Вторник, 23.04.2024, 21:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Логопедический внешний массаж, инструкция по применению

Логопедический внешний массаж (внешний логомассаж)  полезен для детей с ОНР, ЗПРР, ДЦП, синдромом Дауна и любыми формами поражения речевого аппарата, отсутствием речи, слабым развитием речи и доречевой стадии развития, дизартрией. Логопедический массаж проводится с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата.

То есть, он проводится, если у ребёнка плохо формируется речь - речь невнятная, плохое произношение, речь формируется позднее срока. Также назначают как подготовку к внутреннему логомассажу (массажу язычка, щёк, губ изнутри и т.п). Назначают при нарушениях артикуляционного аппарата, мешающим нормальной жизни ребёнка: например, при излишнем слюнотечении,  при сложностях при пережёвывании твёрдой пищи, частом "попёрхивании". Используется при подготовке к специализированному массажу при логоневрозе (заикании). 

Массаж лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания:

  1. в направлении от середины лба к вискам;
  2. от бровей к волосистой части головы;
  3. от линии лба вниз через все лицо к шее;
  4. от мочек уха по щекам к крыльям носа;
  5. по верхней губе от угла рта к середине;
  6. по нижней губе от угла рта к середине.

Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется 5—7 раз, по времени массаж не превышает 3 минут, проводится ежедневно.

Массаж языка.

Расслабление языка и коррекция патологической его формы проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе "рефлекс запрещающие позиции". Для расслабления языка и его корня используется:

  1. точечный, массаж в области подчелюстной ямки, который производят в течение 15 с, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;
  2. вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 с);
  3. легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в течение 15 с языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно. С детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, дифференцированный массаж направлен в одних случаях на расслабление артикуляционной мускулатуры, а в других — на укрепление мышц или подавление гиперкинезов языка.

Массаж оральной мускулатуры

Эффект достигается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, щек, губ, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6—8 раз. При тяжёлых формах недоразвития речи массаж необходимо проводить не менее 3 раз ЕЖЕДНЕВНО, Длительность этого массажа (всего комплекса) –около 1 минуты, поэтому не существует такой ситуации, чтобы у вас не хватило времени на его проведение. При проведении этого массажа 7-8 раз в день в течении месяца, вы сами заметите появление в речеподражании ребёнка новых звуков, настолько он эффективен.

Массаж губ

поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

  1. поглаживание верхней и нижней губ к центру;
  2. постукивание губ;
  3. точечный массаж губ.

На весь комплекс массажа губ на 1 подход 3 упражнений – 40 секунд.

Массаж мышц шеи.

После легких расслабляющих движений по лицевой, губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Для этого правая рука логопеда (мамы) помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3—5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка, что особенно важно при парезах языка.

 

Артикуляционная гимнастика с детьми раннего возраста без активной речи происходит в виде активной и пассивной гимнастики.

 

ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА (2 стадия)

Пассивные движения органов артикуляции способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Этот вид гимнастики используют, когда ребёнку не удаётся повторить за взрослым показываемые логопедические упражнения – трубочка, хоботок, улыбка и т.п. простые движения.

Цель пассивной гимнастики — стимулирование кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.

Пассивная гимнастика для губ предполагает проведение следующих упражнений:

  1. собирание туб в «трубочку»;
  2. растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ;
  3. поднимание верхней губы — движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние десны;
  4. опускание нижней губы; поставив пальцы в углы губ, опускают нижнюю губу, обнажая десны.

Все движения выполняют 3-4 раза, неоднократно повторяя в течение дня. По мере развития мышц

пассивная гимнастика усложняется. Пассивные движения выполняются утрированно с большей траекторией движения, в медленном темпе, ритмично. При выполнении пассивного движения взрослый следит за изменениями тонуса в артикуляционной области, при нарастании которого движения прекращаются, и за состоянием ребенка, его эмоциональным тонусом и отношением к этому виду воздействия.

Пассивные движения губ. Кроме приемов, описанных выше, проводятся следующие:

  1. поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, собирают верхнюю губу, производя движения к средней линии; тем же приемом собирают нижнюю губу;
  2. опускают верхнюю губу с нажатием на точки прикрепления верхней квадратной мышцы;
  3. попеременно перетягивают углы рта вправо и влево, поместив пальцы в углы губ;
  4. смыкают губы для выработки кинестетического ощущения закрытого рта;
  5. пассивное открывание рта — поместив указательные пальцы на верхнюю губу, а большие пальцы обеих рук на нижнюю губу, производят раздвигающее движение.

Каждое движение повторяют 4—6 раз по нескольку раз в день. Для языка используют следующие приемы:

  1. прижимание шпателем кончика языка ко дну ротовой полости;
  2. пассивное приподнимание кончика языка шпателем к твердому нёбу или к верхней губе. Движения производятся 4—6 раз неоднократно в течение дня;
  3. язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается вперед на нижнюю губу и отводится в стороны. Движение выполняют 2—3 раза.

Если у вас нет шпателя, используйте широкую палочку от мороженого!

Только когда предыдущие упражнения не только освоены в пассивной форме, но и ребёнок начинает вслед за взрослым выполнять их активно.

Если ребёнок безречевой, на этой стадии массажа необходимо, чтобы логопед показал маме, как искусственно сформировать и закрепить с помощью массажа положения губ, необходимые для О,А,У.  На этой стадии ребенка обучают таким произвольным движениям, как: поцелуй, подуй, плюнь, покашляй, закрой глаза, покажи язык, улыбнись, покажи зубы, пощелкай языком, закрой или открой рот. Ребенка также учат облизывать верхнюю и нижнюю губы, слизывать из углов рта, для чего используют сироп шиповника, варенье, мёд, леденец. Упражнения проводятся ежедневно по 3 мин.

Если логопед или дефектолог назначила вам массаж, делайте его обязательно, только тогда будет смысл в активных занятиях по развитию речи.

Не забегайте вперёд,  не делайте лишнего. Выполняйте только то и в том количестве, которое сказала специалист. 

также см. статью ПРО ЛОГОМАССАЖИ_

Категория: Проблемы с речью, логопедия | Добавил: Razvivalkina (01.09.2016) | Автор: Рудова А.С.
Просмотров: 2677 | Теги: логомассаж, развитие речи | Рейтинг: 5.0/1
Меню сайта
Категории раздела
Солнечные детки - дети с синдромом Дауна [6]
О развитии, воспитании и обучении детей с синдромом Дауна.
Вечный двигатель - гиперактивный ребёнок. [4]
О развитии, обучении и воспитании детей с гиперкинетическим синдромом и синдромом гиперактивности с дефицитом вниамния и без него.
Задержка развития - это не приговор! [6]
Вопросы воспитания, обучения и коррекции поведения детей с задержкой психического, интеллектуального и речевого развития
Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР [37]
о воспитании и обучении детей с аутизмом и аутоподобным поведением, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы. Информация от Саратовской региональной общественной организации родителей детей с аутизмом "ОСОБЕННЫЙ МИР".
Методики, методы и приёмы коррекционной педагогики. [11]
Статьи и книги по коррекционной педагогике, методам работы с "особыми" детьми.
Проблемы с речью, логопедия [12]
Что делать, если ребёнок плохо говорит.
"Особый" ребёнок у врача, в детсаду, школе и в жизни - правовые и социальные тонкости [20]
Родители "особых" детей должны быть грамотными и юридически подкованными. Здесь вы найдёте полезную информацию: как попасть в школу, как себя вести на ПМПК-комиссии, как защитить права вашего ребёнка.
другие нарушения [5]
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0