Четверг, 25.04.2024, 05:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Принципы коррекционной работы в центре Арлекин
Разберёмся, что происходит в центре Арлекин на коррекционных консультациях и курсах.
Чтобы начать у нас заниматься, нужна консультация, т.е. диагностика. На консультации обязательно должен присутствовать представитель ребёнка, с кем будет в перспективе заключаться договор и, желательно, человек, кто будет конкретно выполнять домашние задания с ребёнком (часто это бывает не мама, а бабушка, няня и даже дедушка).
Консультация проводится сразу двумя специалистами, что расширяет сферу обследования: дефектолог-психолог и дефектолог-логопед (или олигофренопедагог-логопед), причём оба эти специалиста являются также консультантами в области семейной психотерапии. Также у одного из наших консультантов есть медицинское образование, что позволяет на профессиональной основе анализировать меддокументы ребёнка. Бывает, что для сложных случаев мы приглашаем дополнительных специалистов. Консультация длится от 40 минут до 1,5 часов Во время консультации анализируется медицинские документы ребёнка (если есть в этом необходимость), собираются на основе опроса родителей данные о развитии ребёнка с рождения, идёт тестирование ребёнка. Консультанты также наблюдают за поведением ребёнка и способами взаимодействия родителей и ребёнка.
Если необходимо, специалисты могут рекомендовать дополнительное обследование у невропатолога, психиатра, сурдолога, ортопеда и окулиста, так как правильная диагностика помогает лучшим образом подобрать методы способы помощи или комплексной поддержки развития ребёнка. Отметим, что в ряде определённых случаях при отказе от лечения студия не берёт ребёнка на коррекцию. Это касается, например, детей с яркой агрессией.
Представителям ребёнка предлагается нагрузка по коррекции, объясняются её принципы  и общие цели коррекции. Позже студией определяется педагог (педагоги), который (ые) будет (дут) проводить консультативные занятия, и уже лично они связываются с родителями ребёнка, чтобы установить удобный режим посещения.
В течение первых консультативных занятий педагог продолжает уточнять данные о ребёнке, чтобы составить программу коррекции конкретно для этого ребёнка..
Объясним суть диагностики так: Представим, что к нам привели ребёнка 8 лет (не будем уточнять диагноз). В результате исследования было выяснено, что у ребёнка уровень развития мелкой моторики – 3 года, крупной моторики – 6 лет, межполушарные связи сформированы на уровень 4 лет, логическое мышление – на 3 года, уровень пассивной речи – на 5 лет, а активной – на 3 года, эмоциональная сфера – на 4 года, зрительное и слуховое сосредоточение развиты на 4 года, уровень опосредованной памяти резко снижен, уровень социально-бытовых навыков – на 6 лет, по уровню игровой деятельности у ребёнка возраст 2 года, объём системы знаний – на 4 года, пространственно-временная ориентация – на 3 года и далее по перечню…
Вычисляя среднее арифметическое значение, мы выясним, например, что уровень психо-эмоционального развития данного ребёнка равен примерно 4 годам, хотя фактически ребёнку 8 лет.
Представьте, что знания - это кирпичики. Чтобы составилась стена из знаний, все кирпичики должны ложиться ровно, каждый новый уровень знаний надстраивается на предыдущий. Если где-то какой-то кирпичик или не был заложен, или почему-то рассыпался, то построение знаний вверх уже невозможно. И цель дефектолога – найти, на каком уровне начался этот провал. Какое «базовое» знание почему-то «не далось» ребёнку, из-за чего все знания выше этого уже не образовывались. И именно эти «кирпичики» педагог и должен в рамках работы вместе с родителями восстановить.
Попытка «перескочить» выпавшие «кирпичики» обречена на провал: невозможно научить кататься на велосипеде раньше, чем ходить. Иногда методом жёсткой дрессуры отдельные кирпичики можно поставить над «пустотой». Но такие знания непрочны, бессмысленны, не могут развиваться дальше и быстро утериваются. Например, четырёхлетку можно чисто технически заставить выучить наизусть таблицу умножения. Но если у него до этого не сложилось понимание о составе числа, принципах равенства-неравенства, понимание увеличения и уменьшения предметов – то применять знания он не сможет и решить задачку будет не в состоянии. Так в данном примере нам не нужно развивать то, что у ребёнка итак развито выше, чем на 4 года, а сконцентрировать коррекцию в первую очередь на том, что ниже 4 лет или равно 4 годам.
После установления зон недоразвития педагог составляет план работы на месяц, который корректируется и видоизменяется в зависимости от реалий обучения. Если у ребёнка выпадение только небольших и близких областей развития (например, у ребёнка 6 лет проблемы с произношением звука Р), то коррекция проводится в лёгкой игровой форме по методам обычного педагогического воздействия.
