MENU
Главная » Статьи » наши любимые ОСОБЫЕ дети » Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР

Использование ABA при работе с самоповреждающим поведением у детей с аутизмом.

Тайлер до крови грызет ногти.
У Грейс на макушке, на месте выдранных волос, кровавая корка.
Джорджио так сильно бьется головой об пол или об землю, что теряет сознание.

Самоповреждение – один из самых тревожных сигналов в поведении ребенка. Ни один родитель не может сохранять спокойствие, если его малышу больно, но что делать, если он сам причиняет себе боль?

Самоповреждающее поведение часто проявляется у людей с аутизмом, но само по себе оно не является симптомом данного расстройства, и совсем не обязательно должно его сопровождать. Самоповреждающее поведение нуждается в срочной и эффективной коррекции. Чем дольше сохраняется текущее положение вещей, тем сильнее закрепляется привычка к самоповреждению, которую с течением времени будет все сложнее искоренить. Специалисты в области прикладного поведенческого анализа обладают навыками, необходимыми  для эффективной работы с самоповреждающим поведением и его коррекции.

Собирайте данные

Самповреждающее поведение так пугает, что часто, в стремлении как можно скорее его прекратить, мы ставим карету впереди лошади, т.е. путаем причину и следствие.  Но если вы  начнете действовать до того, как поймете причину поведения, и то, что его вызвало, это может лишь ухудшить ситуацию – иногда существенно ухудшить. Пытаясь найти простое решение возникшей проблемы, вы рискуете спровоцировать возникновение еще большего количества сложностей.

Рассмотрим случай с Евангелосом. Он бился головой об стол до тех пор, пока учитель, из самых лучших побуждений, не убедил маму надеть на него шлем. Хоккейный шлем, с защитой для лица. Трудно представить что-то более нелепое, чем молодой человек, вышагивающий по улице в хоккейном шлеме с надвинутым забралом. И трудно представить что-то более безнадежное, чем попытки этого юноши влиться в коллектив сверстников и найти там свое место. Евангелос быстро привык к шлему и требовал, чтобы ему разрешили носить его постоянно. Что касается его привычки биться головой, она не исчезла, более того, когда кто-то пытался снять с него шлем, он начинал биться головой еще сильнее в знак протеста.

Иногда собранные данные приводят нас к простому и эффективному решению возникшей проблемы. Если ребенок начинает биться головой в конце дня, возможно, своим поведением он дает понять, что для него нагрузка слишком высока – ему нужна дополнительная перемена и время на то, чтобы перекусить и отдохнуть. Если ребенок начинает грызть ногти сразу после того, как вы их подстрижете, возможно, он пытается дать вам понять, что вы обрезаете их слишком коротко. Собранная информация поможет вам понять, ПОЧЕМУ подобное поведение возникает, и какие шаги нужно предпринять, чтобы его прекратить. Следите за тем, какие обстоятельства повторяются при возникновении самоповреждающего поведения – и вероятнее всего вы сами увидите как можно справиться с возникшей проблемой – и ваше решение будет гораздо лучше, чем просто надеть на ребенка шлем.

Учите альтернативному поведению

Как бы мы ни воспринимали самповреждающее поведение ребенка, оно имеет определенную функцию. Следовательно, вы должны научить его достигать аналогичных результатов менее травматичным способом. Подумайте, какое поведение будет более эффективным и позволит ребенку не обращаться к самоповреждению. Собранные данные помогут вам разобраться в том, какую функцию выполняет поведение вашего ребенка.

К примеру, Диего царапал себе лицо. Собранные данные позволили увидеть, что сразу после появления самоповреждаюшего поведения, Диего отправляли в кабинет директора «чтобы успокоиться». Визит в кабинет директора помог понять причину, по которой возникало самоповреждающее поведение – Диего там очень нравилось! Как только Диего дали возможность в любой момент попросить о перемене, чтобы отправиться в кабинет директора, самоповреждающее поведение прекратилось.

В ситуации, когда функцией поведения является сенсорное насыщение, незаменимым помощником может быть эрготерапевт. Когда я работала с Тайлером, мальчиком, который до крови расковыривал себе ногти, мне захотелось как-то занять его руки. Я подумала о сенсорном мячике, но мой коллега, эрготерапевт, предложил вместо него кольцо-эспандер, что оказалось более эффективным решением, т.к. сенсорный ответ при использовании такого кольца был по силе ближе к тому ощущению, которое Тайлер получал, ковыряя свои пальцы.

Маленький совет: поощряйте и восторгайтесь альтернативным поведением так, словно ваш ребенок никогда не делал ничего лучше!!! Если вы будете вознаграждать ребенка за альтернативное поведение, очень скоро он начнет обращаться к нему чаще, чем к самоповреждению.

Мешайте нежелательному поведению

Это особенно помогает, если поведение направлено на получение сенсорной стимуляции. По сути, здесь ваша цель – сделать поведение менее приятным и привлекательным для ребенка. Помните Грейс, о которой я говорила в начале статьи, она выдирала себе волосы? Конечно, прежде всего, ее нужно было учить альтернативному поведению – занять ее руки чем-то, что даст схожие с выдиранием волос сенсорные ощущения. Но научить ее альтернативному поведению, вместо выдирания своих волос ( а ведь они у нее были всегда «под рукой», то есть на голове), мы смогли, изменив ощущения, которые она получала во время привычного занятия. Мы стали наносить на ее волосы гель и использовать при мытье волос кондиционер, текстура ее волос изменилось, и она быстрее начала отдавать предпочтение предложенному в качестве альтернативы сенсорному мячику. В других ситуациях можно например подложить подушку, когда ребенок бьется головой, намочить ему руки, чтобы кожу было сложнее обдирать, или нанести лак на ногти, если ребенок любит их грызть.

Поощряйте отсутствие поведения

Это помогает, если самоповреждающее поведение возникает часто. Используйте собранные данные, чтобы определить, какой самый короткий временной интервал разделяет два эпизода самоповреждающего поведения, и поощряйте ребенка, если он сможет удержаться от самоповреждения дольше. Предположим, самоповреждающее поведение возникает у вашего ребенка каждые 20-30 секунд. Начните с того, что будете поощрять ребенка каждые 15 секунд, которые он проводит, не обращаясь к самоповреждению. Постепенно увеличивайте этот временной интервал. Это кропотливый труд, но если вы вынуждены справляться с самоповрежением, которое возникает часто и регулярно, такой подход в конечном итоге сбережет время и силы всех участников процесса.



Приходилось ли вам справляться с самоповреждающим поведением у ребенка? Поделитесь на форуме своим опытом.

Об авторе: Laura Cavanagh, M.A., OACCPP

Laura Cavanagh — мама, терапевт и профессор психологии. У нее за плечами опыт работы в медицинских и образовательных учреждениях для людей с различными расстройствами, в том числе аутизмом. Вы можете почитать ее твиттер @lcava или узнать о ней больше на ее личном сайте
www.smartstepstoronto.com .



Источник: http://specialtranslations.ru/please-please-please-stop-hurting-yourself/
Категория: Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР | Добавил: Razvivalkina (25.09.2014) | Автор: Laura Cavanagh
Просмотров: 921 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]