Суббота, 20.04.2024, 09:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Нужен ли детский сад гиперактивному ребёнку?

Часть 1. Не так страшен чёрт…

Детский сад – одна из любимых «страшилок» молодых мам. Задаёте вопрос на детской площадке, и вам в красочных подробностях расскажут, как в садиках детей специально простужают, жестоко наказывают, унижают. Бывалые мамочки с удовольствием поведают о диких истериках на пороге садика и постоянных поборах.

Я тоже наслушалась в своё время всяких ужасов, и мне не хотелось отдавать ребёнка в детский сад. Особенно учитывая его диагноз - СДВГ. Но когда старшему и на тот момент единственному сыну исполнилось 2,5 года, стало ясно, что нам остаётся уповать только на помощь садика.

Осознав это, я посвятила немало времени на поиски материалов, как правильно выбрать садик и адаптировать к нему ребёнка. Увы, специальной информации, адресованной родителям детей с СДВГ, практически не было. Большинство интернетовских и журнальных статей сыграли, как ни странно, плохую службу. Как я выяснила, они весьма оторваны от действительности регионального быта и совершенно не учитывают проблемы гиперактивных малышей.

Проанализировав литературу и опыт знакомых (28 детей, из них 7 с диагнозом СДВГ или ММД), я разработала своеобразную «Операцию Детский Сад», которая удалась на славу. Опыт показывает, что ребёнок с СДВГ может легко вписаться в коллектив детского садика, и что, в определённом смысле, ребёнку с СДВГ садик идёт на пользу.  Позже разработанная мной схема использовалась несколькими семьями (на данный момент около 3 десятков семей), причём только в двух случае наблюдалась некоторые проблемы. Когда я начала работать в детской студии «Арлекин», и на её базе открылся курс-альтернатива детсада, мои изыскания в данной сфере оказались особенно полезными для адаптации детишек, ведь студия «Арлекин» специализировалась по «проблемным» деткам.  Это даёт мне основание утверждать, что разработанная схема может применяться в российских регионах родителями как детей с СДВГ, так и обычных малышей, для определения и адаптации ребёнка к детскому саду.

Я надеюсь, что никто не будет применять мои советы бездумно, а каждая мама трансформирует её относительно нужд и особенностей своего малыша.  Ведь понятно, что дети индивидуальны, одним родителям приходится обращать больше внимания на один аспект, другим – на другой.

Я не стану обсуждать, что предпочтительнее: детский сад, няня, бабушки или мама. Конечно, такую нежность и заботу, как от мамы, ребёнок не встретит нигде. И я абсолютно уверена, что излишне ранняя социализация принесёт скорее вред, чем пользу.  Но некоторые мамы настолько устают от проказ СДВГ-детишек, что начинают срываться на них даже без повода. И я уверена, что полное самопожертвование, близкое к самобичеванию, которое заставляет порой мам гиперактивных детей приносить себя в жертву, не приводит ни к чему хорошему. Прежде всего – для самого ребёнка, так как нельзя ему демонстрировать, что ради него мама готова бросить всё и вся.

Любвеобильные бабушки, которым отдают малышей, часто настолько балуют внуков, что ребёнок окончательно распоясывается. А оставлять гиперактивного сорванца с прабабушкой опасно для жизни окружающих  и самого ребёнка. Потому что прабабушка не сможет догнать ребёнка, весело мчащегося через дорогу наперерез транспорту или весело скакать по сугробам, таща за собой санки.

Найти няню, которая готова терпеть выходки гиперактивного ребёнка за небольшую плату, вам не удастся. Или же ваши няни будут меняться быстрее ветра.

