MENU
Главная » Статьи » наши любимые ОСОБЫЕ дети » "Особый" ребёнок у врача, в детсаду, школе и в жизни - правовые и социальные тонкости

Как использовать визуальную поддержку для коммуникации с ребёнком с РАС

Прежде, чем вникать в особенности РАС у детей, присмотритесь к нашему взрослому нейротипичному миру. Мы ежедневно и постоянно опираемся на визуальную поддержку – на работе, дома и на досуге.

Календари, ежедневники, дорожные знаки, вывески и указатели,  списки продуктов и прочее-прочее-прочее. А теперь представьте, как может быть важна такая поддержка для ребёнка с РАС, только вступающего в большой мир и делающего первые усилия, чтобы понять, как работает всё вокруг.

Почему именно визуальная поддержка всегда облегчает обучение детей и делает коммуникацию  с ними легче?

  • Слова исчезают сразу после озвучивания, а визуальный символ остаётся на долгое время
  • Визуальный образ хорошо удерживается в поле внимания и восприятия ребёнка
  • Визуальный образ предоставляет ребёнку много времени на формирование понимания
  • Визуальная помощь помогает в запоминании на долгое время

Важно также и то, что используя одни и те же символы и подписанные слова, визуальные материалы очень успешно закрепляют новые слова в словарном запасе вашего ребёнка.

Обратите внимание на широту этого термина – визуальная поддержка. Сюда входит всё, что помогает нам в коммуникации с другими людьми, предоставляя нам информацию через зрение.  Качество визуальной поддержки определяется просто: чем удобнее и точнее информация, которую может получить ребёнок через зрение, чтобы легче объясняться с окружающими, тем лучше визуальная поддержка.

Приведём примеры визуальной поддержки и основные цели её использования. Ярлыки на ящиках и предметах в школе и дома помогают ребёнку правильно складывать вещи по местам и легко находить нужные материалы.

Указатели внутри школы или во дворе направляют ребёнка в процессе неизбежных передвижений.

Другие виды визуальной поддержки могут предоставлять информацию о логике любого процесса. Например, достаточно длительного, когда это социальная история о поведении в магазине или на детской площадке. Или краткого и рутинного, когда это алгоритм действий «Как чистить зубы», «Как приготовить чай», «Как мыть посуду».

Ещё один вариант визуальной помощи – расписание на день. Оно структурирует временное пространство, что позволяет не только планировать своё время, но и снизить у ребёнка уровень тревожности о ближайшем будущем.

Также полезны краткие причинно-следственные визуальные иллюстрации по принципу «Сначала…/Потом…», которые хорошо объясняют ребёнку любые необходимые знания о логике взаимоотношений, эмоций или бытовых дел. Или доска с отметкой активности в классе, которая улучшает понимание детей о том, чья очередь отвечать или вступать в игру.

Как видите, есть много способов извлечь максимальную пользу из визуальной поддержки.

Форматы изображений для визуальной поддержки

Описанные примеры могут быть исполнены в нескольких форматах. Выбор формата зависит от уровня понимания различных символов у вашего ребёнка. Если распределить возможные форматы визуальной поддержки от наиболее конкретных до самых абстрактных, то последовательность будет следующей:

  • ОБЪЕКТЫ – это самый первый уровень визуальной поддержки, предельно понятный и часто спонтанно применяемый из-за положительно реакции ребёнка. Например, кусок хлеба или яблока в руке родителя становится хорошо понимаемым знаком, что пора кушать, ребёнок идёт на кухню и занимает своё место.
  • ЦВЕТНЫЕ ФОТОГРАФИИ – речь идёт о фотографиях конкретных объектов, зачастую уже знакомых ребёнку в жизни. Например, фотография проходящего неподалёку автобуса может сообщать малышу, что в процессе прогулки нужно будет сесть на общественный транспорт, чтобы куда-то добраться.
  • ЧЁРНО-БЕЛЫЕ ФОТОГРАФИИ – принцип тот же, что и предыдущий пункт, только фотографии чёрно-белые.
  • ЦВЕТНЫЕ РИСУНКИ – этот формат требует способности ребёнка к некоторому уровню абстракции. Применяются цветные рисунки по таким же принципам, что и предыдущие форматы, однако помогут они лишь в том случае, когда ребёнок с РАС уже достиг понимания, что яблоко – везде яблоко, а кушать – касается всех, а не только девочки на изображении.
  • ЧЁРНО-БЕЛЫЕ ФОТОГРАФИИ – принцип тот же, что и пункт выше.
  • МИНИАТЮРНЫЕ ЗНАЧКИ (ИКОНКИ) – наиболее абстрактный формат для визуальной поддержки, может применяться для детей с РАС ближе к школьному возрасту и в последующей жизни.

