MENU
Главная » Статьи » Наше продолжение - наши сокровища. » Малыши-крепыши

Рисуем с мамой: 24 занятия для ребёнка 2-3,5 лет.

Используя наш материал на занятиях по рисованию, Ваш малыш дома научится правильно дер­жать кисть, рисовать с помощью кисти, поролона и пальчи­ков линии и предметы округлой формы, равномерно наносить точки и мазки пальчиками и поролоном на заданном прост­ранстве, делать отпечатки ладонью и доводить их до опреде­ленного образа; закрашивать одноцветные предметы, стараясь не выходить за контуры, различать и называть цвета (крас­ный, синий, зеленый, желтый, белый, черный).

 Заниматься рисованием и лепкой с детьми 2—3 лет следует систематически 1-2 раза в неделю, продолжительность занятия составляет 5—10 минут.

Заранее внимательно прочитайте конспект занятия и, если вам что-то не подходит, внесите изменения; подготовьте необ­ходимый материал и оборудование, организуйте рабочее место, уберите отвлекающие предметы. Важна и предварительная ра­бота (чтение художественного произведения, ознакомление с окружающими явлениями, рассматривание рисунков и картин).

Для занятий по рисованию вам понадобятся гуашь, аква­рельные краски, восковые мелки (для вас), мягкая кисточка, поролоновый тампон, стакан с водой, клеенка-подкладка и тряпочка.

Занятие 1.Мой любимый дождик (Рисование пальчиками)

 Программное содержание. Познакомить детей с техникой рисования пальчиками, показать приемы рисования точек. Демонстрационный материал. Зонт.

Раздаточный материал. Белый или серый альбомный лист с нарисованными на нем тучками и маленьким грибом; боль­шой гриб, вырезанный из цветной бумаги; синяя гуашь, раз­веденная водой; клей ПВА, кисточка для клея, тряпочка.

Ход занятия

Заранее познакомьте малышей со сказкой В. Сутеева «Под грибом».

В начале занятия поиграйте с ребятами в игру «Дождик — солнце». Когда вы произносите: «Дождик!» и раскрываете зон­тик—дети бегут к Вам и прячутся под зонтик. Когда вы произносите: «Солнце!» и закрываете зонт — дети «гуляют». По команде: «Дождь!» ребята снова бегут под зонт. Для безопас­ности зонт можно заменить самодельным домиком, в котором малыши будут прятаться «от дождя».

Затем прочитайте детям потешку:

Дождик, дождик, веселей Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи — Лучше капай на грибы, Чтобы выросли они!

Положите перед каждым ребенком белый или серый аль­бомный лист с нарисованными на нем тучками и маленьким грибом и скажите: «Помните сказку про муравья? Вот таким крохотным грибочек был сначала. А потом каким он стал? Правильно, большим... Как вы думаете, почему грибочек так быстро вырос? Верно, потому что дождь прошел. Давайте на­рисуем дождик, чтобы и наш грибочек вырос поскорее».

Предложите детям нарисовать дождик пальчиками. Пока­жите, как нужно опускать кончик указательного пальчика в гуашь. Следите за тем, чтобы дети не глубоко опускали паль­чики в краску. В случае необходимости возьмите руку ребен­ка в свою и нарисуйте вместе несколько точек.

Покажите детям, как снова набрать краску.

Скажите ребятам: «Под дождем наш грибок рос-рос, рос-рос и вырос! Такой большой стал — всем места хватило: и Муравью, и Бабочке, и Мышке, и Воробью, и Зайцу!»

Возьмите большой гриб, вырезанный из цветной бумаги, и приклейте его на маленький грибочек.

Занятие 2. Зернышки для цыплят (Рисование пальчиками)

Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками. Воспитывать отзывчивость и доброту. Упражнять в порядковом счете до трех.

Раздаточный материал. Альбомный лист на котором нари­сована курица; три маленьких цыпленка, вырезанных из бу­маги; гуашь, разведенная водой; тряпочка, клей ПВА, кис­точка для клея.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение В. Берестова «Курица с цыплятами».

Куд-куда? Куд-куда? Ну-ка, ну-ка все сюда! Ну-ка к маме под крыло! Куд-куда вас понесло?

Положите перед каждым ребенком альбомный лист с на­рисованной курицей и скажите: «Давайте поможем маме-наседке вернуть цыпляток — „насыпем" зернышки». Предло­жите малышам нарисовать* пальчиками точки — зернышки.

Когда дети закончат работу, скажите: «Цыплята увидели зернышки и сразу прибежали к маме!» Наклейте на лист цы­плят, «прибежавших клевать зернышки». Посчитайте цыплят. (Один цыпленок, два, три. Три цыпленка).

Предложите малышам показать, как цыплятки будут есть зернышки: сделать из ладошки «клювик» и «поклевать» корм.

