Воскресенье, 28.04.2024, 09:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой проводится только по назначению логопеда или физиотерапевта. При домашнем использовании (например, с целью борьбы с астмой или частыми простудами) сначала нужно проконсультироваться с терапевтом, так как есть противопоказания, а также- ограничения по выполнению ряда упражнений.

В коррекционной педагогике дыхательную гимнастику по Стрельниковой назначают в 2 случаях: при коррекции речи и при психоэмоциональных нарушениях. Цели в данных 2 случаях - разные.  При психоэмоциональных нарушениях вследствие органических поражений мозга, при ММД, при СДВГ назначается комплекс, целью которого является снижение внутричерепного давления и быстрое активное насыщение мозга кислородом. Благодаря активному насыщению кислородом крови, происходит улучшение кровообращения в мозге, активизация метаболизма.  То есть, при регулярном использовании дыхательных гимнастик, у ребёнка повышается концентрация внимания и сосредоточение. 

Высокие результаты дыхательные гимнастики по Стрельноковой показывают при коррекции ЗПРР, ЗРР и ОНР и патологиях речевого аппарата, дизартрии, логоневрозах, сложной дислалии. Эта гимнастика- необходимый элемент при вызывании речи при её позднем формировании.  

Рассмотрим стандартный комплекс при коррекции речи. Если логопед не насписал иного комплекса, стоит начинать так: начинаем  с изучения первых трех упражнений комплекса. В первый урок следует сделать упражнение "Ладошки" - 4-5 раз по 4 вдоха-движения; упражнение "Погончики" - 4-5 раз по 8 вдохов-движений; упражнение "Насос" по 4 вдоха-движения. На эти упражнения, при умении их делать, затрачивается  не более 6 минут. Этот урок вы должны повторить 2 раза в день (утром и вечером). Далее, число упражнений, с 3 дня, наращиваем по схеме, указанной логопедом. Постепенно вводятся новые упражнения. Повторять занятия нужно дважды в день: утром и вечером.
В системе Стрельниковой упражнений много, но с детьми, особенно с целью развития речи, используется только часть. 
Основной логопедический комплекс включает в себя следующие упражнения.

"Ладошки"
Исходное положение (и.п.): станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю" - "поза экстрасенса". Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза), сжимая на каждый вдох кулаки. Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза.
Помните! Активный вдох носом - абсолютно пассивный. Неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны!
Норма: "прошмыгайте" носом 24 раза по 4 вдоха.
Упражнение "Ладошки" можно делать стоя, сидя и лежа.

В начале урока возможно легкое головокружение. Не пугайтесь: оно быстро пройдет. Если головокружение сильное, предложите ребёнку на начальных этапах делать все задания сидя, делая паузы после каждых 4 вдохов-движений (отдыхать можно не 3-4 секунды, а от 5 до 10 секунд).

"Погончики"
И.п.: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены - выдох "ушел". Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов-движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений.
Максимально делается 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Погончики" можно делать стоя, сидя и лежа. 

"Насос" ("Накачивание шины")
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища (основная стойка - о.с.). Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом во второй половине поклона. Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться (но не выпрямляться), и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Возьмите в руки свернутую газету или палочку и представьте, что накачиваете шину автомобиля. Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
Помните! "Накачивать шину" нужно в темпоритме строевого шага.
Максимально 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Насос" можно делать стоя и сидя.

Ограничения: при травмах головы и позвоночника; при многолетних радикулитах и остеохондрозах; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; при камнях в печени, почках и мочевом пузыре не кланяйтесь низко. В этих случаях поклон делается едва заметно, но обязательно с шумным и коротким вдохом через нос. Выдох делается после каждого вдоха самостоятельно (пассивно) через рот, но не открывая его широко.
Упражнение "Насос" очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный приступ, помогает для коррекции произношения – постановки и автоматизации ряда звуков, произносимых на резком выдохе.


"Кошка" ("Приседание с поворотом")
И.п.: Станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении на должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо - влево, вдох справа - вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Коленки слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.

Максимально - 12 раз по 8 вдохов-движений.

Упражнение "Кошка" можно делать также сидя на стуле и лежа в постели (в тяжелом и больном состоянии).

"Обними плечи" (вдох на сжатии грудной клетки)
И.п.: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым "объятием" резко "шмыгайте" носом. Руки в момент "объятия" идут параллельно друг другу (а не крест на крест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).
Максимально для ребёнка - 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Обними плечи" можно делать также сидя и лежа.

Ограничения: сердечникам с ишемической болезнью сердца (ИБС), врожденными пороками, перенесенным инфарктом в первую неделю тренировок не делать упражнение "Обними плечи". Начинать его нужно со второй недели вместе с другими упражнениями стрельниковской гимнастики. В тяжелом состоянии нужно делать подряд максимально- по 4 вдоха-движения или даже по 2, затем отдых 3-5 секунд и снова 2 или 4 вдоха-движения.
Женщинами начиная с шестого месяца беременности  упражнение "Обними плечи"  проводится по особому. 

