Пятница, 26.04.2024, 08:43
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Нормативы развития ребёнка в 3 и 3,5 года (усреднённые показатели)

Общие нормативы развития в 3 года – 3 г.2 мес.

С 0 до 3 лет ребёнок совершил колоссальный рывок в развитии. Первый год был посвящён, в основном, развитию двигательных навыков. В возрасте от 1 до 2 лет – основной упор был на познавательной активности и усвоении правил. В возрасте от 2 до 3 лет необычайный рывок произошёл в развитии речи и расширении знаний об окружающем мире, а также навыках самообслуживания. И к 3 годам ребёнок обладает уже большим объёмом знаний. От 0 до 3 лет развивается 60% способностей мозга, закладываются способности и интересы. Начинается новый период в жизни. В возрасте от 2,5 до 3,5 лет дети проходят свой первый возрастной кризис, связанный с резкой перестройкой психических процессов – ребёнок начинает понимать, что не только мир влияет на него, но и он может влиять на мир, на своих родителей и предметы.: ребёнок говорит «нет», «не хочу», не буду», не так» по 30 раз на дню, иногда сам себе во вред. Несмотря на то, что это тяжёлый период в жизни родителей, при правильном и последовательном подходе кризис проходит мягко месяца за два. Но спокойствие будет недолгим. В 3,5 обычно начинается следующий возрастной кризис ( у кого-то кризис 2 лет плавно переходит в кризис 3 лет, у кого-то между кризисами проходит около полугода относительно размеренной жизни). Кризис 3,5 лет- это становление самосознания, закладка лидерских качеств (или их отсутствия и закладки, наоборот, ведомости), целеустремлённости (или пассивности). Это начало периода : «я сам», когда ребёнок проверяет свои способности и умения, и впервые старается отделиться от родителей психо-эмоционально через самостоятельные поступки. В этот момент от умения родителей сочетать умение помогать ребёнку, не пресекая его самостоятельности, зависит формирование многих черт характера.

Наиболее важные составляющие развития в возрасте от 3 до 4 лет: изменения игровой деятельности, наращивание логических знаний, речевое развитие, психо-эмоциональные изменения и закладка качеств характера, которые в будущем сформируют личность. Не стоит думать, если ребёнок отстаёт от нормативов, что у него обязательно имеются серьёзные нарушения. Бывает индивидуальный темп развития. Если ребёнок не соответствует нормативам, сначала попробуйте с ним позаниматься и развить нужные знания. Если за месяц регулярных занятий ребёнок не достиг явного прогресса, стоит обратиться за помощью к специалистам.

Двигательное (крупномоторное) развитие (допустимо отклонение по 1-2 пунктам)

  1. Устойчиво ходит без опоры, бегает, в том числе в горку и под горку, приседает, может пройти под препятствием нагнувшись. Наклоняется и поднимает предметы с пола, не теряя равновесие.
  2. Может стоять на цыпочках (носках) несколько секунд. Проходит на цыпочках не менее 3 метров. Должен уметь постоять на одной ноге хотя бы 3–4 секунды.
  3. Перепрыгивает через линию на полу.
  4. Самостоятельно поднимается по лестнице, чередуя ноги: ставит по одной ноге на каждую ступеньку при подъеме вверх. Вниз спускается более осторожно, ставя по две ноги на каждую ступеньку.
  5. Может залезть на шведскую стенку, а вот вниз спускается с помощью.
  6. Может спрыгнуть с последней ступеньки лесенки, держа две ноги вместе..
  7. Ездит на трехколесном велосипеде, крутя педали. Если у малыша нет велосипеда, проверить координацию можно с помощью теста.

Тест

Покажите, как одновременно выполнять два различных действия – топать ногами и хлопать руками. Или маршировать и при этом греметь бубном. Если ребёнок путается, не может выполнять оба дела одновременно – тест не пройден..

