MENU
Главная » Статьи » наши любимые ОСОБЫЕ дети » Проблемы с речью, логопедия

Я рисую слово, я рисую мысли. (о связи творческого мышления и речи)
Существует интересная взаимосвязь между рисунком ребёнка и развитием его речи.
Речь ребёнка от года до 2 лет - это повторение слогов и слов, то есть, эхолалия. Ребёнок сначала повторяет их ради удовольствия, без целенаправленности и не пытаясь вызвать ответ, но уже в годи упрощённым словом «ку» обозначается кубик, а «мя»- кошка. У большинства детей к двум годам появляется монологическая речь, эти дети говорят короткими фразами из 2-3 слов.
До 2-2,5 лет большинство родителей не подозревают, что у детей может быть задержка речевого развития. К 2,5 годам внимательные родители начинают обращать внимание, что «наш-то по-прежнему только «мама» и «папа» выговаривает, а соседская Машенька уже стишки Барто наизусть шпарит»… Бывает и по-другому. Ребёнок заговорил, и понимает абсолютно всё, но вот его речь в пять лет состоит из коротких рубленых фраз. Так почему же ему ставят не задержка речевого, а психоречевого развития? Дело в том, что задержка речевого развития- это не проблемы с произношением, как ошибочно думают дилетанты-родители. Ребёнок в пять лет, по норме, может не выговаривать 10-13 звуков.
Развитие речи тесно связано с развитием мышления. Часто к нам в студию «Арлекин» приводят ребёнка, и мама с порога заявляет «научите говорить». Начинаются занятия. Но проходит месяц, два, и мама возмущённо заявляет: «зачем вы учите ребёнка всем этим глупостям – кубики, рисование каких-то там цветочков и усов котам. Я же для развития РЕЧИ его приводила!?»
Почему-то в головах родителей складывается ошибочное мнение, что речь можно развивать, не развивая мышление. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т.е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается. Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («ручной») речью, мыслят на основе образов.
Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Слово - это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, то есть слово – это продукт мышления. Как же родители могут воздействовать на развитие связки речь-мышление? Посмотрим на это с позиции… рисунка ребёнка.
Представим, что...
Ребёнок видит кошку, сидящую на снегу.
 
Двухлетний ребёнок говорит: «Киса - мяу-мяу! Киса бай-бай» Двухлетний ребёнок просто констатирует факт – озвучивает, что видит. Ребёнок ни к кому не обращается, не пытается вызвать ответную реакцию. Если взрослый хочет наладить диалог, то ведущая роль – у взрослого. Ребёнок проговаривает имеющиеся знания, не делая логических связок: вот кошка. Кошка говорит мяу-мяу. И в его облегчённой речи эта часть озвучивания ситуации выглядит как «киса – мяу-мяу!». Ребёнок пока ещё упрощает то, что видит: кошка лежит, значит, она спит. Вот вам и «киса – бай-бай».
Если ребёнка попросить нарисовать кошку, то это будет, беспорядочное смешение линий, в которых ничего нельзя угадать, потому что у ребёнка мышление ещё не видит связки, только учится анализировать.
Разбитие картинки на детали, поиск взаимосвязей – это ещё не то, что может двухлетний малыш. Развивая речь и мышление ребёнка, можно говорить с ним, заниматься по пособиям, а можно… рисовать!
Покажите кошку, обратите внимание на детали, которые из-за недостаточной развитости мышления ускользнули от ребёнка. Помогите ребёнку нарисовать пальчиковыми красками круглый животик, пальцами поставить полосочки на теле кошки, фломастером нарисовать усы. Сделайте из пластилина глазки, соберите пальцы ребёнка в щепотку и пальчиковой краской ставьте на листе отпечатки – это кошка бежит по снегу – топ-топ-топ. Снег – брррр, холодный! Кошечка замёрзла. Вырежьте из цветной бумаги листик (это будет одеялко) и укройте киску на рисунке. Скажи киске – «бай-бай, спи, киска!» Аналогично можно каждый день выбирать какой-то предмет и рисовать, развивая понятие ребёнка цветов, формы, природных явлений и остального. Так через первичное рисование будет развиваться и мышление, и речь.
 
