MENU
Главная » Статьи » наши любимые ОСОБЫЕ дети » Методики, методы и приёмы коррекционной педагогики.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ 2 часть.
(продолжение статьи ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ).
 
методика Son-Rise
Принципы методики Son-Rise (чаще её называют «программа Son-Rise») Программа Son-Rise, предназначенная для помощи детям, страдающим аутизмом, создана более тридцати лет назад супругами Барри и Самарией Кауфманами, у которых один из детей имеет аутизм. Считается, что присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к пониманию такого поведения. Это облегчает установление зрительного контакта, развивает взаимодействие и дает возможность включиться в игру ребенка. То есть, здесь дефектологи не разбивают аутичный мир ребёнка, а как бы присоединяются к нему, дают аутичным действиям новое понимание и осмысленность.
Например, ребёнок фанатично стучит по всем предметам, ему не только это позволяется, но и даются дополнительные предметы – постучи молоточком, погремушкой, палочкой, завернутой в тряпочку… В основе обучения и освоения навыков лежит опора на собственную мотивацию ребенка. Обучение через игру приводит по мнению сторонников этой методики к эффективному и осмысленному взаимодействию и коммуникации.
Программа требует создания безопасного пространства для работы и игры, в котором ничто не отвлекает внимание ребенка, поддерживает атмосферу, наиболее благоприятную для обучения и развития. К сожалению, методика не подходит для коррекции сложных расстройств аутистического спектра, а также для коррекции детей старше 5 лет, у которых «уход» в «иной» мир уже совершился достаточно глубоко. Данная методика также неприменима к детям, имеющим ярковыраженные аффективные всплески (для депрессивных и крайне агрессивных детей). Эта методика не подходит для коррекции развития детей с глубокими стадиями умственной неполноценности. Зато для детей, которые сверхпугливы, имеют массу навязчивых страхов, именно эта методика при планомерном и медленном подключении взрослого, помогает наладить контакт с педагогом. А, как известно, в основе любого обучающего процесса лежит способность и стремление к коммуникации.
Методика Сонрайз предполагает, что уважение и глубокая забота будут наиважнейшими факторами, влияющими на мотивацию ребенка к обучению, и с начала обучения делают любовь и "приятие" наиболее значимыми частями каждого обучающего занятия. В качестве плюсов этой методики называют следующие: присоединение к повторяющимся (аутостимуляции) и ритуальным действиям ребенка (н-р. выстраивание объектов в линию) позволяет деблокировать тайну этого поведения и усиливает зрительный контакт, социальное развитие и включение других в игру. Использование собственной мотивации ребенка усиливает эффект от обучения. Обучение через интерактивную игру ведет к эффективной социализации. Родитель как наиболее важный и долговременный ресурс обеспечивает контроль и постоянство процесса обучения.
Плюсы методики - эта методика является социально-направленной, так как предусматривает вовлечение в общение с ребенком как самых близких людей ,так и обученных специалистов и единомышленников программы. Одновременно она требует полной самоотдачи кого-то из близких и педагога, так как ребёнок не должен ни секунды находиться вне контроля взрослого, и подключение к деятельности ребёнка производится постоянно.
В основе обучения и освоения навыков лежит опора на собственную мотивацию ребенка. Это часто помогает создать контакт между матерью и ребёнком, когда мать в силу «особости» ребёнка и проблем склонна к отторжению и неприятию своего ребёнка.
Зачастую именно эта методика позволяет лучше любой психотерапии восстановить равновесие в семье. Присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к пониманию такого поведения. Это облегчает, например, установление глазного контакта с детьми-аутистами, развивает взаимодействие и дает возможность включиться в игру ребенка. Обучение через игру приводит в ряде случаев к эффективному и осмысленному взаимодействию и коммуникации.
Минусы методики:
- нет схемы работы над конкретными навыками, поэтому нередки случае ошибочности в выборе методов выработки навыка.
- считается, что только родитель может обучать ребенка, хотя это нет так. Зачастую ребёнок, обучавшийся по этой программе, эффективно вступает в общение с близкими и хорошо знакомыми людьми, а в незнакомой обстановке «теряется».
- родители часто приходят к неправильному выводу, что все, что нужно делать
- это любить ребенка, а специально направленные занятия не нужны.
- часть навыков, которые действительно важны для ребёнка, но к которым ребёнок в силу особенностей заболевания не стремиться, просто ускользают из спектра развивающей работы с ребёнком. Одновременно у детей с глубокими нарушениями психики и интеллекта стремление к познанию мира настолько снижено, что эффективность занятий крайне мала.
- ребёнку необходимо создать специальную среду. Для возникновения интереса к какому-либо новому навыку ребёнку не оставляют выбора - оставляют в поле его зрения только тот предмет (стимульные материалы), которые нужны для развития этого навыка. Но отсутствие помех в зоне обучения затрудняет процесс генерализации навыка.
- Считается, что энтузиазм и заинтересованность взрослого вовлекают ребенка в общение и пробуждают у него устойчивый интерес к взаимодействию и обучению, что абсолютно не так. Например, в случае, например, глубокой умственной отсталости и ряда психических заболеваний ребёнок может игнорировать попытки взрослого заинтересовать его новинками.
- Считается, что безоценочное и оптимистическое отношение взрослого дают ребенку ощущение радости, усиливают его внимание и мотивацию в течение всей программы. При этом непонятно, каким образом ребёнку пояснить, например, границы безопасного поведения, ведь наказание согласно этой методике недопустимо.
- Эта методика задерживает социализацию ребёнка, подавая неверный пример, как вступать в контакт. Ребёнок всегда ждёт инициативы со стороны второго участника общения.

