MENU
Главная » Статьи » Наше продолжение - наши сокровища. » Малыши-крепыши

Подготовка ребёнка к детскому саду. Часть 2. Что нужно сказать самому ребёнку?

Сначала покажите ему, проходя мимо садика, как дети гуляют и играют на улице. Объясните, что это – садик, туда ходят взрослые дети. Когда ты подрастёшь, тоже пойдёшь в садик.

Потом вечером зайдите на территорию какого-нибудь садика и покатайтесь на качелях, полазьте по лесенкам. Опять расскажите, что это – дворик детского садика. Пусть ребёнок заинтересуется. Потом рассказывайте с периодичностью через день-два, что взрослые работают у себя на работе. «Когда ты вырастешь, ты тоже пойдёшь работать в детский садик ребёнком (по аналогии, что крокодил Гена работал в зоопарке крокодилом).  В детском садике хорошо (всё это говорите спокойно, без пафоса и наигранности), там есть тётя воспитательница, которая играет с детьми весь день. Вот папа и мама не могут играть весь день, а тётя воспитательница может. В детском садике много игрушек. Деткам очень нравится ходить в садик, они там кушают, гуляют, спят и много-много играют.  Ты любишь играть с Сашей и Дашей на улице? А в детском садике будет много детей, и ты будешь со всеми играть, со всеми дружить».

Наигранная весёлость неуместна, дети быстро чувствуют фальшь.  Но и нервничать, передавая заранее свой испуг ребёнку – лишнее. Если мама так боится садика, то откуда у ребёнка появится позитивный настрой?! Лучше всего преподнести садик  как место,  куда ходят взрослые детки. И право туда ходить надо заслужить. Поэтому предварительно нужно сходить к врачам и даже сделать прививки.  В садик не берут деток, которые не умеют делать некоторые вещи самостоятельно. Поэтому надо стараться, слушаться маму и папу, научиться самому (самой) кушать и снимать шапку и варежки.

Зачем всё это, спросите, нужно? Дети, как правило, хотят подражать папе и маме, и как можно скорее вырасти. Поэтому, если в сознании малыша закрепится, что садик – это этап взросления, он воспримет садик легче.

Следующий этап – книжка о детском садике. Сейчас можно купить тематические книжки со стихами о том, как весело и славно дети проводят день в садике. Например, толстенькие книги в плотной обложке - из серии «Самовар» сборник «Детский садик», сборник издательства Эксмо из серии «Правила поведения для воспитанных детей» под названием «Как вести себя в детском саду». Или тонкие красочные книжки вроде «В нашем детском садике» (серия «Библиотечка детского сада» издательства «Стрекоза-Пресс».  Выпускаются и толстые картонные книги для детей помладше. У нас в студии книг на тему «детский сад» постепенно скопилось штук семь.

Но лучший педагогический эффект имеют самодельные книжки, так как в них вы можете сами скомпоновать стихи так, чтобы сделать акцент на наиболее важных для конкретно вашего ребёнка моментах.

Для этого можно обратиться к Интернету, на сайт www.solnet.ee. Добавьте также стихи нашего детства: С.Маршак «Сад идёт», А.Барто «Игра в стадо». Распечатайте стихи крупным шрифтом, наклейте на картонные листы так, чтобы получился сборник формата А5 (альбомный лист пополам). Причём лучше для основы брать листы из альбома по черчению, так как там бумага более плотная.

Свободное пространство заполните иллюстрациями. Если вы не художник, то используйте старые журналы. Мне, например, больше всего в этом деле пригодилась старая подшивка журналов «Лиза. Мой ребёнок». Приведу ниже парочку примеров хороших, на мой взгляд, стихов.

О. Высотская. Детский сад.

Мы приходим в детский сад,

Там игрушки стоят.

Паровоз, пароход дожидаются ребят.

Там картинки на стене

И цветы на окне.

Захочу – поскачу на игрушечном коне!

В этом доме всё для нас – Сказки, песня и рассказ,

Шумный пляс, тихий час, -

В этом доме всё для нас!