Занятие 3. Домашнее консервирование (Рисование пальчиками)

Программное содержание. Учить детей рисовать пальчика­ми на ограниченном пространстве. Развивать чувство ритма, речь и мышление.

Демонстрационный материал. Натуральные абрикосы и сли­вы или муляжи, тарелка, 2 стеклянные банки, кукла.

Раздаточный материал. Оранжевая гуашь, разведенная во­дой; картонный силуэт банки, тряпочка.

Ход занятия

Покажите детям натуральные фрукты — абрикосы и сливы. Определите вместе с ними, какого цвета сливы, какого цвета абрикосы. Сложите фрукты в одну тарелку. Затем попросите малышей разложить абрикосы в одну банку, а сливы — в дру­гую. Налейте в банки воду.

Скажите детям: «Посмотрите, какой замечательный компот у нас получился. Будем его зимой пить — лето вспоминать. Те­перь давайте приготовим компот для куклы, она тоже очень его любит». Раздайте детям картонные силуэты банок и пред­ложите нарисовать на них пальчиками точки — абрикосы.

Занятие 4. Следы от улиток (Рисование поролоновым тампоном)

Программное содержание. Учить детей правильно держать по­ролоновый тампон за кончик тремя пальцами; проводить длинные пересекающиеся линии, не отрывая тампона от бу­маги. Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в по­рядковом счете до 2.

Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нари­сованы две улитки; желтая гуашь, разведенная водой; поро­лоновый тампон, тряпочка.

Ход занятия

Начните занятие с пальчиковой гимнастики. Прочитайте стихотворение Д. Розалиевой:

Ползла улитка по дорожке, Промочила в луже ножки. И куда она идет,

За собою след ведет. (Дети раскрывают левую ла­дошку, указательным пальцем правой руки «рисуют» спираль от середины ладони до основания пальцев.)

Положите перед каждым ребенком альбомный лист, на котором нарисованы две улитки, и предложите посчитать, сколько ули­ток ползет по земле. (Одна улитка, две. Две улитки.)

Скажите детям: «Когда улитки ползают, они оставляют сле­ды. Давайте нарисуем длинные следы-дорожки».

Покажите детям, как нужно взять тремя пальчиками кон­чик поролонового тампона в правую руку, обмакнуть другой конец в гуашь и провести на листе произвольные длинные ли­нии, возможно, пересекающиеся. Чтобы линии получались без разрывов, следует вести тампон, не отрывая руку от листа.

Занятие 5. Окошки в теремке (Рисование отпечатков поролоновым тампоном)

Программное содержание. Учить детей ставить отпечатки поролоновым тампоном. Развивать память и мышление.

Демонстрационный материал. Игрушки — герои сказки «Тере­мок» (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь), теремок.

Раздаточный материал. Поролоновый тампон прямоуголь­ной формы; вырезанный из картона дом без окон; гуашь лю­бого цвета, разбавленная водой; тряпочка.

Ход занятия

Покажите детям кукольный спектакль по русской народной сказке «Теремок». Если малыши хорошо знают эту сказку, дайте им возможность помогать вам: подавать нужного ге­роя, подсказывать слова.

Когда по ходу сказки медведь «сломает» теремок, предло­жите детям сделать новый теремок и расселить в нем зве­рей. Положите перед каждым ребенком вырезанный из кар­тона дом без окон. Покажите детям, как нужно тремя пальцами держать за кончик поролона и опускать другой его кончик в гуашь.

Если у ребенка это не получается, возьмите его руку в свою и вместе начните ставить «отпечатки» квадратиков поролоном. Затем дайте ему возможность самостоятельно доделать окна.

Скажите: «Вот какие славные получились у нас теремки! А сколько в них окошек! Как вы думаете, за каким окошком живет мышка? А лягушка? Всем места хватило и еще осталось».

Занятие 6. Звездное небо (Рисование пальчиками)

Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки и предметы круглой формы. Воспитывать доброту и отзывчивость.

Демонстрационный материал. Игрушка — крот.

Раздаточный материал. Картон черного цвета; скатанный из фольги шарик; пластилин; желтая гуашь, разведенная во­дой; тряпочка,

Ход занятия

Заранее познакомьте детей со сказкой 3. Ежиковой «Крот и зеленая звезда».

Обыграйте ситуацию: к детям в гости пришел Кротик и принес маленькую звездочку (шарик из фольги).

Расскажите ребятам от имени Кротика, как он нашел звез­дочку, упавшую с неба. Скажите: «Кротик очень расстроил­ся: он никак не может прикрепить звездочку обратно на небо.

Давайте поможем ему. Когда мы видим звезды? Правильно, ночью. Нарисуем ночное небо. Какого цвета небо ночью? Верно, темно-синее, почти черное».

Предложите детям нарисовать пальчиками на черном картоне круглую желтую луну и поставить вокруг много точек —- это будут звезды.

