MENU
Главная » Статьи » Психология: дела семейные, дела житейские » Материалы для психологов и психотерапевтов.

Теория семейных систем М.Боуэна. Основные теоретические понятия.

Теория Боуэна содержит две основные переменные:

1. Уровень тревоги (или эмоционального напряжения).

Параметры тревожности:

- интенсивность

- продолжительность

- вид

Все организмы способны адаптироваться к сильной тревоге. Справиться с короткими приступами тревоги.

Когда тревожность возрастает и становится хронической на определенный период организм развивает напряжение - в себе или в системе отношений, и напряжение приводит к симптомам или дисфункции или болезни (физическим, эмоциональным или социальным, как импульсивность или уход в себя)

Существует феномен заражения тревожностью - тревога может быстро распространяться в семье или в обществе.

Любой человек в разное время может иметь разный уровень хронической тревоги. И выглядеть нормальным на одном уровне тревожности и ненормальным на другом, более высоком уровне.

2. Степень интеграции или дифференциации Self.

Уровень дифференциации зависит от того, когда человек покидает родительскую семью и начинает жить самостоятельно.

Есть некий средний уровень дифференциации Я для всех членов семьи. По уровню дифференциации Я они незначительно отличаются друг от друга.

Основные концепты Теории Боуэна:

1. Дифференциация Я.

2. Треугольники.

3. Эмоциональная система семьи.

4. Процесс межпоколенческой передачи.

5. Эмоциональный разрыв.

6. Сиблинговые позиции.

7. Социальная регрессия.

Дифференциация Я.

Определяет людей в соответствии со степенью слияния или дифференциации между эмоциональным и интеллектуальным функционированием.

Уровень дифференциации Я - универсальная характеристика. Все люди располагаются на одном континууме. слияние дифференциации Я

Люди на одном конце континуума характеризуются:

- эмоции и интеллект настолько сплавлены, что их (людей) жизнь подчинена автоматической эмоциональной системе;

- какой бы ни был у них интеллект, он подчиняется эмоциям. Они могут быть прекрасными математиками, но в межчеловеческих отношениях, в личной жизни их поведение полностью контролируется эмоциями;

- менее гибки и адаптивны;

- более эмоционально зависимы от всех и от всего;

- легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются;

- носят в себе большинство возможных проблем человека.

Сепарация между эмоциями и интеллектом может быть только относительной, однако у людей на другом конце континуума:

- во время стресса функционирование интеллектуальной сферы может быть относительно автономным;

- они более гибки и способны к адаптации;

- более эмоционально независимы;

- в высокой степени свободны от свойственных человеку проблем любого рода.

В промежутке между экстримами - множество различных видов смешения функционирования интеллектуальной и эмоциональной систем.

Этот концепт элиминирует концепт «нормального», который психиатрия так и не смогла достойно определить. Концепт дифференциации не связан с наличием или отсутствием симптома. У людей с высоким уровнем слияния больше проблем, чем с низким меньше.

Однако могут быть люди с высоким слиянием, которые при этом умудряются поддерживать сбалансированные отношения, не испытывают острых стрессов, не проявляют симптомов, выглядят нормальными. Но плохо адаптируются к жизни и если у них появляются дисфункции, это состояние может стать хроническим или постоянным. Хорошо дифференцированные люди также могут иметь дисфункции, но они быстро восстанавливаются.

Эмоциональная система оперирует известными предсказуемыми стимулами, которые управляют инстинктивным поведением всех форм жизни.

Чем больше жизнь контролируема эмоциональной системой, тем более она следует всем формам инстинктивного поведения, не смотря на все интеллектуализированные объяснения. При высоком уровне дифференциации Я все эти влияния эмоциональной системы тоже присутствуют, но интеллект в достаточной степени автономен, чтобы осуществлять логическое мышления и принимать решения основанные на мысли, а не на инстинкте.

