MENU
Главная » Статьи » наши любимые ОСОБЫЕ дети » Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР

АУТИЗМ: вопросы и ответы.

Ребёнку поставили ранний детский аутизм – что это такое?

На переднем плане находится нарушение отношений, причины которого могут быть индивидуально различны. Аутичный ребенок не может самостоятельно строить свои отношения с окружающим миром. Он защищается от тактильного контакта, уклоняется от зрительного контакта или смотрит сквозь человека.

В процессе дальнейшего развития нарушения накапливаются, как снежный ком. По классификации ДСМ IV (как и в МКБ-10) аутизм определен в категорию под названием «первазивные нарушения развития», между категориями «умственная отсталость» и «специфические нарушения в развитии».

В отечественной медицине используется типология московских специалистов К.С.Лебединской и О.С.Никольской, которыми выделяется четыре группы аутичных детей с разными типами поведения.

Первая группа отличается отсутствием речи, полевым поведением, почти полным отрешением от мира, не демонстрирует избирательность в контактах с миром.

Вторая группа. Неприятие любых контактов и изменений, которые не нравятся ребенку, анормальное стремление к сохранению постоянства окружающей среды, коммуникативных и речевых форм. Речь скандирована. Бытовые навыки усваиваются с трудом, но прочно. Огромное количество двигательных стереотипий. Очень ярко выражено различие вербального (речевого) и невербального интеллекта, невербальный может быть в норме, в то время как вербальный снижен. Очень четко проявляются страхи, неприятие каких-то предметов или процессов.

Третья группа. Много и хорошо говорят, но обращаются при этом к абстрактному собеседнику. Речь может являться способом аутостимуляции, похожа на скороговорку, эхолалична и бессмысленна. Такие дети могут поставить себе цель и добиваться ее любыми способами, но приспособить свои потребности к меняющимся обстоятельствам они, как правило, не умеют. Высок уровень наивности. Часто наблюдается отказ от обучения, так как эти дети негативно реагируют на попытки организовать их извне. Ребенок не заглушает неприятные впечатления, а стимулирует себя ими, будто специально заставляет переживать эмоции заново. Ребёнок постоянно ведёт себя так, чтобы проверить реакцию взрослого и, желательно вызвать наиболее яркую реакцию – позитивную или негативную, все равно.

Четвёртая группа. У детей четвертой группы аутизм выражен в легкой форме, этапы развития максимально приближены к норме, хотя порой страдает развитие речи. Эти дети повышено ранимы при общении, тревожны, но они могут сравнительно легко установить глазной контакт. Среди них встречаются одарённые натуры.  Дети четвертой группы не развивают специальной аутистической защиты, не вырабатывают аутостимулирующие формы поведения, зато крайне инфантильны, эмоционально нестабильны.

От себя заметим, что за всю практику мы встречали только 2-3 детей, которых можно было бы очевидно отнести к какой-то из групп. Аутичные дети крайне индивидуальны в проявлениях аутистических форм поведения.
Аутизм крайне многогранен, в рамках всего аутичного спектра есть множество форм проявления, которое описывается в диагностической части специалистами по- разному: РДА (ранний детский аутизм), процессуальный аутизм, аутоподобное поведение, аутичный синдром, атипичный аутизм.

 Почему он такой?

Существует множество концепций о причинах аутизма. Изначально аутизм рассматривался в рамках шизофрении или шизофренического мышления, потом от данной позиции отошли. Сейчас существует не менее 10 различных теорий.

Существует несколько вариантов аутистических проявления – ранний детский аутизм разнится от аутоподобного поведения, а процессуальный аутизм не похож на атипичный аутизм. Не забудем, что существует ещё некоторое число отклонений в развитии, по симптоматике похожих на аутизм. К сожалению, в России они плохо диагностируются.

