Среда, 24.04.2024, 21:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Ребёнок гнусавит или что такое РИНОЛАЛИЯ.

Бывает, что ребёнок вроде бы и говорит, но как-то гнусаво, будто у него всегда заложен нос. От этого часть звуков пропадает, речь становится невнятной. Сверстники смеются и передразнивают, от чего ребёнок замыкается в себе.
Папа ругается - "не гундось", а ребёнок, вроде и пытается, но ничего не выходит. Врач ставит диагноз Ринолалия.
Так что же это такое?
РИНОЛАЛИЯ.
В медицинской терминологии Ринолалия рассматривается только как синдром гнусавости. Гнусавость — изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости. Здесь различают два варианта гнусавости:
Ринолалия закрытая (rinolalia clausa) — ринолалия, наступающая в результате нарушения проходимости полости носа или носоглотки . Этот дефект соответствует логопедическим понятиям ринофония/палатофония (см. ниже).
Ринолалия открытая (rinolalia aperta) — гнусавость, характеризующаяся тем, что во время произнесения всех звуков речи воздух проходит не только через рот, но и через нос.
А теперь обратимся к логопедической трактовке синдрома.
Логопедическая трактовка синдрома
Здесь синдром ринолалии дифференцируется более детально и трактуется несколько шире. Специалисты-логопеды и дефектологи детализируют более тщательно как варианты гнусавости, так и содержание самого определения термина «ринолалия». В частности, в отечественной логопедии принято различать ринолалию и ринофонию как отдельные синдромы и выделять внутри этих синдромов отдельные формы. Такое чёткое деление помогает при определению направления работы и составлении индивидуальной схемы коррекции речи. С точки зрения логопеда, Ринолалия (греч. rhinos нос + греч. lalia речь) — вид дислалии органического происхождения.
При ринолалии расстройство звукопроизношения образуется в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие какой-либо причины.
Различают открытую, закрытую и смешанную Ринолалии. Ринолалия закрытая (Р.З.)— расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса. Причинами такой ринолалии являются органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора, в связи с чем выделяют Р.з. органическую и Р.з. функциональную.
Закрытая ринолалия образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произношения фонем. При этом фонемы [м], [н], [н’] звучат как [б], [д], [д’]. Одним из внешних признаков Р.з. является постоянно приоткрытый рот.
Ринолалия закрытая имеет ещё более детализированное деление на заднюю и переднюю
Ринолалия закрытая задняя (Р.з.з.) — нарушение звукопроизношения, являющееся следствием аденоидных разращений, закрывающих:
а)верхний край хоан,
б)половину или одну из них,
в)обе хоаны с заполнением всей носоглотки аденоидной тканью
Р.з.з. может быть следствием сращения мягкого нёба с задней стенкой глотки после специфических воспалений (главным образом сифилитических), иногда носоглоточных полипов, фибромы или иных носоглоточных опухолей. Врожденной причиной Р.з.з. бывает редко встречающаяся хоанальная атрезия, которая полностью отделяет носоглоточную полость от носовой.
Ринолалия закрытая передняя (Р.з.п.) — нарушение звукопроизношения, которое вызывается резким искривлением носовой перегородки, полипами в носу, сильным насморком и др..
Р.з.п. может быть преходящей (при воспалительном отеке слизистой носа во время насморка) или длительной (при хронической гипертрофии слизистой носа, при полипах, искривлении перегородки носа, опухоли носовой полости).
Ринолалия открытая патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого нёба, параличи и парезы мягкого нёба) или при механических дефектах твердого и мягкого нёба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость. В качестве синонима используют иногда термин «гиперринолалия». Ринолалия смешанная состояние, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный нёбно-глоточный затвор; на произношении это отражается понижением носового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных фонем, тембр которых становится как при ринолалии открытой.
Различают Р.с. переднюю и Р.с. заднюю, причём обе формы могут быть органическими или функциональными.
Ринофония (греч. rhinos нос + греч. phönê голос) — носовой (гнусавый) оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо механических дефектов носоглотки, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого неба.
Ринофония закрытая — ринофония при которой носовые согласные приобретают ротовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным.