Недифференцированный человек, находящийся в ловушке своего эмоционального мира может продуцировать противоречивые, звучащие интеллектуально, объяснения своему состоянию, в то время как более дифференцированный человек, может, если хочет, разделить с другими всю полноту эмоциональной близости, не боясь оказаться слитым с ними, и его интеллектуальные процессы совершенно отличны от бессвязных интеллектуализированньгх вербализаций.

Другая важная составляющая дифференциации Я :

Уровень Целостного Я (Solid-self) и Псевдо -Я (Pseudo-self) в человеке.

Pseudo-self создается и модифицируется под влиянием эмоционального давления, существующего в любом эмоциональной союзе, будь то семья или общество. Группа требует от члена приспособления к ее идеалам и нормам.

В период эмоциональной близости два Псевдо-Я сливаются друг с другом, одно растворяется в другом, которое при этом обретает Я.

Состоит из множества убеждений, установок, и.т.д., разделяемых потому, что их разделяет и считает правильными группа. Принципы случайны и противоречивы, но индивид этого не осознает, находясь под давлением.

Псевдо-Я не инкорпорировано, а как бы добавлено к Self. Приобретается для приспособления к окружающей среде.

Оно содержит множество принципов, которые кажутся находящимися в эмоциональной гармонии с разными социальными группами (институтами, религиозными, политическими), в то время как на самом деле эти группы противоречат друг другу, о чем self остается в полном неведении. Присоединение к группе мотивировано системой отношений, а не ее принципами. Человек может чувствовать, что с некоторыми группами что-то не так, но не понимать, что именно, на интеллектуальном уровне.

Псевдо-Я нестабильно. Отвечает на множество социальных давлений и стимулов.

Solid-Self не участвует в феномене слияния (Fusion). Говорит: Я это Я; то, во что я верю, что отстаиваю, что буду или не буду делать. Состоит из четко определенных убеждений, мнений, установок и жизненных принципов.

Целостное-Я инкорпорируются в Я в процессе жизни, через интеллектуальное мышление и тщательное рассуждение по поводу альтернатив, представленных в выборах. Когда человек делает выбор он становится ответственным за себя и за последствия. Все жизненные принципы и убеждения находятся в соответствии друг с другом, и даже в ситуации крайней степени тревоги Self предпринимает действия, основываясь на этих принципах.

Решение, присоединяться или нет к какой-либо группе, основывается на интеллектуальном процессе, тщательном взвешивании преимуществ и недостатков.

Именно на уровне Псевдо-Я люди дают, получают одалживают, торгуются и обмениваются своими Я. При любом акте обмена один отдает часть Self, а другой получает равное количество. Пример: любовь - каждый пытается быть таким , каким его хочет видеть другой ( каким другой хочет видеть его Self), и в свою очередь требует от того изменений. Это притворство и торговля происходят на уровне Псевдо-Я. В браке два Псевдо-Я сливаются в МЫ, где один становится носителем инициативы и ответственным за принятие решений для МЫ. Этот одни получает self в той степени, в которой теряет другой его теряет. Партнер может сразу отдать свое Я или после непродолжительной торговли. Чем лучше супруги способны чередовать эти роли, тем здоровей брак. Обмен селфами может носить короткий или долговременный характер. То же происходит в любых группах. Обмен - Псевдо-Я автоматический эмоциональный процесс, который появляется, когда люди манипулируют друг другом в тонких жизненных ситуациях. Обмен Псевдо-Я может быть коротким (критика, которая заставит человека чувствовать себя плохо в течении нескольких дней) или длительным, в котором приспосабливающийся (тот который теряет Я) партнер теряет способность принимать решения и приобретает тяжелую дисфункцию — психоз или серьезное хроническое заболевание

Эти механизмы гораздо менее интенсивны при более высоких уровнях дифференциации (т.е. при низкой тревоге), но процесс потери и получения self в сети эмоциональных взаимодействий настолько сложен, а количество shifts так велико, что оценить уровень ДЯ можно только прослеживая жизненные паттерны на длинном отрезке времени.

Изменение дифференциации Я.