Но, бывает, что мама и не хочет работать, а мечтает провести всю жизнь, пестуя единственного сыночка (дочку), бабушка готова день и ночь следить за малышом, а найденная няня является профессиональным психологом и становится для ребёнка бабушкой. Каждая ситуация индивидуальна, повторюсь. Но мы возьмём за предпосылку, что вам пора выходить на работу, и кроме как в детский сад, вам некуда определить малыша. Возникают вопросы:  не противопоказано ли ребёнку с СДВГ посещение садика, какой детский сад нужен проблемному малышу, как подготовить ребёнка к посещению садика, чтобы адаптация произошла быстро и без отрицательных последствий для психики. Именно на эти вопросы я и постараюсь ответить.

 

Часть 2. Есть ли плюсы в том, чтобы ребёнок с СДВГ ходил в детский сад?

Рассмотрим те плюсы, которые имеются в посещении ребёнком с СДВГ детского садика.

Во-первых, от ребёнка с СДВГ родители, как правило, быстро устают. Выдержать тот темп активности, который присущ таким малышам, долгое время почти невозможно. Мама чувствует, что вся её жизнь как будто закончилась, перейдя в область постоянного жертвования ради малыша.  Дом похож на постоянное поле битвы с разбросанными по всем комнатам игрушками, книжками и крошками от печенья.  Времени заняться своей внешностью или, скажем, просто отдохнуть нет, так как стоит маме хоть на минуту ослабить контроль, ребёнок срывается. Как обучить ребёнка элементарной дисциплине, непонятно, так как мама тоже человек и, устав от постоянной беготни, вылавливания ребёнка из шкафов и запихивания в него пищи мама со временем начинает идти по методу наименьшего сопротивления и давать ребёнку излишнее количество свободы. И это аукается в школе, где царит твёрдый распорядок и большое количество ограничений.

Детский сад позволяет ещё в совсем юном возрасте приучить малыша к единым правилам. Обычно дети с СДВГ в детском садике нормализуют свой режим питания (испытано, в том числе, на личном опыте). В домашней обстановке редко у какой мамы хватает воли не позволить малышу перекусить, когда он просит. В садике же малышу быстро объясняют, что если ты не позавтракал во время, терпи до обеда, отдельно никто кормить тебя не будет. Именно садик приучает малыша к строгому распорядку дня, который так сложно соблюдать дома. Именно садик приучает ребёнка к обязательным утренним развивающим занятиям и правилам поведения на них, что очень важно для школы. Давайте будем реалистками – мама, если только она не педагог-психолог со стажем, не в состоянии ежедневно и систематизировано заниматься с ребёнком. Те дети, которые ходили хотя бы года два в садик до школы легче воспринимают школьный распорядок и дисциплинарные ограничения.

Второй плюс садика – в некотором облегчении жизни самих родителей. Обычно дети с СДВГ быстро включаются в бурные детсадовские игры, поэтому приходят домой, выбросив большую часть энергии. Конечно, соскучившись, они все равно заставят Вас поиграть в лошадок и догонялки, погонять машинки или сыграть раз двадцать в прятки. Но делать это только три –четыре часа в сутки несколько проще, чем 10-12. К тому же за день вы успеваете тоже соскучиться, поэтому шалости малыша воспринимаются проще.

Третий плюс – мама, устав от постоянного героизма на домашнем фронте, получает возможность самореализации на работе.  Если её домашние подвиги никто не когда не оценит по принципу «у всех были дети», то теперь у женщины повышается самооценка, а это всегда положительно сказывается на семейной атмосфере.  Иначе, если всё жизнь заключается только в преодолении с титаническими усилиями проблем в воспитании ребёнка, появляется соблазн попрекать ребёнка тем, что вы всю жизнь на него потратили, а он вам не достаточно благодарен за это. 

