Четверг, 28.03.2024, 16:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Экспертное мнение о нашумевшей фотографии связанного ребёнка-аутиста.

Напомним предысторию:

15 апреля Интернет взорвался – в сети появилась фотография мальчика, сидящего на стуле. У мальчика были примотаны оранжевым скотчем руки, рот тоже заклеен скотчем. Фотографию сделали случайно в коррекционном центре «Золотой ключик» и по мнению человека, выложившего фотографию, так ребёнка наказывали. Потом директор студии долго объясняла, что это методика коррекции аутизма, не приносящая ребёнку вред, а имеющая международную практику применения. Но общество уже всколыхнулось. Нас попросили прояснить позицию нашего центра по поводу данной фотографии и методики.

Вокруг ситуации с «Золотым ключиком» поднялся нездоровый ажиотаж.  Ранее я не хотела высказываться на данную тему, так как считала преждевременным  выносить какие-то суждения до того, как правоохранительные органы огласят свой вердикт. Однако та масса звонков с вопросами от прессы, мам наших воспитанников и бывших воспитанников и  просто любопытствующих,  заставляет меня чётко пояснить мою позицию и позицию специалистов коррекционного центра, которым я руковожу.

Достоверно судить о том, что происходило в «Золотом ключике», я не могу, так как там не присутствовала,  а директор этого центра выражает в разных интервью противоречивые и порой нелепые мнения. Я насчитала уже 3 различные версии, зачем нужно было ребёнка фиксировать скотчем и заклеивать ему рот, и каждая из них вызывает у меня, мягко скажем, недоумение.

О том, как воспитывать и обучать детей с расстройствами аутистического спектра, я знаю с  разных позиций: как специалист по работе с такими детьми с массой тематического образования, как директор центра коррекции и реабилитации «Арлекин» и автор собственной коррекционной методики, как председатель общественной организации родителей детей с аутизмом «Особенный мир», и как мама непростого ребёнка, который тоже некогда демонстрировал признаки аутичности.

И ни с одной из позиций я не могу одобрить данный метод. Я не буду рассуждать на тему того, что заклейка рта скотчем никак не помогает обучению ориентации в пространстве и времени, а скрепление вместе рук с ногами никак не научит раздельно понимать, где руки, а где ноги.  И что мне непонятно, почему ребёнок в таком состоянии был оставлен в комнате один.

Мне крайне грустно, как психологу и консультанту в области семейной психотерапии слышать, что многие мамы, к чьим детям в этом центре также применялся этот метод, его одобряют.

Я не считаю,  что согласие мамы даёт оправдание для использования таких методик. Мама - не специалист и может не разбираться в множестве коррекционных приёмов, что сейчас существуют.

Да и откуда ей узнать? СМИ, к сожалению, мало информируют родителей, вспоминая об аутистах в день информирования об аутизме 2 апреля и в таких вот как этот экстремальных случаях.  Поэтому мамы познают всё на личном опыте.

Увы, поднятая шумиха может вызвать недоверие ко всем дефектологам и логопедам Саратова. И родители детей с тяжёлыми нарушениями в развитии окажутся без столь нужной для них помощи специалистов, один на один с проблемой.

Поэтому, как директор коррекционной организации, полностью согласна с инициативой Общественного Совета создать экспертную систему оценки работы коррекционных центров области. Разумеется, эксперты должны быть  профессионалами – не менее 75 %участников или экспертов должны иметь профильное образование в дефектологии, специальной психологии, клинической психологии или логопедии и иметь минимум 3-5-летнюю практику работы в данной области. Иначе возникнет вопрос «а судьи кто?»  Если методика оценки будет обоснованной, адекватной и беспристрастной - будет успех. И центр коррекции и реабилитации «Арлекин» будет рад получить  оценку и общественно-профессиональный «знак качества».

Хотя, в принципе, уже существует система оценки качества работы  и методик: это конференции и семинары. Так, Центр коррекции и реабилитации «Арлекин» знакомит с методиками всех желающих 2-3 раза в году на конференциях и семинарах.

Считаю, что демонстрировать свои педагогические разработки - это хорошая практика, которой пользуются все уважающие себя коррекционные центры и студии. Например, методику нашего центра мы показывали даже на всероссийском уровне - например, в 2012 году на всероссийском форуме негосударственных образовательных учреждений в Самаре, и получили высокую оценку.  На таких форумах и конференциях можно ознакомиться с чужими педагогическими «находками» и позаимствовать что-то для практического применения, а также получить компетентную оценку своих наработок.   Но опять же, об участии в таких конференциях и форумах пресса должна информировать общество, чтоб родители знали, какие местные организации представляли область  и получили одобрение.

Но вернёмся к методу коррекции, который вся страна увидела на фотографии. Существует определённая педагогическая этика, которую каждый  определяет себе лично. Даже самая высокая цель (скорректировать ребёнка) не может достигаться неэтичными и негуманными методами. Даже если в результате таких занятий ребёнок усвоит название частей тела, научится прямо сидеть на стуле и станет ориентироваться во времени, на то, чтобы убрать «синдром заложника», потребуется много времени и работы высокопрофессиональных психотерапевтов.

Не может и не должен ребёнок, даже с нарушениями в развитии, считать нормальным заклеивание рта скотчем с одновременной фиксацией лентой рук и ног.  И то, что ребёнок сидит на фотографии спокойно и расслабленно, показывает, увы, что ребёнок уже смирился с этим методом занятий. Вы вдумайтесь – для него такое состояние привычно и комфортно. Даже в психиатрических клиниках при крайне редком применении смирительной рубашки для крайне тяжёлых взрослых (подчеркну- только ВЗРОСЛЫХ) пациентов им рот никогда не заклеивают.