На пути к дифференциации Я есть множество ловушек. Например, если человек пытается достичь ее без собственных убеждений на этот счет, он слепо следует советам терапевта и начинает защищать свою togetherness с терапевтом.

Невозможно достичь более чем незначительных изменений в чьем-либо базисном уровне Я. Однако ряд медленно идущих изменений могут суммироваться и привести к совершенно новому стилю жизни. Критическая стадия наступает когда человек начинает понимать (знать) разницу между интеллектуальным и эмоциональным функционированием и вырабатывает способы использования этого знания для решения будущих проблем на протяжении всей жизни самостоятельно. Клинически, я оцениваю средний уровень функционирования Я в период стресса и покоя. Настоящая проверка стабильности дифференциации наступает когда человек снова оказывается в ситуации острого хронического стресса.

Треугольники.

Треугольник - эмоциональная конфигурация из трех человек, молекула или базисный блок любой эмоциональной системы, будь то семья или любая другая группа.

Диада может оставаться стабильной до тех пор, пока уровень тревоги низкий. Как только он повышается, в целях снижения тревоги, привлекается достаточно уязвимый третий, чтобы создать треугольник. Если напряжение в треугольнике слишком велико для троих, включаются другие люди, и все организовываются в серию взаимосвязанных треугольников.

В период покоя (тревога низкая) треугольник состоит из двух комфортно близких друг другу людей и третьего, ощущающего себя менее комфортно аутсайдера. Два защищают свою togetherness, третий чувствует себя неуютно и образует собственную togetherness где-нибудь еще. Аутсайдер хочет сформировать togetherness с кем-то из двоих и есть масса ходов и способов это устроить.

Эмоциональные силы внутри треугольника находятся в постоянном движении, даже в периоды спокойствия (низкой тревоги).

В периоды стресса позиция аутсайдера наиболее комфортная и предпочтительная. Каждый стремиться ее занять, чтобы избежать напряжения между двумя. Когда невозможно переключить силы в треугольнике один из двоих подключает четвертого, оставляя предыдущего третьего вовне, чтобы позже вовлечь его снова.

В новом треугольнике эмоциональные силы воспроизводят абсолютно тот же паттерн, что и в предыдущем.

Эмоциональные силы продолжают перемещаться из одного активного треугольника в другой и, в конце концов, оседают в одном треугольнике до тех пор, пока вся система остается достаточно спокойной ( тревога низкая).

Когда напряжение в семье достаточно велико, а возможности внутрисемейных треугольников исчерпаны, семейная система триангулирует людей извне, например полицейских или социальных работников. Попытка выноса напряжения вовне считается успешной, если привлеченные люди вступают в конфликт с семейной системой, а она при этом становится спокойней.

Когда в треугольнике среднее напряжение, две стороны чувствуют себя комфортно, а одна находится в конфликте. Паттерны воспроизводятся в треугольнике много раз, участники получают фиксированные роли и закрепленные отношения друг с другом.

Все ходы и исходы процессов в треугольниках предсказуемы. Концепт позволяет лучше понять треугольник отец - мать-ребенок, чем традиционное объяснения с помощью понятия Эдипова комплекса, а также открывает более широкие терапевтически возможности

Невозможно избежать эмоциональной вовлеченности в обычных отношениях пациент-терапевт, отношениях двоих. Теоретически, семейная терапия создает ситуацию, в которой интенсивные отношения могут оставаться внутри семьи, а терапевт может находится относительно вне эмоционального комплекса. На практике это не просто.

Чтобы не триангулироваться и сохранять нейтральность терапевт должен:

- сделать членов семьи ответственными друг за друга;

- не дать им приписать себе (терапевту) чрезмерную важность;

- не обещать никаких достижений, кроме как от собственных усилий семьи, направленных на самопознание и изменение.

Если терапевт находится в жизнеспособном эмоциональном контакте с двумя наиболее значимыми членами семьи, обычно родителями или супругами, и при этом остается относительно вне эмоциональной активности в этом центральном треугольнике, многолетнее fusion между членами семьи постепенно уменьшается до полного разрешения, и все другие члены семьи автоматически меняют свои отношения с этими двумя в домашних условиях.

