MENU
Главная » Статьи » наши любимые ОСОБЫЕ дети » Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР

Может ли аутист обучаться в обычной школе?
Может ли аутичный ребёнок учиться в обычной школе?
Личный мой опыт и опыт моего ребёнка подсказывает, что может, если ребёнок достаточно подготовлен к этому процессу и вы, как родители, готовы терпеть достаточно большое количество жалоб на вашего ребёнка и умеете быть гибкими.
Эффективность обучения  по инклюзивной программе не гарантирована одним лишь нахождением аутичного ребенка в классе обычной образовательной школы и присутствием подле него взрослого.
Принимая решение об обучении вашего ребёнка-аутиста в обычной школе в самом обычном классе без оформления через ПМПК особых условий (они прописываются в ИПРА), вы должны руководствоваться не вашим желанием «хочу, чтоб был, как все», а способностями и потребностями ребёнка. Нужно детально взвесить все за и против определения аутичного ребёнка в обычную школу в обычный класс на общих условиях, где требования будут предъявляться к ребёнку те же, что и к остальным детям.
Скажу проще: засунуть ребёнка в обычный класс и считать, что это и есть инклюзия - в корне неверно! инклюзия- это уютное для ребёнка состояние, когда ребёнок реально находит своё место в коллективе и не просто посещает школу, а получает там знания наравне с другими детками.  Особые условия школа может создавать, только когда они прописаны в сопровождающих документах, т.е. согласованы с ПМПК. 
Итак, прежде чем настаивать на обучении на общих основаниях, критически оцените состояние ребёнка, иначе ребёнок получит от школы вред, а не пользу, и его аутичное состояние ухудшится. Оцените ребёнка по следующим показателям. Причём лучше, если ребёнка по списку, приведённому ниже, оценит несколько человек: мама, папа, бабушка, дедушка, педагог ребёнка (а лучше два разных педагога).
Оцените сформированность каждого навыка от 0 до 5 баллов, где 0 – отсутствие навыка (умения), 1 – навык на начальной стадии обучения, 2 – навык на стадии автоматизации, 3- навык на стадии закрепления (демонстрируется примерно в 70 % случаев ) , 4 - навык относительно устойчив (демонстрируется в 80-94% случаев), 5 – устойчивый навык (демонстрируется в 95-100% случаев любым людям в любой ситуации, в любом месте). Сложите все показатели по каждой группе, выведите среднее арифметическое.
Если по какой-то группе навыков у вашего ребёнка получилось менее 2,5 баллов – то обучение ребёнка в школе на общих основаниях слабовероятно и нужно задуматься об оформлении особых условий.
Если 2,6-3,3 балла - то по данной группе навыков способности ребёнка недостаточны для обучения в школе на общих основаниях.
3,4 - 3,9 балла – низкий уровень, пограничное состояние, но возможно обучение при определённых условиях и продолжении сопутствующей коррекции.
Навыки достаточные для обучения в школе на общих основаниях лежат в диапазоне от 4 до 5 баллов.
После вычисления среднего арифметического показателя по каждой группе навыков, вычислите общий показатель готовности. Для относительно непроблемного обучения в школе нужно набрать не менее 4 баллов.
1. Наличие базисных функциональных навыков
  • Устойчивый зрительный контакт (не менее 3 минут)
  • Умение терпеливо ждать не менее 10 минут
  • Сдерживание стереотипичного поведения и аутостимуляций (стимов) на публике
  • Закрепленный навык использования туалета и умения одеваться-раздеваться, самостоятельно есть, собирать вещи, необходимые для обучения, убирать своё рабочее место (например, после урока труда и рисования)
  • Усидчивость (способность заниматься 30-35 минут без перерыва)
  • Умение выполнять художественно-изобразительную деятельность (способность к отображению предметов по просьбе, причём без зрительной ориентации – без срисовывания, на слух)