Назовём некоторое число причин, которые могут лежать в основе аутизма ребёнка:

Часто встречается органическая дефицитарность головного мозга, в особенности так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД). У детей с аутизмом часто встречаются неврологические симптомы (например, тремор, страбизм, нарушения сухожильных рефлексов, судорожные приступы, симптомы вегетативной дисфункции). Причиной ММД чаще всего считают патологии беременности или родов. Есть данные, свидетельствующие о патологических изменениях в подкорковых зонах головного мозга и мозжечке. И все же нельзя говорить о каком-то специфическом поражении мозга, ведущем к аутизму.

Есть мнение, что в основе аутизма лежит недоразвитие левого полушария. Также у детей, страдающих аутизмом, часто выявляются нарушения белкового обмена веществ и аутоиммунных систем. Существует определённое число сторонников рассматривать аутизма как вариант злокачественно текущей детской шизофрении.

Нельзя забыть и о генетических мутациях и, следовательно, родственной предрасположенности. Так как аутизм – весьма загадочное для современной медицины явление, единственное, что можно утверждать, что, скорее всего наследуется не сам аутизм, а предпосылки к его развитию. Будут они реализованы или нет, зависит от внешних обстоятельств, которые являются не причиной, а условиями развития аутизма.

 Он один такой или ещё есть?

Данные об среднестатистическом количестве детей с аутизмом неоднозначны. Одни исследователи утверждают, что встречается от 2 до 5 случаев аутизма на 1000 детского населения, другие говорят о том, что каждый 100 ребёнок - аутист. И все соглашаются, что количество аутистичных деток становится всё больше.

Это объясняется трудностями диагностики. Многие специалисты слишком узко или наоборот слишком широко понимают аутизм, мнения о клинических и психологических признаках аутизма не совпадают.  Отметим, что на приёме у врача, как правило, не более 20 минут на то, чтобы оценить степень отклонений ребёнка от нормы. Дети же не всегда ведут себя позитивно в новой атмосфере, пугаются незнакомого взрослого человека, поэтому карта заполняется со слов родителей. Родители же далеко не всегда адекватно понимают состояние ребёнка, они же не специалисты.

Российская статистика о таких детях пока отсутствует. Предполагается, что в России насчитывается около 200 тысяч аутичных детей.

Нами замечено, что большое число аутичных детей ускользают от внимания врачей и статистики, так как родители категорически не хотят замечать инакость ребёнка. В нашей студии в среднем раз в полтора-два месяца аутизм выявляется у ребёнка, который пришёл на развивающие обычные занятия, в обычную группу. И мамы, когда им аккуратно намекают на необходимости пойти на кунсультацию прежде чем продолжать водить ребёнка в группу, очень возмущаются. Кто-то из этих мам уходит, обиженный. Увы, 90% потом возвращаются в слезах, что во время не отреагировали на мудрый совет педагога.
Немало недоустановленных аутистов и среди тех детей, которые приходят с диагнозом ЗПРР. Как правило, сами родители не ведут ребёнка к психиатру, а наблюдают его у невролога. Невролог - не специалист по психиатрии, он может предположить аутизм, но за диагнозом отправит к психиатру. А родители боятся психиатров как чумы, поэтому неврологу ничего не остаётся, как продолжать наблюдать ребёнка и ставить ему ЗПРР.
В среднем на консультациях в нашем коррекционном центре из 10 детей с ЗПРР или гиперактивностью у 3 оказывается отклонение аутичного спектра.
 Как рано можно выявить аутизм?

Уже в возрасте 8-9 месяцев можно предположить возможность формирования аутичного спектар нарушений. Имеются специальные тесты на выявление аутистических отклонений, в ряде стран дети в 1-1,5 года проходят специальное тестирование, направленное на это. К сожалению, в России эта методика не распространена.

Уже в первые месяцы после рождения у ребенка часто имеется пониженный психический и мышечный тонус. Он необычайно спокойный, вялый и безучастный к окружающему. Не тянется на руки, не улыбается на ласковое обращение матери, не различает своих и чужих. Он улыбается как бы в пространство, не реагирует или недостаточно реагирует на звук человеческого голоса, из-за чего часто возникают подозрения в нарушении слуха и зрения. Одновременно ребёнок может фанатично прислушиваться к шуршанию бумаги, тиканию часов или присматриваются к солнечному зайчику по стене.