Четвёртый плюс – детей с СДВГ детский садик учит, как себя правильно вести в коллективе. Уставшей маме трудно претворять в жизнь единую политику. Особенно опасно, если мама доверяет ребёнка родственникам, которые не придерживаются единой схемы воспитания. Гиперактивному ребёнку трудно приспособиться к ситуации, когда в разных домах царит различный распорядок дня, разная система ценностей и приоритетов, когда требования бабушки отличаются от требований родителей. Детский сад имеет усреднённое представление о воспитании и прививает общепринятые нормы поведения. Скажем, дети с СДВГ отличаются большой сообразительностью и часто «шантажируют» маму, добиваясь своего истериками в публичных местах. В садике дети мгновенно понимают, что закатывать истерики с катанием по полу не стоит, так как окружающие реагируют весьма спокойно, не утешают и не мечутся вокруг. Так ребёнок быстро приучается следить за проявлениями своего негодования.

Пятый плюс –  преодоление стандартного набора детских болячек в раннем возрасте. Считается, что детсадовские дети болеют чаще, так как они обмениваются, примитивно говоря, бактериями друг друга. Должна отметить, что это не всегда так. Скажем, мой сын за первый год садика болел только два раза: ветрянку он принёс из садика, а вот гриппом он заразился от папы. В то же время племянник, сидящий дома с мамой, имел 3 простуды и 1 пневмонию. А дочка подруги, находящаяся под присмотром няни, переболела и ветрянкой, и свинкой, и бронхитом, и даже лечилась от глистов. Но даже если ваше дитё цепляет на себя абсолютно все болячки,  лучше преодолеть этот этап в детском садике, чем в младшей школе, пропуская занятия и отставая по предметам.

Официальная статистика демонстрирует, что детсадовские дети легче адаптируются к школе и меньше пропускают в младших классах. Также способствует быстрой адаптации к школе то, что часто в один и тот же класс приходит несколько детей из одной и той же группы садика.

Шестой плюс – в садике с детьми занимаются. Плохо ли, хорошо ли, но их готовят в школе. Внимательный педагог дошкольного учреждения может вам заранее подсказать, где именно слабые места вашего малыша. И вы сможете принять адекватные меры заранее, а не тогда, когда ваш сын или дочка провалятся при тестировании перед школой. Причём часто у садиков есть договорённость с какой-то школой, что снимает часть проблем при переходе в школу.

Возможные минусы:

Могут попасться невнимательные, даже грубые, воспитатели. Стрессовые ситуации в детском саду, если их во время не нейтрализовать, могут привести к ухудшению состояния нервной системы малыша. Детский сад может задавить индивидуальность вашего малыша. Именно в детском саду ваш ребёнок научится матерным словам, а также драться и обзываться. 

Но эти минусы легко сгладить, о чём мы поговорим позже. Вкратце уточню, что если у вас возникла конфликтная ситуация в детском саду, вы можете достаточно быстро перевести ребёнка в другой. Скакать же из школы в школу будет гораздо сложнее и, главное, это отрицательно скажется на обучении. Мнение о воспитательных мерах в детском саду могут не соответствовать вашим, и если с няней можно договориться об основных моментах, то в детском саду на встречу могут и не пойти. Выход в такой ситуации только один – заранее выяснить требования садика, в особенности, каким образом происходит наказание провинившегося, кормят ли ребёнка насильно, если он не хочет есть, заставляют ли спать, если ребёнок уже отказался от дневного сна. Драться и обзываться ваш ребёнок все равно научится. И лучше, чтобы он подошёл к школе, уже умея себя защитить. А насчёт матерных слов – выбирайте не только сам садик, но и группу, в которой будет находиться ребёнок.

Представим, что вы определились, и ребёнок пойдёт-таки в садик.

Следующий вопрос – с какого возраста?

 

Часть 3. ВЫБОР САДИКА ДЛЯ РЕБЁНКА С СДВГ.

Выбрать садик – не поле перейти. Причём когда дело касается ребёнка с СДВГ, этот выбор должен быть осуществлён максимально внимательно.

Во-первых, определитесь с требованиями.

Записывать ли ребёнка в специализированный неврологический садик? Однозначно, нет. Сходите в группу для детей с неврологическими отклонениями, после этого вы со мной согласитесь. Там, как правило, около половины детей имеют задержку в развитии. Ваш ребёнок импульсивен, неорганизован, активен, но с интеллектом у него всё в норме. К тому же, автоматически он начнёт перенимать деструктивную манеру поведения больных детей.