 

Самообслуживание и бытовые навыки (допустимо нарушение по 1 из пунктов 2-8, пункт 1 должен присутствовать обязательно)

  1. Всегда просится на горшок «по большому». Просится в туалет и пописать, даже может самостоятельно посещать туалет, сам снимает трусики при необходимости. Но иногда могут случаться небольшие «случайности». До 4 лет редкий ночной энурез – не повод беспокоиться. А вот энкопреза (недержания кала) быть не должно уже в 3 года и 1 -2 месяца.
  2. Самостоятельно аккуратно ест ложкой и вилкой. Держит их за конец ручки.
  3. Сам одевается и обувается. Застегивает крупные пуговицы на животике и груди. Раздевается самостоятельно.
  4. Замечает беспорядок в своей одежде. Умеет пользоваться носовым платком и салфеткой по мере надобности без напоминания.
  5. Самостоятельно моет руки с мылом и вытирает их полотенцем.
  6. после нескольких показов умеет открывать и закрывать шпингалет
  7. откручивает-закручивает баночки.
  8. По подражанию может пропылесосить или, например, постирать в тазике тряпочку,

 

Логическое и математическое развитие (допускается отсутствие 2-3 пунктов из ниже перечисленных)

  1. Подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат). Некоторые из них называет: круг, треугольник, квадрат.
  2. По показу, просьбе взрослого или в самостоятельной игре собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех‑пяти составляющих (то есть может вложить друг в друга 3–4 матрешки). Хорошо соображает, как вставлять предмет, какой частью или стороной его подносить к другому предмету.
  3. чётко определяет одинаковые предметы и заполняет доски Сегена или Бинго из 8-10 картинок без ошибок.
  4. Должен уметь вставить в доску с вкладышами фигуры, находя соответствия, а не «методом тыка».
  5. Ребёнок безошибочно различает 4 основных цвета и называет их: красный-жёлтый-синий-зелёный. На вопрос «Какого цвета кубик?» правильно называет минимум 2–3 цвета
  6. Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза – у всех, ноги – у человека, лапы – у животного, руки – у человека, крылья – у птицы».
  7. В 3 года ребёнок должен чётко отличать мальчиков от девочек, а также знать свой пол. Правильно отвечает на вопрос: «Ты мальчик или девочка?» Начинает различать и пол взрослых окружающих.
  8. Ориентируется в пространстве. Может по просьбе положить предмет в коробку, рядом, на коробку, за коробку. Понимает вверху и внизу, далеко, высоко.
  9. Знает много антонимов и противоположных значений: большой-маленький, высоко-низко, выше-ниже, мокрый-сухой, чистый-грязный, добрый-злой, грустный-весёлый, твёрдый-мягкий, колючий-пушистый, пустой-полный, громко-тихо, открыто-закрыто, ночь-день, мальчик-девочка. Понимание определений расширилось.
  10. Ребёнок понимает относительные определения - красивый, страшный, вкусный, кислый, сладкий, сложный (о задании).
  11. понимает последовательность событий не бытовом уровне из 3-4 действий.
  12. понимает, что такое часть и целое, может составить паззлы из 3-4 частей, разрезные картинки. Может по части предмета догадаться, что это за целый предмет.
  13. Понимает назначение часто используемых предметов. Может ответить на вопрос: чем ты кушаешь (ложкой), чем копаешь песок (лопаткой).
  14. По сравнению с этапом «2 года 6 месяцев» уже все дети должны четко понимать количественное соотношение (один, ни одного и много). Для проверки этого понимания можно провести тест.

Тест

Положите на стол три тарелки. Одну оставьте пустой, в другую положите 3-4 фасолины, а в последнюю – штук 30 фасолин. А затем попросите ребенка показать: «Где одна фасолина? Где ни одной? Где много?»

 

Социальные и коммуникативные навыки, игровые навыки (должны присутсвовать все данные навыки):

  1. Стремится общению с детьми и взрослыми. Стремится к игре с другими детьми. Для ребенка становится важным участие в коллективной ролевой игре. При распределении ролей старшими с готовностью играет порученную ему роль: «Ты будешь зайчиком». Т.е. может изображать какого-то персонажа из мира животных или знакомых сказок и мультиков. Охотно выполняет поручения в игре. Соблюдает правила в подвижных играх. Во время игр с детьми демонстрирует понимание очередности.
  2. Появляется склонность иметь друзей. Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками. палочку вместо термометра. Может по мотивам известной сказки (например, теремка) разыграть короткую сюжетную линию с нетипичными для Теремка игрушками.
  3. Совершенствуется самостоятельная ролевая игра. Например, играя с куклой или мишкой, ребенок может говорить «я – мама», «я – доктор», то есть берет на себя определенную роль. Одевает и раздевает кукол. Проявляет воображение в игре (стул – машина, кубик – мыло). За счет воображения может осуществлять игровые действия без предметов. Фантазирует в игре, вводя в нее сказочных героев.
  4. Много говорит во время игры, комментируя свои действия или то, что воображает в игре. Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