Вот какой хороший дом!

В нём растём мы с каждым днём.

А когда подрастём,

Вместе в школу пойдём.

 

Стеквашина Елена. Кто виноват?

Взял игрушку в детский сад,

Чтобы удивить ребят.

Позавидовал Илюшка,

Разломал мою игрушку.

Так ушёл я, не поняв,

Кто из нас двоих не прав?

Что противнее всего –

Зависть или хвастовство?

 

Г.Ладонщиков. Про себя и про ребят.

Солнце скрылось за домами,

Покидаем детский сад.

Я рассказываю маме

Про себя и про ребят.

Как мы хором песни пели,

Как играли в чехарду,

Что мы пили, что мы ели,

Что читали в детсаду.

Я рассказываю честно

И подробно обо всём.

Знаю, маме интересно

Знать о том, как мы живём.

 

Как видите, я советую использовать стихи разной направленности. Первая группа стихов – с подтекстом «в детском садике весело, интересно. Вторая – как себя вести в садике, что надо и что не надо делать. Тут уделите внимание слабым местам в воспитании вашего (вашей) крохи. То есть, если малыш драчливый –  больше стихов о дружбе, о том, что нельзя бить детишек. Если стеснительный, то имеются стихи, например «не стесняйся отпроситься в туалет».

Зайчик крепко спал сначала.

Вдруг проснулся, ясно стало –

В туалет пора сходить.

Не осмелился спросить,

Можно выйти или нет,

Чтобы сбегать в туалет.

Он молчал, терпеть старался,

Крепко за живот держался,

Зубы сжал что было сил –

Но кроватку промочил!

И живот потом болел…

Так зачем же он терпел?!

Это вредно, в самом деле!

Если очень захотели,

То беды здесь, право, нет

Отпроситься в туалет.

Воспитатель никогда

Не захочет вам вреда.

 

Понимаю, такие стихи – не шедевр поэзии, но легко запоминаются детьми. Поэтому если вы в состоянии сложить в рифму хотя бы парочку фраз – попытайтесь и сами что-то написать. На картинках в книжках объясняйте, что происходит в садике.  Главное, чтобы были оговорены все скользкие моменты.

Причём оговорите так, чтобы не напугать ребёнка. Он не должен думать, что до того, как пошёл в садик, всё было спокойно и хорошо, а теперь его будут преследовать проблемы и опасности. Например, очень важно, чтобы ребёнок уяснил, что из садика нельзя уходить с чужими людьми. Объясните, что в детский садик за ребёнком может прийти только мама, папа, бабушка и ещё кто-то из родных. Что никогда ни с кем из незнакомых людей уходить нельзя, чтобы чужой человек не говорил,. Ни в коем случае не пугайте «плохими людьми». Обратите внимание на сказку про Красную шапочку. Мол, если бы девочка не разговаривала с незнакомым волком, то и не случилась бы потом беда. Поэтому не надо разговаривать с чужими людьми, брать у них конфетки или игрушки и куда-то уходить с ними из садика.

Расскажите, что если на территорию садика забежала чужая собака, надо скорее звать воспитателя, так как собака может быть невоспитанной и плохо себя в садике вести. Например, отнять игрушку или кого-то испачкать.

Кроме книг и разговоров на тему садика советую поискать диафильмы. Именно диафильмы, а не мультики, хотя такие тоже имеются. Диафильм позволяет затормозить показ на каком-то кадре и провести краткую воспитательную беседу. Так вы поймёте, что именно усвоил ваш ребёнок. Не знаю относительно новых диафильмов, в мой регион они уже 10 лет не попадали, в нашем распоряжении были диафильмы моего детства, «Мишка-Ушастик в детском саду», «Про снежный колобок», «Про Анфису» (там есть отрывок про садик).

