MENU
Главная » Статьи » Наше продолжение - наши сокровища. » Совсем крохи

Нормативы развития ребёнка в 2 и 2,5 года (усреднённые показатели)

Нормативы развития для 2 лет.

Имитация: ребёнок устойчиво подражает действиям взрослого и операциям взрослого с предметом. Может повторить серию из 2-3 действий. Зрительный контакт долгий, не менее 3 минут.

Учебные навыки: ребёнок может заниматься за столом, имеет навыки коротких занятий. При смене деятельности и введении игровых моментов может заниматься до 1 часа без значительных перерывов.

Речевое развитие и общие представления о мире:

Понимание речи:

  1. знает и правильно действует в зависимости от глаголов: дай, возьми (взять в руку. но не кидать и не давать- просто держать в руке), положи, покажи, брось, сядь, убери, иди сюда, мой руки и т.п.
  2. понимает назначение бытовых предметов: карандашом рисует, ложкой ест, лопаткой копает. Если рядом с песочницей положить карандаш, ложку и совочек, ребёнок выберет совочек.
  3. знает много существительных. Знает бытовые предметы – название мебели, предметом посуды, некоторых видов еды, транспорта, названия игрушек, предметов гигиены. Показывает по просьбе основных домашних животных на картинках или игрушках-имитациях (кошка, собака, корова, лошадь, свинья) и птиц (петух, курочка, утка), диких животных региона (лиса. волк, заяц, медведь, ёжик, мышка), покажет бабочку, рыбку, лягушку. может показать (выбор из 3 игрушек или картинок). кто говорит ав-ав или хрю-хрю. В общем плане ребёнок понимает не менее 500 слов.
  4. Понимание речи выше активной речи. Ребёнок часто не может сказать, что это, но показывает (где поросёнок?)
  5. Может показать основные части тела и лица, причём и на себе, и на другом человеке.

активная речь:

  1. в активной речи не менее 70 слов, которые соединяются в короткие фразы и предложения. Обычно согласуетя предмет и действие: мама, дай! Папа, пока, ляля бух, киса наям-ням.
  2. в речи всё ещё много аморфных слов (упрощений), но они постепенно заменяются на обычные слова.
  3. слоговая структура нарушена, длинные слова ребёнок упрощает. Например, вместо «собака» говорит «бабака». Впесто «велосипед» говорит «лепепед».
  4. скорость расширения словарного запас
  5. появились вопросы: «что это?»
  6. в речи может называть сбе 3 лице. Часто присутсвует прямая эхолалия – ребёнок повторяет слова, только что сказанные взрослым.
  7. речь мимически окрашена, ребёнок может изменить громкость звука по желанию (шепчет).

 

Логическое мышление и математические представления (пропедевтический период):

  1. дифференциация цветов – не менее 5 цветов показывает по просьбе устойчиво.
  2. размеры: ориентируется в 2 размерах: большое-маленькое, даёт по просьбе, выбирая из предложенного, может выбрать из 6 предметов все маленькие или все большие. умеет собирать пирамидку по размеру колец.
  3. Понимает слова: все, каждый. Понимает и показывает, где много, где один на кучках предметов.
  4. Классификация: Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).
  5. Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).
  6. , может собирать одинаковые предметы по яркому признаку. например, разобрать кубики 2 цветов в корзинки идентичного цвета.
  7. знает «сенсорные» антонимы, т.е. те, которые можно понять на ощупь: большой-маленький, горячий-холодный, мокрый-сухой, тяжёлый-лёгкий.
  8. ориентируется в местоимениях: «покажи у меня носик», «покажи у тебя ушки» и т.п.
  9. различает некоторые оттеночные цвета – розовый, серый и т.п.