Пример обучения – Ребёнок с РДА имеет моторную стимуляцию – постоянно прыгает. Родитель включается во взаимодействие - прыгает вместе с ребенком. Подразумевается, что через какое-то время (это может быть день, два или даже месяц, ребёнок должен каким-то образом осознать, что родитель имитирует его действия. Как только ребёнок обратит внимание на связь – он начал прыгать, родитель тоже, считается, что ребёнок сам, через инициацию прыганья, будет пытаться вступить в контакт со взрослым. Так начинается процесс активной коммуникации. Далее родитель начинает модифицировать движения аутостимуляции, предлагая ребёнку прыгать по кочкам, по карточкам с буквами, выполняя прыжки на батуте, поочерёдно, под музыку в особом ритме и т.д.

Методика сенсорная интеграции и стимуляции (Методика СИС, предметотерапия)
Сенсорная интеграция и стимуляция разработаны трудотерапевтом Jean Ayres из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которая работала с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. В России эта методика почему-то получила название «предметотерапия».
Сенсорная интеграция занимается, как можно догадаться, проблемами связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Основная идея состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных в коже и проприоцептивных в глубине. Один и тот же человек может любить яркие краски, но не выносить громких звуков. выносить громких звуков. При том любить носки грубой вязки и тяжелые ботинки, но не выносить свитеров и украшений. Т.е. каждому человеку для комфортного состояния необходимы довольно узкие требования.
Понимание такого влияния сенсорного ответа на самочувствие может помочь человеку в двух направлениях: научить создавать себе комфортные условия в ближайшем будущем и попытаться постепенно снять проблему регулярными упражнениями. Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении стимуляционных секвенций – комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.
Сенсорные секвенции создаются на основе сенсорной диагностики индивидуально для каждого пациента. В совокупности включаются упражнения на все основные виды восприятия: тактильное (стимуляция кистей рук, стоп, лица, ротовой полости, поверхности тела); зрительное (упражнения в затемненной комнате, стимуляция зрения с помощью ярких предметов); обонятельное (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности); вестибулярное (повороты, кувырки, прыжки на пружинящей поверхности); вкусовое (презентация вкусовых раздражителей); проприочувствительность (стимуляция глубокого мышечно-суставного чувства).
Стимуляционные занятия согласно этой методике проводят 2-3 раза в день, содержание их пересматривают 1 раз в 3-4 месяца, упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей, а при достижении определенных успехов (возможность привлечения и недлительного удержания зрительного внимания, выполнение простых инструкций) вводят элементы когнитивного тренинга (упражнения на крупную моторику, зрительно-моторную координацию, подражание).
Наибольшую эффективность методика даёт в коррекции детей с синдромом Дауна, ЗПРР, ДЦП, аутизмом. Так, дети, страдающие аутизмом, часто бывают слишком или недостаточно чувствительными, а также не уметь интегрировать свои чувства.
Терапия сенсорной интеграции фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации. Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия может включать обращение с большим количеством разных на ощупь предметов.
Например, ребёнок-аутист «не замечает» окружающих людей, не реагирует на просьбы. Ребёнка начинают приучать к разрозненному набору звуков, которые издаёт педагог и заставляют издавать ребёнка (музинструменты, постукивания, звуковые стимульные дорожки и т.д.) Затем, вместе с чувством ритма (по идее системы) обязательно приходит кратковременная память и возможность организовать звуки в последовательность. Ребёнок учится воспринимать несколько звуков одновременно и распознавать откуда исходит каждый. Учится издавать их сам, слышать, что получилось и подстраиваться. И вот уже он может говорить и ритмично стучать в барабан.
Плюсы методики -
Сторонниками этой методики считается, что ребенок постепенно учится интерпретировать сенсорные отклики и адаптироваться на новых и новых, более совершенных уровнях.
Только эта методика доступна для занятий с детьми с самыми тяжёлыми и множественными отклонениями, для детей с тяжелейшими формами умственной неполноценности, для начальной коррекции детей после тяжёлых черепно-мозговых травм.
Без этой методики невозможно представить себе занятия с детьми с ДЦП.
 