Формирование речи специфично - часто отсутствуют этапы гуления и лепета, или же гуление лишено эмоциональной окраски. Часто родители в восторге, что их 7-10 месячный малыш часто и чётко повторяет за родителями или телевизором любые слова и даже длинные фразы. Но вскоре становится ясным, что эта «речь» лишена смысла, ребёнок не вкладывает в слова адресного содержания. Это как бы «игра в звуки».

Иногда произношение отдельных слов приобретает ритуальный характер, облегчающий выполнение того или иного действия.
Бывает, что ребёнок, активно заговоривший в сверхраннем возрасте, в 1 год и 3 месяца - полтора года вдруг как бы останавливается в развитии, речь перестаёт обогащаться, а затем начинает пропадать.

У этих детей страдает общая и тонкая моторика. У них часто имеется мышечная гипотония и поэтому неправильная осанка. Многие из них начинают ходить на цыпочках, такая походка сохраняется длительное время, потом исчезает и возвращается вновь. Двигательные стереотипии, навязчивые движения свойственны с раннего возраста. Например, малыш засыпает, только после того, как ударится головой раз двадцать об стенку кроватки. Ребёнок будет спокойно надевать привычные вещи, но появление любой новой одежды или смена порядка одевания (сначала надели шапку, а не куртку, как всегда) вызывают приступы гнева и паники. Ребёнок привыкает к определённой соске, и после её утери, отказываетс брать аналогичной формы, но другого цвета.

Уже в год ребёнок как бы застревает на какой-то игре или манипуляции с предметами. Например, у таких детей проявляется только 1 способ исследования мира – например, подбрасывание всего вверх или облизывание. И в 6 месяцев, и в год, и в два ребёнок продолжает бросать предметы вверх и наблюдать за их падением, но не старается построить из кубиков пирамидку или уложить спать мишку.

Эти дети часто начинают рано ползать и ходить, но при этом не стараются исследовать мир. Бывает, что ребёнок в течение часов двух, а то и пяти бесцельно ходит по кругу или прыгает на кровати. Попытка оторвать его от этого занятия вызывает бурную истерику, но стоит ему вернуться к любимым прыжкам – истерики как не бывало.

Вот что должно настораживать в поведении в возрасте от одного до двух лет:

  • не удерживает сколько-нибудь длительно контакта «глаза в глаза»,
  • не откликается на имя при сохранном слухе,
  • обнаруживает дефицит совместного внимания (не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету),
  • не обращается за помощью
  • использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.
  • совершает судорожные движения руками, постоянно мычит или вокализирует (бессмысленно поёт отдельные звуки), совершает массу «ритуальных» действия (например, ходит и бессмысленно открывает-закрывает двери, многократно включает-выключает свет)
  • не пытается играть в сюжетно-ролевые игры (не может покормить куклу, уложить мишку спать, не катает машинки) - такая игра уже должна присутсвовать ближе к 2 годам. С другой стороны многие из этих детей выполняют с удовольствием сложные дейтсвия - например, играюче собирают сложные для их возраста паззлы.
Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому психиатру. Отмечу, что диагностика аутизма затруднена из-за вариативности аутизма, зачастую даже очень опытному специалисту необходима не одна, а две-три встречи с ребёнком для анализа клинической картины. Поэтому будьте готовы к целому ряду обследований и консультаций. Некоторые признаки аутизма обнаруживаются при глубокой умственной отсталости, тяжелом недоразвитии речи, сложных мозговых дисфункциях, и без ясного представления о характере нарушений лечение и коррекционная работа могут оказаться недостаточно эффективными.
Когда нужно начинать коррекцию поведения и занятия с аутичным ребёнком?

