на занятиях, а также не сможет ассистировать ребёнку при парных занятиях (когда терапевт и ребёнок сидят вдвоём на одной лошади).

  • Что делается для безопасности, какие правила и меры безопасности принимаются. Например, для спокойной посадки на лошадь нужны особые приспособления
  • Спросите, что нужно для того, чтобы приступить к занятиям?

Если на этот вопрос Вам в иппоцентре ответят – просто приходите на занятия, то пусть это Вас насторожит. Чтобы приступить к занятиям, Вы должны посоветоваться с лечащим врачом о допустимой для ребенка физической нагрузке,  взять рекомендации, на что обратить внимание во время проведения иппотерапевтических занятий, наконец обязательно взять направление от лечащего врача, о том, что ребенку не противопоказана иппотерапия. Без свежей ЭЭГ (обследование, показывающего, есть или нет  у ребёнка эпилепсии, судорожная готовности или склонности к ним) опытный иппотерапевт ни за что ребёнка на занятия не возьмёт. Далеко не со всеми формами эпилепсии можно заниматься иппотерапией, и далеко не все специалисты умеют работать с такими проблемами. Дело в том, что для детей-эпилетпиков разрабатывается особая программа иппотерапии, исключающая определённые упражнения и темп движения лошади. И работать с такими детками могут только некоторые специалисты, которых в Росссии крайне мало.
Если у ребёнка ДЦП, настоящий иппотерапевт или предварительно направит за направлением вас  в специальный центр, или потребует принести рентгенограммы. Специалист-иппотерапевт точно должен знать диагноз и особенности протекания болезни, поэтому если не задаёт вопросы о специфике болезни вашего ребёнка и не просит его мед.карту или направления от врачей, то это должно вас насторожить. Профессионалы так не поступают. Если ребёнок имеет инвалидность, то курс иппотерапии не должен идти вразрез с курсом реабилитации ребенка, а наоборот должен быть симбиоз коррекционных программ. 
Подытожим: квалифицированный иппотерапевт обязательно изучит диагноз, историю болезни, попросит принести направление, и составит для Вас индивидуальную программу реабилитации с учетом показаний и противопоказаний к занятиям иппотерапии. Только после этого Вас пригласят на занятия.

  • Какова будет длительность занятий и можно ли заплатить сначала за пробное занятие.

Эффективными терапевтическими считаются только курсы регулярных занятий. Например. 9-10 занятий, который проводятся 3 раза в неделю.  Если уже на первом занятии вы не увидели эффект, то это означает, что иппотерапевт не нашла контакт с ребёнком или не смогла разработать план занятий. Хотя бы минимальный эффект должен быть обязательно. Исключение- дети с психиатрическим спектром, у которых первое занятие может быть посвящено полностью снятию тревожности. 

Если у вас нет средств для того, чтобы проводить регулярные занятия, не расстраивайтесь. Даже однократное занятие даст ребёнку очень много в плане расширения его кругозора, насыщения тактильности, понимания собственного тела. Но на значимый эффект и большой прогресс не рассчитывайте.

  • какие лошади используются для иппотерапии.

Лошадь для иппотерапии должна быть специально подготовлена для этой цели. Она должна быть здорова физически и психически, уравновешена, спокойна, небоязлива, послушна и доверчива к человеку. Должна пройти соответствующий тренинг, обучающий длительной ходьбе шагом, с частыми спокойными постоями, с усиленной активностью всадника, с разнообразным неспокойным поведением.   Знайте, что для иппотерапии должны быть специально обученные лошади, которые до того НЕ работали в цирке и НЕ использовались на ипподроме в качестве скаковых.Должна быть опытной и немолодой. Оптимальный возраст лошади не моложе 5 лет и не старше 20 лет. Разрешается терапия на беременных лошадях, но не рекомендуется на недавно ожеребившейся .лошади. Лошадь должна быть, разумеется, здоровой. О здоровье лошади её владелец и иппотерапевт должны иметь ветеринарное заключение. Это заключение должно быть свежим (выдаётся каждые 3 месяца для лошади, работающей с людьми). Если по вашей просьбе Вам не показываю вет.свидетельство о здоровье лошади, разворачивайтесь и уезжайте. Ряд заболеваний, которыми болеют лошади, заразны для человека. К тому же в случае резкого приступа боли лошадь может скинуть ребёнка. Отдельно уточню, что также запрещено использовать в иппотерапии лошадей, переживших тяжелые психические травмы, например, лошадь, которая сменила за последние три года несколько хозяев.  Такие лошади сами требуют терапии и не могут быть полноценными терапевтами для наших пациентов.