  • Точное выполнение инструкций (в группе, в пространстве, обусловленные инструкции, способность к выполнению серии действий при удержании инструкции в голове.
  • Имитация действий, серий действий.
  • Сопоставление фактов и информации с накопленным багажом знаний.
  • Умение анализировать, синтезировать информацию и делать выводы и действовать согласно выводам.
  • Способность выполнять действия без прямого контроля со стороны взрослого ( т.е. взрослый не должен сидеть рядом и постоянно подталкивать и напоминать, не должен водить рукой ребёнка по тетради и подсказывать на ухо ответы)
  • умение различать мальчика-девочку, тётю-дядю, соотносить себя с полом
  • умение различать базовые эмоции (грусть-радость-злость-удивление-обида-смущение-жадность- страх) у себя и у других людей, и умение правильно на них реагировать. Например, если ребёнок плачет- пожалеть, злится- отойти в сторону, обиделся-извиниться и т.п.)
Речевые навыки
  • Способность отвечать на приветствие и приветствовать.
  • Словарный запас (и пассивный, и активный) в пределах возрастной нормы
  • Отсутствие грубых аграмматизмов в речи
  • Сравнительно чёткая дикция, минимум «логопедических» проблем.
  • Способность к спонтанным просьбам, в том числе и умение просить помочь.
  • Умение отвечать по существу на вопросы, отсутствие эхолалии в речи. 
  • Умение рассказывать информацию о себе
  • Умение описывать прошедшие события
  • В речи - развёрнутые предложения, обширный запас прилагательных,  употребление сравнений.
  • Употребление сложносочинённых предложений.
  • Правильное употребление и понимание смены смысла глагола от приставочной части.
  • Использование уменьшительно-ласкательных форм существительных
  • Использование местоимений, правильное согласование глагола и местоимения.
Академические навыки в области математики и логики
  • Понимание один-много-ни одного
  • Умение сделать одинаково по количеству, больше-меньше.
  • Навык порядкового счёта от 1 до 10 и обратно.
  • Понимание состава числа в пределах 5, умение решать простые задачи (на уровне «было 5 птичек, две улетели, сколько осталось»). Можно- с помощью счётных палочек и пальцев. Главное- понимание процесса сложения и вычитания.
  • Знание простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник - достаточно)
  • Умение ориентироваться в пространстве ( право - лево, вверху - внизу, над-на-под-за-перед, из-за, из-под, между), в том числе и плоскостном (правый верхний угол листа, нижний левый и т.д.)
  • Умение ориентироваться во времени (время суток, дни недели, сезоны и их признаки, вчера-сегодня-завтра)
  • Знание противоположных понятий (антонимов): толстый-худой, толстый-тонкий, тяжёлый-лёгкий, мокрый-сухой, короткий-длинный, широкий-узкий, дальше-ближе и т.п.
  • Освоенные азы классификации: одинаковый, лишний предмет, похожий, обобщающие понятия.
  • Умение конструировать по образцу простых конструкций из 6-7 деталей.
  • Умение вычленять часть и целое (назвать части стула, части тела животного, части тела человека, собирать паззлы из 16 и более частей.
  • понимание последовательности событий как на бытовом уровне из 4 (минимум) действий, так и инструкций занятий. Понимание раньше-позже, сначала-потом-затем и т.п. 
Академические навыки в области чистописания и творческие навыки.
  • Выполнение перерисовок, умение дорисовать половинку простых предметов (грибок, ёлочка),
  • устойчивое обведение по контуру, вырисовывание по образцу простых элементов букв (палочка, крючок, «локоток», петля и т.д.)
  • Умение работать с трафаретом, ножницами, пластилином.
  • Умение рисовать карандашом, красками и кисточкой.
  • умение не только перерисовывать, но и нарисовать предмет "по памяти".
Навыки игры
Ребёнку должен легко даваться поиск партнеров для игры, самостоятельная игра, понимание правил игры. При этом должна быть способность к развёрнутой сюжетно-ролевой игре или контакт с одноклассниками будет затруднён.
 