Следует учитывать и НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ – для наиболее успешной визуальной поддержки детей с РАС.

Размеры картинок

Если ребёнок только учиться пониманию вещей на абстрактном уровне, для него имеет смысл использовать картинки большого размера.

Картинки маленького размера появляются тогда, когда дети уже понимают, какие объекты имеются в виду: они знают их в реальной жизни, или уже умеют ими пользоваться.

Как использовать визуальную поддержку для коммуникации с ребёнком с РАС

Для помощи ребёнку в продвижении с уровня больших картинок к маленьким (и от фотографий к рисункам) можно использовать сборное изображение. Для этого на большой фотографии одного объекта в углу приклейте маленький рисунок этого же объекта. Например, фотография автобуса включает в себя небольшую схематичную картинку автобуса – в нижнем углу. Это поможет ребёнку осознать, что оба изображения обозначают одно и то же.

 

Расположение изображений в пособии

Когда формат предусматривает 2 и более изображений, многие специалисты советуют, чтобы они были ориентированы вертикально – от верха к низу – для тех детей, кто только начинаем работать с такими материалами. Или горизонтально – слева направо – для тех детей, кто уже демонстрирует любые признаки готовности к освоению чтения.

Расположение изображений в доме

Помните, что любые указательные картинки должны располагаться на уровне глаз ребёнка (а не взрослого!)

Давайте подробно рассмотрим перечисленные форматы визуальной поддержки в местах их применения – с иллюстрациями.

ЯРЛЫКИ ДЛЯ ДОМА И ШКОЛЬНОГО КЛАССА

Чем полезны:

  • Обеспечивают информацией, где что лежит
  • Показывают, куда класть вещи после использования
  • Дают больше независимости в получении необходимых вещей и материалов
  • Улучшают понимание визуальной поддержки в целом

Как использовать:

  • Один формат для всех помещений (спальня, гостиная, кухня)      Как использовать визуальную поддержку для коммуникации с ребёнком с РАС
  • Расположение – на уровне глаз ребёнка
  • Всегда печатать название под изображением
  • Ярлыки для игрушек и полки с игрушками: одинаковые изображения
  • Корзины с игрушками и расписание: одинаковые изображения
  • Корзины и коробки с игрушками: можно вешать ярлыки как на сами корзины, так и на полку/дверцу шкафа, где должна стоять ёмкость

Секреты успеха:

  • Чёткое объяснение, зачем повешены ярлыки, и чего вы ждёте от ребёнка
  • Обсудите применение ярлыков и их расположение с самим ребёнком
  • Когда ярлыки прикреплены в легкодоступных местах, их можно использовать как помощь и подсказку в тех ситуациях, когда ребенок не понимает, чего от него хотят
  • Используйте только позитивные формулировки для подписей (например, «Сложи аккуратно» вместо «Не разбрасывай!»)
  • Обращайтесь к визуальным знакам каждый раз, когда ребёнок не делает так, как договорились.

