MENU
Главная » Статьи » наши любимые ОСОБЫЕ дети » Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР

Альтернативная систем акоммуникации и развития речи PECS/
Коммуникационная система обмена изображениями (PECS) была разработана доктором Andrew Bondy и его помощником Lori Frost из Программы исправления аутизма штата Делавэр.
Д-р Bondy и г-жа Frost впоследствии создали частную консультационную фирму Pyramid Educational Consultants для продажи этой технологии и обучения специалистов работе с ней.
Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. В основе метода лежит тот факт, что повод для общения должен предшествовать фактической речевой деятельности. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет).
Обучение начинается с физически подкрепленного обмена изображениями реальных предметов и проходит в шесть этапов. Эти этапы должны привести к желаемым результатам на заключительных этапах, когда ребенок будет использовать простые фразы для выражения спонтанной просьбы (этап 4), отвечать на вопрос "что ты хочешь?” (этап 5) и реагировать на другие простые вопросы типа "что ты видишь?” правильными фразами типа "я вижу птичку” (этап 6).
Создатели программы PECS подчеркивают, что педагоги должны пройти специальное обучение этой программе, для того чтобы правильно использовать стратегию общения и чтобы аспекты поведенческого анализа и методы обучения поведению применялись в сочетании с программой PECS.

«Поскольку эффективность PECS подтверждается данными исследований, спрос на картинки растет, как и потребность в людях, которые умеют правильно пользоваться этой системой. Джейми Уэдел, консультант по PECS, говорит, что эта техника не всегда была доступна, но теперь наблюдается огромный прирост желающих изучить такой способ общения.
«Огромное количество видов лечения и вмешательства, особенно в области аутизма – это просто обман и мошенничество, основанные на ничем не подтвержденных заявлениях, так что очень важно рассмотреть различные варианты лечения и проанализировать, что говорят о них данные исследований», - говорит Оливер Вендт, Профессор науки о речи и слухе в Университете Пурду, США.
 
Обязательное условие для начала обучения ПЕКС- у ребенка должно быть самостоятельное желание что-то получить или сделать).
Конечная цель - ребенок научается просить.
Базисные необходимые навыки для начала освоения PECS:
Начинается обучение работе с ПЕКС после усвоения ребенком базисного курса, включающего: отработку сравнительно устойчивого зрительного контакта, сло или жестовых обозначений "да", "нет", "дай".  У ребёнка должен быть устойчивым учебный навык, то есть, в рамках полевого хаотичного поведения освоение PECS проблематично.
Ещё один важный навык - имитация действий "сделай, как я". Ребёнок должен уметь повторить серию из простых 2-3 дейтсвий, когда действия не называются.
 
 СТАДИЯ ПЕРВИЧНОГО ОБУЧЕНИЯ - физический обмен. обучение давать карточку.
Нужно два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи.  Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и отрицательные стимулы. Лучше - вкусовые или вещевые. Как это сделать, вам подскажет ваш дефектолог.
Нужно подготовить подкрепление и соответствующую карточку. Перед ребёнком кладётся любимый предмет (например, печенье или любимая игрушка) и карточка. Чем глубже поражение развития ребёнка, тем больше изображение должно походить на предмет. Например, можно сфотографировать предлагаемый предмет. 
Затем надо ждать, пока ребенок потянется к предмету. Тогда один взрослый помогает ребенку взять карточку и отдать ее другому взрослому, который протягивает руку (это дополнительная подсказка). После- ребёнок незамедлительно получает желаемый предмет. Просьба дожна выполняться на начальном этапе с разрывом не более 15 секунд, чтобы ребёнок усвоил алгоритм.
Постепенно убирайте помощь. Цель этой стадии для ребенка-спонтанно начать общение. Идеально, если получается приблизительно 80 обменов в течение дня. Постепенно карточек становится всё больше. Причём надо добавлять поначалу только существительные.

2 СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ - учим ребенка отдавать карточку, если человек не рядом.
1. сделайте книгу с набором карточек и коммуникационное поле, на которое ребёнок будет выкладывать карточки.
2. как только ребенок научился самостоятельно отдавать карточку, начинайте работать на дистанции. 3. постепенно увеличивайте дистанцию.
Допустимы 2 варианта работы - ребёнок отдаёт карточку с желаемым предметом вам в руки, а второй - карточка прикрепляется на заранее изготовленное коммуникативное поле. Например, многие делают такое поле на холодильнике.
 
3 СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ - обучение распозновать, что изображено на карточке. Теперь не предмет предшествует картинке, а картинка показывается, а ребёнок ищёт (или использует) показываемый на карточке предмет. 
Поначалу подсказывайте ребенку, что обозначено на карточеке, и начинайте с тех предметов, которые ребенок чаще всего выбирает в обычной жизни. Затем начинайте использовать остальные предметы. Увеличивайте количество карточек. Записывайте результаты: действительно ли ребенок хотел тот предмет, который он просил при помощи карточки. Ошибка на этой стадии - это ошибка распознавания.
Обычно на этой стадии начинают вводить глаголы и составлять короткие фразы из 2 слов.
Важная составная часть - научить ребенка находить нужную карточку в книге. Также существуют специальные приспособления для работы на улице, в гостях, для облегчения коммуникации при передвижении по дому.