Если ребёнок имеет нарушения сенсорной интеграции и познавательной активности, педагог будет опираться на стимулирование сенсорного развития и азов коммуникации. Также педагог поступит, если ребёнок симбиотически привязан к матери, крайне пуглив. У нас действует специализированная сенсорная комната с богатым оборудованием, где можно будет проводить комплексную сенсорную интеграцию по всем направлениям.
Если у родителей есть запрос на формирование только одного конкретного навыка без комплексного развития ребёнка (например, обучить ребёнка ходить в туалет самостоятельно, что является обязательным условием для посещения детсада), педагог будет опираться, скорее, на систему построения определённых программ по заучиванию узких навыков.
Теперь рассмотрим ситуацию, наиболее часто встречающуюся в нашей студии – когда родителям требуется комплексное развитие. Первый блок консультативных занятий ставит следующие коррекционно-педагогические цели:
· Установление контакта с ребёнком через эмоциональную акцентуацию приятных для ребенка впечатлений.
· Изначально необходимо сформировать систему аффективной организации сознания и поведения, целостной системы смыслов, определяющей отношения ребенка с педагогом и родителями, которые будут выступать в процессе всей коррекционной работы ко-педагогами. Разработка системы стимулирования и последовательное внедрение системы не только на занятии, но и в обиходе. Стимулы подбираются к каждому ребёнку индивидуально: кто-то из детей готов выполнять задания только за печенку, а кто-то – за пение песенки, рисование лабиринта, за похвалу или игру с необыкновенной игрушкой, которая есть только у специалиста. Так укрепляется контакт со специалистом и желание развиваться и общаться. То есть, постепенное переключение с полевого поведения на осмысленно-рабочее. Если ребёнок маленький, очень пугливый или крайне привязанный к маме, специалисты будут заниматься в первое время в присутствии мамы, и готовить ребёнка постепенно к самостоятельным занятиям. В любом случае вы можете быть уверены, что вашего ребёнка никто не обидит. Опытные профессионаоы найдут подход. Да, они могут быть строгими, но всегда чуткими и заботливыми. Если же у ребёнка (или у мамы) не сложится контакт с назначенным специалистом, можно обратиться к директору, и если доводы родителей объективны, вам заменят специалиста.
· Коррекция нефункционального поведения ребёнка (например, при работе с детьми с РАС - уменьшение числа аутостимуляций и длительности «ухода» в стереотипное поведение, а при занятиях с агрессивным ребёнком – работа с контролированием агрессивности и перевод энергии в позитивное русло).
· Формирование основ коммуникации. Например, если у ребёнка нет никакой речи, осваиваются самые азы общения – интерес к общению и диалогу, формируется зрительный контакт и указательный жест, простраивается подражательная деятельность, первичная модель общения (хотя бы жестовые обозначения «да» и «нет». Происходит выработка правил общения и взаимоотношений педагога и ребёнка, педагога и родителей.
· Психокоррекционная работа с семьёй ребёнка для создания базы для успешной коррекционно-развивающей работы.
На каждый навык, который нужно привить ребёнку, разрабатывается учебная программа (способ донести материал до ребёнка, специальные пособия и материалы). Каждая программа состоит из нескольких подпрограмм, которые осваиваются поочерёдно. Главное условие – навыки закрепляются от простых к сложным, происходит постоянное взаимопроникновение навыков, перенос навыков на бытовой уровень. Для достижения этих целей в студии Арлекин разработано огромное количество уникальных авторских подходов, способов донесения материала. Например, научить ребёнка различать внутрь и рядом (азы ориентации в пространстве) разработано 36 различных программ.
Одновременно специалист может изучать с ребёнком от 2 до 6 навыков, которые связываются постепенно воедино. Пример: взрослый учит ребёнка различать красный и жёлтый цвета, параллельно - понятие большой-маленький. Когда эти навыки закрепятся, специалист поможет ребёнку объединить эти навыки, чтобы ребёнок смог определять, например, из 4 кубиков, где «большой красный», где маленький жёлтый и т.п. Так ребёнок учится объединять два признака предмета.
При присоединении к этому изученного навыка ориентации в пространстве «рядом-внутрь», ребёнок сможет выполнить бытовую просьбу мамы: «положи большой красный мяч внутрь коробки» или положить большую ложку рядом с тарелкой.