 

Психоэмоциональное развитие (допустимо отсутствие 1-2 навыков):

  1. различает на картинках и на лицах эмоции: радость, грусть, страх, злость.
  2. Испытывает чувство огорчения, а вот смущение или стыд ещё не ощущает, эти эмоции формируются с 4,5 до 5 лет. Поэтому если ребёнок прячет лицо или отказывается отвечать, это может быть связать с боязнью или неуверенностью в себе, но не стоит считать это смущением.
  3. Зато в 3 года ребёнок уже понимает, что сделал что‑то плохо (не успел в туалет, разлил воду), и ожидает от взрослого отрицательной оценки. Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
  4. Понимает, если плохо делает кто‑то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку: «Нельзя обижать (ломать, рвать, отнимать, драться)».
  5. Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, специально озорничать.
  6. Проявляет испуг характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека. Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.. В этом возрасте страхи быть должны, так как они показывают, что у ребёнка формируется самосохранение и осознание опасных ситуаций. допустимые страх: темнота, остаться один, врачи, уколы, крупные собаки. Если же у ребёнка нетипичные страхи вроде звука работающего пылесоса, стиральной машины, белых предметов, бабочек, маминой шляпы и т.п.), обратитесь к невропатологу.
  7. Формируются чувство осторожности и понимание опасности. Начинает ориентироваться в понятиях: опасный – безопасный, вредный – полезный. Однако и в этом возрасте надо продолжать объяснять ребенку возможные опасности, как и ранее.
  8. обостряется поведение «не хочухи», т.е. кризис 2-х летнего возраста. В норме к 3,5 годам этот кризис уходит. И начинается период «я сам». Первые проявления – попытки сделать что-то самостоятельно, несмотря на неумение – начинаются уже в 3 года.
  9. Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому‑то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто‑то спит, устал). Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей. Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).
  10. Понимает разницу между своим и чужим, учится делиться с другими. Понимает, что свои вещи должны возвращаться обратно, а чужие игрушки (например, в садике) ему не принадлежат, их надо возвращать.
  11. Делает попытки наводить вокруг себя порядок.

 

Мелкомоторное развитие (возможно отсутствие 1 навыка):

  1. Устойчив захват мелких предметов 2 пальцами.
  2. Правильно держит карандаш пальцами ведущей руки, правильно держит ложку при еде.
  3. Копирует с образца простой рисунок - нарисует горизонтальные и вертикальные линии, замкнутые формы (круг, солнышко, яблоко).
  4. По показу может нарисовать крест, домик, но скопировать эти рисунки может еще не каждый ребенок. Копирование отличается от рисунка по показу тем, что при копировании ребенок не видит то, как вы сами рисуете. Ребенок копирует с уже нарисованного вами рисунка. Поэтому копирование является более сложным заданием, чем рисование по вашему показу.
  5. После показа взрослым начинает рисовать человечка из двух частей, при этом пара конечностей, например две руки, считается за одну часть. Рисует обычно или туловище и голову, или туловище и ноги, чаще всего «головонога» – человечка без туловища.
  6. Начинает рисовать по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.), даже если в рисунке нет чётких форм.
  7. Проявляет интерес к аппликациям, лепке. Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях, соединяет части. Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик) между ладонями.
  8. В этом возрасте ребёнок может отрезать небольшие кусочки от полоски бумаги ножницами.
  9. Выполняет аппликации и коллаж с помощью взрослого, при этом не пытается облизать клей или краски.
  10. Ребёнок может по образцу сделать из мозаики «дорожку».
  11. снимает прищепки и скрепки с основы.
  12. надевает крупнее бусины на проволочку или толстую верёвку.