Вопрос о поле лошади, которая используется для иппотерапии, до сих по открыт. Идеальными считаются мерины. Ограниченно используются кобылы. Из-за гормональных изменений, происходящих во время природных циклов, у многих кобыл могут появляться нежелательные изменения в поведении. Это может проявляться в резкой смене настроения, угрюмости, раздражительности, и нетерпимости.
При нахождении вблизи от других лошадей они могут начать ржать (что иногда очень пугает детей), лягаться и брыкаться. В такие периоды лучше воздержаться от использования кобылы на занятиях.  
Отмечу, что наличие жеребцов в конюшне может оказать отрицательное воздействие на остальных лошадей, особенно кобыл. Жеребцы в иппотерапии не используются.

 Итак, вы договорились о пробном занятии. Но рекомендуем приехать за полчаса до занятия и посмотреть некоторые важные моменты. Когда Вы приехали в иппоцентр, обратите особое внимание на лошадей, которые работают с детьми, внимательно понаблюдайте, как идут занятия, как выглядят животные. Если вы всем довольны, только тогда договаривайтесь о пробном занятии. Если вас что-то настораживает - уезжайте. Лучше задеть специалистов, отказавшись заниматься, но не рисковать здоровьем ребёнка. 

Сначала посмотрите на инструктора-иппотерапевта.

  •  Имеет ли инструктор чистый и опрятный вид, специальную одежду для занятий? Джинсы хороши только в фильмах про ковбоев, а в реальности нужна специальная одежда.
  • Речевые способности: может ли специалист четко, приятно и громко давать команды? Особенно это важно, если у ребёнка тугоухость.
  • Посмотрите, насколько иппотерапевт  хорошо общается с тем ребёнком, с которым у него сейчас занятие. Является ли инструктор инициативным, энергичным, чутким, терпеливым и может ли быть требовательным, не теряя при этом уважения к ребёнку?
  • Соблюдается ли первичность принципа безопасности в подходе инструктора к работе и проведению занятий?

​Теперь обратите внимание на лошадей.

Высота должна давать возможность эффективной страховки. В среднем – 145-165см в холке. Ход должен быть ритмичный, эластичный, пружинистый, продуктивный. (Пони, по своим физиологическим особенностям, для иппотерапии не подходят. И если вы видите в иппотерапии пони - этот центр не внушает доверия и занимается "покатушками", а не реабилитацией детей) . 
От физического и психического здоровья лошади зависит вся реабилитация.

Как определить, здорова ли лошадь?

Обратите внимание на следующие характеристики здоровой лошади:
· Упитанность – первый знак правильного ухода.
· Блестящая шерсть без потертостей и залысин.
· Правильная походка (лошадь не должна хромать, шаг должен быть равномерным). 
· Ухоженность (лошадь чисто вычищена, без резкого, неприятного запаха). 
· Хвост должен быть расчесанным, красивым, ухоженным и чистым (облезлый, клочковатый хвост, а также потертости шерсти вокруг него указывают на заражение глистами). 
· У лошади хороший аппетит (если лошадь ест неохотно, у нее угнетенный вид, значит, она плохо себя чувствует). 
· Лошадь проявляет интерес к окружающему. 
· Добронравна, спокойна, управляема.

Обратите внимание, в каких условиях содержится и как работает иппотерапевтическая лошадь:
1. Должны быть чистые стойла. В них достаточно места для движения (ведь любая лошадь станет раздражительной, если ее долго содержать в тесноте).
2. Спросите, сколько часов в день работает лошадь? Лошадь, используемая в занятиях по иппотерапии должна заниматься в день не более 4 часов с перерывом.(2 часа, перерыв, 2 часа работы, отдых, выгул). 
3. Лошадь должна работать только на иппотерапевтических занятиях, ни в коем случае одновременно она не должна использоваться для проката, за исключением случаев, когда лошадью управляет опытный всадник. Использование иппотерапевтической лошади в прокате неопытными и начинающими всадниками грозит нервным срывом на занятии.
4. Недопустимо проведение лечебной верховой езды, без предварительной подготовки лошади к занятиям, если она стояла в течении 3 и более дней. То есть, если лошадь не использовалась для иппотерапии в предыдущие 3 дня, ей нужна предварительная подготовка не менее часа до занятий. А лошадь прямо из стойла может быть непредсказуемой. 

Ознакомительное занятие.

Во время пробного занятия обратите особое внимание:

  • Как организована и выполняется техника безопасности?

Несоблюдение техники безопасности на занятиях ставит под угрозу здоровье и безопасность ребенка и других участников иппотерапевтической группы. Занятия должны проводиться в безопасном спокойном месте, огражденном, с мягким грунтом. Хорошо, когда можно использовать естественный рельеф местности: горки, наклонности. В зимнее время работать следует исключительно в крытом манеже. Манеж должен всегда быть закрыт для случайных посетителей и собак. Во время занятия в нем нельзя заниматься верховой ездой или прокатом. Обстановка должна быть как можно более спокойной. 
Обязательно использование каски для верховой езды.