4 СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ - обучение составлять предложения из карточек.
1. Использование предложений (полоска отдельная в книжке)
2. учите ребенка составлять предложение "Я хочу (предмет)" или "дай мне (предмет)"
3. Используйте технику «обратной цепочки»
4. научите ребенка просить конкретные специфические предметы (Я хочу красное яблоко).
Наиболее эффективно - использовать карточки для обозначения дейтсвий во время занятий (мама рисует, Саша клеет), а также мини-бытовых событий (Саша ест. Кошка спит)
Ошибка на этой стадии - это ошибка в последовательности действий Активнее используйте коммуникативные доски и крупные поля для улучшения общения и объяснения распорядка для, последовательности действий.
 
5 СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ - обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек.
1. Обучение ответу на вопросы «Что ты хочешь?»,"Что ты видишь?" и пр.
2. Взрослый задает вопрос перед тем как ребенок начинает составлять предложение
На этой стадии сфера изучения обчень богата: классификация, похожее/разное, сезоны, обобщающие понятия, время суток и дела в это время, посещение разных мест и правила повещдения там, обучение буквенному составу слова, развитие понимания эмоций и т.п.
 
6 СТАДИЯ ОБУЧЕНИЯ - обучение делать коментарии при помощи карточек .
1.Называние предметов.  
2.Ребенок научается различать, когда его спрашивают и когда он называет предметы.(Что ты видишь?)
3.Необходимо постоянно расширять словарь ребенка, обучая его распознаванию цветов, форм, размеров, вкусов, количества предметов. При поступательном прогрессивном развитии активной речи, возможно достаточно глубокое использование системы. Например, в младших классах - как подспорье в пересказе прочитанного текста.
 
НУЖНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ PECS, А ВДРУГ РЕБЁНОК ТОГДА СОВСЕМ НЕ ЗАГОВОРИТ? КАК-ТО ЭТО СТРАННО, КОГДА ВМЕСТО РЕЧИ ИЛИ ВМЕСТЕ С НЕЙ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ КАРТОЧКИ...
А теперь, предваряя некоторые вопросы, дадим слово АВА-терапевту и специалисту по использованию в коррекции системы PECS Юлии Эрц:
 
"Многие родители аутят даже слышать не хотят об использовании карточек пекс как методе коммуникации для их неговорящих или малоговорящих детей. Наиболее частый довод - "ребенок будет лениться и вообще не захочет разговаривать, если научить его пользоваться карточками". И еще один - "если ребенок будет пользоваться карточками пекс , то это остановит развитие разговорной речи". И последний довод - "ребенок с карточками выглядит странно на фоне сверстников, и это затруднит его интеграцию и общение".
Несомненно, использование карточек для коммуникации не является широко распространенным методом общения нейротипичных людей. Но, с другой стороны, и коммуникация и общение не являются самой сильной стороной детей и людей с аутизмом. Многие дети с аутизмом практически не умеют общаться и обращаться к окружающим с просьбами, с жалобами, с желаниями поделиться впечатлениями, и так далее. Процесс коммуникации и общения является достаточно сложным и абстрактным, и поэтому многие аутята затрудняются приобрести и понять данные навыки, так же, как и другие абстрактные понятия. Остановитесь на секунду, и задумайтесь, что такое общение? Попробуйте определить данное понятие точными поведенческими терминами.
Получилось?
Система РЕСS позволяет определить понятие "коммуникация" или "общение" способом, доступным аутичному ребенку. "Коммуникация" - это обмен, для произведения которого нужен коммуникативный партнер. То есть ребенок, не может что-то сказать в воздух, и из воздуха появится то, что он хочет получить. Ребенок должен "обратиться" - подойти к партнеру, привлечь внимание партнера, и изложить свою просьбу доступным (для ребенка) и понятным (для партнера) способом. И после этого партнер предоставит ребенку то, что он просил.
Согласитесь, что аутичные дети далеко не всегда умеют это делать.
Иногда ребенок может кружиться по комнате и выкрикивать слова, вместо того, что бы подойти и попросить. Иногда ребенок самостоятельно будет пытаться добраться до желаемого предмета, но не станет подходить и просить. Иногда ребенок просто закатит истерику, вместо того, что бы попросить. Иногда ребенок попросит, но взрослый его не понимает, т.к. у ребенка плохая артикуляция. Иногда ребенок просит, стоя рядом со взрослым, который занят другим делом, и взрослый не слышит его просьбу. Можно привести еще много разных примеров, но суть одна - как неговорящие, так и малоговорящие дети должны изначально приобрести базисные навыки коммуникации для того, что бы общаться.
И данные навыки можно обучить с помощью карточек РЕСS.
Основные преимущества использования системы РЕСS:
1. РЕСS - это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.
2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.
3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.
 
Отсюда, дети с аутизмом не "ленятся, когда не произносят слова и не общаются, они просто не умеют этого делать, и альтернативные методы общения, как РЕСS их этому обучают. Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его - благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена.
Да, ребенок с карточками выглядит необычно, но лучше пусть ребенок общается с помощью карточек со сверстниками, и приобретает социальные навыки, чем не общается вообще.
И последнее, мы не знаем, на каком этапе у неговорящего ребенка разовьется разговорная речь - может через год, а может через два он научится произносить 2-3 слова, а может этого не произойдет никогда. И мы не имеем никакого этического права оставить ребенка без возможности объяснить окружающим, чего он хочет, чего он не хочет, что он чувствует, и так далее. Поэтому, никакого "против" здесь быть не может... "
Категория: Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР | Добавил: Razvivalkina (03.08.2012) | Автор: Рудова А.С.
Просмотров: 16982 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]