Как можно раньше. Скажем, если с ребёнком начали заниматься в возрасте 2,5 - 3 лет, вероятность того, что он будет равноправным членом общества, очень высока (вплоть до снятия диагноза). При ранней коррекции, дети в своём большинстве овладевают речью, могут получить хорошее образование, работать на достойной работе.

Если же начать коррекцию только лет в 8-10, шансы совсем невелики. Например,  если ребёнок был мутичен (не говорил вообще ничего) до 6 лет, даже при усиленных занятиях со специалистами, заговорит развёрнутой речью только около 0,2% детей. Если же ребёнок перешагнул 8-летний порог, то речь появится только в результате Божественного вмешательства. По крайней мере, даже официальная медицина даёт  0,02- 0,04%, да и то, набор слов не будет превышать 300 упрощённых слов и обозначений.

Однако даже в таком случае, если ребёнок не овладеет активной речью, это не означает, что он не сможет общаться и учиться. Нам известны случаи, когда дети успешно осваивали невербальные методы общения – письменную речь, коммуникацию с помощью «картинок-подсказок» или сурдо-речь, символьную речь.

 Мой ребёнок будет идиотом?

Опять же, многое зависит от того, в каком возрасте с ребёнком начали усиленно заниматься и придерживаетесь ли вы лечения. Эти дети слышат, чувствуют и видят, но их мозг выбирает совсем другой путь для обработки этой информации. Если эти дети во время не встречают поддержки и понимания, вероятность торможения умственных способностей высока.

Отмечено, что такие дети нередко  проявляют великолепные способности к рисованию, музыке, конструированию и компьютерному программированию. Течение аутизма может оказаться самым различным, и грамотный специалист никогда не станет гарантировать излечении или, наоборот, говорить о необучаемости.

Очень много зависит от выраженности расстройств: в наиболее тяжелых случаях даже при самой успешной работе удается добиться лишь адаптации в условиях жизни в семье (азы самообслуживания). В иных дети успешно заканчивают школу и ВУЗ.
Скажу страшную для многих родителей, но справедливую вещь: "нормальным" в общем понимании этого слова ребёнок не будет никогда, даже при героических усилиях родителей и хорошем лечении. Однако многих детей (при условии сохранного интеллекта) можно "вытянуть" на тот уровень, когда их нетипичность не будет бросаться в глаза. То есть, у вас вырастет человечек с некоторыми особенностями, которые не помешают ему самореализоваться.

 Чем  и сколько нужно заниматься с ребёнком?

Все дети индивидуальны. И сказать, чем конкретно придётся заниматься с тем или иным ребёнком, не видя его, нельзя. Как правило, любые занятия строятся на такой системе:

  1. заинтересовать ребёнка, найти, через что ребёнок идёт на контакт.
  2. выработать элементарную систему знаков, слов и понятий, которые покажут, насколько ребёнок понимает то, что вы от него хотите.
  3. выработать поведенческие навыки, в том числе и навыки работы за столом, навыки взаимодействия.
  4. развивать то, в чём ребёнок отстаёт, опираясь на то, что он уже умеет и понимает (речь, логика, расширение знаний об окружающем мире, обучение чтению и т.д.

Чуть больше об этом написано в стате о "Принципы коррекционной работы студии Арлекин" на нашем сайте, загляние туда

Методы для достижения поставленной цели можно выбрать различные – кто-то может спокойно заниматься с дефектологом с помощью предметов, кому-то нужна арттерапия или музтерапия.

Уточню, что для таких детей на первом месте стоит научить их общению и адаптировать к жизни в обществе, поэтому не стоит налегать только на паззлы и занятия по классификации.

