Страх, ребёнок поверит и начнёт оценивать себя так же.
Ты плохо поступил. Это поступок плохой, это опасный поступок (и вкратце пояснить, почему, еслиребёнку уже больше 2,5 лет)
В кого ты такой вредный (грязный, бестолковый...).
Я всегда вредный (я грязнуля, я глупый...), я никому не нужен такой.
Формируется заниженная самооценка. Ребёнок искренне поверит, что он глуп, и станет таким, чтобы подтвердить ожидания мамы.
Лучше – избегать любых штампов. В крайнем случае, можно сказать «мне не понравилось, что ты испачкался, теперь нас не пустят в магазин, и мы туда не пойдём».
Вот придёт милиционер (Бармалей, Бабайка, монстр), он тебя...
Что придёт на самом деле и такое (!) устроит...
Запугивание, которое формирует фобию.
Избегать полностью. Пояснять и рассказывать только о реальных опасностях.
Не трогай собачку, она укусит.. не ходи туда, там злые люди…
Раз мама говорит, так оно и есть. Мир опасен, все вокруг злые, плохие. Со мной на любом шагу может случиться что-то плохое.
Возникновения боязни окружающего мира и предметов.
Не говорите «не трогай горячую кастрюлю, будет больно», дайте легонько прикоснуться к кастрюле, чтобы ребёнок понял, что от неё может быть больно. Не говорите «собака укусит», объясните, что собака чужая, а чужие вещи мы не трогаем.
Ну и оставайся один, я пошла...
Маме всё равно, чтосо мной дальше будет, она меня не любит.
Страх, ощущение, что лишают поддержки.
Пора идти домой. Я считаю до 5, и ты начнёшь собираться. Иначе мы пойдём на улицубез куртки. Пойдём проверим на балконе, какая там погода.
Сначала выясняете, что случилось – может, ему хочется надеть другую куртку. Если нет - выходите вместе на балкон раздетыми, чтобы ребёнок понял, что холодно. Если все равно отказывается, предлагаете выйти без куртки на лестничную клетку без куртки. Куртка- в руке у вас. Спрашиваете – чувствуешь, как холодно?Может, лучше надеть куртку? Иначе ты заболеешь, и придётся сидеть дома. А ты помнишь, что мы в субботу собрались в цирк?
Ещё один способ – например, если ребёнок не хочет возвращаться домой с прогулки. Предупреждаете, что через 2 минуты пойдёте. Потом говорите, что пора. Не хочешь? Хорошо, мы останемся, но дома тебя ждёт после обеда шоколадка… или, например, просмотр мультика. Введите ту вещь, которую ребёнок может получить только после прогулки.
Не трогай, сломаешь (разобьёшь, порвёшь...).
Я неуклюжий, я неловкий, я неумеха... я плохой. Меня не любят.
Программирование на неудачу.
Осторожно, если будешь качать стол, ваза может упасть.
Ты бестолковый, как твой отец.
Мы оба плохие, но я хуже.
Ребёнок переживает за себя и за родителя.
Не говорить никогда
Воспитательница эта просто... (далее следует негативный комментарий).
Её можно не слушаться. Она делает неправильно.
У ребёнка возникнут проблемы с воспитательницей и с другими взрослыми.
Особенно плохо выражать своё негативное отношение к родственникам – бабушке, дедушке и т.д.
Бабушка поступила неправильно, но она все равно тебя любит….
Что ты пристал со своими играми.
Мне с тобой неинтересно.
Почему он должен слушаться людей, которым на него наплевать? Ребёнок начнёт вести себя, как ему вздумается, не уважать взрослых.
Я очень устала. Давай договоримся, я поставлю таймер, и когда он зазвенит, мы с тобой 10 минут поиграем. А пока таймер не зазвенел, я отдохну.
Ваня щёлкает задачки как орешки, а ты...
Маша уже стихи читает, а он (сказано при ребёнке)
Он умный, я дурак.
Нездоровое соперничество, зависть. Обычно заканчивается бунтом – да, я плохой, даже стараться не буду, раз все талантливые, а я – неумеха!
Не употреблять, сравнивать не с другими, а самим ребёнком, только вчерашним. Неделю назад ты не умел это делать, а теперь – умеешь, молодец!
Если сравнивает кто-то, поправить: да, Вася не умеет читать, зато рисует лучше других и очень ловко катается на велосипеде!
Как тебе не стыдно...
Ты меня не любишь.
Появляется чувство вины, комплекс вечно виноватого.
Что такое «стыдно» лет до 5-6 объяснить вообще нельзя.
Не говорить.
Разве можно любить такую гадость? Зачем тебе такая страшная игрушка?
У тебя дурной вкус.
Так часто говорят матери, не понимая игр и желаний сыновей. Ребёнок перестаёт делиться, теряет доверие и уверенность в себе, если многое из того, что ему нравится – не нравится родным.
Ты действительно хочешь эту игрушку? Мне она не нравится, но я тебе её куплю, раз ты о ней мечтаешь. А ты мне объяснишь, как играют с этой игрушкой.
Дай, я сама, у тебя не так получится.
Я ничего не умею делать хорошо.
Возникает неверие в свои силы и нежелание помогать. Мол, я стараюсь, а все равно ругаются.
Хочешь помочь? Хорошо, ты меня выручишь. Сделай это и это (дать простое задание). Или же
Давай, мы сделаем вместе, я покажу, как это сделать более ловко.
Как ты мог опять так поступить?! Ты что, надо мной издеваешься?
Тебя не за что любить.
Ребёнок теряет веру в то, что достоин любви. Возникает неверие в свои силы.