 

Речевое и общее развитие

В 2 года норма даёт широкий диапазон: в речи может быть от 70 до 300 слов, то в три года природное разнообразие (вариабельность) в речевом развитии разных детей сокращается, и все дети без каких‑либо отклонений в развитии к 3 годам- 3 годам и 1 должны соответствовать нижеуказанным требованиям. Отдельно уточню – если у ребёнка к 3 годам нет фразовой речи, то это не индивидуальный темп развития, а признак нарушений! Мальчики позже осваивают фразовую речь примерно на 3-4 мес, т.е. как минимум к 2 годам и 3-4 мес. в речи должны быть фразы! А уж в 3 года- обязательно! Не надо слушать тех, кто предлагает отмахнуться и подождать, что само всё пройдёт. Как правило, проблемы не проходят, а накапливаются: ребёнок не может обратиться с просьбами, его не берут в игру более развитые сверстники, он плохо усваивает речевые усложнение, которые легко даются иным деткам. И тогда к 4 годам разрыв в развитии увеличивается, и на фоне других детей недоразвитие становится очевидным.

Итак, к 3 годам с позиции речевого развития:

 

  1. Понимание речи обширно. Ребёнок понимает не менее 1500 слов. В активной речи не менее 300 слов (в норме – от 300 до 700 слов).
  2. Выполняет словесные инструкции, состоящие из четырех‑пяти этапов.
  3. Называет по картинке и на предметах основных животных, а также их детенышей, предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и т. д.
  4. Все дети в этом возрасте должны говорить о себе «я»: «я пошел», «я сам». Употребляет местоимения «ты», «мы», «мое». Знает, что папа – ОН, а мама – ОНА.
  5. Ребенок должен уметь говорить простыми, грамматически оформленными фразами. Обычно фразы состоят из трех-четырех слов.
  6. Начинает соединять две фразы в сложное предложение (главная и подчиненная часть предложения): «Когда папа придет с работы, мы пойдем гулять». Слова во фразах может изменять по числам и падежам.
  7. Речь ребенка должна быть понятна посторонним. В речи могут быть проблемы с произношением ж, ш, з, ч, щ, р, л, остальные звуки должны в речи присутствовать. В 3 года заниматься постановкой звуков ещё рано, так как челюсти ещё интенсивно растут и у ребёнка ещё недосформировано звуковосприятие. Т.е. ребёнок ещё не может чётко отследить правильность своего звукопроизношения. В данном возрасте важно расширить максимально словарный запас, а коррекцию звукопроизношения отложить на 4 года. Исключение – если речь ребёнка крайне невнятна или в речи отсутствует больше 7 звуков, в том числе и гласные. Тогда помощь нужна срочно.
  8. Свои действия он часто сопровождает речью. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Кратко рассказывает взрослым о том, что делает сейчас или делал недавно, то есть ведет беседу, состоящую из нескольких предложений.
  9. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Слова ещё могут быть частично упрощёнными. ребёнок скажет: «собака говорит ав-ав», а не «собака лает»., не «пойдёт купаться», а «идём куп-куп». . Слоговая структура в норме – это слова 2-3 слоговой структуры, отдельные слова из 4 слогов «черепаха, телевизор».
  10. В этот период ребенок может разучивать и повторять короткие стихи (двустишия и четверостишия), короткие песенки и отрывки из сказок.
  11. Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Называет друзей по имени.
  12. Задает не только простые вопросы: «Что это?», «Кто?», «Где?», «Куда?» Все чаще появляются вопросы познавательного характера: «Почему?», «Когда?», «Зачем?» и другие. Возникновение вопроса «почему?» знаменует собой новый этап умственного развития ребенка. Наступает возраст почемучки. До этого он просто знакомился с миром, а теперь он стремится этот мир понять. Чем раньше ребенок задал вопрос «почему?», тем полноценнее его умственное развитие, чем позже – тем явственнее задержка. Если к 3,5 годам ребенок еще не задает этого вопроса, то родители должны задавать его сами и сами же отвечать на него, стимулируя тем самым познавательный интерес ребенка.
  13. ребёнок умеет регулировать силу голоса (кричать, шептать, выполняет просьбу «говори тише»), правильно ставит большую часть ударений.