  • Как организовано само занятие?

Обратите внимание, как сажают ребенка, как производится страховка, как ведет себя помощник иппотерапевта (коновод), как ведет себя лошадь.
Иппотерапевтическое занятие должно быть разбито на части, где есть разминка, основная часть, игры и завершающая часть. Иппотерапия является формой индивидуальной терапии, это означает, что терапевт проводит занятие одновременно только с одним пациентом. Исключением является психопедагогическая вольтижировка и психотерапевтическая групповая верховая езда. 
В иппоцентре должен быть специальный помост для посадки пациентов на коня, лучше всего со ступеньками и подъездом с поручнем для инвалидных колясок одновременно.

Ассистент иппотерапевта – коновод.

Особое внимание я хотела бы уделить помощнику иппотерапевта- коноводу. Иппотерапевт работает с ребёнком, а коновод - с лошадью. И от его грамотной работы зависит многое в  терапии. Ассистент должен быть надежным, очень ответственным и опытным в обращении с лошадью. И, разумеется, трезвым и адекватным. Отвечая за движение лошади во время занятия, ассистент должен контролировать ее во время того, как пациент садится в седло и спешивается, когда пациент едет на лошади и когда животное стоит, при смене аллюра и скорости, когда меняется направление движения и при выполнении упражнений на лошади. Ассистент также должен быть способен, по возможности, предотвращать рисковые ситуации, должен оценивать обстановку, действовать быстро и разумно. Чем больше его опыт в управлении лошадью, в частности, вверенной ему иппотерапевтической лошади, тем успешнее будет его взаимодействие с иппотерапевтом и пациентом. 
Если коновод не заинтересован происходящим на занятии, то процесс реабилитации не может быть эффективным и безопасным. На протяжении всего лечебного курса коновод, лошадь, пациент и иппотерапевт должны относиться к действиям друг друга доброжелательно и гармонично. Чем интенсивнее такое общение, тем успешнее иппотерапия.

Если ребенок не хочет садиться на лошадь?

Перед ребенком стоит задача - преодолеть страх перед огромным существом. Будущий всадник может кричать и сопротивляться, отказываясь подходить к лошади, садиться. Пугливого ребёнка не обязательно сажать ребенка в седло с первого дня. Иппотерапевт сам определит время и возможность безопасной работы с ребенком верхом. Ничего страшного в том, что в первое занятие, возможно, вам придется прогуляться с лошадью пешком за повод, покормить её и просто погладить. Ребенок должен привыкнуть к размерам лошади и к присутствию лошади рядом. Для детей с ментальными нарушениями очень важны запахи и тактильные ощущения, ребенок тоже должен привыкнуть к запаху лошади и к ощущению её шерсти под пальцами.

Не пытайтесь сами приподнять ребенка и поднести к лошади – вы можете его напугать. Слушайтесь инструктора – он знает, как подготовить вашего ребенка к спокойной посадке на лошадь. Попытка «силой» посадить ребенка может вызывать панику и неприятные ощущения у ребенка и спровоцировать нервозность лошади. Не волнуйтесь, по нашем опыту даже при осложнённых формах аутизма ребенок спокойно садиться на лошадь, как правило, на 3-м занятии. Лучше если на первом занятии на лошадь ребёнка сажает инструктор, чтобы ваша неуверенность не передалась лошади.

Главное здесь не спешить, ведь от первого контакта будет зависеть весь дальнейший процесс. В особых случаях, при сильном страхе рекомендуется приезжать в иппоцентр несколько раз, понемногу уменьшая дистанцию с лошадью. Можно по договорённости с иппоцентром покормить лошадь, поучаствовать в уходе за ней. Обратите внимание, как иппотерапевт разговаривает с ребенком, потому что от эмпатии зависит результат реабилитации, очень важен также доверительный контакт с ребенком на первых встречах.

Участие одного из родителей как ассистента иппотерапевта на занятиях.

С одним пациентом, в зависимости от диагноза и степени тяжести заболевания, при одном коне должно работать минимум два человека - иппотерапевт и помощник – коновод. Но при проведении занятия с пациентом со слабым функциональным состоянием, ребёнку требуется страховка-поддержка с обеих сторон. Таким образом, родителей иногда привлекают к занятиям. Это означает, что Вам потребуется идти рядом или, возможно, даже сесть тоже на лошадь.  Если для вас это невозможно, оговорите этот пункт заранее с иппотерапевтом. Но учтите, что иппотерапевт может отказаться заниматься с вашим ребёнком при вашем отказе участвовать в занятиях. 