Это базисная теория и базисный метод. Процесс происходит независимо от содержания обсуждаемых вопросов или проблем. Процесс может осуществляться с любым третьим человеком, который не будет триангулироваться.

Эмоциональная система семьи.

Концепт описывает паттерны эмоционального взаимодействия в семье на уровне одного поколения. Определенные базисные паттерны отношений между матерью, отцом и ребенком воспроизводят паттерны прошлых поколений и будут воспроизведены в последующих.

Есть много довольно отчетливых переменных, определяющих способ функционирования семьи в текущем поколении. Тщательно изучая историю и семьи и учитывая детали жизни текущего поколения, можно восстановить способы функционирования прошлых поколений. Зная о передаче определенных паттернов через многие поколения, можно предсказать те же самые процессы для будущих поколений.

Обычно начало нуклеарной семьи это брак. Супруги вступают в брак с жизненными паттернами и уровнями дифференциации Я , унаследованными от их родительских семей. Ухаживание, брак и воспроизводство в значительной степени регулируются эмоционально-инстинктивными силами. То, как супруги встречаются, ухаживают и планируют брак, дает много информации об уровне их дифференциации Я . Чем ниже уровень дифференциации Я, тем больше проблем можно ожидать в будущем. Люди выбирают партнеров, которые имеют такой же как у них уровень дифференциации. Большинство супругов имеют наиболее близкие и открытые отношения в период ухаживания. Слияние двух Псевдо-Я происходит, когда они решают быть вместе постоянно — это может быть помолвка, свадьба, начало совместного проживания и.т.д.

Чем ниже уровень дифференциации Я, тем интенсивней эмоциональное слияние в браке. Один партнер доминантный, другой приспосабливающийся. Если оба пытаются стать доминантными - конфликт. Оба приспосабливающимися - паралич принятия решений.

Стремление к доминантной или адаптивной позиции определяется позицией, которою человек занимал в родительской семье.

Слияние приводит к появлению тревоги у одного или обоих супругов. На симптомы слияния супруги реагируют по разному. Наиболее распространенный способ - эмоциональное дистанцирование. В некоторой степени этот способ представлен во всех браках , а во многих браках он присутствует в большой степени.

3 большие области в которых степень слияния в браке манифестируется в симптомах:

1. Супружеский конфликт:

- ни одни из партнеров не сдастся или не соглашается на адаптивную роль;

- каждый вкладывает в другого большое количество эмоциональной энергии;

Self каждого сфокусирован на другом;

- цикл отношений: интенсивная эмоциональная близость, конфликт, период эмоциональной дистанцированности, making up, новый период эмоциональной близости;

- открытая интенсивность отношений и эмоций, как отрицательных, так и положительных; все время думают друг о друге;

- дети не вовлечены;

2. Дисфункция у одного из супругов:

- результат того, что значительное количество недифференцированности поглощается приспосабливающимся партнером;

- Псевдо-Я приспособляющегося сливается с Псевдо-Я доминантного, который берет на себя ответственность за двоих;

Степень приспособляемости одного из супругов определяется тем функциональными позициями, которые муж и жена занимали по отношению друг к другу в течении долгого времени. Каждый в какой-то степени адаптируется и приспосабливается к другому и обычно каждый думает, что он уступает больше, чем другой.

Тот, кто принял роль приспосабливающегося, постепенно теряет способность принимать решения и нормально функционировать.

На этой стадии небольшой стресс может послужить пусковым механизмом, и у приспособляющего появится дисфункция - физическое, эмоциональное или социальное расстройство, алкоголизм, безответственное поведение и.т.д. Заболевание делается хроническим и трудно обратимым.

Дети чувствуют себя нормально, имея одного нефункционального родителя, до тех пор, пока второй гиперфункционален. Дети могут унаследовать паттерн заботящегося о слабом, больном родителе. Потом будут доминантными в своих семьях.