Говорить ли, при записи, что у вашего ребёнка СДВГ? Однозначно, нет.

Может, в Москве или элитном частном садике это и не имеет значение.  Лично я проверила: стоит упомянуть о СДВГ в обычном муниципальном или ведомственном ДОУ, сразу дают от ворот поворот. Причём всюду прикрываются вежливыми причинами: переполнено, вы поздно обратились, у вас другой район прописки… И только в одном месте мне честно сказали: «мы не можем обеспечить вашему ребёнку достаточное внимание.  У нас в группе 25 детей, а ребёнок с СДВГ заставляет нас весь день следить только за ним. Другие родители протестуют». Войдите в положение заведующей детского сада: зачем брать в свой садик ребёнка, который, изначально ясно, будет доставлять массу проблем?

Поэтому заранее заручитесь поддержкой вашего педиатра, чтобы в медицинской карте вашего малыша не числилась гиперактивность. Не бойтесь, если при приёме в садик приходится пройти собеседование у психолога, прикреплённого к садику. Многие вполне здоровые дети ведут себя неадекватно на первом приёме у незнакомого врача.  Если же вы уверены, что ребёнок может выкинуть что-то невообразимое, шепните психологу, только войдя в кабинет, что перед садиком пришлось сделать массу прививок, и теперь ваш сын (дочка) боится любого врача, отчего и буянит.

Какие критерии предъявлять садику, вы должны определить лично.

Я составила анкету, с которой обходила все садики. На меня смотрели, как на ненормальную, когда я отмечала плюсиками и галочкими интересующие меня моменты. Зато я уверена, что я ничего не упустила и не забыла. Ниже привожу её усечённый вариант. Понятно, что многие пункты для вас могут быть несущественными. Например, мне было нужно, чтобы садик был рядом с домом, так как у меня нет машины и времени, чтобы возить далеко. У меня были строгие ограничения по оплате из-за нестабильного на тот момент финансового положения.  Но имеются требования, которые должны быть общими, когда в садик определяют ребёнка с СДВГ.

Главное – чтобы в группе не было большого количества человек (идеально – 15 по записи, тогда реально будет ходить 10-12). В большой группе ребёнок с СДВГ недополучает внимания и, главное, за ним будет трудно уследить. По этому же принципу проследите, чтобы дворик садика был закрытый со всех сторон. Вашему ребёнку не подойдёт решётчатый заборчик, который можно легко использовать как лесенку. Уверяю Вас, именно Ваше дитя перелезет или будет постоянно пытаться это сделать с риском для жизни. Идеально – частокол или бетонная ограда без лазов и щелей. Кстати, это ещё предохраняет участок садика от вечерних визитов подгулявшей молодёжи, после которых на территории садика могут валяться бутылки, окурки и, упаси Боже, шприцы.

Никаких строек рядом, сараев на территории дворика для прогулок. Именно Ваше дитя полезет из любопытства проверить, а что там лежит. Проверьте, чтобы ребёнок не мог самостоятельно открыть дверь в садике и, тем более, ворота из дворика на улицу. Моя подруга-воспитательница детсада рассказывала, что из её садика несколько раз дети просто уходили! Кстати, именно поэтому посмотрите, чтобы на детской площадке садика не было укромных местечек, иначе воспитательница может просто не заметить, что с вашим ребёнком что-то случилось.

Желательно, чтобы все тренажёры на детской площадке были исправными и находились не на асфальте, а на земле или песке (безопаснее при падениях).  И лучше не отдавайте в тот садик, где есть действующие качели и горки. Именно эти тренажёры наиболее травматичны. С горок дети, перегибаясь, падают. Я это познала на опыте своего гипер-чада. Я – мать, стоявшая рядом, просто не успела поймать своего малыша! А чего ждать от воспитательницы, которая должна уследить за 15, а то и двадцатью сорванцами?!) Качели же, увы, часто дают по голове зазевавшимся малышам.