Знайте: следует обучить ребенка всем необходимым навыкам (или большинству этих навыков) еще до начала инклюзии.
 
Повседневное нахождение в школе- некоторые сложности.
Аутичные дети затрудняются организовать времяпровождение в классе. Ребенок может быстро выполнить задание, и потом уйти в аутостимуляцию, пока другие дети заканчивают выполнять это задание. Также аутичные дети затрудняются отслеживать последовательность действий, часто путают время перемены и урока. Некоторых детей пугают перемены, так как действия на  переменках не регламентированы, хаотичны. А шум на переменах, беготня и детские крики доля многих детей с РАС нестерпимы. После перемены, получив сенсорный стресс, они с трудом переключаются на учёбу.
Аутичные дети не всегда умеют быстро переключаться с одного вида деятельности на другую. И им не всегда понятна смена требований. Например, если было дано задание переписать текст, а звонок прозвенел раньше, чем ребёнок закончил написание, то школьник с РАС не всегда легко воспринимает задание "дописать, что не успели, дома". Два противоречивых требования: написать до конца здесь и дописать дома, выбивают из колеи.
Сложно и на таких, казалось бы, простых уроках, как рисование. Например, детям даётся задание, типичное для школы, "нарисовать осень". Осень - это как? Это что? Листья на ветру и разноцветные деревья - это лес, а не осень. Дождь и лужи - пасмурный день, а не осень. И тогда ребёнок-аутист может впасть в ступор от непонимания смысла задания. А требование учителя "передать настроение" может вообще вызвать панику.
У аутичных детей с развитым интеллектом, как правило, хорошо идёт математика, а вот в русском языке возникают проблемы. Аутистам трудно писать сочинения, а при хорошей памяти вместо изложения ребёнок практически дословно воспроизводит текст. Не менее сложно и составление описания по картинке - приходится обучать ребёнка выполнению этого задания по алгоритму.
При недостаточно чётком понимании гендерных различий, могут возникнуть проблемы при посещении туалета или в раздевалке перед физкультурой. Задача учителя или классного руководителя - тщательно спланировать время обучения и порядок выполнения действий, чтобы помочь ребенку оставаться сосредоточенным и избежать возникновения поведенческих проблем. Но не всегда учитель может это сделать.
Например, учитель-женщина не имеет права помогать мальчикам при переодевании. Вспоминается уникальный случай в моей практике, когда маме аутичной девочки с высоким интеллектом было рекомендовано домашнее обучение по единственной причине – девочка не умела сама справляться с некоторыми гигиеническими навыками, и в случае необходимости это делать, оставалась в туалетной кабинке и кричала оттуда: «вытрите мне попу».
 
Дополнительное обучение необходимых навыков вне школы.
У многих аутичных детей темп приобретения навыков замедлен - то, что нормативно развивающийся сверстник может выучить за один урок - аутичный ребенок должен повторять неоднократно. Необходимо постоянное сопровождение ребёнка-аутиста, даже высокоинтеллектуального, дефектологом для его успешного обучения в обычной школе. Но вас не должно это пугать, большинство обычных детей занимаются параллельно школьному обучению с репетиторами - и никто не видит в этом ничего страшного! 
Оправдано обучение в 2 этапа: с дефектологом ребёнок занимается с опережением по школьным учебникам. Это позволит демонстрировать хорошие результаты в школе, не бояться выйти к доске или ответить с места. В идеале, между дефектологом и учителем в школе должен быть контакт. Это позволяет помочь учителю класса спланировать учебный процесс, выделить цели для обучения, а также стать связующим звеном между всеми участниками программы - родителями, учителями и самим дефектологом. В младших классах такой контакт обеспечить можно! В средних, увы, гораздо сложнее, так как далеко не каждый учитель готов адекватно реагировать на "особого" ребёнка и искать к нему контакт, подстраивая школьные нагрузки под его особенности. И тут можно сколько угодно говорить о низкой культуре людей, проблема глубже - учителя поставлены в жёсткие рамки требований к их деятельности. И если из-за проблемного ученика, его выкриков или неадекватного поведения класс не усваивает материал и показывает низкие результаты на тестированиях, то отвечать придётся педагогу. В том числе и своей зарплатой. Так что, учителя школ совсем не заинтересованы в наличии ребёнка-инвалида в их классе.
 