Последнее время среди раскрасок серии «Малыши берут карандаши» и «Я расту» тоже появились книжки-раскраски на тему «детский сад». Там на каждом отдельном листочке – картинка с изображением какого-то момента в детском садике: дети рисуют красками, дети кушают, тихий час, прогулка во дворе. Один явный минус – слишком уж всё нарочито весёлое и беспроблемное.

Манкировать действительность не имеет смысла, иначе ребёнок разочаруется, когда поймёт, что пребывание в садике имеет и некоторые негативные стороны – там может быть не всегда интересно, там строго наказывают за те поступки, на которые дома мама порой не обращает внимание, там не готовят разносолов и не бросаются жалеть при малейшем ушибе. Так что если купленные вами книжки, диафильмы и раскраски имеют слишком сусально-радостный вид, обязательно поговорите, читая их и о сложностях. Например, после стишка про то, как дети все весело играют, нужно поговорить, что бывают и дети-забияки, которые отнимают у слабых малышей игрушки, дерутся. И что так поступать нельзя. Или после стишка про тихий час объяснить, что порой совсем не хочется спать, но другие детки - очень хотят спать, поэтому им не надо мешать. Если вдруг во время тихого часа тебе не спится, тихо полежи в кроватке, поиграй сам с собой, но не шуми и не мешай спать другим детям. Ведь тебе же не понравится, если ты будешь спать, а кто-то начнёт рядом грохотать, громко кричать и тебя будить!

Литературно-пропагандистскую работу можно проводить ускоренными темпами, что эффективно, только когда ребёнку года четыре и больше. Но предпочтительнее постепенная подготовка, особенно с малышами, которым требуется больше времени для обучения навыкам опрятности или для принятия мысли, что без мамы тоже может быть неплохо. Повторюсь, что лучше всего начинать подготовку за полгода до дня ИКС, хотя вам, конечно, лучше знать своего ребёнка. Лично я начала именно за полгода, но так получилось, что в садик мы пошли чуть позже назначенного срока, и мы готовились около 8 месяцев. Но мне известны и случаи быстрой адаптации при ускоренной подготовке за месяц. Татьяна родила второго ребёнка в том же месяце, когда старшей дочери исполнилось 2 года. К сожалению, у Тани появились проблемы со здоровьем, а родственники, ранее обещавшие помогать, помогать не стали. И, провозившись  с карапузами два месяца, Татьяна пришла к выводу, что старшую надо определять в садик, иначе ей физически не справится. И практически без подготовки её старшенькая начала с удовольствием ходить в садик. Но я до сих пор уверена, что девочка была рада пребыванию в садике, так как пыталась таким образом сбежать от издёрганной уставшей мамы и вечно орущего младшего братика, которого она тихо ненавидела.

Заметим, мне часто говорили, что, мол, ребёнка полутора–двух лет готовить к поступлению в садик не надо, а вот с 2,5 уже можно этим заняться. Уверена, что это не так. Если полуторагодовалое дитё уже доросло до «наша Таня громко плачет», почему считается, что оно не поймёт стишок на тему «я шагаю в детский сад»? Неужели малыша можно оставить на чужих людей без предварительной подготовки и, действуя по принципу «лучший метод научить плавать – бросить в середине реки в воду» ждать, что это не нанесёт травмы малышу?! Абсурд.

Если ближе к двум годам ребёнок начинает сознавать свою значимость, начинается кризис третьего года, который основан на желании сделать всё самому, порой вопреки маме и здравому смыслу, то малыш в полтора годика ещё теснейшим образом привязан к мамочке. И для него потеря материнского внимания может стать катастрофой. Поэтому малыша нужно тоже предварительно готовить, объяснять, говорить, даже если вам кажется, что он ещё не дорос до такого общения. Часто мамы считают своих малышей недоразвитыми с точки зрения интеллекта, позволяют при нём обсуждать скользкие темы, ссориться с мужем, что потом аукается в виде психологической травмы ребёнка. А мамы только разводят руками «я же не думала, что он (она) уже это понимает».

