Пятница, 29.03.2024, 14:41
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения

Либлинг М.М.

Источник: журнал «Дефектология», 2014 г., №3

С самого начала своего существования холдинг терапия периодически подвергалась критике, как со стороны некоторых специалистов, так и со стороны «неравнодушной общественности». Ни те, ни другие никогда всерьез не изучали количественные или качественные последствия терапии, реагируя, как правило, только на сам факт физического удерживания ребенка родителями, который в их рассуждениях связывался с «насилием» и «жестоким обращением с детьми». Попробуем разобраться, имеет ли холдинг отношение к этим понятиями.

Насилие, по определению Всемирной Организации Здравоохранения -«преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб» [9]. Как мы видим, насилие определяется не фактом применения силы, а позицией, целями и результатами применения. Это и понятно. Никому не придет в голову квалифицировать как насилие, например, ситуацию, в которой родители, или даже посторонние взрослые насильно удерживают ребенка, когда он стремится выбежать на проезжую часть улицы. На этом примере можно зафиксировать важные для идентификации насилия вещи. Позиция – “за” или “против”? В данном примере – “за”. За сохранение жизни в противовес сиюминутным, импульсивным действиям. Цель – благополучие ребенка, результат – ситуационное спасение жизни. Или, например, поход с ребенком к стоматологу. Ни один ребенок не пойдет сверлить зубы добровольно. В ситуациях, связанных с сохранением здоровья, взрослому приходится заставлять ребенка, так же, как и в большинстве ситуаций, связанных с выработкой необходимых навыков. И приучая ребенка к горшку, и обучая его чтению, письму и счету мы вынуждены на какое-то время «ограничить свободу» ребенка, и принуждать его к выполнению наших инструкций.

Для того, чтобы определить, имеет ли холдинг отношение к понятию «насилие», зададимся следующими вопросами:
1) какова позиция родителей и терапевта по отношению к ребенку, «за» или «против»? Очевидно, что предпринимая усилия, чтобы помочь ребенку преодолеть аутизм, родители выступают на стороне ребенка, то есть «за» него. Да, возможно, ребенок «считает» иначе, но, согласитесь, у аутичного ребенка совершенно другие точки отсчета;
2) каковы цели родителей и терапевта? Облегчить или устранить страдания и ущерб, связанные с психическим состоянием ребенка. Причем, страдающими сторонами выступают как сам ребенок, так и его семья;
3) каковы краткосрочные и долгосрочные результаты холдинг-терапии? Если холдинг проводится родителями под руководством квалифицированного специалиста, то уже в результате первого сеанса ребенок расслабляется, вступает в контакт с родителями, смотрит в глаза. Длительная терапия приводит к смягчению аутистических проблем, к продвижению в эмоциональном и когнитивном развитии ребенка, что никак нельзя признать “ущербом”;
4) есть ли психологическая травма? Характерной и неотъемлемой особенностью психологической травмы в различных ее определениях, является наносимый ею вред [4]. Аргументация, связанная с отсутствием вреда от холдинг терапии, и, более того, с ее очевидной пользой, описана в пункте 3;
5) приводит ли холдинг к отклонениям в развитии? Сам по себе аутизм является отклонением (точнее, искажением) развития ребенка. Холдинг терапия, являясь эффективной частью коррекционной помощи при аутизме, помогает возвращению развития ребенка в нормальное русло. Таким образом, грамотно, профессионально проводимая холдинг терапия на первых порах действительно требует физического ограничения свободы ребенка. Однако такого, которое не только не приносит вреда, а наоборот, ведет к несомненно позитивным результатам. Проблема отношения к холдингу, таким образом, становится проблемой свободного выбора родителей и терапевтов. Выбора метода. Осуществляя подобный выбор, специалисту не стоит путать принципы профессиональной этики с прямой работой с выраженными проявлениями аффекта. В любом случае, игровая холдинг терапия не является единственным и универсальным методом коррекции аутизма, поэтому всегда можно обратиться к иным формам работы, соответствующим возрасту ребенка и наиболее актуальным проблемам его развития.

Мы допускаем, что холдинг терапия, как и любой метод психолого-педагогической коррекции, потенциально может оказаться травматичным или превратиться в наказательную процедуру, но только в неумелых руках, или в том случае, когда она становится «самостоятельной работой» родителей. В условиях отсутствия обязательного лицензирования практиков, работающих с аутичными детьми, их родителям стоит внимательнее относиться к выбору специалистов, всякий раз интересуясь их профессиональной подготовкой и опытом работы. В руках хорошо подготовленных практиков игровая холдинг терапия является одним из наиболее эффективных методов помощи при аутизме.