Коррекционная работа остается необходимой на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Сколько заниматься с ребёнком – решают индивидуально родители. Любой специалист, работающий с аутятами, скажет, что коррекция детского аутизма должна продолжаться 25 часов в сутки. Имеется в виду не количество учебных часов в специальном учебном учреждении, а то, что ребёнок не должен ни на минуту оставаться в «своём мире». Основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей. Ребёнок должен воспитываться постоянно самим укладом жизни, а не только получать разорванные сведения на занятиях с дефектологом.
Понятно, что такому ребёнку для его успешного развития нужны некоторые особенные условия внутри семьи. Именно родителям аутистов нужна психологическая помощь и поддержка. Поэтому мы рекомендуем всем семьям проходить психотерапию, причём в нашем центре есть воможность и бесплатной психотерапии (см.акцию "Улыбка жизни")
 (по материалам семинара для родителей и специалистов "Как победить аутизм", Саратов, ноябрь 2008 г.)
Категория: Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР | Добавил: Razvivalkina (06.04.2009) | Автор: студия "Арлекин" E
Просмотров: 18449 | Рейтинг: 4.6/13
Всего комментариев: 2
2  
Случайно наткнулась в интернете на этот сайт и сразу же записалась на консультацию к специалистам студии Арлекин. Сыночку почти 3 года, пока окончательный диагноз "аутизм" не ставят. Пока только психоречевую задержку. Хотя я аутоподобное поведение стала наблюдать с года - 1,5 лет. Малыш был сам по себе ,что-то лепетал на своём, с нами контакта не искал, игры одни и те же, кубики -машинки в ряд... Сейчас речь почти отсутствует, говорит только на своём. Тревогу бить начала сразу. Стали искать хорошего невролога. Проводили медикаментозное лечение. Но понимаю, что таблетками и уколами проблему не устранить. Нужно заниматься с ребенком. Но и нужно знать как. Я до сих пор никак не могу четко сформулировать занятия с сыном, как ребенку доходчиво объяснить элементарное, какие игры в какой форме выбирать. Хотелось бы овладеть какими-то методиками и познаниями в воспитании таких деток.

1  
У меня сын аутист. когда в 3 годика я беспокоилась и спрашивала у варчей, почему он не говорит и не играет в игрушки, они говорили что всё придёт.
В 4 года поставили аутизм, дали инвалидность по тяжелости состояния и сказали сразу, что речи не будет. У него вообще не было даже слов. Был агресивный, не умел пользоваться ложкой и горшком. Боялся звуков, собак, больших машин, новой еды, новой одежды, людей у нас в гостях, снега на улице, ветра в лицо, красную сумку бабушки. заниматься я с ним не могла, он не слушался, убегал или бил себя сильно очень.
Ходили к разным специалистам. Обращались в Маленький принц. Там увидели агресию моего мальчика, когда он голову в кровь об пол бил и руки кусал себе и посоветовали пока подождать с занятиями. Потом пару раз сходили в дургую коррекцию, в Радужный мир. Мне там не понравилось. было ощущение развадилова на деньги. Хотя многие их хвалят почему то.
Попали в Арлекин случайно, психиатор в поликлинике посоветовала очень неуверено. Сказала что есть такая студия, по сплетням там чудеса делают. Но обольщатся не стоит. Терять было нечего, решили попробовать.
Сначала нам не понравилось. казалось что всё очень строго, никаких игр на установку контакта и нет даже поблажек при болезни. особенно я пугалась, что ребёнок первые занятия орал. А я сидела в коридоре и мне было не разрешено входить. Но зато объяснили всё и чуть ли не разжевали - почему он у меня такой, что предстоит делать и почему, какие есть надежды. Самое приятное, что педагог как и я очень радовалась малейшим успехам и тут же их подхватывала, чтобы закрепить. Постепенно он становился спокойней, даже порой казалось почти нормальным.
когда сын в почти 5 лет сказал первые слова, я аш расплакалась. Тогда мы увеличели как занятия в студии так и дома. Аутизм начал отступать! Тут и врачи помогли и массажи. Но самое важное- это хороший специалист который знает, что делать и объясняет это. Так что не опускайте руки и найдите СВОЕГО дефектолога.
А в Арлекине - супер, это моё мнение.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]