Самые большие проблемы.
Самые большие проблемы возникают при адаптации и поиске своего места в коллективе. Давайте будем смотреть правде в глаза: детский коллектив редко принимает с любовью "особого" ребёнка. Всё, что не понятно, не похоже - пугает. И поведение аутиста смешит, но вместе с тем пугает обычных детей. Реакция на страх у детей психологически одинакова: более воспитанные дети избегают "особого" одноклассника, а менее воспитанные и дети с негибким мышлением - начинают тиранить такого ребёнка. Понятно, что уровень воспитания закладывается в семье, и вам, увы, не под силу повлиять на отношение к особым детям взрослых людей. В классе из 30 человека всегда найдётся хотя бы 2 родителя других детей из категории "моральный урод", которые будут рады высказать, что этого ребёнка, раз уж аборт не сделали во время, теперь нужно в интернат запихнуть или вообще "почему государство их за 100 км не отсылает".
И дети заимствуют такое отношение, увы. Но откровенная грубость - это не самое неприятное. Страшнее травля тайком. Некоторым детям удовольствие доставляет "подставлять" аутиста. Они вроде как дружат, приглашают в игру, и доверчивый аутист рад такому предложению, а ребята поддбивают аутиста ради дружбы на какой-нибудь нехороший поступок, а потом радостно смотрят на то, как ему достаётся от учителей. А учителя в таком случае ещё раз подтверждают своё мнение, что "ТАКОМУ РЕБЁНКУ ТУТ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО".
Горячий пример - третьеклассника Дениса два одноклассника подбили в физкультурной раздевалке собрать одежду из шкафчиков, сложить посередине комнаты и облить грязной водой из помойного ведра, которое забыла вылить уборщица. После урока дети вернулись в раздевалку и радостно сообщили одноклассникам, кто это сделал. А Денис и не отрицал. Прежде чем успели вмешаться учителя, Дениса избили мальчишки, которым в зимнее время просто не в чем было пойти домой. А потом примчались родители обеих сторон, и скандал приобрёл уже гигантские размеры.
 
Совместная работа и понимание процесса.
Многие учителя и родители воспринимают инклюзию ребёнка с аутизмом в обычную школу как своего рода попытку - "попробовать и посмотреть, что получится". Но и родители порой говорят: "Если у ребенка получится обучаться и сверстники его воспримут, а учителя с ним справятся - значит хорошо, а нет - так будем искать что-то другое". Это изначально уменьшает ценность процесса обучения и провоцирует несерьёзное отношение к нему со стороны учителей.
Если вы не уверены, что ребёнок «потянет» обычную программу, лучше откажитесь от таких экспериментов над ребёнком. У вас есть иные возможности. Возможность 1 - обратиться на ПМПК и попросить отсрочку на год от поступления в школу. Только вам нужно качественно подкрепить вашу просьбу документами: справками от психиатра,невролога, документами логопеда и вашего дефектолога, АВА-тераписта и остальные специалистов, которые занимаются с ребёнком. Возможность 2 - внимательно изучить, как конкретно организуется обучение по "особым" программам. Т.е. по адаптированным программам в рамках обычных школ.  Ребёнок не будет исключён из коллектива, но ему создадутся особые адаптированные условия.  
  
Советуем также прочитать следующую статью о том, что такое инклюзивное образование и что делать, если ребёнка не берут даже в коррекционную школу.
 
Категория: Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР | Добавил: Razvivalkina (08.04.2013)
Просмотров: 15570 | Рейтинг: 4.6/14
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]