Скажите ребятам: «Вот и наступила ночь. Теперь мы мо­жем вернуть звездочку на небо». Прикрепите к каждому кар­тону пластилин, а на него — звездочку из фольги и скажите: «Смотрите, ребята, как обрадовался Кротик! Теперь каждый вечер перед сном он будет выходить проведать свою звез­дочку!»

Занятие 7. Падающий снег (Рисование пальчиками)

Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, распределяя их по всему листу. Учить пе­редавать слова стихотворения с помощью соответствующих движений. Развивать внимание.

Демонстрационный материал. Блюдце с мелкими кусочками белых салфеток.

Раздаточный материал. Белая гуашь, разбавленная водой; тряпочка; синий цветной картон с нарисованными или нак­леенными сугробами.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение И. Токмаковой, предложите им выполнить соответствующие тексту движения.

Как на горке — снег, снег, (Дети вытягивают руки

вверх и встают на носочки)

Как под горкой — снег, снег, (Приседают)

И на елке — снег, снег, (Встают на носочки

и вытягивают руки)

И под елкой — снег, снег. (Приседают)

А под снегом спит медведь. (Склоняют голову набок,

подложив сложенные ладони под щеку)

Тише, тише. Не шуметь! (Прикладывают палец к губам)

Скажите детям: «Давайте сделаем снег прямо в комнате — подуем на блюдце со „снежинками". Как вы думаете, какой краской надо рисовать снег?»

Предложите малышам нарисовать пальчиками падающий снег, распределяя его по всему листу.

Занятие 8. Закрасим елку (Закрашивание поролоновым тампоном)

Программное содержание. Учить детей аккуратно, мазками в одном направлении закрашивать вырезанный из плотной бумаги силуэт предмета с помощью поролонового тампона; учить находить части тела и лица.

Демонстрационный материал. Игрушечный Дед Мороз.

Раздаточный материал. Вырезанная из плотной бумаги ел­ка с заранее нарисованными на ней разноцветными воско­выми мелками новогодними игрушками; поролоновый там­пон, акварельные краски, стакан с водой, тряпочка.

Ход занятия

Спросите у ребят: «Вы знаете, какой скоро праздник? Пра­вильно, Новый год. Что наряжают на Новый год? Верно, ел­ку. Кто приносит детям подарки? Конечно, Дед Мороз». По­кажите малышам игрушечного Деда Мороза и предложите им поиграть: «Дед Мороз будет вас морозить, а вы будете убегать».

Когда Дед Мороз говорит: «Догоню-догоню, заморожу вам нос»^— дети рукой прикрывают нос. Когда он произносит: «Заморожу руки» — прячут руки за спину, когда говорит: «За­морожу ноги» — приседают и т. д.

Прочитайте детям стихотворение Е. Благининой:

Елка в блестках ледяных, В темных слезках смоляных. Светлая, зеленая Солнцем озаренная.

Раздайте детям вырезанные из плотной бумаги елки с за­ранее нарисованными на них разноцветными восковыми мел­ками новогодними игрушками.

Скажите: «А теперь, ребята, покажем Деду Морозу наши елочки. (Малыши показывают нераскрашенные елки с на­рисованными воском украшениями.) Что не так с нашими елочками? Правильно, их забыли раскрасить. Какого цвета бывают елочки? Давайте сделаем и наши елки красивыми!»

Покажите детям, как нужно взять за кончик поролоно­вый тампон, другой его конец, смоченный в воде, опустить в зеленую акварель и размашистыми мазками полностью закрасить елку. Новогодние игрушки останутся незакра­шенными.

Покажите готовые елки Деду Морозу.

Занятие 9. Помоги зайчику (Рисование пальчиком на крупе)

Программное содержание. Учить детей рисовать на крупе пальчиком линии; рисовать следы от лап пальцами, сложенными щепоткой. Учить понимать и анализировать содержание сти­хотворения. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Раздаточный материал. Поднос с манной крупой, распре­деленной тонким слоем в одном углу подноса, прикреплен на пластилине нарисованный (или маленький игрушечный) заяц, в двух других углах прикреплены нарисованные мор­ковь и капуста.

Ход занятия

В начале занятия поводите с малышами хоровод со словами:

Зайка шел, шел, Капустку нашел, Сел, поел, Дальше пошел.

Зайка шел, шел, Морковку нашел, Сел, поел, Дальше пошел.

Положите перед каждым ребенком поднос с манной крупой и прикрепленными зайчиком и овощами.

Скажите детям: «Давайте поможем зайчику добраться до еды: проведем пальчиком по крупе линии-дорожки к мор­ковке и капусте. Таких дорожек может быть несколько».

Дети рисуют пальчиком линии на крупе.

Затем скажите: «Вот спасибо, ребята! Зайчик съел овощи, теперь он сыт. (Уберите с подносов морковь и капусту.) Нас­тупила зима. Заяц бегает по снегу и оставляет следы». Раз­ровняйте крупу, покажите детям, как нужно сложить три паль­чика щепоткой и отпечатывать следы зайчика на «снегу».