 

Повод обратиться к специалистам:

  • Если в 3 года ребенок говорит меньше 250 слов, а также если общается только с помощью лепетных слов и обрывков предложений: «гаки» (глазки), «ноти» (ножки), «око» (окно), «дев» (дверь), «ути» (руки); «да тина» (дай машину), то необходимы срочная консультация невролога и занятия с логопедом (даже если ребенок благополучно прошел профилактический осмотр «официального» логопеда). Такая речь – не норма! Также не норма, если ребёнок выговаривает только первый слог слова, и слогом, например, КУ у него означается и кукла, и кубик, и курица, и прятки, и кусок хлеба. Если вам рассказывают, что-то вроде «дядя заговорил только в 3 года, а племянник по линии бабушки в 4», то это означает, что вам ОБЯЗАТЕЛЬНО надо показать ребёнка неврологу, так как у вашего ребёнка отягощённая наследственность!
  • ребёнок замечательно собирает паззлы даже из 36 частей и конструирует сложные конструкции, знает буквы и умеет считать, но при этом не стремится к игре с детьми и не выстраивает сюжет в игре.
  • Ребёнок не ориентируется в том, кто мальчик, кто девочка, устойчиво путает в речи род ( мальчик говорит « я пошла).
  • Знания ребёнка явно ниже нормативов и с трудом дотягивают даже до нормативов 2 лет (см. с статье про нормативы для 2 лет).
  • Ребёнок эмоционально не стабилен, истеричен, агрессивен.
  • Ребёнок демонстрирует особенность в развитии: знает явно более высокие, чем по возрасту знания ( умеет считать, писать цифры, рассказывает наизусть огромные стихи и т.п.), но при этом никак не выучит элементарное – например, не помнит, как называется какой цвет, никак не приучится к горшку или, например, ходит «по большому» только в памперс.
  • У ребёнка в речи эхолалия. Т.е. если ребёнок на ваш вопрос повторяет фразу дословно или только последнее слово, не думая и не изменяя слов. Или если ребёнок произносит одну и ту же фразу в похожих ситуациях, не меняя слова.
  • Ребёнок неловок, не удерживает в 2 пальцах мелкие предметы. Протестируйте- предложите ребёнку перенести фасолины из тарелки в тарелку. Если ребёнок берёт 3 пальцами- это ниже нормы, нужно- 2. Второй тест – предложите ребёнку восковым мелком соединить на листе формата А5 2 крупные точки. В нормативе- рука проведёт линию с небольшими отклонениями, но чётко соединит точки.
  • У ребёнка есть признаки заикания. А также если в речи очень мало звуков, если речь нечёткая, что даже вы не всегда понимаете.
  • У ребёнка нетипичные страхи и фобии или ребёнок часто впадает в истерику, и у его не получается быстро успокоить
  • Если у ребёнок агрессивен, в том числе проявляет самоагрессию (бьёт себя, расцарапывает, кусает сам себе руки)
  • У ребёнка в речи крайние нарушения грамматического строя – например, вместо «я не хочу» говорит: «Маша хочет нет».

 

Новые навыки, освоенные к 3 годам и 6-7 мес.