"Большой маятник" ("Насос" + "Обними плечи")
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки (слегка прогнувшись в пояснице) наклон назад - руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед - откидывайтесь назад, вдох с "пола" - вдох с "потолка". Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох!
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Большой маятник" можно делать также сидя.

Ограничения: при остеохондрозе, травмах позвоночника и смещениях межпозвонковых дисков упражнение. В этих случаях большой маятник делается, ограничивая движения: слегка кланяясь вперед и почти не прогибаясь при наклоне назад.

"Поворот головы"
И.п.: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поверните голову вправо - сделайте шумный короткий вдох носом с правой стороны. Затем поверните голову влево - "шмыгните" носом с левой стороны. Вдох справа - вдох слева. Посередине голову не останавливать. Шею не напрягать, вдох не тянуть!
Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно, через рот.
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Ограничения: при травмах головы, вегетососудистой дистонии, эпилепсии; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника. В этих случаях не делают резких движений головой в упражнениях "Повороты головы", "Ушки" и "Маятник головой". Поворачивают голову чуть-чуть, но обязательно шумно "шмыгают" носом. Делать эти упражнения можно сидя, а "Повороты головы" и "Ушки" можно даже лежа.

"Ушки" ("Ай-ай")
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к правому плечу - шумный короткий вдох носом. Затем наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох. Чуть-чуть покачайте головой, как бы мысленно говорите кому-то: "Ай-ай-ай! Как не стыдно!" Смотреть нужно прямо перед собой. Это упражнение напоминает "китайского болванчика".
Помните! Вдохи делаются одновременно с движениями. Выдох должен происходить после каждого вдоха (не открывайте широко рот).
Максимально- 12 раз по 8 вдохов-движений.
Ограничения: при травмах головы, вегетососудистой дистонии, эпилепсии; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника. В этих случаях не делают резких движений головой, поворачивают голову чуть-чуть, но обязательно шумно "шмыгают" носом. Делать можно сидя, и даже лежа.

"Маятник головой" ("Малый маятник")
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз (посмотрите на пол) - резкий короткий вдох. Поднимите голову вверх (посмотрите на потолок) - тоже вдох. Вниз - вверх, вдох с "пола" - вдох с "потолка". Выдох должен успевать "уходить" после каждого вдоха. Не задерживайте и не выталкивайте выдохи (они должны уходить либо через рот, но не видно, не слышно, либо в крайнем случае - тоже через нос).
Максимально для ребёнка- 12 раз по 8 вдохов-движений.
Ограничения: при травмах головы, вегетососудистой дистонии, эпилепсии; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; остеохондрозе шейно-грудного отдела позвоночника. В этих случаях не делают резких движений головой, поворачивают голову чуть-чуть, но обязательно шумно "шмыгают" носом. Делать можно сидя.


"Перекаты"
А. И.п.: станьте левая нога впереди, правая сзади. Вся тяжесть тела на левой ноге. Нога прямая, корпус - тоже. Правая нога согнута в колене и отставлена назад на носок, чтобы не потерять равновесие (но на нее не опираться). Выполните легкое танцевальное приседание на левой ноге ( нога в колене слегка сгибается) одновременно делая короткий вдох носом (после приседания левая нога мгновенно выпрямляется). Затем сразу же перенесите тяжесть тела на отставленную назад правую ногу (корпус прямой) и тоже на ней присядьте, одновременно резко "шмыгая" носом (левая нога в этот момент впереди на носке для поддержания равновесия, согнута в колене, но на нее не опираться). Снова перенесите тяжесть тела на стоящую впереди левую ногу. Вперед - назад, приседание - приседание, вдох - вдох.
Помните: 1) приседание и вдох делаются строго одновременно; 2) вся тяжесть тела только на той ноге, на которой слегка приседаем; 3) после каждого приседания нога мгновенно выпрямляется, и только после этого идет перенос тяжести тела (перекат) на другую ногу.
Норма 12 раз по 8 вдохов-движений.
Б. И.п.: станьте правая нога впереди, левая - сзади. Повторите упражнение с другой ноги.
Упражнение "Перекаты" можно делать только стоя.



"Шаги"
А. "Передний шаг" (рок-н-рол)
И.п.: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Поднимите левую ногу, согнутую в колене, вверх, до уровня живота (от колена нога прямая, носок тянуть вниз, как в балете). На правой ноге в этот момент делайте легкое танцевальное приседание и короткий, шумный вдох носом. После приседания обе ноги должны обязательно на одно мгновенье принять и.п. Поднимите вверх правую ногу, согнутую в колене, на левой ноге слегка приседайте и шумно "шмыгайте" носом (левое колено вверх - и.п., правое колено вверх - и.п.). Нужно обязательно слегка присесть, тогда другая нога, согнутая в колене, легко поднимется вверх до уровня живота. Корпус прямой.
Можно одновременно с каждым приседанием и поднятием согнутого колена вверх делать легкое встречное движение кисте рук на уровне пояса. Упражнение "Передний шаг" напоминает танец рок-н-рол.
Помните! Выдох должен совершаться после каждого вдоха самостоятельно (пассивно), желательно через рот.
Максимально рекомендуемая нагрузка для детей- 8 раз по 8 вдохов-движений.
Упражнение "Передний шаг" можно делать стоя, сидя и даже лежа.