Если занятия проходят с детьми более старшего возраста, можно добавить еще один этап.

Скажите детям: «Зайчику холодно, он мерзнет зимой. Давайте построим ему домик». Разровняйте крупу. Пока­жите ребятам, как можно пальчиком нарисовать дом: квад­рат, а сверху треугольную крышу; короткими прямыми ли­ниями, идущими друг за другом нарисовать забор.

Занятие можно закончить, предложив малышам изобра­зить зайца: руку сжать в кулак, а два пальчика (указатель­ный и средний) поднять вверх — получился ушастый заяц.

Занятие 10. Мяч (Рисование кистью)

Программное содержание. Учить детей правильно держать кисть, набирать краску на ворс. Рисовать кистью круглые предметы и аккуратно закрашивать их. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать координацию движений.

Демонстрационный материал. Кукла, мяч, таз (ведро).

Раздаточный материал. Альбомный лист, гуашь, кисть, ста­кан с водой, тряпочка.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение А. Барто «Мячик»:

Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. — Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч.

Поиграйте с малышами в мяч. Ведро (или таз) будет реч­кой. Ребята должны попадать в «речку» мячом.

Затем обыграйте ситуацию: к детям в гости пришла девоч­ка Таня (кукла). Спросите у нее вместе с детьми: «Таня, по­чему ты плачешь?» Ответьте за куклу: «Я уронила мяч!»

Предложите малышам изобразить на листе бумаги мяч и подарить его Тане, чтобы она не расстраивалась.

Покажите, как держать кисть в правой руке между боль­шим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, за железным наконечником; как надо обмакивать кисточку в баночку с водой и набирать краску только на ворс.

Подсказывайте детям, когда это будет необходимо, что нуж­но снова смочить кисточку и набрать гуашь. Покажите, как нужно нарисовать круг и аккуратно закрасить его. Дети мо­гут рисовать один большой мяч или несколько маленьких.

Скажите ребятам: «Посмотрите, как понравились Тане ва­ши мячики! Она больше не плачет!»

Занятие 11. Воздушные шары (Рисование поролоновым тампоном)

Программное содержание. Продолжать учить детей рисо­вать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы. Учить соотносить предметы по цвету.

Демонстрационный материал. Воздушный шарик.

Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором на­рисованы 3 клоуна (красный, желтый и синий), гуашь со­ответствующих цветов, небольшие поролоновые тампоны, тряпочка.

Ход занятия

Надуйте воздушный шарик и поиграйте в него с детьми. Прочитайте стихотворение Я. Акима «Цветные огоньки»:

В праздники на улицах В руках у детворы Горят, переливаются Воздушные шары.

Голубые, Красные, Желтые, Зеленые

Воздушные шары!

Положите перед каждым ребенком альбомный лист, на котором нарисованы 3 клоуна (красный, желтый и синий) и скажите: «Посмотрите, ребята, у каждого клоуна в руке ве­ревочка, но воздушные шарики улетели. Давайте поможем клоунам вернуть шарики — нарисуем их. Желтому клоуну нужно нарисовать желтый шарик, а синему?»

Покажите малышам, как нужно правильно брать пороло­новый тампон за кончик и обмакивать другой его конец в краску. Если у ребенка что-то не получается, возьмите его руку в свою и вместе нарисуйте первому клоуну круглый ша­рик, второму — овальный.

Предложите детям самостоятельно нарисовать шарик треть­ему клоуну и закрасить все шарики.

Занятие 12. Колеса поезда (Коллективная работа. Рисование поролоновым тампоном)

Программное содержание. Учить детей рисовать поролоно­вым тампоном круглые колеса в нужном месте на листе. При­учать работать коллективно. Развивать речь и мышление.

Демонстрационный материал. Длинный лист бумаги (два альбомных листа, склеенных в полосу), на котором нарисо­ван и раскрашен паровоз и 4 вагона без колес. (У каждого вагона и у паровоза должно быть окно своей формы (квад­ратное, круглое, треугольное, прямоугольное, овальное). В каждом окне нарисуйте героя «Песенки друзей» С. Михал­кова: кота, чижика, собаку, петуха, обезьяну, попугая (в пря­моугольном окне разместите двоих героев.)

Раздаточный материал. Пять карточек, совпадающих по форме и размеру с окнами вагонов поезда. Гуашь, разведен­ная водой; поролоновые тампоны, тряпочка.

Ход занятия

Прочитайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Пе­сенка друзей»:

Мы едем, едем, едем В далекие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья.

Красота! Красота! Мы везем с собой кота, Чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, попугая — Вот компания какая!

