Пятница, 26.04.2024, 16:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Что такое ДЦП?
Что такое ДЦП?
ДЦП (детский церебральный паралич) - под этим термином объединяют ряд синдромов, которые возникли в связи с повреждением мозга и проявляются прежде всего неспособностью сохранять позу и выполнять произвольные движения. Слово церебральный" означает «мозговой» (от латинского слова «cerebrum» - "мозг”), а слово "паралич" (от греческого «paralysis» - "расслабление”) определяет недостаточную (низкую) физическую активность.
ДЦП проявляется в виде двигательных расстройствх (парезы, параличи, гиперкинезы, нарушение координации) нередко в сочетании с изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными и бессудорожными припадками. Этим детям свойственен гиперкинез или гипокинез, то есть нарушения тонуса мышц. Под тонусом мышц подразумевается непроизвольное, постоянно меняющееся в интенсивности мышечное напряжение, не сопровождающееся двигательным эффектом. Мышечный тонус создает подготовку к движению. Для выполнения своей задачи каждая мышца должна обладать способностью к расслаблению, сокращению, растягиванию и быстрому переключению с одного из этих состояний на другое. У больных ДЦП все функции мышц оказываются дефектными. То есть, термин церебральный паралич употребляется для характеристики группы хронических состояний, при которых поражается двигательная и мышечная активность с нарушением координации движений. В зависимости от степени и расположения участков поражения мозга, могут иметь место одна или несколько форм мышечной патологии - напряженность мышц или спастика; непроизвольные движения; нарушение походки и степени мобильности.
Так же могут встречаться следующие патологические явления - аномальность ощущения и восприятия; снижение зрения, слуха и ухудшение речи; эпилепсия; задержка психического развития. Другие проблемы: трудности при приеме пищи, ослабление контроля мочеиспускания и работы кишечника, проблемы с дыханием из-за нарушения положения тела, пролежни и трудности с обучением. ИСТОРИЯ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ ДЦП.
В 1860г. английский хирург Уильям Литтл впервые опубликовал результаты своих наблюдений над детьми, у которых после перенесенной родовой травмы развивались параличи конечностей. Состояние детей не улучшалось и не ухудшалось по мере их роста: оставались проблемы с хватательным рефлексом, ползанием и ходьбой. Признаки таких поражений у детей долгое время называли "болезнью Литтла”, сейчас они известны как "спастическая диплегия”. Литтл предположил, что эти поражения вызваны кислородным голоданием (гипоксией) при родах. Термин детский церебральный паралич впервые был введен Зигмундом Фрейдом в 1893 г.p Изучая группу детей с похожими нарушениями, в 1897г. Зигмунд Фрейд заметил, что дети с церебральными параличами часто страдали задержкой психического развития, расстройством визуального восприятия и припадками по типу эпилептических.
Учёный-психиатр предположил, что причина таких глубоких поражений мозга коренится в патологии развития мозга младенца в более ранний период жизни, а в периоде развития плода еще в утробе матери.
Несмотря на это предположение Фрейда, вплоть до 1960-х годов нашего века среди врачей и ученых широко было распространено мнение, что основной причиной ДЦП являются осложнения в процессе родов. Но в 1980г., проанализировав данные национальных исследований по более, чем 35000 случаев новорожденных с признаками ДЦП, ученые были поражены, что осложнения вследствие родовой травмы составили менее 10%. В большинстве случаев причины развития ДЦП не были выявлены. И с этих пор начались обширные исследования перинатального периода жизни: с 28-й недели внутриутробной жизни плода по 7-е сутки жизни новорожденного.
Современная позиция, таким образом, заключается в том, что причина церебрального паралича - поражение одного или более отделов мозга либо в процессе внутриутробного развития, либо во время (или сразу после) родов, либо в грудном/младенческом возрасте (в возрасте до 2 лет) Эволюционная медицина и детская неврология и Научно-исследовательского Фонда Ассоциаций больных церебральным параличом (UCPA, США) дают представление о статистике рождения детей, страдающих ДЦП.
Среди детей с нормальным весом при рождении, ставшими инвалидами в связи с ДЦП: примерно 70% стали инвалидами вследствие факторов, имевших место до рождения (пренатальный период) около 20% - благодаря факторам, проявившимся либо во время родов (перинатальный период), либо сразу после рождения (первые четыре недели жизни) 10% - вследствие факторов, проявившихся в течение первых двух лет жизни (постнатальный период) Среди детей с низким весом при рождении (или недоношенных), у которых ДЦП стал причиной инвалидности, частота появления примерно 0,7 на 1000 живых рожденных детей.