Ограничения: при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (ИБС, врожденные пороки, перенесенный инфаркт) не рекомендуется высоко (до уровня живота) поднимать ноги. При травмах ног и тромбофлебите это упражнение выполнять только сидя и даже лежа (на спине), очень осторожно, чуть-чуть поднимая колено вверх при шумном вдохе. Пауза (отдых) - 3-4 секунды после каждых 8 вдохов-движений, можно продлить ее до 10 секунд.
При тромбофлебите обязательно нужно заранее проконсультироваться с хирургом.
При мочекаменной болезни и при беременности (начиная с шестого месяца) в упражнении "Передний шаг" высоко колени не поднимают.

Б. "Задний шаг"
И.п.: то же. Отведите левую ногу, согнутую в колене, назад, как бы хлопая себя пяткой по ягодицам. На правой ноге в этот момент слегка присядьте и шумно "шмыгните" носом. Затем обе ноги на одно мгновенье верните в и.п. - выдох сделан. После этого отведите назад согнутую в колене правую ногу, а на левой делайте танцевальное приседание.
Это упражнение можно делать только стоя.
Помните! Вдохи и движения делаются строго одновременно.
максимальна нагрузка ребёнку - 4 раза по 8 вдохов-движений.

правила применения гимнастики по Стрельниковой.
1. Начинаете занятие с ребёнком с 4-5 минут, по 2 захода в день, потом- постепенно увеличиваете до 15 минут 2 раза в день. На одно занятие, даже при максимальном наполнении комплекса, на гимнастику уходит не более 15-20 минут.

2. При хорошей тренировке (обычно через месяц после начала занятий, то есть, 60 раз выполненном комплексе) можно значительно увеличить нагрузку ( в 2 раза!) и достигнуть значительного эффекта, особенно в речи. Эти упражнения помогают ставить слоговую структуру слов. Например, если ребёнок вместо целого слова говорит только первый слог.  Часто активная гимнастика по Стрельниковой способствует коррекции произношения и автоматизации звуков (особенно - свистящие, шипящие).

3. Делайте за одно занятие  комплекс хотя бы из 3 упражнений, а не несколько десятков подходов одного какого-то упражнения. Наибольший эффект наступает при каждодневных 2хразовых занятиях: утром и вечером. При плохом самочувствии делайте стрельниковскую дыхательную гимнастику несколько раз в день по 1-2 упражнения за раз..

4. Гимнастику надо делать ДО еды или через полтора часа после еды.  Детям, страдающим гастритами, колитами, язвой, рекомендуется делать стрельниковскую гимнастику только до еды.

5.Стрельниковской гимнастикой можно заниматься и детям (с 3 лет) и глубоким старикам. Возраст не ограничен. Ее можно делать стоя, сидя, а в тяжелом состоянии - даже лежа! 

6. В среднем нужен месяц ежедневных занятий два раза в день, чтобы почувствовать лечебный эффект при любом заболевании или нарушении развития. С точки зрения коррекции речевых нарушений при неврологических заболеваниях, гимнастика по Стрельниковой даёт высокие результаты через полтора месяца ежедневного применения.

 

 

 

 

Категория: Проблемы с речью, логопедия | Добавил: Razvivalkina (01.09.2016)
Просмотров: 3366 | Теги: дыхательная гимнастика по Стрельник, логомассаж, развитие речи | Рейтинг: 0.0/0
Меню сайта
Категории раздела
Солнечные детки - дети с синдромом Дауна [6]
О развитии, воспитании и обучении детей с синдромом Дауна.
Вечный двигатель - гиперактивный ребёнок. [4]
О развитии, обучении и воспитании детей с гиперкинетическим синдромом и синдромом гиперактивности с дефицитом вниамния и без него.
Задержка развития - это не приговор! [6]
Вопросы воспитания, обучения и коррекции поведения детей с задержкой психического, интеллектуального и речевого развития
Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР [37]
о воспитании и обучении детей с аутизмом и аутоподобным поведением, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы. Информация от Саратовской региональной общественной организации родителей детей с аутизмом "ОСОБЕННЫЙ МИР".
Методики, методы и приёмы коррекционной педагогики. [11]
Статьи и книги по коррекционной педагогике, методам работы с "особыми" детьми.
Проблемы с речью, логопедия [12]
Что делать, если ребёнок плохо говорит.
"Особый" ребёнок у врача, в детсаду, школе и в жизни - правовые и социальные тонкости [20]
Родители "особых" детей должны быть грамотными и юридически подкованными. Здесь вы найдёте полезную информацию: как попасть в школу, как себя вести на ПМПК-комиссии, как защитить права вашего ребёнка.
другие нарушения [5]
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0