Если гиперфункциональный неожиданно умирает, то, до этого больной и нефункциональный, чудесным образом может мгновенно снова обрести дееспособность. Однако в последующем браке паттерн повторится.

3. Проекция на ребенка

Родители действуют как МЫ, чтобы спроецировать недифференцированность на одного или более детей.

Две переменные определяют интенсивность этого процесса:

1. степень эмоциональной изоляции системы отношений (семьи) от расширенной семьи и значимых других.

2. Уровень тревоги.

Любые симптомы в нуклеарной семье, супружеский ли конфликт, дисфункция одного из супругов или нарушения у ребенка, будут менее интенсивными при низком уровне тревоги и более интенсивными при высоком уровне тревоги.

Процесс межпоколенческой передачи.

Процесс через который родительская недифференцированность наносит вред и приводит к ухудшению состояния одного или более детей действующих в треугольнике отец-мать-ребенок.

Процесс концентрируется вокруг матери, которая является ключевой фигурой в репродукции и основным caretaker'oM для ребенка. Это приводит к ранним эмоциональным нарушениям у ребенка или хроническому заболеванию, любой форме инвалидности, ограниченной дееспособности.

Существует некое фиксированное количество недифференцированности в каждой супружеской паре. И оно может распределятся по трем сферам. Т.о. мы может наблюдать семьи где практически нет супружеских конфликтов, оба супруга здоровы, а ребенок имеет максимум проблем.

Недифференцированность может быть передана одному ребенку. Если количество слишком велико для одного, включается еще одни, обычно в меньшей степени, чем предыдущий и.т.д.

То почему определенные дети становятся объектом проекции связано с:

- тем насколько мать эмоционально обращена или не обращена к ребенку (полярность в системных терминах не имеет значения);

- уровнем недифференцированности родителей;

- количеством тревоги на момент зачатия и рождения ребенка;

- взглядов родителей на брак и детей.

Женщины, которое в подростковом возрасте больше мечтали о муже, чем о детях будут скорее иметь супружеский конфликт или дисфункцию (или нефункционального мужа), а женщины представлявшие себя в будущем скорее матерями, чем женами будут склонны к проективным процессам и триангуляции детей.

Чаще триангулируются старшие дети; единственный ребенок противоположного пола; те, кто особенно эмоционально значим для матери, или те, кто, по ее мнению, особенно эмоционально значим для отца; дети с какими -либо дефектами; единственные дети; единственная дочь или единственный сын, когда остальные дети другого пола; особенные дети, которые были раздражительны, ригидны находились в плохом контакте с матерью с самого начала. Количество особых эмоциональных вложений в таких детей изначально велико.

На более тонком уровне проективный процесс связан с материнским инстинктом и степенью, в которой тревога позволяет ему реализоваться во время беременности и в первые месяцы жизни ребенка. Процесс начинается с материнской тревожности, а отец играет поддерживающую роль (помогает ей реализовать ее тревожность в материнстве). Ребенок отвечает на тревогу матери собственной тревожностью, которую она ошибочно воспринимает как проблему ребенка. Родители начинают гиперопекать ребенка, преобразуя энергию своей тревоги в эту энергию излишней заботы о ребенке. Устанавливается паттерн инфантилизации пебенка. который (Ъебенок) постепенно становится все более проблемным и требовательным. Как только процесс начался, дальше он может мотивироваться как тревогой матери, так и тревогой ребенка.

Обычно симптомы появляются эпизодически, в стрессовые периоды на протяжении детства, а затем перерастают в более серьезный симптом в подростковом возрасте или после него.

Интенсивное эмоциональное слияние матери и ребенка может проходить в равновесии без симптомов вплоть до пубертатного периода, когда ребенок попытается функционировать самостоятельно. В этот момент отношения ребенка с матерью или обоими родителями примут негативный характер и у него появятся множество симптомов или один серьезный симптом.

Еще более глубокая степень слияния матери и ребенка может протекать бессимптомно вплоть до ранней юности, когда ребенок впервые попытается жить самостоятельно и рухнет в психоз.