При этом, подчеркнем еще раз, данная терапия рассматривается нами только как часть системной психолого-педагогической коррекции аутизма. В работе с аутичными дошкольниками необходимо ее сочетание с индивидуальными и, чуть позже, групповыми игровыми занятиями, нацеленными, в первую очередь, на развитие подражания, взаимодействия, усвоение социальных правил. И, конечно, игровая холдинг терапия – лишь часть домашнего «лечебного режима» воспитания аутичного ребенка, направленного на развитие его возможностей совместного с близкими людьми переживания, эмоционального осмысления того, что происходит в окружающем мире и, прежде всего, в его собственной жизни.


Список литературы:

  1. Антонова И.Д. Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг терапии. – Диссертация на соискание ученой степени канд. психол. наук. – М.: 2007. - 174 с. 
  2. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст) – М.: Теревинф, 2009. – 112 с. 
  3. Баенская Е. Р., 
Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма. – Диссертация на соискание ученой степени докт. психол. наук. – М.: 2008 
  4. Бегоян А.Н. Анатомия психотравмы: боль, болезнь и исцеление // Психотерапия. – 2013. - №5(125). – С. 59-62. 
  5. Боулби Дж. Привязанность
- М.: Гардарики, 2003. - 477 с. 
  6. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005 — 940 с. 
  7. Либлинг М.М. Холдинг терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка. // Дефектология. – 1996. - №3. – С. 56-66. 
  8. Либлинг М.М. Метод холдинг терапии в системе психологической помощи семьям, воспитывающим детей с аутизмом. - Диссертация на соискание ученой степени канд. психол. наук. – М.: 2000. – 125 с. 
  9. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире // Всемирная Организация Здравоохранения. – 2002 
  10. Никольская О.С. Аффективная сфера человека: взгляд сквозь призму детского аутизма - М., Центр лечебной педагогики, 2000. – 272 с. 
  11. Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение. М.: МГППУ, 2008. - 464 с. 
  12. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи – М.: Теревинф, 2012. – 288 с. 
  13. Prekop I.: Festhalten und Festhaltetherapie; in: Susanne Fikar: Körperarbeit mit Behinderten, 2. erw. Aufl., Wittwer Verlag, Stuttgart 1992 (= Lernen durch Handeln: Pädagogische Schriftenreihe, Bd. 10). 
  14. Welch, M., Retrieval from Autism in Mother-Child Holding Therapy.// In: Tinbergen, N., & Tinbergen, E., Autistic Children. New Hope for a Cure, L., 1983 
  15. Welch M. Holding Time. – N.Y.: Simon &Schuster, 1988. – 254 p. 
  16. Welch M.G., Northrup R.S., Welch-Horan T.B, Ludwig R. J., Austin Ch. L., and Jacobson J. S., Outcomes of Prolonged Parent-Child Embrace therapy among 102 children with behavioral disorders. // Complementary Therapies in Clinical Practice. – Feb.2006., 12(1):3-12 
  17. Zappella, Michele. I bambini autistici, l’holding e la famiglia, Roma: Nuova Italia Scientifica, 1987 


Источник: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/igrovaja-holding-terapija-pri-autizme?action=rsrtme&part=4
Категория: Методики, методы и приёмы коррекционной педагогики. | Добавил: Razvivalkina (26.04.2015)
Просмотров: 1674 | Рейтинг: 5.0/2
Меню сайта
Категории раздела
Солнечные детки - дети с синдромом Дауна [6]
О развитии, воспитании и обучении детей с синдромом Дауна.
Вечный двигатель - гиперактивный ребёнок. [4]
О развитии, обучении и воспитании детей с гиперкинетическим синдромом и синдромом гиперактивности с дефицитом вниамния и без него.
Задержка развития - это не приговор! [6]
Вопросы воспитания, обучения и коррекции поведения детей с задержкой психического, интеллектуального и речевого развития
Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР [37]
о воспитании и обучении детей с аутизмом и аутоподобным поведением, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы. Информация от Саратовской региональной общественной организации родителей детей с аутизмом "ОСОБЕННЫЙ МИР".
Методики, методы и приёмы коррекционной педагогики. [11]
Статьи и книги по коррекционной педагогике, методам работы с "особыми" детьми.
Проблемы с речью, логопедия [12]
Что делать, если ребёнок плохо говорит.
"Особый" ребёнок у врача, в детсаду, школе и в жизни - правовые и социальные тонкости [20]
Родители "особых" детей должны быть грамотными и юридически подкованными. Здесь вы найдёте полезную информацию: как попасть в школу, как себя вести на ПМПК-комиссии, как защитить права вашего ребёнка.
другие нарушения [5]
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0