Существуют ли подобные методы коррекции где-то в мире, сомневаюсь, хотя отвечать за некоторые страны Африки не могу. Наш центр имеет контакты с коррекционными заведениями Израиля, Испании, Италии, Канады, но нигде о заклеивании рта скотчем в качестве метода коррекции не слышали.

В принципе, жёсткие методики коррекции психических расстройств были распространены в Америке в 50-70 годы прошлого века. Например, активно применялась электроконвульсивная терапии (или, попросту – электрошоковое воздействие).

В литературе есть упоминания, что родоначальник АВА-терапии  И.Ловаас, когда начал применять принципы поведенческого анализа для помощи аутичным детям, использовал в начале разработки метода физические наказания за неадекватное поведение детей на сессиях.  Однако методики воспитания детей в Америке что тогда, что сейчас, вызывают у многих опытных специалистов веские сомнения. Так сегодня в США законы 19 штатов, в основном на юге страны, допускают ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ в школах. Ежегодно подобному воспитательному методу подвергаются около 200 000 детей. Причем это отнюдь не «символическая» процедура, так как детей силой бьют по ягодичной области специальной, достаточно тяжелой доской, правда - не более 10 раз.  Так что, не стоит бездумно переносить в Россию американские методики воспитания и обучения,  что устаревшие, что современные.  

Я считаю метод, который показан на фотографии, может вызвать стресс, что особенно опасно для следующих категорий детей:

  • детей с эмоционально незрелой нервной системой  (риск возникновения невроза)
  • детей с повышенным внутричерепным давлением или проблемами сердечнососудистой системы (риск нарушений кровообращения, изменения давления и даже кровоизлияния)
  • детей с судорожным синдромом или эпилепсией (риск спровоцировать приступ)
  • детей с  шизофренией (риск спровоцировать панические атаки)
  • детей с аденоидными вегетациями и искривлением перегородки носа (таким детям тяжело дышать только носом, и заклеивание рта может привести к недостатка кислорода и гипоксии)

Как же поступать коррекционным центрам? Можно заимствовать в зарубежных методиках прогрессивные принципы, обрабатывать и на их основе создавать наши отечественные методики, которые будут адаптированы именно для российского менталитета и условий, а также не идти вразрез с общепринятыми этическими нормами.  Так, например, центр коррекции и реабилитации «Арлекин» работает по собственной методике, на которую в ближайшее время мы планируем оформить патент.

В целом, о деятельности "Золотого ключика" судить не буду. Они никогда не приглашали на авторские семинары и не знакомили нас со своими методиками. Я рада любому коррекционному центру, который появляется в нашем городе, так как в Саратове много детей, которым нужна помощь специалистов.  Ведь не секрет, что государство не справляется в полной мере с коррекцией и реабилитацией детей с нарушениями в развитии. Признаю: были воспитанники, которые приходили от них заниматься в наш центр, были и те, кто уходил из нашего центра к ним. Это нормально, так как родители ищут тот центр, к чьим методикам у них больше веры. В сфере коррекции, в принципе, не должно быть конкуренции. Я не думаю, что кто-то из специалистов "Золотого ключика" хотел навредить детям. Скорее всего, ситуация сложилась из-за неопытности кого-то из сотрудников и его недостаточной квалификации.  Их центр ещё очень молодой, именно поэтому его штормит от идей. Я искренне надеюсь, что после сложившейся ситуации их специалисты  учтут ошибки и смогут в будущем эффективно помогать детям. Потому что есть ещё много людей, которым нужна помощь.  Я считаю, что будущее дефектологии - именно в негосударственной сфере.  Негосударственные центры могут стать благодатной площадкой для открытия новых прогрессивных методик. И, возможно,  именно те методики помогут окончательно решить проблему аутизма.

 

председатель Саратовской региональной общественной организации родителей детей с аутизмом «Особенный мир» ,

директор Центра коррекции и реабилитации «Арлекин

ген.директор АНО «Центр развивающих инновационных методик в области образования и культуры»,

к.э.н., к.псх.н., Рудова Анна Сергеевна.

Категория: Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР | Добавил: Razvivalkina (19.04.2015) | Автор: Анна Сергеевна Рудова
Просмотров: 1462 | Рейтинг: 4.2/5
Меню сайта
Категории раздела
Солнечные детки - дети с синдромом Дауна [6]
О развитии, воспитании и обучении детей с синдромом Дауна.
Вечный двигатель - гиперактивный ребёнок. [4]
О развитии, обучении и воспитании детей с гиперкинетическим синдромом и синдромом гиперактивности с дефицитом вниамния и без него.
Задержка развития - это не приговор! [6]
Вопросы воспитания, обучения и коррекции поведения детей с задержкой психического, интеллектуального и речевого развития
Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР [37]
о воспитании и обучении детей с аутизмом и аутоподобным поведением, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы. Информация от Саратовской региональной общественной организации родителей детей с аутизмом "ОСОБЕННЫЙ МИР".
Методики, методы и приёмы коррекционной педагогики. [11]
Статьи и книги по коррекционной педагогике, методам работы с "особыми" детьми.
Проблемы с речью, логопедия [12]
Что делать, если ребёнок плохо говорит.
"Особый" ребёнок у врача, в детсаду, школе и в жизни - правовые и социальные тонкости [20]
Родители "особых" детей должны быть грамотными и юридически подкованными. Здесь вы найдёте полезную информацию: как попасть в школу, как себя вести на ПМПК-комиссии, как защитить права вашего ребёнка.
другие нарушения [5]
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0