Шизофрения, согласно этой теории, продукт усилий многих поколений. В каждом следующем поколении симптоматика нарастала, а уровень дифференциации Я снижался, пока, наконец, очередное поколение не произвело шизофрению.

Триангулированный ребенок - тот на котором проективный процесс сфокусирован в наибольшей степени, менее всего способен адаптироваться к жизни и в итоге имеет более низкий по сравнению с сиблингами уровень дифференциации Я.

Эмоциональный разрыв.

Паттерн cutoff определятся тем как люди обращаются со своими неразрешенными эмоциональными привязанностями к родителям.

Какую-то степень такой неразрешенной (нереализованной) эмоциональной привязанности (НЭП) имеют все люди. Чем ниже уровень дифференциации Я, тем интенсивней НЭП.

Данный паттерн касается того, как люди отделяют себя от прошлого, чтобы начать жизнь в настоящем. Изоляция, уход в себя, бегство или отрицание важности родительской семьи.

Степень НЭП эквивалентна степени недифференцированности, с которой как-то придется обходиться в собственной жизни человека и в следующих поколениях.

НЭП выражается в:

- интрапсихическом процессе отрицания и изоляции Self, при том что человек живет рядом с родителями;

- физическом отъезде — бегстве;

- комбинации эмоциональной изоляции и дистанции.

Чем более интенсивен cutoff с прошлым, тем больше вероятность того, что у человека будут те же проблемы в браке, что и у его родителей, но, возможно, в более выраженном виде, и в следующем поколении его дети тоже произведут cutoff еще большей силы.

Человек, который убежал из родительской семьи, и человек, который никогда ее не покидал, могут быть в равной степени эмоционально от нее зависимы.

Чем выше уровень тревоги, тем значительней разрыв между поколениями у слабо дифференцированных людей.

Чем лучше нуклеарная семья поддерживает жизнеспособный эмоциональный контакт с родительскими семьями, тем меньше проблем и симптомов в обоих поколениях.

В терапии, если один из супругов, имеющий в анамнезе cutoff, восстанавливает эмоциональный контакт с родителями, общий уровень тревоги в семье снижается, симптомы становятся мягче и лучше поддаются терапии, которая в целом становится продуктивной.

Сиблинговые позиции.

Основные характеристики личности соответствуют позиции (очередность и количество братьев и сестер и какое место занимает он) сиблинга.

Степень, в которой профиль личности соответствует нормальному, позволяет узнать уровень дифференциации и направление, в котором проективный процесс двигался от поколения к поколению: например, ответственный, с низким уровнем тревожности старший ребенок - в высокой степени свидетельствует о хорошем уровне дифференциации в семье.

Социальная регрессия.

Эмоциональные проблемы в обществе подобны эмоциональным проблемам в семье. Треугольники существуют в любых отношениях.

Когда семья находится в состоянии хронической тревоги, она теряет связь со своими интеллектуально обусловленными принципами, и, пытаясь снизить тревогу, все чаще прибегает к эмоционально обусловленным решениям. Результат процесса - симптом и, в конце концов, регресс на более низкие уровни функционирования. То же самое происходит и с обществом.

Хроническая тревожность - продукт роста популяции, уменьшения количества еды и материалов, необходимых для поддержания жизни человека на Земле, и загрязнения окружающей среды, которое угрожает выживанию человека.

Список литературы

1. Браун Дж. Кристенсен Д. «Теория и практика семейной психотерапии», - СПб., Изд-во «Питер», 2001г..

2. Черников А. Системная семейная терапия. Класс. 2001.

3. Варга А. Системная семейная психотерапия. Основные направления современной психотерапии. Стр. 180-223. Когито-центр 2000

4. Николс М., Шварц Р. «Семейная терапия. Концепции и методы» Эксмо. 2004.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.terpsy.ru

 



Источник: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=104553
Категория: Материалы для психологов и психотерапевтов. | Добавил: Razvivalkina (21.01.2015)
Просмотров: 703 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]