Логопедический внешний массаж (внешний логомассаж) полезен для детей с ОНР, ЗПРР, ДЦП, синдромом Дауна и любыми формами поражения речевого аппарата, отсутствием речи, слабым развитием речи и доречевой стадии развития, дизартрией. Логопедический массаж проводится с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата.
То есть, он проводится, если у ребёнка плохо формируется речь - речь невнятная, плохое произношение, речь формируется позднее срока. Также назначают как подготовку к внутреннему логомассажу (массажу язычка, щёк, губ изнутри и т.п). Назначают при нарушениях артикуляционного аппарата, мешающим нормальной жизни ребёнка: например, при излишнем слюнотечении, при сложностях при пережёвывании твёрдой пищи, частом "попёрхивании". Используется при подготовке к специализированному массажу при логоневрозе (заикании).
Массаж лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания:
- в направлении от середины лба к вискам;
- от бровей к волосистой части головы;
- от линии лба вниз через все лицо к шее;
- от мочек уха по щекам к крыльям носа;
- по верхней губе от угла рта к середине;
- по нижней губе от угла рта к середине.
Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется 5—7 раз, по времени массаж не превышает 3 минут, проводится ежедневно.
Массаж языка.
Расслабление языка и коррекция патологической его формы проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе "рефлекс запрещающие позиции". Для расслабления языка и его корня используется:
- точечный, массаж в области подчелюстной ямки, который производят в течение 15 с, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;
- вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 с);
- легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в течение 15 с языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.
Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно. С детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, дифференцированный массаж направлен в одних случаях на расслабление артикуляционной мускулатуры, а в других — на укрепление мышц или подавление гиперкинезов языка.
Массаж оральной мускулатуры
Эффект достигается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, щек, губ, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6—8 раз. При тяжёлых формах недоразвития речи массаж необходимо проводить не менее 3 раз ЕЖЕДНЕВНО, Длительность этого массажа (всего комплекса) –около 1 минуты, поэтому не существует такой ситуации, чтобы у вас не хватило времени на его проведение. При проведении этого массажа 7-8 раз в день в течении месяца, вы сами заметите появление в речеподражании ребёнка новых звуков, настолько он эффективен.
Массаж губ
поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
- поглаживание верхней и нижней губ к центру;
- постукивание губ;
- точечный массаж губ.
На весь комплекс массажа губ на 1 подход 3 упражнений – 40 секунд.
Массаж мышц шеи.
После легких расслабляющих движений по лицевой, губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Для этого правая рука логопеда (мамы) помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3—5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка, что особенно важно при парезах языка.
Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста без активной речи происходит в виде активной и пассивной гимнастики.
ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА (2 стадия)
Пассивные движения органов артикуляции способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Этот вид гимнастики используют, когда ребёнку не удаётся повторить за взрослым показываемые логопедические упражнения – трубочка, хоботок, улыбка и т.п. простые движения.
Цель пассивной гимнастики — стимулирование кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.
Пассивная гимнастика для губ предполагает проведение следующих упражнений:
- собирание туб в «трубочку»;
- растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ;
- поднимание верхней губы — движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние десны;
- опускание нижней губы; поставив пальцы в углы губ, опускают нижнюю губу, обнажая десны.
Все движения выполняют 3-4 раза, неоднократно повторяя в течение дня. По мере развития мышц
пассивная гимнастика усложняется. Пассивные движения выполняются утрированно с большей траекторией движения, в медленном темпе, ритмично. При выполнении пассивного движения взрослый следит за изменениями тонуса в артикуляционной области, при нарастании которого движения прекращаются, и за состоянием ребенка, его эмоциональным тонусом и отношением к этому виду воздействия.
Пассивные движения губ. Кроме приемов, описанных выше, проводятся следующие:
- поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, собирают верхнюю губу, производя движения к средней линии; тем же приемом собирают нижнюю губу;
- опускают верхнюю губу с нажатием на точки прикрепления верхней квадратной мышцы;
- попеременно перетягивают углы рта вправо и влево, поместив пальцы в углы губ;
- смыкают губы для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;
- пассивное открывание рта — поместив указательные пальцы на верхнюю губу, а большие пальцы обеих рук на нижнюю губу, производят раздвигающее движение.
Каждое движение повторяют 4—6 раз по нескольку раз в день. Для языка используют следующие приемы:
- прижимание шпателем кончика языка ко дну ротовой полости;
- пассивное приподнимание кончика языка шпателем к твердому нёбу или к верхней губе. Движения производятся 4—6 раз неоднократно в течение дня;
- язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается вперед на нижнюю губу и отводится в стороны. Движение выполняют 2—3 раза.
Если у вас нет шпателя, используйте широкую палочку от мороженого!
Только когда предыдущие упражнения не только освоены в пассивной форме, но и ребёнок начинает вслед за взрослым выполнять их активно.
Если ребёнок безречевой, на этой стадии массажа необходимо, чтобы логопед показал маме, как искусственно сформировать и закрепить с помощью массажа положения губ, необходимые для О,А,У. На этой стадии ребенка обучают таким произвольным движениям, как: поцелуй, подуй, плюнь, покашляй, закрой глаза, покажи язык, улыбнись, покажи зубы, пощелкай языком, закрой или открой рот. Ребенка также учат облизывать верхнюю и нижнюю губы, слизывать из углов рта, для чего используют сироп шиповника, варенье, мёд, леденец. Упражнения проводятся ежедневно по 3 мин.
Если логопед или дефектолог назначила вам массаж, делайте его обязательно, только тогда будет смысл в активных занятиях по развитию речи.
Не забегайте вперёд, не делайте лишнего. Выполняйте только то и в том количестве, которое сказала специалист.
также см. статью ПРО ЛОГОМАССАЖИ_ |