Если начали подготовку, то пусть она начинается не вдруг с утра, а постепенно. Для первого раза достаточно прогуляться вблизи садика и просто объяснить, что это такое, не акцентируя внимание ребёнка, что он туда тоже пойдёт. Часто родители вываливают на ребёнка слишком много информации сразу, что наносит только вред. В идеале ребёнок должен сам «решить» ходить в садик. Ему должно быть интересно пойти туда. Если ваша дочка рассуждает: «Раз маме хочется, я туда пойду, чтобы сделать ей приятное» или «мама сказала, нужно идти, значит у меня нет выбора» - вы абсолютно неправильно провели подготовительную работу с ребёнком! Вспомните, что лучшие результаты в школе получают не те, кто учится из-под палки или учится только чтобы услышать похвалу от строгого папы, а тот, кто сам хочет учиться. То же и с садиком.

Ребёнок должен прийти с вашей ненавязчивой помощью к такой модели рассуждения: «Садик – это этап взросления. Я стал большим, раз теперь работаю, как мама и папа. Я хочу вырасти, научиться новым интересным вещам, завести друзей, поэтому я хочу идти в детский садик. Мама и папа меня очень любят, именно поэтому они нашли мне хороший садик. В садике мне придётся вести себя немного не так, как дома, потому что это – не дом, а моя работа. И если я себя буду там плохо вести и безобразничать, меня могут отругать и даже наказать. Но я хочу пойти в садик, так как там много детей, игрушек, тётя воспитательница играет с детьми постоянно, а мама и папа не могут. Там я буду рисовать, петь, учить буквы и цифры, гулять в компании, что лучше, чем одному. Я хочу пойти в детский садик, потому что там интереснее, чем дома. Хотя дома – любящая мама, но мама бывает часто занята – ей надо готовить еду, убирать, стирать, а в садике со мною постоянно будут играть».

Даже при ускоренной подготовке к садику не долбите каждый день «садик - это здорово, садик – это приятно». В таком гипертрофированном навязывании малыш быстро почувствует фальшь. При ускоренной подготовке особенно важно чередовать методы внедрения мысли, что садик – это здорово. То есть, применяйте разные приёмы. Сегодня, скажем, идёте гулять мимо садика и на минут десять застываете у ограды, чтобы ребёнок посмотрел, как там весело играют дети. Завтра читаете книжку. Три-четыре стишка в дополнение к привычному вечернему репертуару.

На третий день договоритесь с подругой, у которой ребёнок-друг вашего ребёнка уже ходит в садик. И зайдите вечером вместе с подругой в этот садик забрать её ребёнка. Пусть ваш малыш увидит, что внутри интересно, полазит минут десять вместе с другими малышами по горкам, поиграет в песочнице. Не навязывая ребёнку мораль, вечером в его присутствии расскажите мужу, что вы сегодня заходили в садик, там было так весело, много детей, все гуляли. Привлеките ребёнка к рассказу. Например: «Андрюша наш там на горке катался с другими детьми. Андрюша, расскажи папе, это была большая горка? А ещё что ты делал? В песочек играл? Тебе мальчик ведёрко своё дал?» если ребёнок молчит и не хочет рассказывать, не принуждайте. Вероятно, он не успел выработать позицию: понравилось ему или нет. Тогда возьмите на себя роль рассказчика, сообщив папе, что Андрюша там весело катался с горки, там была горка большая, как в соседнем дворе. А ещё ему один мальчик дал ведёрко и лопатку, и они вместе построили в песочнице красивый кулич. В этом садике много и других красивых игрушек. А дети там такие весёлые, все хотели познакомиться с Андрюшей и поиграть с ним и т.п. Так у ребёнка сформируется мнение, что он там неплохо провёл эти десять минут. То есть, знакомство с садиком состоялось с положительной окраской восприятия.

