MENU
Главная » Статьи » наши любимые ОСОБЫЕ дети » Методики, методы и приёмы коррекционной педагогики.

К вопросу о совместимости метода АВА-терапии с отечественным психолого-педагогическим подходом к коррекции РАС

справка:

Либлинг Мария Михайловна

 
 

В 1984 году закончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В ИКП РАО работает с 1982 г. Поле профессиональных интересов: ранний детский аутизм, методы его психологической коррекции.
Является соавтором 4 монографий.
За участие в создании книги "Аутичный ребенок: пути помощи" удостоена звания Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования за 1997 год.

 

В настоящее время в нашей стране активно распространяется один из вариантов бихевиорального подхода к коррекции детского аутизма, а именно - АВА-терапия. Обсуждая возможность использования данного метода, стоит, прежде всего, вспомнить о его теоретических предпосылках, которые содержатся в работах наиболее «радикального» бихевиориста ХХ века – Б.Ф. Скиннера и его последователя И.Ловааса. Известная парадигма бихевиоризма, сводящая всю психологическую науку только к исследованиям человеческого поведения, а все явления психической жизни – к поведению в ответ на внешние поощрения и наказания, явилась, как мы помним, основой идеи «правильного» управления средой для формирования необходимого «репертуара поведения» как у конкретного индивида, так и человеческого сообщества в целом (Skinner B.F., 1938, 1971).

Поведенческие технологии со времен Скиннера активно разрабатывались и внедрялись в сфере образования, бизнеса, лечения больных шизофренией в госпиталях, «перевоспитания» правонарушителей в местах заключения. Методы оперантного обучения прижились, в основном, на родине Скиннера – в США – где по отношению к детям, страдающим шизофренией и детским аутизмом, их продолжали разрабатывать Ч.Ферстер и И.Ловаас. В 80-е годы прошлого века «метод Ловааса» обретает репутацию научно подтвержденного (после публикации его статьи с результатами многолетней работы по специальному проекту) и начинает активно внедряться в практику коррекции аутизма как в США, так и в Европе (O.I.Lovaas, 1987). Многочисленные последователи И.Ловааса продолжают разработку технологических средств модификации поведения аутичных детей с тем, чтобы обучить их целому ряду навыков и устранить «проблемы поведения». Поведенческий подход во многом учитывает собственные ошибки, перенося обучение из «кабинетных» условий в естественную среду ребенка, связывая «стимулы» и «подкрепления» с его обычной обстановкой, занятиями и интересами.

Тем не менее, поведенческие методы (наиболее интенсивный из них - «ABA – Discrete Trial» - обучающая методика, которая предлагает разбивать навык на блоки, и последовательно осваивать каждый из них), меняя внешнее поведение детей, не работают, по существу, на их развитие. Осмысленность использования ребенком отработанных навыков не является специальной задачей АВА-терапии, так же, как и развитие его познавательной мотивации, эмоциональной сферы и психических функций. Во многом это связано с теоретическими принципами бихевиористов, отрицающих необходимость целостной «теории аутизма» для его коррекции. Начиная с 60-х годов прошлого века (Ch.Fester&M.DeMyer,1961, 1962) бихевиоральный подход сосредоточился на эмпирических исследованиях, накапливая все новые факты о том, как различные «воздействия среды» (в том числе и «последствия» собственного поведения) влияют на поведение аутичных детей. Таким образом, последующие исследования дополняют и уточняют предыдущие, все более подробно разрабатывая технологии «модификации поведения», но не стремясь уточнить психологическую концепцию аутизма и РАС, и не имея цели преодолеть наиболее существенные для аутизма эмоциональные и когнитивные трудности.

Поход к коррекции аутизма, разработанный рядом отечественных исследователей, ориентирован, прежде всего, на идею развития, и базируется на концепции, сформировавшейся в ходе многолетней практики психолого-педагогической помощи детям с аутизмом и РАС. В основе подхода лежит понимание аутизма как нарушения развития системы эмоциональных смыслов, организующих сознание и поведение ребенка (О.С.Никольская, 2008). Предлагаемые методы коррекционной работы направлены, в первую очередь, на возможность вовлечения аутичного ребенка в совместное переживание, что позволяет постепенно перейти к эмоционально осмысленному взаимодействию с ним [2]. Способы и формы коррекционной помощи дифференцируются в зависимости от возраста ребенка и тяжести аутистических проявлений. Специальные приемы взаимодействия с ребенком в игре, совместном рисовании, чтении, а также помощь семье в формировании «лечебного» устройства домашней жизни являются составными частями коррекционной работы с аутичными дошкольниками. В рамках данного подхода разработана система подготовки детей с аутизмом к школьному обучению, определены их особые образовательные потребности. Психолого-педагогическая помощь детям с РАС школьного и подросткового возраста, работа по развитию социальных возможностей юношей и взрослых людей с аутизмом были и остаются специальными разделами научных исследований, осуществляемых в русле практической помощи.

