Пятница, 29.03.2024, 17:11
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Кинестетический рисунок семьи как способ узнать мнение ребёнка о семье.
Р. Берне и С. Кауфман разработали технику «Кинетический рисунок семьи» в 1972 г. для детей от пяти до десяти лет. Это был простой метод определения двух важных аспектов, связанных с развитием ребенка: его представления о себе и межличностных отношений. В настоящее время кинетический рисунок семьи признается одним из наиболее широко распространенных инструментов диагностики, применяемых в семейной психотерапии. И хотя это техника профессионального психотерапевта, родители могут попробовать провести это исследование мира своего ребёнка сами.
Для выполнения теста необходимо иметь лист бумаги и набор цветных карандашей. Именно карандашей или пастельных мелков, чтобы был виден нажим ребёнка при выполнении рисунка.
Инструкция звучит следующим образом: «Нарисуй свою семью, всех-всех, кто в ней есть, в том числе и себя, чтобы было понятно, чем каждый из вас занимается. Попытайся изобразить фигуры твоих родных целиком, как можно точнее. Закончив рисовать, подпиши свой рисунок и поставь дату (если ребёнок уже умеет писать)».
Тест предполагает использование ряда диагностических критериев, в том числе учитывается расположение фигур членов семьи в про странстве рисунка, наличие символов, расстояние между фигурами и их размеры. Базовые представления о том, что выражает рисунок, вы можете получить в Интернете, поискав, например "что говорит детский рисунок" или "артттерапия с детьми".
Минимум деталей, выполненых на рисунке, говорит или о задержке психического развития ребёнка или о его замкнутости, а также состоянии невроза. Чрезмерное количество деталей свидетельстувет о скрытом беспокойстве. Например, настораживает, если ребёнок рисует схематически папу, но тщательно вырисовывает маму - рюшечки на платье, заколку, бусы, серёжки, застёжки на туфлях.
Размеры членов семьи должны быть пропорциональны. Поэтому если кошка рисуется больше папы, значит, отношение с папой для ребёнка стоит на втором плане.
Если ребёнок рисует всех яркими цветами, а сбя невзрачно, то у него низкая самооценка,  а если слишком крупно - то о задатках лидера и, возможно, о том, что ребёнок уже стал манипулятором и чувствует себя самым важным в семье, вокруг которого всё крутится.
В представлении ребёнка 5-6 лет наиболее крупную голову имеет самый умный человек, а гипертрофированные органы свидетельствуют о проблеме. Например, слишком большие уши  означают, что человек слишком  подслушивает и влезает в личную жизнь других, от него надо что-то скрывать. В свою очередь, отсутсвие ушей означает, что этот член семьи слушает только себя, игнорируя менние остальных. Если же уши есть у всех, кроме ребёнка, то, скорее всего, в семье гиперопёка и ребёнок испытывает слишком большое давление, пытаясь отгородиться от родни.Человек с открытым ртом - источник тревоги ребёнка, а со ртом-щёлочкой - человек, скрывающий чувства и не способный влиять на других.
Если ребёнок заштриховал себя или свою одежду, нарисовал себя со спины, то он погружён в себя и не хочет сейчас быть откровенным. Большие расширенные глаза, которые ребёнок рисует у себя, свидетельствуют о мольбе о помощи ребёнка, только если ребёнок не любитель аниме.
Обратите внимание на проявление агресиси и тревоги.
Член семьи, вызывающий тревогу, часто рисуется неуверенной линией, тоненькой линией или дрожащей.
Уже с пяти лет фигуры людей должны быть пропорциональны и иметь все части тела. Если ребёнок восьми лет рисует на руках людей по 8 пальцев, есть повод задуматься об объёме его знаний и уровне мышления.
Люди должны быть одеты, причём в соответсвии с полом. в рисунке агрессии (оружие в руках кого-либо из членов семьи), тревоги и страха (все прячутся в доме от грозы).
Был случай, когда у меня на приёме девочка 8 лет нарисовала образцово-показательную картинку, как вся семья на даче пьёт чай за столом во дворе. И только одно выдавало скрытую проблему между сёстрами в этой семье. Над столом девочка нарисовала яблоню, с которой падают яблоки. Если бы провести линии от яблок вниз, то оказалось бы, что все яблоки падают прямо на нарисованную старшую сестру.
Некоторыми важными моментами для вашего анализа в кинетическом рисунке семьи могут служить следующие:
1. Эмоциональная экспрессия: как выражение лица и позы изображенных людей характеризуют их эмоциональное состояние? У всех ли оно одинаковое? если разное- то почему?
2. Близость: прикасаются ли изображенные члены семьи друг к другу или они друг от друга удалены? Между какими фигурами имеется наибольшая близость, между какими — наименьшая? Есть ли фигуры, которые особенно удалены от всех остальных?
3. Взаимное расположение фигур относительно друг друга. Какие члены семьи на рисунке расположены друг к другу ближе? Каково их место относительно других членов семьи?
Показательно, где рисует себя ребёнок. Если в центре событий - это одно, но если все на его картинке занимаются совместным делом, а он стоит в уголочке и просто "смотрит" - это картинка отверженности и одиночества. А может - протеста против сомвестного дела, котоое так увлекло всех родных.
4. Присутствие всех членов семьи. Все ли члены семьи изображены на рисунке?  Может оказаться, что ребёнок "забыл" нарисовать кого-то из родни, например, сестру, зато нарисовал кошку, собаку и даже аквариум с рыбками. Как сами понимаете, тут речь идёт о ревности и соперничестве между детьми.
5. Действия членов семьи. Чем занимаются члены семьи? Все ли принимают участие в этой деятельности? Связаны ли их занятия с пассивным или активным времяпровождением? Отражает ли рисунок реальные события или фантазии?
6. Окружающая среда. Какие предметы включены в окружающую среду? Является ли она источником угрозы?
И если рисунок семьи ребёнка вызвал опасения, обратитесь к психологу, который сможет помочь вам расшифровать и, возможно, найти в рисунке ресурсы семьи для решения насущной проблемы.
Данный тест может проводиться с определенной периодичностью, скажем, раз в месяц, что позволяет оценить изменения вашей семье.
Для специалистов отмечу, что кинетический рисунок семьи - это действенная техника не только для анализа внутрисемейных неотягощённых проблем, но и, например, для определения визуальных признаков насилия над ребенком (сексуального, физического и психологического), семейного алкоголизма и межкультурных различий.
 
Рудова А.С., к. психол. наук, психолог, дефектолог, психотерапевт, директор центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры.
Категория: Материалы для психологов и психотерапевтов. | Добавил: Razvivalkina (07.07.2011) | Автор: Анна Рудова
Просмотров: 5349 | Рейтинг: 3.0/2
Меню сайта
Категории раздела
Семейная психология и здоровье [11]
материалы по общей и семейной психологии, общие вопросы о воспитании и развитии детей
Что почитать, что посмотреть, что послушать, куда сходить и съездить [6]
Полезные Интернет-ссылки, каталоги интересных книг, статей и развивающих дисков, информация для путешественников и театралов
Детская психология и здоровье - особые проблемы. [17]
Разберём специфические проблемы в воспитании, здоровье и развитии психики ребёнка, те, о которых порой трудно говорить даже с близкими людьми.
Материалы для психологов и психотерапевтов. [7]
Статьи для обучающихся психотерапии и практикующих психологов, психотерапевтов.
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0