Минусы методики -
Сфера сенсорной интеграции - это прежде всего лечебный метод, используемый трудотерапевтами, поэтому использование родителями этой методики может быть разрешено ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО после обучения родителей работе в данной методике и ТОЛЬКО под постоянным руководством специалистов по данному методу.
Если же ребёнок так и не осваивает желаемый навык ( в рамках данной системы это допустимо), считается, что интеграция все равно помогла, так как создала взаимодействие между родителями и ребёнком.
Самым сложным моментом в данной методике является то, что ребёнок, получив некие знания обращения с предметами и своим телом, должен неким образом самостоятельно связать их в некую единую цепь, научиться делать выводы и обобщения, что на практике, к сожалению, происходит редко.
Эта методика не рекомендуется для коррекции детей с небольшими поражениями интеллектуальных способностей, так как не включает глубокие интеллектуальные нагрузки – обучение чтению или, например, постановку экспрессивной речи.
С другой стороны, методы сенсорной терапии могут и даже ДОЛЖНЫ включаться как составная часть в занятия по любым иным методикам. Например, в занятия по методике ТЕАССН или АВА. Недооценить значение стимуляции сенсорного восприятия мира нельзя. Через развитие сенсорики мы даём ребёнку механизм познания мира.
 

Методика FLOORTIME или DIR-метод

Методику Гринспана называют еще DIR-методом, потому что в нее входят три основных понятия: эволюционное (D), индивидуальность ребенка (I) и взаимоотношения с ним (R). Предпосылкой данной методики послужила идея о том, что основу для обучения ребенка формирует обмен эмоциональными сигналами, который изначально происходит между ребенком и матерью. Стенли Гринспан с помощью этой методики смог научить родителей и учителей вызывать эмоцию даже у тех малышей, которые изначально были самими замкнутыми.

Родители и учителя опускались на колени перед едва научившимися ходить малышами и входили в их мир, при этом помогая превратить какие-либо повторяющиеся действия в веселое взаимодействие. Эта методика описана Гринспаном в книге «Занимательный аутизм», где называется «Время, которое провели на полу».

Гринспан предложил использовать даже патологические интересы ребенка. Например, малыш несколько часов может тереть по стеклу. Тому, кто занимается с ним, нужно стать рядом и тоже начать тереть по стеклу или закрыть стекло рукой. Делается это для того, чтобы ребенок как-либо на эти действия отреагировал и пошел на контакт.

Гринспаном выделяется шесть стадий, которые ребенок проходит в своем развитии:

  1. Стадия интереса к миру, которая достигается к 3 месяцам;
  2. Стадия привязанности. Достичь ее ребенок должен в норме к 9 месяцам;
  3. Стадия двусторонней коммуникации. Дети в норме достигают ее к 9 месяцам;
  4. Стадия осознания себя (к 1,5 годам);
  5. Стадия эмоциональных идей (к 2,5 годам);
  6. Стадия эмоционального мышления (к 4 годам).

Дети, страдающие аутизмом, не проходят все стадии, а останавливают свое развитие в одной из них. Таким детям нужно помочь пройти через все стадии с помощью «игрового времени». Прийти к  двусторонней коммуникации можно в том случае, когда ребенок будет реагировать на действия, совершаемые терапистом. При происхождении такой реакции один круг коммуникации закрывается.

Тот, кто занимается с ребенком, должен стремиться к тому, чтобы таких закрытых кругов было как можно больше. При этом терапист выступает в роли помощника ребенка, а сам ребенок становится главным, что позволяет ему развиваться как личность. Терапист в игре развивает идеи, которые предлагает ребенок, прикидывается не понимающим и побуждает этим ребенка объяснять правила игры. Таким образом, происходит анализ действий и развивается эмоциональное мышление.

Гринспан говорит о том, что не следует прерывать ребенка даже в тех случаях, когда он проявляет агрессию в игре. Ребенок может таким образом выговариваться, что учит ему не бояться своих эмоций и самого себя, управлять ими.

 Плюсы методики: создаётся замечательный контакт между ребёнком и взрослым, что может стать базой для эффективной коррекции. Недирективный метод, не требует познаний в психологии или дефектологии,  поэтому его легко освоить родителям для самостоятельного применения. «Время для игры», в отличие от АВА, не нуждается в многочасовых занятиях и может проводиться даже родителями. Может применяться в любом месте в любое время, не требует никаких пособий, можно использовать всё, что подвернётся под руку, кроме пособий.

Минусы: неэффективно для тяжёлых форм аутизма и умственной отсталости, недоступно детям с ДЦП. Нет модели управления агрессивными вспышками ребёнка. Нет отработанного механизма преодоления аутостимуляций. Методика замечательно дополняет другие методики, но как самостоятельная методика не позволяет научить читать писать или корректировать произношение. Родителей должен проконсультировать специалист в этой методике, каких в России мало. Иногда  матери не имеют глубокой привязанности к ребёнку,  поэтому не могут полноценно использовать эту методику.

 
Рудова Анна Сергеевна, психолог, дефектолог
Категория: Методики, методы и приёмы коррекционной педагогики. | Добавил: Razvivalkina (15.06.2010)
Просмотров: 11161 | Рейтинг: 4.9/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]