К сожалению, в провинциях садики часто находятся в старых домах, где проводка оставляет желать лучшего. Поэтому для безопасности вашего чада убедитесь, что внутри садика все розетки находятся вне зоны досягаемости детей, что проводка нигде не торчит оголёнными проводами, а книжные шкафы и полки или прикручены к стенам, или настолько массивны, что их нельзя обвалить (выберете момент во время предварительного визита и качните шкафчик).

Желательно, чтобы в садике была постоянно медсестра. Увы, именно дети с СДВГ постоянно ранятся, ушибаются, получают синяки, царапины, а порой и серьезные травмы.  Если ни врача, ни сестры на постоянной основе нет, надо заранее выяснить, куда звонят в случае ЧП. Если в поликлинику в двух кварталах - то ничего страшного, но если в скорую помощь, то лучше поискать другой садик. Как сейчас приезжает скорая, мы проверяли на опыте нашей семьи трижды. Самый быстрый результат – через 20 минут, самый долгий – час десять. Кстати, если нет медсестры, узнайте, кто будет выдавать вашему ребёнку лекарства, если их пропишет врач? Ведь некоторые препараты ноотропного ряда требуют соблюдения временного режима приёма.

Не гоняйтесь за особым рационом питания, я знаю пример, когда в элитном садике детишки отравились творогом. Главное, чтобы соблюдались общие нормы.. Но если у вас имеются аллергические реакции или специфические вкусовые пристрастия, обязательно предупредите о них в садике. Узнайте, смогут ли там учесть ваши пожелания. Скажем, у моего сына даже внешний вид молока вызывал рвотную реакцию. Поэтому я искала садик, где смогут молоко заменять компотом.

Сейчас многие садики, пытаясь не ударить в грязь лицом, делают специфический дизайн комнат: яркие картины, куча методических пособий на стенах, масса ярких игрушек, обои в ярких зверей, на полу – разноцветный палас. Для ребёнка с СДВГ нежелательно большое количество внешних раздражителей, поэтому такой попугаистый дизайн будет только возбуждать.  Вашей деточке желательны спокойные оттенки обоев и ковра, незначительное количество ярких пятен в виде плакатов и картин на стенах.

Всё остальное – общие требования, которые желательны и для самого обычного ребёнка при поиске потенциального садика.

Очень много даёт общение с заведующей и потенциальными воспитательницами вашего ребёнка. Может, после общения с кем-то из них, вам не захочется доверять ей своего малыша. В одном садике, при первом же визите, зам.заведующей задумчиво сказала мне прямо в лицо: «Что бы мне с Вас поиметь…» Я вышла, даже не попрощавшись.  Думаю, ясно почему.

Очень многое даёт первый приём у заведующей. Если её кабинет демонстрирует достижения евродизайна, а весь садик ужасен – лучше сразу уйдите, так как тут деньги распределяются не по целевому назначению.

Муниципальный ли, ведомственный или частный садик, скажу честно – без разницы. Есть потрясающие муниципальные садики и ужасающие частные. Если для вас важна сумма оплаты, то будьте внимательны. Например, садик без вступительного денежного взноса может включить в список обязательных для посещения садика вещей телевизор или ковёр. Может оказаться, что все преимущества, что вам нахваливали до поступления, вроде бассейна или английского языка, оплачиваются дополнительно.

Выбирая муниципальный садик, насторожитесь, если с вас требуют вступительный взнос. Это незаконно. Если оба родителя работают в бюджетных организациях на невысоких должностях (не мэры, не депутаты и не прокуроры области), то лучше, чтобы один из родителей достал справку о том, что он работает служащим среднего звена в коммерческом учреждении. Платить придётся немногим больше, но к вам будет меньше претензий. Детей бюджетников при первых же проблемах дисциплинарного характера могут выгнать, а на вакантное место заведующая предпочтёт взять ребёнка из не льготной группы оплаты. Не стоит позиционироваться и как «новые русские», тогда жалобы на вашего ребёнка будут бесконечны, а вы будете улаживать конфликты из своего кармана.

