Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Этот диагноз сатвят детям, которые не выговаривают какие-то звуки - р,л, ш или иные.
Множественная дислалия - это, соответсвенно, когда отсутсвует в речи много звуков.
Неправильное произношение может фиксироваться родителями и окружающими довольно рано, поскольку артикуляцией звуков дети овладевают постепенно. Как правило, ошибки в произношении, проявляющиеся до 5 лет, являются физиологически обусловленными и сами собой пройти уже не могут. То есть, если у ребёнка в 5 лет часть звуков отсутсвует или заменяется на другие, ждать что "само исправится" уже нельзя, надо обращаться к логопеду.
На формирование правильной речи влияет много факторов, перечислять все я не стану, расскажу только о некоторых. Снижение слуха затрудняет своевременное и полноценное формирование звуковой стороны речи и, к сожалению, в последние 2 года участились случаи, когда родители узнают о проблемах со слухом ребёнка только в возрасте около 4,5-5 лет. Большое значение для развития полноценной речи имеет речевая среда, в которой воспитывается ребёнок. Если дома нет правильного произношения, если звучит "говор", то ребёнок будет его повторять.
Дислалия делится на группы.
В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии: • функциональную; • механическую. В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии.
Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические — в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты.
Причины функциональной дислалии. 1. общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции; 2. недостаточная степень развития фонематического слуха; 3. неблагоприятные социальные и речевые условия, в которых воспитывается ребёнок; 4. двуязычие в семье. Причины механической дислалии. 1. Недостатки строения челюстно-зубной системы: а) дефекты в строении зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов); б) дефекты в строении челюстей: прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперёд); прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперёд); передний открытый прикус; боковой, двусторонний прикус; укороченная или слишком массивная уздечка языка. 2. Патологические изменения величины и формы языка. 3. Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба. 4. Атипичное строение губ. Но необходимо обратить внимание, что не во всех случаях патологических отклонений в строении артикуляционного аппарата имеет место нарушение звукопроизношения.
Как проявляются нарушения звукопроизношения? Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка при дислалии могут проявляться по — разному: • звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета); • звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится «горловой»; вместо с — межзубный с; • звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л → у). В зависимости от того, какие звуки не сформированы или нарушены, выделяют следующие виды недостатков.
Сигматизм — недостатки произношения свистящих (с, с', з, з', ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков. Это один из распространённых видов нарушений звукопроизношения.
Ротацизм — недостатки произношения звуков р и р'.
Ламбдацизм — недостатки произношения звуков л и л'.
Дефекты произношения нёбных звуков:
каппацизм — звуков к и к';
гаммацизм — звуков г и г';
хитизм — звуков х и х';
йотацизм — звука й.
Дефекты озвончения — недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими.
Дефекты смягчения — недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твёрдыми звуками.
Ринолалия — это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. В отличие от дислалии, нарушается произношение как гласных, так и согласных звуков. Ринолалию следует отличать от близкого по механизму нарушения — ринофонии, при которой нарушен только тембр голоса, а артикуляция звуков почти не отличается.
|