Скажите детям: «Какой веселый поезд! Смотрите, кто едет в вагончиках? Давайте закроем окошки, чтобы сол­нышко не светило друзьям в глазки». Раздайте детям кар­точки в форме квадрата, круга, треугольника, овала и пря­моугольника и попросите их подобрать карточку для каждого окошка.

Затем скажите ребятам: «А теперь давайте посмотрим, че­го не хватает этому поезду. Правильно, колес. Поезд без ко­лес не сможет уехать. Давайте нарисуем по два колеса у каж­дого вагона». Покажите, как нужно нарисовать поролоновым тампоном первое колесо. Предложите детям самостоятельно нарисовать и закрасить остальные колеса. Следите за разме­ром и расположением кругов.

Занятие 13. Тарелки (Рисование оттисков печатками из картофеля)

Программное содержание. Познакомить детей с техникой пе­чатания печатками из картофеля; учить рисовать кисточкой кру­ги, ориентируясь на образец; упражнять в комбинировании раз­ных техник рисования. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Демонстрационный материал. Два игрушечных бельчонка.

Раздаточный материал. Печатки из картофеля в форме ма­леньких крестиков, ромбиков, кругов и больших цветов;

мисочки с вложенным тонким поролоном, пропитанным гуашью разных цветов; два круга, вырезанных из картона; гуашь, кисть, тряпочка.

Ход занятия

Обыграйте ситуацию: к ребятам в гости из леса прибежа­ли два бельчонка.

Скажите детям: «Бельчата остались в дупле одни, стали иг­рать в мячик и случайно попали мячом на стол с тарелками! Все тарелки разбились, теперь бельчатам не из чего кушать. Давайте поможем им — сделаем новые тарелки».

Раздайте детям по два картонных круга и скажите: «Пос­мотрите, похожи эти круги на тарелки? Правильно, похожи. Не хватает только бортиков. Давай нарисуем кисточкой внут­ри каждого круга еще один круг, поменьше — получится бор­тик тарелки. А потом мы украсим наши тарелки».

Когда дети нарисуют бортики тарелок, они берут печатки из картофеля нужной формы и украшают тарелки: один ко­нец печатки опускают в краску и делают оттиски.

В центре тарелки дети могут поставить печатки больших цветов.

Занятие 14. Мышонок в норке (Закрашивание кистью)

Программное содержание. Продолжать учить детей правиль­но Держать кисть, набирать краску на ворс; рисовать округ­лые предметы. Развивать умение аккуратно закрашивать круг, проводя кисточкой штрихи в одном направлении, без прос­ветов. Учить понимать содержание сказки. Воспитывать от­зывчивость и доброту.

Раздаточный материал. Половинка альбомного листа, в цент­ре которой восковыми мелками нарисован мышонок; аква­рельные краски, кисть, банка с водой.

Ход занятия

Прочитайте детям сказку В. Бианки «Лис и Мышонок»:

Спросите у ребят: «Кто сломал норку мышонка? Правиль­но, лис. Теперь хитрый лис может поймать мышонка. Давай­те скорее спрячем его в другой норке!»

Положите перед каждым ребенком половинку альбомного листа, в центре которого восковыми мелками нарисован мышонок.

Напомните ребятам, как нужно держать кисть в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, за железным наконечником; как надо обмакивать кисточку в баночку с водой и набирать краску только на ворс. Подсказывайте детям, когда это будет не­обходимо, что нужно снова смочить кисточку и набрать ак­варель.

Предложите малышам нарисовать кистью круг вокруг мы­шонка и аккуратно закрасить получившуюся норку коричне­вой краской. Мышонок останется не закрашенным.

Занятие 15. Весенняя капель (Рисование пальчиками)

Программное содержание. Учить детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев.

Раздаточный материал. Альбомный лист с нарисованными вверху листа сосульками, синяя гуашь, разведенная водой, тряпочка.

Ход занятия

Во время прогулки обратите внимание детей на признаки весны, понаблюдайте за таянием сосулек.

В начале занятия прочитайте малышам стихотворение А. Ша-баевой:

Выходи скорее в сад, Слушай звон, слушай звон, Это капельки звенят: Дон-дон-дон-дон.

Проведите пальчиковую гимнастику. Предложите детям изобразить пальчиками, как капает капель: соединять и разъ­единять большой и указательный пальцы на каждой руке, приговаривая: «Кап-кап-кап».

Скажите ребятам: «Вы заметили, что весной всегда тают со­сульки? А как вы думаете, почему это происходит? Верно, солн­це греет сильнее, становится тепло. Давайте нарисуем весен­нюю капель». Раздайте детям альбомные листы с нарисованными сосульками и предложите им пальчиком провести от каждой сосульки вертикальную линию, состоящую из точек — капель.

Занятие 16. Яйцо (Рисование оттисков печатками из картофеля)

Программное содержание. Закреплять технику печатания пе­чатками из картофеля красками разных цветов. Побуждать детей эмоционально откликаться на сказку, участвовать в ее пересказе. Развивать речь и мышление.