РАСПИСАНИЕ

Чем полезно:

  • Помогает уменьшить тревожность ребёнка с РАС
  • Улучшает понимание ребёнком выполняемых действий и способность к коммуникации
  • Обеспечивает ребёнка с РАС необходимой информацией:
    • Какие привычные действия будут сделаны в этот день
    • Какова последовательность событий в будущем
    • Какие новые виды деятельности появятся
    • Каких видов деятельности не будет
    • Когда следует закончить одно, чтобы приступить к другому

Как использовать визуальную поддержку для коммуникации с ребёнком с РАС

Какие изображения использовать:

  • Используйте максимум 6-7 изображений
  • Указывайте время, когда виды деятельности меняются или меняется расположение ребёнка в пространстве
  • Привлекайте общие символы, которые покрывают всю категорию (например, значок «Завтрак» с ребёнком за столом и солнцем в окне вместо конкретных видов еды)
  • Указывайте точные слова, которые вы будете использовать и при общении с ребёнком по поводу этого вида деятельности

Куда повесить расписание:

  • Крепите на видном месте, где легче всего показать на график (на доске в классной комнате, или на стене в кухне/детской комнате)
  • Вешайте так, чтобы ребёнок мог сам обращаться к расписанию для коммуникации с вами

Как использовать расписание:

  • Определите специальное чёткое время, когда вы сможете не торопясь объяснить ребёнку расписание.
  • Удаляйте изображение как только деятельность закончена (например, убирайте картинку «Завтрак», когда ребёнок поел)
  • Показывайте на картинку приближающегося действия, особенно, когда ребёнок заведомо не хочет его выполнять (например, «Уборка комнаты», а потом «Прогулка»)
  • Объясняйте изменения в привычных рутинных делах, открепляя одну картинку и прикрепляя другую (например, не будет «Продлёнка», вместо неё — «Игры дома»)

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ

Чем полезен:

  • Поддерживает расписание на день
  • Содержит прямые краткие инструкции в ситуациях выбора или для рутинных действий
  • Более детальный, чем расписание, поэтому может научить конкретным действиям

Как использовать алгоритм действий:

  • Закрепляйте алгоритмы непосредственно в тех местах, где надо осуществлять комплексный навык. Как использовать визуальную поддержку для коммуникации с ребёнком с РАСНапример, алгоритм чистки зубов – на зеркале в ванной, последовательность действий при мытье посуды – на стене над раковиной в кухне, алгоритм развешивания белья – на веранде у сушилки.
  • Добавляйте алгоритмы всюду, где важно правильно завершить комплексное действие. Например, закрыть воду после умывания, слить воду в унитазе после того, как побывал в туалете, налить шампунь при мытье головы, вытереть лицо полотенцем, поставить грязную посуду в раковину.
  • Разъясняйте алгоритмы в процессе самого действия – обращаясь к уже подготовленным изображениям.
  • Указывайте на отдельную картинку, называйте шаг одним и тем же словом и доводите объяснение до конца.
  • Придерживайтесь единожды выбранного словаря для каждого алгоритма, делайте предложения короткими (в идеале = глагол + существительное) с ударением на каждом слове, например, «Возьми мыло».

«СНАЧАЛА…/ПОТОМ…»

Чем полезно:

  • Учит причинно-следственным связям для понимания эмоций
  • Учит последовательности действий во времени
  • Исчерпывающе поясняет трудные для понимания шаги внутри комплексной деятельности
  • Воодушевляет ребёнка сделать что-то не особо приятное ради того приятного, что случится потом

Как использовать:Как использовать визуальную поддержку для коммуникации с ребёнком с РАС

  • Действие для «Сначала…» — это тот навык, которому вы хотите научить ребёнка или который он не любит практиковать.
  • Действие для «Потом…» — этот та деятельность, которую любит ваш ребёнок.
  • Показывайте последовательность ребёнку и называйте действия.
  • Помогайте ребёнку в выполнении последовательности.

ОБЛЕГЧЕНИЕ ВЫБОРА: ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Чем полезна:

  • Обеспечивает информацией о том, из чего можно выбирать
  • Можно использовать, чтобы наблюдать и расширять интересы вашего ребёнка
  • Подталкивает ребёнка к необходимости сделать выбор
  • Уточняет разговорный язык

Как использовать:

  • Если вы используете карточки выбора при решении об игровых активностях, то всегда подкладывайте и те виды игр, которые ребёнок до сих пор не выбирал.
  • Следите, чтобы ребёнок действительно делал самостоятельный выбор, для чего кладите рядом любимый и нелюбимый объекты.
  • Начинайте с 2 объектов для выбора и постепенно и неуклонно увеличивайте их число.
  • Ваш ребёнок может выражать свой выбор вокализацией, речью или жестом.
  • Давайте ребёнку выбранный объект (игру, игрушку, еду) сразу же после того, как он сделал отчётливый выбор.