Заболеваемость ДЦП в различных странах колеблется от 1 до 8 случаев на 1000 населения: По данным Научно-исследовательского Фонда Ассоциаций больных церебральным параличом (UCPA), в США насчитывается приблизительно 550 тысяч больных этим заболеванием и у 9750 детей и новорожденных ежегодно ставится этот диагноз. Из них 1,2-1,5 тысячи - дети дошкольного возраста.
Количество рождений больных с признаками ДЦП в США за десять лет возросло на 25%: На данный момент в США насчитывается от 550 до 760 тысяч инвалидов с ДЦП, что составляет 2,8 человека на 1000 населения.
В Москве, по данным профессора Е.Г. Сологубова, отмечается рост заболеваемости ДЦП. С 1967 по 1987гг. количество рождений на 1000 детей возросла с 1,71 до 1,88, в 1992 году в России было 62 тысячи, а в 2001 году частотность появления составила (по разным данным) 5,0-6,0 на 1000 новорожденных Считается, что в России сейчас не менее1,5 миллионов людей с ДЦП несовершеннолетнего возраста, хотя точных данных о количестве инвалидов с ДЦП в России нет.
ОТКУДА БЕРЁТСЯ ДЦП?
ДЦП – это полиэтиологическое заболевание, то есть, причин возникновения может быть много. Так причиной внутриутробного поражения головного мозга на различных этапах его развития могут быть гипоксические, токсические, метаболические и др. воздействия. Существенная роль придается внутриутробным нейроинфекциям плода, травматическим или гипоксическим пораженям головного мозга во время родов, недоношенности.
Выявление ведущей причины ДЦП представляет большие трудности, так как различные патогенные факторы могут вызвать сходные патоморфологические изменения и клинические синдромы.
Наименее распространенный тип - приобретенный ДЦП, который развивается до двухлетнего возраста – имеет причиной черепно-мозговую травму в результате несчастных случаев или инфекции мозга.
Церебральный паралич - не наследственное заболевание. Им никогда нельзя заразиться или неожиданно заболеть. Сам по себе церебральный паралич не прогрессирует, т.к. не дает рецидивов. Хотя ДЦП не излечивается (не является "курабельным” в общепринятом смысле), постоянный тренинг и терапия могут привести к улучшению состояния ребёнка-инвалида. При ранней коррекции и правильно подобранном лечении, дети с ДЦП имеют развитую речь, успешно социализируются, получают знания, что позволяет обучаться им даже в обычных школах, заканчивать ВУЗы, заводить семьи, рожать детей.
Типы церебрального паралича
Существуют три основных типа церебрального паралича:
Спастический (spastic) - у больного большая скованность и затруднения движения :70-80% пациентов с ДЦП;
Атетоидный (athetoid), или дискинетический - наличие непроизвольных, неконтролируемых движений (гиперкинезы): 10-20% пациентов;
Атаксический (ataxic) - нарушение равновесия, наличие глубинных умственных отклонений: 5-10% пациентов.
Возможен смешанный тип ( из вышеуказанных).
Существуют и другие типы церебрального паралича, хотя они встречаются редко.
Можно ли предотвратить церебральный паралич?
Да, можно в некоторой степени снизить вероятность возникновения ДЦП, прежде всего, необходим внимательный патронаж беременных женщин и правильное поведение самой женщины во время беременности и родов. Для предупреждения возможного рождения больного ребенка необходимо, чтобы женщина готовилась к беременности, поборола задолго до беременности вредные привычки (курение, употребление алкоголя), необходим контроль за больными сахарным диабетом, анемией (малокровием), нужен контроль за рациональным питанием беременных женщин.
На появление на свет больных детей большое влияние оказывает повышенная радиация, употребление беременными женщинами наркотиков и других медикаментов.
Огромное значение должно уделяться созданию благоприятных условий для рождения здорового ребенка. Необходима помощь высококвалифицированных специалистов в предродовый период, а также следует оберегать новорожденных от несчастных случаев и травм.
Излечим ли церебральный паралич?
Изначально надо учесть, что не всегда диагноз «ДЦП» ставится сразу после рождения. Заболевание может протекать под разными «масками» — синдромов мышечного гипертонуса, дистонии, гипотонии, повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Детям с такими заболеваниями нужно регулярно проходить медосмотры, причем как у ортопеда иневролога, так и у логопеда.