Бывает, что родители, наоборот, хотят привести на занятие кучу родственников. Не надо, чтобы рядом также топтались бабушка-тётя и куча дядюшек. Поймите, дла лошади упражнения по иппотерпии- большая нагрузка, так как маленькие "особые" ездоки непредсказуемы: кричат, кусаются, дёргают за гриву, хватают руками за бока, что лошади щекотно, постоянно переносят непредсказемо вес тела. Поэтому не надо добавлять сложностей лошади и иппотерапевту с коневодом!

Если вы ассистируете на занятии, то надо помогать иппотерапевту в соблюдении техники безопасности. В начале курса инструктор вам обязательно разъяснит технику поведения рядом с лошадью. Не мельтешите возле задних копыт, не бегайте вокруг лошади с ребенком, не повышайте голоса во время занятий, не дразните лошадь лакомствами. В конечном итоге нарушение вами техники безопасности может негативно сказаться не только на процессе лечения, но и причинить вред вашему здоровью. Обязательно помогите инструктору с посадкой на лошадь ребенка - это важно и для безопасности ребенка. Помните, что самый ответственный момент это посадка и снятие с лошади. Помогайте иппотерапевту по его просьбе контролировать ребенка во время занятий. Строго выполняйте все его команды. Категорически запрещается ругаться родителям друг с другом, громко высказывать свое неудовольствие поведением ребенка, паниковать, командовать иппотерапевтом. Лошадь очень чувствительное животное и если рядом с ней нервничать и вести себя возбужденно, она начнет нервничать тоже!!!

Учтите, к лошади нельзя подходить сзади, она может случайно задеть вас копытом, так как не увидит. Рядом с лошадью не делают резких движений и не кричат. Телефон переводится в тихий режим. А сопровождающий лошадь взрослый телефон должен отключить, чтобы ему не пришлось вместо помощи ребёнку отвечать на звонки.

 

Ещё несколько советов:

Собираясь на иппотерапию, вам следует взять с собой: комплект запасной одежды, лёгкий непромокаемый плащ на случай изменения погоды, питьевую воды для вас и ребёнка, влажные салфетки,

Одежда должна быть макисмально удобной, причём и у вас, и у ребёнка. Это не «покатушки» на лошади, а занятие. Поэтому одежда- как для выезда, например, по грибы. То есть, никаких каблуков и коротких юбок – штаны, кроссовки или полусапожки, немаркая кофточка.

Не следует перенапрягать ребенка. Не надо «заказывать» двойное время. Терапевтическое воздействие заключается не в длительности одной процедуры, а её наполнении. Иппотерапевт умеет определять, когда ваш ребенок начинает «отключаться» от занятий и утомляется. Доверьтесь инструкторам-терапевтам в выборе длительности ваших занятий. Лучше постепенно наращивать время. Если ваш иппотерапевт считает, что занятие лучше сократить и провести на лошади не 30 минут, а 20 – доверьтесь специалисту. Вы платите не за то, чтобы ровно

полчаса ребёнок находился на лошади, а за терапевтический эффект, за результат коррекции. Я покататься в своё довольствие можно на прогулочных лошадках у цирка. 

Видеосъемка на занятиях запрещена, так как это отвлекает ребёнка и лошадь. Кроме того, в кадр могут попасть чужие дети, что будет неприятно их родителям.

Попросите, если Вам хочется, разрешение сфотографировать ребёнка на лошади перед окончанием занятия, то есть, перед тем, как ребёнка снимут с лошади. До этого момента не надо бегать вокруг лошади и делать фотосессию.

По приезду домой ребенку хорошо принять горячую ванну с расслабляющими средствами (солями и маслами).

Рудова А.С., к.псх.н., дефектолог, психолог, семейный консультант-психотерапевт, директор Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры

Категория: центр "Арлекин" (г.Саратов) | Добавил: Razvivalkina (23.08.2013) | Автор: Рудова А.С.
Просмотров: 7510 | Рейтинг: 5.0/6
Меню сайта
Категории раздела
наши любимые ОСОБЫЕ дети [101]
Бывают дети с нарушением здоровья, но они все равно самые лучшие и любимые.
Психология: дела семейные, дела житейские [41]
Семья, быт, работа, друзья - поговорим о том, чем мы и как живём.
центр "Арлекин" (г.Саратов) [21]
всё о деятельности центра коррекции и реабилитации "Арлекин"
Наше продолжение - наши сокровища. [36]
Всё о воспитании, развитии и обучении детей от рождения до .... они всегда остаются крохами, не так ли?
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0