Трёхлетний ребёнок говорит: «Мама, смотри, киса лежит. Красивая киса, чёрная. Она гуляет».
Речь ребёнка в 3 года грамматически более насыщена, она уже имеет направленность – обратить внимание другого человека на событие. Однако ребёнок ещё по уровню психического развития не готов вступать в обсуждения и делать сложные логические выводы. Он их делает сам и сообщает. Но некоторые логические связки уже производятся – хотя кошка лежит, это для трёхлетки уже не означает, что она спит, ведь у кошки поднята голова и раскрыты глаза. Пока ещё такие выводы не всегда логичны. У ребёнка всё просто - если кошка не спит, значит, гуляет. При этом употребление связующих наречий вроде «потому что» встречается в этом возрасте ещё не всегда, так как употребление таких связок требует развитой связи между полушариями мозга. Если мама не согласится с ребёнком, предложив своё рассмотрение ситуации, например, скажет, что кошка ждёт тут свою хозяйку, ребёнок, скорее всего, согласится.
Мыслительный процесс ещё очень мобилен, а речевое недоразвитие не позволяет отстаивать своё мнение. Проще согласиться. С точки зрения творческого подхода в норме в этом возрасте начинается время «головоногов». Поэтому киса может быть похожа на колобок с множеством лап и хвостом. Ребёнок уже учится анализу и синтезу. Теперь он улавливает, что предметы могут дробиться на составляющие части (у кошки есть лапы, хвост, усы), а также может сделать синтез – из частей попытаться составить целое. Именно сейчас пришло время предложить ребёнку первые паззлы, сборные из частей конструкторы.
Особенность мышления, так ярко проявившаяся в рисовании - в предметах, так и в обращённой к нему речи, ребёнок видит только отдельные детали, а не всю картину. Поэтому и о том, что перед нами на рисунке о кошке можно догадаться только по отдельным признакам вроде хвоста.
Если вы выбрали художественно-эстетический метод развития ребёнка, пришло время познакомить вашего малыша с ориентацией в пространстве (кошка сидит на снегу ПОД деревом), начать учить сравнивать предметы (кошка маленькая, а девочка рядом- большая. Куст низкий, а дерево- высокое. Можно углубить знания цветовой палитры – голубой, розовый. На рисунке могут проявиться и математические познания – кошка на рисунке ОДНА, а снежинок из пайеток можно наклеить МНОГО. Кроме пальчиковых красок надо рисовать мелками, кисточкой, делать коллажи из разных материалов, учиться работать ножницами.
В лепке осваиваются формы шар, колбаска – что развивает межполушарные связи, а также ребёнок может отщипывать кусочки (закрепляем пинцетный захват, который нужен для правильного удержания ручки) и резать стекой колбаски (азы самообслуживания, развитие координации движений). Многие дети уже в этом возрасте начинают хорошо раскрашивать внутри контура, т.е. их интересуют раскраски. Кстати, ошибочно считать, что малышу нужны раскраски с крупным простым предметом. Большая груша на весь лист интересна, только если её раскрашивать красками. А вот в раскрасках фломастером, отметьте, ребёнок часто выбирает для рскрашивания две три небольшие детали, а остальное категорически не хочет раскрашивать. Это естественно. Потому не обвиняйте ребёнка в невнимательности и нетерпении, если он раскрашивает у машинок только колёса, а у девочки только шапочку и ботинки. Просто глаз ребёнка выявил самые существенные для него детали, и только они удостоились чести быть раскрашенными.
 