В классной комнате в школе:

В школах западного образца для инклюзии детей с РАС присутствуют два вида визуальной поддержки для коммуникации с такими детьми:

1.     Вариант для всех детей — обычно представляет собой доску с карманами для каждого из видов занятий, куда ребенок может положить карточку со своим именем или фотографией. Карманы могут быть большими, чтобы все дети клали свои карточки в общий для всех карман, или же какая-то деятельность может иметь много маленьких кармашков — отдельный для каждого ребенка. Некоторые преподаватели меняют занятия самостоятельно, а дети следуют за их выбором, перемещая карточку из кармана в карман.

2.     Индивидуальный вариант — на доске указаны несколько занятий на выбор. Варианты выбора могут быть предложены, чтобы расширить круг занятий ребенка (и включать в себя что-то новое) или же поощрять ребенка уметь делать выбор (тогда варианты включают в основном занятия привычные для ребенка). Ребенок показывает, что он хочет, жестом, словами или вокализацией. На первых порах желание ребенка будет немедленно удовлетворено, чтобы поощрять его использовать этот метод коммуникации в дальнейшем.

ОЗВУЧЕННЫЕ ИГРУШКИ С ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ

Чем полезны:

  • Обеспечивают ребёнка возможностью самостоятельно делать выбор того, какие слова или песни звучат
  • Помогают удерживать внимание на одной категории знаний (буквы, цифры, животные, действия и т.п.)
  • Обеспечивают многократное звучание оптимистичной речи с точным повторением слов
  • Расширяют способности ребёнка понимать язык и действовать по услышанному заданию

Как использовать (для примера возьмём озвученный плакат бюджетной ценовой категории):Как использовать визуальную поддержку для коммуникации с ребёнком с РАС

  • Для начала выбирайте плакаты с темами, которые нравятся вашему ребёнку (зоопарк, транспорт, люди, буквы и т.п.).
  • Закрепите плакат на картоне, добавьте верёвку для подвешивания.
  • Располагайте плакат вне зоны доступа ребёнка, но в хорошо видимом месте на стене.
  • Вдохновляйте ребёнка выбирать и просить конкретный плакат со стены: «Что ты хочешь? Это или это?».
  • Научите ребёнка включать озвучку самостоятельно.
  • Покажите, куда нажимать, чтобы зазвучало слово.
  • Научите ребёнка переключать режимы.
  • Объясните, как реагировать на режим экзамен, который часто есть в таких плакатах. Лучшее объяснение: сесть рядом с ребёнком и пройти экзамен с вашими подсказками + нажимание на «кнопки» способом «рука в руке».
  • Сделайте карточки с такими же словами, как на плакате, но с другими изображениями, чтобы закреплять знания и расширять способность к абстракции.

В завершении нашего рассказа хотим пожелать вам воодушевления в использовании как минимум 2-3 форматов визуальной поддержки. Поверьте, эти простые методы способны существенно обогатить навыки вашего ребёнка, расширить качество доступной ребёнку коммуникации и увеличить её количество каждый день.

Перевод с дополнениями

Источник:
http://connectability.ca/2010/09/23/using-visuals/



Источник: http://www.corhelp.ru/narusheniya-i-pomoshh/kak-ispolzovat-vizualnuyu-podderzhku-dlya-kommunikatsii-s-rebyonkom-s-ras/
Категория: "Особый" ребёнок у врача, в детсаду, школе и в жизни - правовые и социальные тонкости | Добавил: Razvivalkina (16.01.2017)
Просмотров: 375 | Теги: самостоятельность, коммуникация, Аутизм, социализация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]