Психо-эмоциональное развитие:

  1. различает на картинках и на лицах людей грусть (горе, плач) и радость (смех)ю Умеет действовать по ситуации – пожалеть того, кто плачет, и смеётся вместе с тем, кому весело.
  2. игры на 50% манипулятивные, на 40% сюжетные, на 10 % сюжетно-ролевые. Пока что в сюжетно-ролевых играх основная роль у взрослого, но ребёнок уже начинает включаться в такие игры. С каждой неделей сюжетно-ролевой игры становится всё больше, а манипулятивной меньше. Манипулятивная становится сюжетной, и тут же переходит в сюжетно-ролевую.
  3. ребёнок любит наблюдать за игрой других детей. Но совместно не играет, скорее- рядом. Самостоятельно предлагать условия игры пока что не может. придерживается простых, предложенных более старшим ребёнком или взрослым.
  4. боится остаться один, протестует против ухода мамы или иного близкого значимого человека, побаивается чужих людей.

Мелкая и крупная моторика:

  1. перекладывает 2 пальчиками бусины или фасолины из тарелку в тарелку, а не тремя. Может собрать пирамидку из 10-12 кружочков.
  2. втыкает в поле гвоздики мозаики.
  3. на пособии «забивалке» молоточком забивает крупные штыри в основу.
  4. может снять прищепки с основы, но не надевает.
  5. Появляются навыки работы с пластилином: отщипывает, выполняет простые пластилинографии (прикрепляет кусочки на поле).
  6. Появляются навыки работы с пальчиковой краской. Рисует каля-маля пальчиковыми красками, по просьбе повторяя разные жесты (или кап-кап – точечное рисование, или же широкие мазки «раскрась»),
  7. поднимается самостоятельно по лестнице, бросает мяч двумя руками от груди, подпрыгивает, бегает семенящим шагом, может пятиться (ходить «задним» ходом), перешагивает через несколько препятствий. Удерживает равновесие при ходьбе по дощечке, лежащей на полу.

Бытовые навыки: сам ест ложкой, сам пьёт, удерживая чашку. От бутылочки уже начинается отучение. Может показать, что описался. При «подлавливании» пользуется правильно горшком. Но гигиенический навык ещё неустойчив. Может снять некоторые виды одежды (носочки, штанишки), пытается надеть шапку.

Стоит обратиться к специалистам, если есть 2 и более особенностей развития из следующих:

  • ребёнок не реагирует на обращение к нему, не поворачивается на своё имя, не стремится к общению. 
  • не выполняет простые просьбы (дай, на, пойдём),
  • не показывает жестом на предметы,
  • в речи меньше 30 слов,
  • играет однообразно, плохо познаёт мир, не любопытен
  • не может собрать доску с вкладышами, 
  • не показывает по просьбе ни одного цвета, ни одного животного
  • не показывает части тела.
  • не удерживает предметы в руках, не может взять 2-3 пальцами бусинку.

Новые знания, приобретённые к 2,5 годам:

  1. Моторика: из 2 частей составляет целую картинку. Может сделать на поле дорожку из гвоздиков мозаики. Умеет разрезать ножницами бумажную полоску на кусочки. Лепит двумя руками (не об стол!) колбаску и шарик. Появляется раскрашивание внутри контура мелками или карандашиками. По образцу может нарисовать мелком палку или кружок. Собирает крупные бусины на верёвку. Начинает по просьбе рисовать разные по характеру рисунки – линии или круги. У большинства детей уже появляются простые рисунки- солнышко, травка, дождик. Ребёнок стал более ловким, может прыгать на 2 ногах, перепрыгнуть через лежащую на полу верёвочку, прокатиться несколько метров на 3-4-колёсном велосипеде, может самостоятельно залезть на шведскую стенку, слезть при помощи взрослого.
  2. психоэмоциональное развитие - может показать на картинках, кроме радости и грусти ещё злость. Показать, кто злой? кому весело (кто смеётся)? кто плачет? Появляется интерес к совместной игре с детьми. Может поддержать простую игру – совместное катание с горки, игра в мяч. Соблюдает простые правила, но игра всё ещё недолгая. В самостоятельной игре предметно-манипулятивной игры примерно 20%, 30% сюжетной игры и 50% сюжетно-ролевой игры. В игре используются «заменители» - палочка может выполнять роль термометра, ручки, указки, ложки, а кубик изображать телефон. Появляются выдуманные предметы игры- например, еда «понарошку». Начинает проявляться кризис 2 года – период «нет» и «не хочу» без особого повода – т.е. негативизм и упрямство. Могут возникать истерики с попыткой добиться своей цели. У многих детей возникает избирательность вкуса в еде, книжках, мультфильмах и игрушках.
  3. Речь - в активной речи минимум 200 слов. Появились в речи вопросы: «где?» «куда?» Фразы состоят в основном из 3 слов, могут уже быть бессоюзные длинные предложения (до 6 слов). Понимание грамматики улучшается, например, появилось различие единственного-множественного числа на картинках. Ребёнок может по просьбе показать, где яблокО? где яблокИ? где прыгаЕт? где прыгаЮт? А вот в активной речи согласование слов ещё неустойчиво. В речи минимум 300 слов, фразовая речь минимум из 3 слов. Начинают правильно употребляться местоимения, улучшается согласование слов друг с другом. Ребёнок начинает заниматься словотворчеством по аналогии. Например, « у кошки- котёнок, у свинки- свинёнок». Или «я рисую- я ходую» (вместо хожу). Ребёнок сам инициирует диалог. Появилось понимание коротких сказок. В речи появились местоимения: я, он, она. Ребёнок перестаёт о себе говорить в 3 лице. Появляются суффиксы (кошечка, машинка).
  4. ориентация в пространстве: по просьбе поставит фигурку внутрь, на или за домик (коробку). Отличает ночь и день.
  5. Математика и логика - устойчиво понимание неочевидных антонимов: злой-добрый, длинный-короткий, грязный-чистый, окрытый-закрытый. Отличает чётко девочку и мальчика при явных признаках (длинные волосы, заколочки и т.п.), определяет свою гендерную принадлежность. Усложняется классификация: может заполнить поле лото карточками с такими же картинками. Может разобрать по кучкам предметы по принципу схожести. Например, в одну коробку соберёт все машинки, а в другую- все мячики, хотя они будут разного размера и окраса.
  6. Бытовые навыки - просится в туалет или идёт сам, сам раздевается (расстёгивает липучки и молнию, кнопки) и частично одевается. Но гигиенический навык ещё неустойчив, особенно у мальчиков. Может пользоваться вилкой, самостоятельно перелить воду из чашки в чашку, размешивает сахар в чашке ложкой. Вытирает за собой пролитое. Пытается имитировать действия взрослых по самообслуживанию – может немного пропылесосить, вымыть тарелку, постирать в тазике.
  7. Конструирование - сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.) – делает это как по просьбе, так и самостоятельно.
  8. концентрация внимания всё повышается. Теперь ребёнок может слушать и понимать короткие истории и стихи без картинок. Может запомнить и выполнить небольшую последовательность действий (сними шапку, потом пойди вымой руки и приходи на кухню). Если дома придерживается порядок, ребёнок знает, где находятся привычные вещи.

Надо обратиться к специалистам, если у ребёнка 2 и более особенностей из нижеперечисленных:

  • в речи меньше 150 слов, они не соединяются во фразы из 2 слов
  • ребёнка невозможно усадить и изучать с ним какие-то предметы, его деятельность хаотична. Иногда создаётся впечатление, что он не слышит.
  • ребёнок не знает цвета, размеры,
  • не показывает животных и части тела.
  • не появилась сюжетная игра, играет однотипно.
  • избегает общения с детьми.
  • не лепит, не рисует, не интересуется творчеством, несмотря на попытки привлечь.
  • не развито логическое мышление- не выполняет вкладыши, не накладывает одинаковые картинки друг на друга, не сортирует. 
  • несмотря на приучение к горшку, ребёнок не только не просится, но и не показывает дискомфорт, если штаны грязные и мокрые.

Если ваш ребёнок не укладывается в нормативы, это ещё не означает. что у него проблемы в развитии. Возможно, вы развивали какие-то иные способности ребёнка, и что-то упустили. Почти 80% детей в раннем детстве показывают различные пробелы в знаниях, которые отлично заполняются при регулярных развивающих занятиях. 

Категория: Совсем крохи | Добавил: Razvivalkina (12.02.2017) | Автор: Рудова Анна Сегреевна
Просмотров: 437 | Теги: нормы 2 лет, развитие ребёнка в 2 года, нормативы развития | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]