Данный коррекционный подход направлен, в целом, на нормализацию психического и социального развития детей с аутизмом, что напрямую связано с поиском условий, позволяющих ребенку стать более выносливым, активным и гибким во взаимоотношениях со средой. Как отмечает О.С.Никольская: «Коррекционная помощь… должна противостоять искажению становления его [ребенка] психических функций, направлять их развитие для решения реальных жизненных задач, коммуникации и социализации» (цит. из статьи «Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода», электронный Альманах ИКП РАО, выпуск №19)

В рамках данного подхода, безусловно, уделяется большое внимание и развитию необходимых аутичному ребенку бытовых и социальных навыков. Однако, в отличие от АВА-терапии, формирование навыков не только происходит в естественных для ребенка условиях бытовой жизни, но и «встраивается» в различные виды совместной со взрослым деятельности (игровой, учебной). Такой подход позволяет добиваться осмысленного усвоения навыков и их осознанного использования в различных условиях и житейских ситуациях.

Характерно, что специалисты по АВА-терапии, распространяющие ее в нашей стране, используют «агрессивный маркетинг», многократно подчеркивая в своих рекламных материалах, что АВА-терапия – единственный научно обоснованный метод коррекции аутизма и РАС, вводя, таким образом, в заблуждение родителей и мало информированных практиков. Здесь наиболее уместно процитировать С.Гринспена – известного исследователя, автора одного из наиболее распространенных в США развивающих подходов к коррекции аутизма (концепция DIR, метод Floortime): «Самое недавнее исследование поведенческих подходов (и единственное, организованное в полном соответствии с правилами клинических исследований, когда детям случайным образом назначаются разные терапевтические программы), - позволило Тристаму Смиту (коллеге И. Ловааса) показать, что эти подходы обеспечивают детям скромные результаты в сфере образования и незначительные или нулевые результаты в эмоциональной и социальной сферах по сравнению с детьми из контрольных групп. Кроме того, обзор всех исследований, посвященных АВА, проведенный в 2004 году Викторией Ши, показал, что их высокая эффективность, о которой говорилось изначально, не воспроизводится другими исследователями.

В отчете Национальной академии наук США, посвященном обучению детей с аутизмом, упомянуты 10 концепций, в том числе DIR и ABA. Три из них ориентированы на развитие и основываются на взаимоотношениях, две – строго поведенческие, а четыре – смешанные. В обзоре указано, что каждая из десяти концепций подкрепляется некоторыми данными, но отмечается, что нет убедительных доказательств, которые подтверждали бы преимущество одной из них перед остальными, и что никаких сравнительных исследований не проводилось» (цит. из книги Гринспен C., Уидер C. «На ты с аутизмом» – М.: Теревинф, 2013, стр. 307)

Отметим еще раз, что необходимость отработки у аутичных детей навыков представляется нам самоочевидной. Однако, сводить всю психолого-педагогическую работу при аутизме и РАС к отработке навыков методами оперантного обуславливания невозможно. Эти методы не позволяют сформировать у ребенка инициативу, возможность сочувствовать, действовать осмысленно, гибко адаптируясь к ситуации. Фактически, АВА-терапия не затрагивает самой сути аутистического расстройства.

С точки зрения эмоционально-смыслового подхода к коррекции аутизма отдельные приемы оперантной терапии могут использоваться для формирования у детей необходимых навыков, в особенности при работе с наиболее тяжелыми или «педагогически запущенными» случаями. При этом, они могут являться лишь дополнением целостной системы психолого-медико-педагогической коррекции РАС, не заменяя этой системы и, безусловно, не являясь ее основной частью.


Литература:

1. Либлинг М.М., Десять аргументов против АВА-терапии // электронный Альманах ИКП РАО. – 2014. - №20.

2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи – М.: Теревинф, 2012.



Источник: http://vk.com/wall-87632104_197
Категория: Методики, методы и приёмы коррекционной педагогики. | Добавил: Razvivalkina (25.04.2015) | Автор: Либлинг Мария Михайловна
Просмотров: 1156 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]