Демонстрационный материал. Фигурки героев сказки «Курочка Ряба»: дед, баба, курочка, мышка; белое и желтое яйца (кап­сулы киндер-сюрприза), ложка.

Раздаточный материал. Печатки из картофеля в виде кру­гов и треугольников; вырезанное из картона яйцо, баночки с разноцветной гуашью, мисочка с водой, тряпочка.

Ход занятия

Покажите детям кукольный спектакль по сказке «Куроч­ка Ряба». Пусть малыши по возможности помогают вам:

показывают, как дед и баба плачут, как они пытаются раз­бить яйцо. Чтобы показать, как мышка «разбила» яйцо, бросьте желтую капсулу киндер-сюрприза на пол, предвари­тельно приоткрыв ее. Потом пусть курочка снесет простое яйцо (белую капсулу киндер-сюрприза).

По окончании спектакля предложите детям сделать краси­вые яйца для бабы и деда. Раздайте ребятам заготовки — вырезанные из картона яйца. Напомните, как нужно держать печатки из картофеля, опускать кончик в краску и ставить «печать» на заготовке. Для того чтобы поменять цвет, нужно промыть печатку в мисочке с водой.

Покажите изготовленные детьми яйца героям сказки.

Занятие 17. Праздничный салют (Рисование кистью)

Программное содержание. Учить детей рисовать кистью ме­тодом «примакивания». Развивать речь и мышление.

Демонстрационный материал. Картинка с изображением праздничного салюта.

Раздаточный материал. Лист голубой цветной бумаги, в нижней части которого приклеены разноцветные дома; кисть, гуашь разных цветов, банка с водой, тряпочка.

Ход занятия

Прочитайте детям загадку К. Чуковского:

Вдруг из черной темноты В небе выросли кусты. А на них-то голубые, Пунцовые, золотые Распускаются цветы Небывалой красоты. И все улицы под ними Тоже стали голубыми, Пунцовыми, золотыми, Разноцветными.

Покажите малышам картинку, на которой изображен праздничный салют, и спросите: «Вы отгадали загадку? Ко-

нечно, это салют. Какого цвета брызги салюта? Где можно увидеть разноцветные огоньки салюта? Правильно, в небе. Откуда они появляются? Верно, из пушек. Давайте нарису­ем красивый салют».

Напомните детям, что кисточку нужно держать тремя паль­цами, опускать в воду, а потом набирать краску на ворс. По­кажите ребятам, как надо «примакивать» (прижимать) ворс боковой стороной, распределяя мазки по всему листу.

Пусть малыши сначала попробуют рисовать способом «при-макивания» сухой кисточкой. Объясните детям, что для то­го чтобы сменить цвет, нужно тщательно промыть кисточку в воде, а затем набрать краску нужного цвета.

Занятие 18. Ласковое солнышко (Рисование пальчиками)

Программное содержание. Познакомить детей с понятием «лучик», учить рисовать пальчиками короткие линии, круг, глаза, нос, рот. Развивать мелкую моторику рук.

Демонстрационный материал. Желтый картонный круг.

Раздаточный материал. Прищепки, лист голубой бумаги; жел­тая или оранжевая гуашь, разведенная водой, тряпочка.

Ход занятия

В начале занятия прочитайте детям сказку К. Ушинского «Утренние лучи» (в сокращении):

Вышло на небо яркое солнышко и стало рассылать повсюду свои зо­лотые лучи — будить землю.

Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка и запел свою серебряную песенку.

Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело зап­рыгал по росистому лугу.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!»

Четвертый луч попал в улей. Выползла из улья пчелка, расправила крылья и полетела собирать медок с душистых цветов.

Пятый луч попал в комнату к маленькому лентяю: светит ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

Скажите детям: «Плохо быть лентяем! Надо рано вставать, умываться и правильно делать зарядку. Вот и мы не будем лениться, а сделаем специальную солнечную зарядку для пальчиков!»

Прочитайте стихотворение, предложив детям выполнить соответствующие тексту движения:

Солнце смотрит к нам в кроватку,

Надо сделать нам зарядку. (Дети сжимают

и разжимают кулаки.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Под счет поочередно сгиба­ют пальцы.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередно разгибают паль­чики.)

Покажите детям вырезанный из картона желтый круг — солнышко — и спросите: «Чего не хватает у нашего солныш­ка? Правильно, лучиков. Как же оно разбудит всех утром? Давайте сделаем лучики нашему солнышку!»

Покажите малышам, как нужно прикрепить прищепки по краю круга — это будут лучики. Затем предложите детям изоб­разить солнышко на листе бумаги. Пусть малыши нарисуют пальчиками большой круг. Внутри круга нужно нарисовать личико солнышка: глаза и нос — точками, рот — черточкой; длинными линиями изобразить лучики.