Ринофония открытая — ринофония при которой имеет место патологическая назализация всех ротовых звуков, слабый и сдавленный голос. Ряд зарубежных авторов рассматривает гнусавость, как сочетания двух основных симптомов: палатолалии (palatolalia от лат. palatum небо + греч. lalia речь — нарушение артикуляции, обусловленное наличием расщелины мягкого нёба) и палатофонии (palatophonia) при состоянии тождественном отечественной логопедической трактовке ринолалии (rinolalia aperta) и палатолалию (palatophonia от лат. palatum небо + греч. phönê голос), соответствующую ринофонии в принятой в отечественной логопедии трактовке (см. М.Зееман,1962; К.-П.Беккер, М.Совак, 1981). При этом К.-П.Беккер и М.Совак (1981) различают 4 степени палатолалии. Степени палатолалии
При I степени имеются остаточные явления палатолалии, которые выражаются в малозаметной гнусавости и незначительной дислалии, но в целом речь производит впечатление нормальной
При II степени назальный призвук и ошибки в артикуляции проявляются сильнее, но в процессе общения не очень заметны, при III степени палатолалия выражается ясно, но речь еще понятна, а вот при IV степени палатолалия выражена сильно, речь совсем не понятна, появляются сопутствующие мимические движения.
Обращу внимание, что ринофония- это не всегда врождённая патология, бывает и приобретённая. Приобретенная открытая ринофония может быть следствием осложнения при удалении небных миндалин (тонзиллоэктомии). Приобретенная закрытая ринофония — следствием нарушения проходимости носовых ходов (полипы, искривления носовой перегородки, хронический ринит). В этом случае страдает только оттенок голоса, но произносительная и фонетическая стороны речи остаются сохранными.
Нарушения речи при врожденной расщелине твердого и мягкого неба проявляются более сложным синдромом, включающим [общее недоразвитие речи], ринолалию и ринофонию. Кроме того у таких детей нарушена вентиляция легких, проявляется общая физическая ослабленность и страх речи. Довольно часто выявляется сопутствующее снижение слуха. Естественным следствием дефекта твердого и мягкого неба являются трудности глотания при приеме пищи.
Ринолалия требует обязательную коррекцию и наблюдение, как у ортодонта, отоларинголога, так и у логопеда-дефектолога. Самостоятельно ринолалия и ринофония не проходят НИКОГДА (это особая отметка для тех, кто привык надеяться на "авось". Более того, если коррекцию речи не начать до 5 лет, вероятность исправления начинает катастрофически снижаться. ребёнка можно приучить говорить абсолютно чисто отдельные звуки, слоги и даже слова, но в разговоре ребёнок будет возвращаться к привычной ему гнусавости. Если начать коррекцию в возрасте старше 8 лет, то вероятность полного исправления речи - не более 10 %.

Категория: Проблемы с речью, логопедия | Добавил: Razvivalkina (23.07.2010)
Просмотров: 10978 | Рейтинг: 4.4/7
Меню сайта
Категории раздела
Солнечные детки - дети с синдромом Дауна [6]
О развитии, воспитании и обучении детей с синдромом Дауна.
Вечный двигатель - гиперактивный ребёнок. [4]
О развитии, обучении и воспитании детей с гиперкинетическим синдромом и синдромом гиперактивности с дефицитом вниамния и без него.
Задержка развития - это не приговор! [6]
Вопросы воспитания, обучения и коррекции поведения детей с задержкой психического, интеллектуального и речевого развития
Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР [37]
о воспитании и обучении детей с аутизмом и аутоподобным поведением, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы. Информация от Саратовской региональной общественной организации родителей детей с аутизмом "ОСОБЕННЫЙ МИР".
Методики, методы и приёмы коррекционной педагогики. [11]
Статьи и книги по коррекционной педагогике, методам работы с "особыми" детьми.
Проблемы с речью, логопедия [12]
Что делать, если ребёнок плохо говорит.
"Особый" ребёнок у врача, в детсаду, школе и в жизни - правовые и социальные тонкости [20]
Родители "особых" детей должны быть грамотными и юридически подкованными. Здесь вы найдёте полезную информацию: как попасть в школу, как себя вести на ПМПК-комиссии, как защитить права вашего ребёнка.
другие нарушения [5]
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0