ДЦП необходимо начать лечить как можно раньше. Если ребёнку поставлен диагноз ДЦП, то следует понимать, что в полной мере ДЦП не излечим, но состояние ребёнка можно и нужно улучшить. Говоря о улучшении состояния ребёнка с ДЦП, мы имеем в виду создание условий для максимальной реализации ребенком своих потенциальных возможностей по мере его роста и развития. Чем раньше начато медицинское сопровождение и педагогическая коррекционная работа, тем выше достигаемые результаты.
Ребёнок с ДЦП нуждается в индивидуально разработанной восстановительно-коррекционной программе. Такие программы включает в себя различные занятия ребенка - его обучение; занятия по развитию речи и слуха; проведение занятий, направленных на социальную адаптацию ребенка; занятий по развитию эмоциональной сферы.
Программы должны включать в себя контроль за двигательной активностью ребенка, его обучением, речью, слухом, социальным и эмоциональным развитием. В соответствии с различными программами физиотерапевты, терапевты, дефектологи, психологи, социальные работники и другие профессионалы помогают как семье, так и ребенку. В большинстве случаев речь идёт не только о помощи ребёнку, а о поддержке всей семьи, в первую очередь в психологическом плане.
При правильно проведённой поддержке и педагогико-медицинском сопровождении, люди с ДЦП могут ходить в школу, иметь работу, жениться, поддерживать семью и жить абсолютно самостоятельно в собственном доме . И всё-таки, большинству людей с церебральным параличом необходима помощь для того, чтобы обрести самостоятельность и возможность принимать активное участие в жизни общества.
КАК ЛЕЧАТ ДЦП?
Основные методы медицинского сопровождения ДЦП — лечебная медикаментозная поддержка, массаж и физиотерапия. Поскольку ДЦП — неврологическая патология, он лечится с помощью нейролептикоков, ноотропных препаратов, регуляторов кровеобращения ЦНС и психостимуляторов. Один из синдромов ДЦП — повышенное внутричерепное давление, уменьшить которое помогает массаж, магнитотерапия и электрофорез.
Если ДЦП вовремя не лечить, помимо мышечной, может появиться и ортопедическая деформация — кифозы и кифосколиозы позвоночника, дисплазия тазобедренного сустава, плоскостопие. При лечении таких заболеваний приходится накладывать ортопедические шины и распорки, надевать ортопедические лангеты и тутора, обязательно ношение ортопедической обуви. Для распрямления позвоночника применяется реклинатор. При дисплазии часто возникают вывихи и подвывихи, что требует оперативного вмешательства. Операция необходима и при стойких ортопедических деформациях.
Отдельно уточню, что массаж для детей с ДЦП должен делать специалист. Кончено, хорошо, если родители сами обучатся каким-то составляющим этого специализированного массажа, но и в таком случае необходимо кураторство профессионала. Схема процедуры подбирается индивидуально. При этом стараются восстановить баланс между мышцами — сгибателями и разгибателями, несогласованность в работе которых приводит к задержке развития, неправильным позам. Родители, не знающие особенностей работы мышц и формирования движений, могут самостоятельным массажем нанести вред ребёнку. Начинать массаж желательно не раньше, чем в 1,5 месяца, так как в более раннем возрасте причина патологии не совсем ясна. Существует много видов массажа: классический, сегментарный, точечный (его часто называют «китайским», по Манакову, криомассаж.
Упомяну несколько видов оригинальной терапии, приносящей заментые результаты.
Бальнеотерпия (водные занятия). В воде у детей изменяется масса тела, и они не боятся сделать шаг. Многие малыши с ДЦП сначала осваивают плавание, укрепляют мышцы, и только потом могут научиться ходить. Плавание сожжет дополняться гидромассажем для разработки мышц. Опять же, занятия на воде должны производиться специально обученными инструкторами и, желательно, в бассейнах, оборудованных специальными подъёмниками для облегчения спуска на воду больных детишек
Грязелечение. Грязь оказывает общерефлекторное химическое воздействие, стимулирует нервные окончания. Теплая грязь — хорошее средство при гипертонусе. Снять спастику (напряжение) мышц при ДЦП помогают электрофорезы, а для улучшения сосудистой регуляции используется магнитотерапия.
Неотъемлемая часть лечения — физиотерапия и парафинотерапия.
Для обучения стоянию и ходьбе существует много приспособлений – стул для вертикализации, обучающий ребёнка правильно распределять вес тела в вертикальном положении, специальные ходунки. В комплекс лечения входят также пробежки по беговой дорожке, перед которой висит зеркало, что позволяет ребенку видеть себя и корректировать свои движения. Малыши катаются на специальном велосипеде, с фиксацией рук, ног и спины. А развивать вестибулярный аппарат помогают батуты, занятия на гимнастических мячах.