Навык считается закреплённым, только когда в любой обстановке и любым людям ребёнок сможет демонстрировать это умение в 80% случаев безошибочно. Так если ребёнок понимает, где красный кубик, а где жёлтый, но не может отличить красное яблоко от жёлтого – навык дифференциации красного и жёлтого цветов не закреплён. Соответственно, ещё рано переходить к изучению зелёного цвета.
Несмотря на многоразовые повторы выполнения заданий и оттачивание навыков, нужно чётко различать, что цель коррекции – не только привить знание, но и научить переносить имеющееся знание на все области. В этом и есть различие тренировки от дрессировки, тогда как большое количество коррекционных методик строится именно на заучивании некоторого набора знаний. Этот чисто механистический подход - дрессировка - нам абсолютно чужд. На самом деле выучить наизусть таблицу умножения совсем несложно, но важнее - чтобы ребёнок понимал смысл умножения и деления, а также умел самостоятельно без подсказки использовать этот навык в быту. Например, в магазине.
Если по причинам диагноза какой-то из навыков ребёнком не может быть освоен, специалист ищет «обходной» путь достичь того же результата. Например, на коррекцию приводят не говорящего ни слова ребёнка 9 лет. Развитие активной речи в таком возрасте уже невозможно по физиологическим причинам. Но разберёмся, зачем нужна ребёнку речь? Чтобы общаться, чтобы рассказать о своих потребностях, изложить желания и мысли. Тогда специалисты могут предложить ребёнку альтернативную коммуникацию: жестовая речь, карточная система (аналоги PECS), символьная система Bliss, письменная речь, наконец.
Так у нас разработано много нестандартных подходов. Например, для детей с нарушениями зрительных анализаторов у нас используется система обучения распознанию цвета через запахи.
Таким образом, в зависимости от запросов родителей и реального состояния ребёнка может быть предложена гибкая коррекционная система, базирующаяся и на комплексе лучших приёмов различных методик. И всё-таки основное направление работы студии – именно авторский подход, разработанная Анной Рудовой методика. Эта методика соединяет в себе лучшие моменты поведенческой терапии, собственно, эта методика, как и АВА, относится к поведенческой теории. Но также методика  соединяет с поведенческим подходом семейную системную психотерапия, так как по нашему опыту именно такой комплекс позволяет достигнуть максимальный и устойчивых результатов. Семейный системный подход помогает посмотреть на многие моменты поведенческих нарушений по иному, через призму психологии, а не директивности АВА-терапии. 
Сразу уточним - мы не работаем по классическому варианту АВА, мы, в принципе, не АВА-центр, мы не входим в международную ассоциацию ВАСВ, хотя в истоках существования в наших рядах работали АВА-тераписты, имеющие ВСВА-квалификацию. Но с тех пор мы разработали множество собственных методик, приёмов и уникальных методов работы. постепенно в рамках АВА нам стало тесно, да и наша уникальная методика уже во многом отличается от стандартизировано-унифицированного шаблона АВА. Мы не верим, что американские специалисты, самоназначившие себя вершителями АВА-терапии в мире имеют на то право и лучше нас разбираются в потребностях педагогики в сторону российских аутистов-детишек. К тому же, многие приёмы АВА-терапии в классическом варианте нам кажутся слишком жёсткими и даже жестокими, поэтому наш подход более пластичен и понятен. При этом мы считаем, что АВА-терапия является весьма прогрессивным методом помощи.
В центре Арлекин разработана масса уникальных пособий, приёмов, методов объяснения материала. Многие из этих педагогических «находок» получили высокое признание, в том числе и на международных конференциях. Среди сотрудников есть те, кто имеет звание кандидатов наук, что подтверждает высокую ценность научных открытий и авторских разработок. И все эти уникальные разработки мы используем, чтобы помочь каждому конкретному ребёнку справиться с его индивидуальными сложностями.
Несмотря на то, что все сотрудники студии имеют высшее образование, а 80% - два или три высших образования, или несколько специализаций, все они ежегодно проходят повышение квалификации, проходят обучающие курсы, знакомятся с прогрессивными методиками разных направлений. Это позволяет быть в курсе наиболее современных психолого-педагогических новинок и предлагать нашим клиентам наиболее прогрессивные методы коррекции.
У нас возможно присутствовать на занятиях, хотя наиболее эффективно большинство детей занимается без родителей. Однако многим из них на начальных этапах коррекции нужен мягкий подход. который достигается за счёт сенсорной терапия или, например, работы по методике FloorTime.
Если родитель не присутствовал на занятиях, после каждого индивидуального занятия специалист рассказывает родителю, чем именно занимались, и консультирует: что нужно делать дома для закрепления материала. Выполнение домашних заданий обязательно, иначе эффект от коррекции будет минимальным. В индивидуальной тетради ребёнка также записываются задания, в дополнение специалист может выдавать пособия для закрепления навыков. Кроме того специалист ведёт собственные записи хода коррекции, которые ежемесячно проверяются методологом студии.  Администрация ведёт мониторинг хода коррекции и контролирует действия  специалистов.