На четвёртый день почитайте опять книжку, теперь уже стихов 8, и обсудите какой-нибудь важный момент. Лучше – перед сном, когда ребёнок ещё не сильно устал, но уже не рвётся играть в разбойников или гонять мяч во дворе. Иначе возникнет досада: я хочу играть – а мама тут усадила и пристаёт с каким-то садиком! На пятый день опять гуляете мимо садика, чтобы посмотреть играющих детей, а потом дома рисуете, что именно малыш видел. Потом аккуратно объясняете, что садик- это работа для детей. Вот папа работает, мама работает, и взрослые детки тоже.

На шестой день вместо стихов берёте игрушки, из которых одна – это как бы ваш ребёнок, и разыгрываете сценку «Маша пришла в детский сад, а мама ушла на работу… Маша расстроилась, но не плакала, потому что в садике можно играть так, так и так. В садике интересно. И вот мама пришла за Машей, а Маша рассказывает, как было интересно в детском саду. Молодец, Маша, она как большая ходит на работу – в детский сад, работает ребёнком!»

Потом, день на седьмой-восьмой, чередуя с диафильмами или разговорами по картинкам, аккуратно рассказываете, что вы в детстве ходили в садик. Что у вас в садике были друзья, что вы там играли в такие-то игры.

Пожалуйста, учтите, что спрашивать, хочет ли ребёнок в садик, ещё рано! Подготовка должна быть постепенной, ни в коем случае не с нажимом. Это как приучение к горшку. Вы можете однажды утром решить, что хватит писать в штанишки и волевым решением усадить годовалого кроху на горшок. И держать силком, пока не пописает. А потом хвалить зарёванного кроху за лужицу на дне горшка. Только вот что извлечёт ребёнок? Возможно, совсем не то, что вам кажется, а именно –  «мама сегодня с утра сошла с ума, силком держала меня на каком-то стуле, делая мне больно и ругаясь, пока я со страху не сделал «пи-пи». Значит, чтобы мама не сделала мне в следующий раз больно и не ругалась, надо постараться убежать подальше и побыстрее. А если не удалось – вырваться с этого страшного стула». И вы обнаруживаете, что вместо того, чтобы перестать писать в штанишки, ребёнок орёт и выгибается, видя горшок, словно его боится. Так что настаивать, внедрять своё мировоззрение силой или ускорять подготовку или обучение к чему-то – нехорошо, поверьте опыту.

И вот вы выбрали конкретный садик, и уже близится начало посещения. Зайдите пару раз в этот садик вместе с ребёнком. Чтобы он понял, что именно сюда он и будет ходить «на работу». Лучше заходить поздно вечером, когда в садике мало детей. Пусть ваш малыш в спокойной обстановке рассмотрит, где и что. Пусть рассмотрит игрушки, поглядит на других детей. Конечно, ваш визит нужно заранее согласовать. Причём лучше это сделать лично с воспитательницей группы, куда идёт ваш ребёнок, и навестить садик в отсутствие заведующей. Такие методы не прописаны в директивах Министерства а, значит, заведующая и её заместители вам могут отказать. Но нормальная воспитательница заинтересована, чтобы ваш ребёнок как можно скорее привык к садику, поэтому, скорее всего, пойдёт навстречу.

Можно, если позволяют средства, сводить несколько раз ребёнка в детский клуб.  Практически  в каждом городе есть хотя бы один клуб, где можно оставить ребёнка в игровой комнате на один-два часа. Улыбчивые девушки всё это время развлекают детей так, что скучать им некогда. Так ваш сын или дочка поймёт, что можно весело проводить время и без мамы. И что мама, даже если уходит, то обязательно возвращается.

Теперь ваш ребёнок практически готов.
Рудова А.С., психолог, дефектолог, генеральный директор центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры, директор детский студии инновационного развития "Арлекин" (Саратов).
 
Данный текст является частью серии статей, вошедших в сборник по результатам семинара "Адаптация детей к школе и деткому саду", перепечатка и воспроизведение отрывков и целого текста разрешается только после согласования с автором!
Категория: Малыши-крепыши | Добавил: Razvivalkina (25.04.2009) | Автор: Рудова А.С. E
Просмотров: 2131 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]