Для развития интеллектуальной сферы ребёнку с ДЦП нужны обязательно занятия с дефектологом, а также психологом. У детей с ДЦП трудно идёт развитие мелкой моторики, из-за ограниченности физических возможностей страдает познавательная деятельность, что плохо сказывается на формировании мышления.
Самое печальное- это то, что родители ребёнка с ДЦП «бросаются» в первые годы жизни ребёнка на восстановление двигательных функций, абсолютно забывая о том, что необходимо развитие мозга ребёнка. В последние три года я несколько раз наблюдала одну и ту же ситуацию: приводят к дефектологу 6-7-летнего ребёнка, у которого признаки ДЦП уже практически не видны. Но ребёнок не имеет речи, не знает названия предметов, не умеет обращаться с простыми предметами, не имеет привитых навыков самообслуживания. В таком случае уже не приходится говорить о том, что занятия помогут ребёнку догнать сверстников. Большинство таких детей кроме ДЦП получают диагноз олигофрения.
Задержка двигательного развития в 90% сопровождается замедлением психического и речевого развития. Многое из того, что ребёнок может без усилий усвоить в раннем возрасте, в возрасте 6-7 лет познаётся ценой изнурительных тренировок.
А теперь — очень важная деталь, о которой обязательно должны знать родители. Ребенка с ДЦП нужно как можно раньше показать логопеду, хотя бы в 2 года. При общем гипертонусе даже язык малыша бывает в тонусе. Это мешает ребенку разговаривать, поэтому требуется логопедический массаж, а становление отдельных звуков может потребовать работу с зондами. Работать с детьми с ДЦП должен логопед, имеющий опыт работы с подобными детьми.
В заключение остановимся ещё на одном моменте. Зачастую детей с ДЦП воспринимают как умственно или психически неполноценных. В огромном проценте случаев это не так! Просто двигательные и речевые нарушения приводят к трудности выражения ребенком того, что он знает и понимает. И если начать коррекцию своевременно, то ребёнок может в плане умственного развития быть наравне со здоровыми сверстниками.
Даже при серьёзных формах ДЦП, когда ребёнок практически полностью не контролирует своё тело, такой ребёнок может и должен учиться. Известно, что дети с ДЦП при отсутствии речи и нескоординированных движениях конечностей, могут освоить, например, общение посредством компьютера. Конечно, никто не говорит, что лечебная физкультура и массажи не нужны. Нужны! Однако развитие мышления должно всегда превалировать в шкале ценностей над формированием, например, умения залезать на лестницу. Если же ребенка воспринимать как заведомо неполноценного и не предоставлять ему стимулирующей среды и возможности для общения, как часто бывает в больницах и специальных учреждениях, то задержка развития будет неминуемой, как и у любого другого ребенка.
 
Рудова А.С., к.п.н, психолог, дефектолог, семейный консультант-психотерапевт
27 июля 2010
Категория: Задержка развития - это не приговор! | Добавил: Razvivalkina (27.07.2010) | Автор: Рудова А.С.
Просмотров: 35514 | Рейтинг: 4.6/14
Меню сайта
Категории раздела
Солнечные детки - дети с синдромом Дауна [6]
О развитии, воспитании и обучении детей с синдромом Дауна.
Вечный двигатель - гиперактивный ребёнок. [4]
О развитии, обучении и воспитании детей с гиперкинетическим синдромом и синдромом гиперактивности с дефицитом вниамния и без него.
Задержка развития - это не приговор! [6]
Вопросы воспитания, обучения и коррекции поведения детей с задержкой психического, интеллектуального и речевого развития
Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР [37]
о воспитании и обучении детей с аутизмом и аутоподобным поведением, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы. Информация от Саратовской региональной общественной организации родителей детей с аутизмом "ОСОБЕННЫЙ МИР".
Методики, методы и приёмы коррекционной педагогики. [11]
Статьи и книги по коррекционной педагогике, методам работы с "особыми" детьми.
Проблемы с речью, логопедия [12]
Что делать, если ребёнок плохо говорит.
"Особый" ребёнок у врача, в детсаду, школе и в жизни - правовые и социальные тонкости [20]
Родители "особых" детей должны быть грамотными и юридически подкованными. Здесь вы найдёте полезную информацию: как попасть в школу, как себя вести на ПМПК-комиссии, как защитить права вашего ребёнка.
другие нарушения [5]
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0