Занятие 19. Спрятались в траве (Рисование кистью)

Программное содержание. Учить детей рисовать кистью ко­роткие линии сверху вниз на всей плоскости листа. Про­должать учить анализировать содержание сказки.

Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нари­сованы муха, жучки, бабочка, комар и другие насекомые; зе­леная гуашь, кисть, баночка с водой, тряпочка.

Ход занятия

Заранее познакомьте детей со сказкой К. Чуковского «Му­ха-Цокотуха».

В начале занятия вместе с ребятами вспомните содержа­ние сказки, спросите: «Кто пришел к мухе в гости? Кто схва­тил муху? Кто спас муху?»

Покажите детям альбомный лист, на котором нарисованы муха, жучки, бабочка, комар и другие насекомые, и скажи­те: «Посмотрите, ребята, на картинку и скажите, кто здесь нарисован. Как можно назвать их всех одним словом? Пра­вильно, насекомые. Давайте спрячем насекомых в траве, что­бы паук не нашел их».

Покажите малышам, как нужно нарисовать траву корот­кими линиями сверху вниз на всей поверхности листа.

Занятие 20. Горох для петушка (Рисование пальчиками)

Программное содержание. Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нари­сован петух; зеленая гуашь, разведенная водой; тряпочка.

Ход занятия:

Прочитайте детям потешку:

Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?

Скажите ребятам: «Наверно, петушок хочет кушать. Что любят петухи?» (Семечки, горох.)

Положите перед каждым ребенком альбомный лист, на котором нарисован петушок, и предложите: «Давайте „насы­пем" нашему петушку побольше горошин. Какого цвета го­рох?» (Зеленого.)

Напомните детям, как нужно опускать пальчик в гуашь и ставить им отпечатки на листе бумаги.

В конце занятия можно предложить малышам изобразить, как петушок будет клевать зернышки: сложить руки «клюви­ком» (большой палец внизу, остальные пальцы прижаты друг к другу и поставлены сверху) и «поклевать» зернышки.

Занятие 21. Осьминог (Рисование ладошкой)

Программное содержание. Познакомить детей с техникой пе­чатания ладошкой: учить опускать в гуашь всю ладошку и де­лать отпечатки, дополнять изображение деталями с помощью пальчиков и кисточки. Развивать восприятие, внимание.

Демонстрационный материал. Альбомный лист с морским пейзажем, в котором «полуспрятаны» разноцветные детки-осьминожки.

Раздаточный материал. Голубой лист бумаги, широкая ми­сочка с разведенной водой гуашью, гуашь, кисть, тряпочка.

Ход занятия

Прочитайте детям отрывок из стихотворения Э. Успенско­го «Разноцветная семейка»:

Жил осьминог Со своей осьминожкой, И было у них Осьминожков немножко.

Вот однажды камбала Маму в гости позвала, Чтобы с ней на глубине Поболтать наедине.

Только мама за порог — Малыши с кроватей скок, Стулья хвать, Подушки хвать — И давай воевать!

Долго сонный осьминог Ничего понять не мог. Желтый сын Сидит в графине,

 По буфету скачет синий,

А зеленый на люстре качается.

Ничего себе день начинается!

Скажите детям: «Вы знаете, что случилось потом? Все де-тишки-осьминожки перепутались, попрятались, всех папа-осьминог растерял!»

Покажите ребятам альбомный лист с морским пейзажем, в котором «полуспрятаны» разноцветные детки-осьминожки, и предложите: «Давайте поможем папе-осьминогу найти ось-миножков! Вот молодцы! Как вы думаете, почему осьмино­гов так интересно зовут? Верно, у них по восемь ног! А те­перь давайте нарисуем маму-осьминога!»

Раздайте малышам листы бумаги голубого цвета. Сначала предложите им потренироваться: делать отпечаток сухой ла­донью. Затем покажите малышам, как нужно опустить ладонь в мисочку с гуашью и делать отпечаток внутренней сторо­ной растопыренной ладони на бумаге.

Когда отпечаток высохнет, нужно довести их до образа ось­минога: дорисовать глаза, рот. Предложите детям рядом с ось­миногом нарисовать кистью водоросли, а пальчиками изо­бразить камни.

Занятие 22. Вода (Рисование кистью)

Программное содержание. Учить детей рисовать кистью вол­нистее линии. Продолжать развивать интерес к сказке. Упражнять в речевом дыхании.

Демонстрационный материал. Таз с водой, маленький ко­раблик из пенопласта (или сложенный из бумаги).

Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нари­сован кораблик, синяя гуашь, кисточка, банка с водой, тря­почка.

Ход занятия

Заранее познакомьте детей со сказкой К. Чуковского «Док­тор Айболит».

В начале занятия кратко напомните малышам содержание сказки:

«В одном городе жил добрый доктор Айболит. Он умел лечить зверей и птиц. Отовсюду приходили к нему зайцы, лисы, медведи, прилетали пти­цы. Однажды к доктору Айболиту постучалась ласточка. Она рассказала, что далеко-далеко в Африке заболели обезьяны.