В провинциальных детских садах следует, увы, узнавать некоторые нетипичные для центральных районов особенности. Например, разрешается ли принести свой горшок, если ребёнок не умеет писать в унитаз. По санитарным нормам дети должны или пользоваться унитазом (со специальными клеёнчатыми подкладками), или особыми одобренными горшками (эдакие эмалированные чудовища, неудобные и холодные). Эту проблему легко решить, сказав приблизительно так: «моя дочки боится унитаза до истерик, а на чужой горшочек она не сядет, можно ли нам принести свой горшок из дома. Иначе, ох, мне так неудобно, но Вам придётся её постоянно переодевать».

Ещё один момент – процедура писания, простите за терминологию. Ребёнок с СДВГ часто заигрывается, не может оторваться от игры для того, чтобы сходить в туалет. Поэтому у детей с СДВГ «горшечный» навык формируется поздно.  Но, вместе с тем, писать за компанию дитё с СДВГ тоже не станет. Скорее, он начнёт играть, отвлекаясь на соседних детишек. И уже выйдя вместе со всеми из туалета, он вспомнит, что не пописал, но возвращаться не захочет – все ведь бегут играть. Желательно, чтобы туалет был открыт постоянно (увы, часто в садиках практикуют писание по режиму) и чтобы горшок был доступен.  А воспитателя предупредите, чтобы Вашему малышу напоминали о туалете.

Надо узнать, как часто отключают воду и свет,  во время ли дают тепло. Надо узнать, сколько дней «каникул» положено вашему ребёнку, потому что в некоторых садиках из 75 прописанных дней вычитают дни прогулов без справок.  Хотя официально садики работают с 7 утра, реально воспитатели провинциальных садиков  появляются на работе только около восьми. Подумайте, как вы выйдете из ситуации, если начинаете работать рано. Узнайте, что будет с ребёнком, если в укороченный день Вас не отпустят с работы пораньше. Но это уже общее и для детей без СДВГ.
 
Рудова А.С. отрывок из книги
"Мой ребёнок неуправляемый - что делать?". Саратов. Рим-пресс. 2009.
Категория: Вечный двигатель - гиперактивный ребёнок. | Добавил: Razvivalkina (15.04.2009) | Автор: Рудова А.С. E
Просмотров: 12064 | Рейтинг: 4.4/10
Меню сайта
Категории раздела
Солнечные детки - дети с синдромом Дауна [6]
О развитии, воспитании и обучении детей с синдромом Дауна.
Вечный двигатель - гиперактивный ребёнок. [4]
О развитии, обучении и воспитании детей с гиперкинетическим синдромом и синдромом гиперактивности с дефицитом вниамния и без него.
Задержка развития - это не приговор! [6]
Вопросы воспитания, обучения и коррекции поведения детей с задержкой психического, интеллектуального и речевого развития
Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР [37]
о воспитании и обучении детей с аутизмом и аутоподобным поведением, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы. Информация от Саратовской региональной общественной организации родителей детей с аутизмом "ОСОБЕННЫЙ МИР".
Методики, методы и приёмы коррекционной педагогики. [11]
Статьи и книги по коррекционной педагогике, методам работы с "особыми" детьми.
Проблемы с речью, логопедия [12]
Что делать, если ребёнок плохо говорит.
"Особый" ребёнок у врача, в детсаду, школе и в жизни - правовые и социальные тонкости [20]
Родители "особых" детей должны быть грамотными и юридически подкованными. Здесь вы найдёте полезную информацию: как попасть в школу, как себя вести на ПМПК-комиссии, как защитить права вашего ребёнка.
другие нарушения [5]
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0