При необходимости, на консультативных занятиях с вашим ребёнка может присутствовать ещё один специалист студии, что позволяет осуществляться обмену опытом между коллегами, а также повысить эффективность коррекции. Иногда бывает, что у ребёнка создаётся настолько замечательный контакт со своим специалистом, что все результаты ребёнок начинает показывать только этому человеку. Во избежание излишнего привыкания к одному специалисту, отдельные занятия с ребёнком проводит другой специалист, и даже занятия проводятся в другом кабинете.
Большинству родителей предлагается кроме развивающих занятий с ребёнком проходить семейную психотерапию. Семейная психотерапия - это особый вид консультаций. которые позволяют создать дома максимально комфортную для развития атмосферу и скорректировать некоторые неблагоприятные факторы для прогресса. Семейная психотерапия показана и при некоторых особых проблемах ребёнка: при наличии стойких страхов, неуправляемости ребёнка, поведенческих проблемах, категорическом отказе дома выполнять домашние задания. Кроме того, большинству родителей, в семье которых растёт ребёнок с нарушениями развития, необходима личная помощь психолога для уменьшения тревоги, снятия эмоциональной усталости, поиска ресурсов для помощи такому сложному ребёнку. Только сочетание психотерапевтической поддержки и индивидуальной нагрузки  со специалистом гарантирует достижение высокого прогресса в развитии ребёнка с патологиями.
Кроме индивидуальных встреч со специалистами студия предлагает групповые занятия тем детям, которым они необходимы. Например, возможны консультативные занятия в семейном кругу по арттерапии или игротерапии, во время которых родители учатся лучше понимать проблемного ребёнка и реагировать правильно на его потребности и просьбы. Также имеются групповые занятия по нейропсихической коррекции для детей с гиперативностью, тревожностью и стеснительностью. Малышам 4-7 лет со значительными патологиями развития, но стремящимися к общению с детьми, предлагаются курсы группового развития (логика, чтение, мелкая моторика), а детям 5,5-7 лет предлагается курс «Альтерантивная школа», где можно получить первичные интеллектуальные знания для подготовки к школе. При необходимости формируются мини-группы из 2 детей, где кроме педагога с ребёнком с нарушениями развития присутствует обычный ребёнок (Курс "Игровая площадка"). Такие совместные игры и задания позволяют справиться с отчуждённостью «особых» детей, учат их совместной деятельности, помогают развивать сюжетно-ролевую игру, дают большой толчок для развития эмоциональной сферы. Чтобы коррекционная педагогика работала лучше, мы предлагаем также и способы аппаратной биокоррекции: магнитотерапия, озонотерапия, нейроимпульсная терапия, виброаккустическая коррекция, электроимпульсное био-воздейтсвие,  .ДЭНС-терапия и ТЭС-терапия.   
При необходимости студия проводит ППК (педагогико-психологическоую консультацию), результаты которых бывают важны для прохождения ПМПК, подтверждения либо снятия инвалидности, проведения обследований в Москве и иных городах.
При смене обстоятельств, вы сможете в любой момент прервать прохождение коррекции в рамках нашей студии. При решении возвратиться, мы стараемся принять обратно в скорейшие сроки.
Итак, главная цель коррекции в нашего центра – обеспечить комплексный подход к решению проблемы, устранить мозаичность развития, способствовать планомерному развитию всех знаний и умений, необходимых ребёнка. И, самое важное - способствовать максимальной социализации ребёнка, то есть – максимальной его вовлечённости в жизнь общества.
 
Если вам хочется задать какие-то вопросы о деятельности в нашем центре, задавайте вопросы на форуме!
Категория: центр "Арлекин" (г.Саратов) | Добавил: Razvivalkina (30.07.2012) | Автор: Рудова А.С.
Просмотров: 4762 | Рейтинг: 5.0/1
Меню сайта
Категории раздела
наши любимые ОСОБЫЕ дети [101]
Бывают дети с нарушением здоровья, но они все равно самые лучшие и любимые.
Психология: дела семейные, дела житейские [41]
Семья, быт, работа, друзья - поговорим о том, чем мы и как живём.
центр "Арлекин" (г.Саратов) [21]
всё о деятельности центра коррекции и реабилитации "Арлекин"
Наше продолжение - наши сокровища. [36]
Всё о воспитании, развитии и обучении детей от рождения до .... они всегда остаются крохами, не так ли?
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0