Доктор попросил у своего друга, моряка Робинзона, корабль, собрал лекарства и вместе с попугаем Карудо, совой Бумбой, уткой Кикой и дру­гими зверями отправился в Африку — лечить обезьян».

Поставьте на пол таз с водой и опустите в него пенопластовый (или бумажный) кораблик и скажите: «Ребята, давайте по­можем кораблику плыть. Подуем, сделаем волны».

Научите детей правильно дуть: вдох должен быть спокой­ным, через нос, а выдох плавным и длительным, через рот. Обратите внимание малышей на волны, которые образуют­ся на воде от «ветра».

Положите перед каждым ребенком альбомный лист, на котором нарисован кораблик.

Скажите детям: «На этом кораблике доктор Айболит плы­вет в Африку лечить обезьян. Доктор должен торопиться, ведь обезьяны очень больны! Давайте поможем кораблику плыть — сделаем волны».

Покажите детям, как нужно рисовать кисточкой волнис­тые линии.

Когда волны будут готовы, похвалите малышей за помощь доктору Айболиту.

Занятие 23. Ступеньки для лесенки (Рисование поролоновым тампоном)

Программное содержание. Учить детей рисовать пороло­новым тампоном короткие прямые линии слева направо, соб­людая расстояние между ними. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Раздаточный материал. Альбомный лист, на одной полови­не которого нарисована девочка - Снегурушка, сидящая на де­реве, а на другой — две длинные вертикальные линии для

лестницы; гуашь, разведенная водой; поролоновый тампон, тряпочка.

Ход занятия

Перед началом занятия кратко расскажите детям русскую народную сказку «Снегурушка и лиса»:

«Жил да был старик со старухой. У них была внучка Снегурушка. Пош­ла она с подружками в лес и отстала от подруг. Увидела Снегурушка, что осталась одна, влезла на дерево и стала плакать:

— Ay! Ау! Снегурушка! Ау! Ау! Голубушка! У дедушки, у бабушки Была внучка Снегурушка; Ее подружки в лес заманили, Заманивши, покинули.

Прибежала лисица спасать Снегурушку. А девочка никак не может слезть с дерева, боится упасть».

Предложите малышам: «Давайте поможем Снегурушке — сделаем лестницу».

Положите перед каждым ребенком альбомный лист, на од­ной половине которого нарисована девочка-Снегурушка, сидящая на дереве, а на другой — длинные вертикальные ли­нии для лестницы. Напомните детям, как взять поролоно­вый тампон, обмакнуть в краску и нарисовать ступеньки на лестнице, проводя прямые короткие линии слева нап­раво. Следите за длиной перекладин, которые изображают peбяfa, и расстоянием между ними.

Вместе с малышами покажите Снегурушке лестницу и предложите спуститься по ней с дерева к лисе.

 

Занятие 24. Клубки ниток (Рисование кистью)

Программное содержание. Учить детей рисовать круговы­ми движениями кисти клубки ниток. Развивать мелкую мо­торику рук. Закреплять и уточнять правильное произноше­ние звука о.

Демонстрационный материал. Клубок шерстяных ниток, иг­рушечный котенок.

Раздаточный материал. Гуашь разных цветов, кисточка, ба­ночка с водой, тряпочка.

Ход занятия

В начале занятия прочитайте детям стихотворение В. Бе­рестова «Котенок»:

Если что-то с места сдвинется, На него котенок кинется. Если что-нибудь покатится, За него котенок схватится! Прыг-скок! Цап-царап! Не уйдешь из наших лап!

Покажите малышам игрушечного котенка и скажите: «Смот­рите, кто к нам пришел! Это маленький пушистый котенок. Но мне кажется, что наш котенок немножко заскучал. Ему хочется поиграть! С чем любят играть котята? Правильно, они любят катать клубочки!»

Покажите малышам клубок ниток и дайте каждому ребенку попробовать немного размотать и замотать нитку.

Скажите детям: «На что похож клубочек? (На шарик, мя­чик, яблоко.) А еще он похож на наши губы, когда мы про­износим звук о. Давайте сделаем губы колесиком, будем дол­го тянуть о-о-о и разматывать нитку. Чем дольше мы тянем звук о, тем длиннее становится нитка. Попробуем быстро произнести о — смотрите, нитка получилась короткая. А те­перь давайте нарисуем такие клубочки».

Предложите детям нарисовать клубок круговыми движени­ями кисти, начиная с центра и постепенно «наматывая» на него нитку, клубок будет становиться все больше и больше.



Источник: http://mamaspuzzles.com.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=383:2011-03-30-20-32-07&catid=122:24-36-&Itemid=
Категория: Малыши-крепыши | Добавил: Razvivalkina (07.04.2015)
Просмотров: 1914 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]