    1. двигательная активность – к 3,5 годам ребёнок уже ловит мяч, брошенный с расстояния в 2 метра. Может
    2. Улучшается понимание цветов – к 3,5 годам ребёнок чётко выучивает названия всех основных цветов: жёлтый-красный-зелёный-синий-коричневый-белый-чёрный, несколько оттеночных (розовый, серый, оранжевые и т.п.). теперь ребёнок подбирает их по образцу или по просьбе взрослого: «Дай мне красный кубик, дай мне черный кубик».
    3. классификация. В 3,5 года ребёнок умеет обобщать: возможно, ещё не назовёт (этот навык формируется к 4-4,5 годам), но по просьбе разделит на 2 кучки птиц и животных, рыб и птиц, посуду и мебель. Хотя ещё путает фрукты и овощи (этот навык тоже формируется позже).
    4. Знания об окружающем мире. К 3,5 годам ребёнок чётко распознаёт и называет домашних и основных диких животных, отличает бабочку, паука, жука и пчелу. Знает рацион питания животных. Показывает составные части тела животных и птиц: рога, грива, копыта, пасть, клюв, крылья и т.п. . Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы). Знает назначение частей тела: «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят».
    5. память и внимание. Примерно с 3,5 лет память ребёнка развита настолько, что он может из группы кубиков выбрать, например, «большой жёлтый», т.е. удерживает в память 2 признака предмета.
    6. математика и логика . При предъявлении трех предметов различных размеров находит и может назвать большой, маленький и средний. Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый), различает длинные и короткие предметы, по просьбе показывает высокого и низкого человека, длинный и короткий предмет. Но при вопросе: какой это человек, антоним высокий или низкий не вспомнит. Т.е. понимание речи по-прежнему превалирует над активной речью. Навыки счёта ещё не обязательны. Достаточно уметь оперировать понятиями один, много, мало, больше, меньше, все, каждый, ни одного. На бытовом уровне ребёнок понимает, что раньше, что позже, оперирует понятиями сначала-потом.
    7. В 3,5 года у ребёнка становится выше способности к конструированию: может построить объёмную и простую плоскостную фигуру из 3-4 частей. Собирает пирамидку из восьми – десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру). Строит башню из восьми‑девяти кубиков. Из кубиков, конструктора или подсобных материалов начинает делать самостоятельно сложные сюжетные постройки и называет их: дом, забор, машина, мостик и др. Строит не только самостоятельно или по речевой инструкции взрослого, может строить по образцу или рисунку, копирует модель. Использует эти постройки для настольной игры с сюжетными игрушками (машинка, мишка, кукла).
    8. Мелкая моторика – ребёнок рисует простые и уже понимаемые рисунки. Определяется окончательно ведущая рука (самое позднее- к 4 годам). Ребёнок начинает внимательно раскрашивать раскраски. Теперь ребёнок начинает изображать сюжеты (собачка ест, я на прогулке, мама идёт в магазин). Может провести внутри контурной дорожки. Проводит (ещё неточно) по простому контуру (т.е. начинается период обводилок по пунктирным линиям - солнышко, грибок, кораблик и т.п.) Накручивает ленту на палку. Открывает и закрывает винтовым движением не только крышки баночек, но и мелкое, например, крышечку у зубной пасты.
    9. Психо-эмоциональное развитие. Различает на картинках, фотографиях и людях ещё и следующие эмоции: яркое удивление, обиду. Радуется своим действиям, когда получается. Огорчается при неумении что‑то сделать. Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»). Начинает понимать юмор – смеется, а в случае чего-то неожиданного - недоумевает. Эмоционально по‑разному реагирует на красивое, некрасивое: замечает, различает, оценивает. При правильном воспитании проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно выслушивает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете. Становится более сговорчивым, начинает понимать разницу между прошлым и будущим и осознает возможность отложить немедленное исполнение своих желаний на будущее. Может играть самостоятельно в сюжетно-ролевые игры. В играх сюжет меняется.
    10. В речи практически исчезает упрощённая речь. В речи много вопросов- почему? Кто? Где? Когда? Куда? В речи много глаголов, прилагательных, местоимений, появляются наречия и причастия. Ребёнок может ответить достаточно полно на вопросы, может рассказать по картинке. Рассказывает свои мысли, описывает переживания.
    11. игры приобретают яркие гендерные признаки – мальчики группируются с машинками, играют в войну, роботов, а девочки- кукол, посудку. Хотя они периодически играют вместе, уже видны интересы. Игры разнообразны, игра постоянно меняется.
    12. бытовые навыки – посещение туалета по собственному желанию (без напоминания) устойчиво. При напоминании ребёнок моет и вытирает сам руки, чистит сам зубы. Частично одевается (носки, шапка, шатнишки) и раздевается, разувается, обувается, если обувь на липучках. Может застегнуть крупную пуговичку на животе. Имитирует действия взрослого по уборке и наведению порядка, по работе с инструментами (молоток, отвёртка). Умеет копать лопаткой и совком. Размешивает ложкой сахар. 

Рудова А.С., психолог, дефектолог, семейный консультант-психотерапевт, директор центра коррекции и реабилитации АРЛЕКИН, ген.директор Центра развивающих инновационных  методик в области образования и культуры

Категория: Совсем крохи | Добавил: Razvivalkina (14.02.2017) | Автор: Рудова Анна.
Просмотров: 3017 | Теги: нормы развития, ребёнок в 3 года, нормативы развития | Рейтинг: 0.0/0
Меню сайта
Категории раздела
Совсем крохи [17]
Вопросы развития, воспитания и обучения детей от 0 до 3 лет.
Малыши-крепыши [13]
Вопросы развития, воспитания и обучения детей от 3 до 5 лет)
Ребята -дошколята [4]
вопросы воспитания и подготовки к школе детей 5,5-7 лет
Школьные годы чудесные [2]
вопросы воспитания, обучения и развития детей от 7 до 12 лет
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0