Четырёх-пятилетка говорит: «Смотри, мама, какая красивая чёрная кошка! Она лежит, потому что гуляла и устала. Мама, а у кисы лапки не мёрзнут?» В этом возрасте в норме ребёнок уже не просто говорит, фиксируя факты, а делает обобщения и логические выводы. И, если не может найти простого решения, спрашивает у собеседника. Это время «почемучки», ребёнок ежеминутно расширяет свои познания и словарный запас. Мышление ребёнка осваивает логику.
Если вы развивали творческое мышление ребёнка , ему гораздо проще, чем остальным детям освоить этот этап развития. Теперь ребёнок учится делать отвлечённые выводы. Теперь ребёнок может представить какой-то предмет, не видя его. Так, посмотрев на прозрачный лёд, прозрачный стакан и стекло, ребёнок сделает вывод, что такое «прозрачность». И когда вы в сказке прочитаете ему про «прозрачные крылышки», которые подарили эльфы Дюймовочке, в голове ребёнка возникнет конкретный образ этих крыльев.
Именно в этом возрасте, когда смотришь на детей, становится ясным, чьи родители сделали упор на суперинтеллектуальное развитие (счёт, чтение с пелёнок и т.д.), а чьи – на развитие мышления ребёнка в целом. В возрасте 5 лет наиболее развитыми оказываются именно те дети, с которыми не забывали заниматься творчеством. Посудите сами – у них развита мелкая моторика (они рисовали и лепили), развито объёмное и плоскостное видение мира, простимулировано развитие межполушарных связей благодаря работе с ножницами и пластилинографии. Им проще даётся математика, так как у них более чёткое представление о дроблении на части, о пространственной ориентации.
Интересное наблюдение – если сравнить в группе детей, с которыми читали с пелёнок, делали задания по пособиям с упором на математику или чтение, и детей, которых развивали через творчество, то выяснится, что «творческие» дети более усидчивы, чем «суперинтеллектуалы», у них выше концентрация внимания, они внимательны к деталям. Да и стремление к познаванию мира у них гораздо выше, чем у детей, с которыми много занимались по логическим-математическим-буквенным пособиям. Если существует разница в познаниях, «творческие» дети быстро преодолевают этот разрыв и начинают заметно опережать детей из группы «суперинтеллектуалов».
Следуя за развитием мышления, речь ребёнка в возрасте 4,5-5 лет делает резкий скачок – появляются сложносочинённые и сложноподчинённые фразы, ребёнок использует в речи союз «потому что». Теперь ребёнок не просто сообщает что-то, а тут же делится выводами или своими знаниями, логическими причинно-следственными связками, пусть даже и не совсем верными. И именно в это время родители любят записывать за малышом его «перлы».
При нормальном развитии, в этом же возрасте мышление ребёнка наконец-то начинает лавинообразно соединять все знания, накопленные до сих пор. Ребёнок усваивает причинно-следственные связи, и его речь становится похожей на ходячую энциклопедию. Несмотря на это, в речи ребёнка часто встречаются многочисленные противоречия и объяснения одного и того же факта по-разному. Ребёнок в мышлении ещё не придерживается общих законов, он, скорее, оперирует частными объяснениями каждого факта наряду с иными частными объяснениями. Способности к обобщению и дедукции в этом возрасте ещё малоразвиты. Однако мышление уже способно делать обобщения, что выражается не только в речи, но и в рисовании.
Параметры нарисованной кошки вряд ли будут выдержаны, но кошка уже будет вполне угадываться по всем необходимым частям, вплоть до усов. Ребёнок может стараться придать картине эмоциональный характер. Например, с помощью когтей обозначить, что кошка сердитая, или с помощью нарисованного на шее кошки бантика подчеркнуть, что она домашняя. Но пока ещё ребёнок будет плохо отделять реальность от сказки и мыслить творчески примитивно. Например, чтобы изобразить добрую кошку, ребёнок нарисует кошке человеческую улыбку. А также кошка может быть изображена в юбке или сидящей за столом, как человек, или быть нереально бирюзового цвета. В этом возрасте дети эгоцентричны, им важнее донести до вас свою задумку в рисунке, а не нарисовать академически верный рисунок. Постарайтесь помочь ребёнку найти верный баланс между сказочным и реальным мышлением.
 
Ребёнок 6,5-8 лет. Около 7 лет в речи закрепляется правильное употребление союза «но». У детей 4-5 лет употребление союза «но» носит характер удивления. Например, папа обещал ребёнку, что за хорошее поведение поведёт в кафе, но сын видит, что они идут мимо кафе. Ребёнок замечает: «Папа-кафе! (констатация факта, но папа продолжает идти мимо) Но папа, я же вёл себя хорошо!» Или ещё примеры: «Но что это?» «Но я это не ем!» В подобных фразах «но» не носит характер противопоставления, это противоречие с тем, что ожидал ребёнок. Именно в около 7 лет (от 6 до 8) в речи ребёнка происходит трансформация, когда «но» начинает служить для противопоставления, для исключения из причинных и следственных связей. «Я хочу пойти гулять, но мама не пускает». « Я бы съела кашу, но только не гречневую!» Что же в это время происходит с рисунками ребёнка?
Если мышление ребёнка развивается гармонично, то кошка будет максимально приближена к настоящей в меру художественных способностей ребёнка, и она уже не будет «висеть в воздухе», а ребёнок нарисует землю или крышу, забор, а, возможно, ещё и мышку в норке или миску с молочком. Так в рисунке проявляются те знания о предмете и его качествах, свойствах, которые уже известны ребёнку.
«Волшебные» составляющие рисунка будут постепенно смягчаться и пропадать. Кошка будет нарисована с вполне реалистичными лапами, мордой и в привычной для кошки позе и обстановке. Кошка будет природного цвета- рыжая, серая или полосатая. Недаром при тестировании детей перед школой их часто просят нарисовать, например, человека.
Если ребёнок в 6,5 лет нарисует в стиле «наив», не соблюдая пропорции, рисуя 8 пальцев на каждой руке, а также забудет нарисовать одежду или, например, уши, психолог сделает заключение об инфантилизме и недостаточной зрелости ребёнка. Серия рисунков может выявить отставание в развитии мышления и ребёнку будет рекомендовано пойти в школу не в этом году, а в следующем.
Отмечу ещё раз, что уровень знаний ребёнка может быть высоким – ребёнок умеет читать, считать, но эмоционально-волевые и психические компоненты отставать в развитии.
Рисование в младших классах - один из самых важных методов развития детей. Недаром сейчас рисование проникло во все предметы – ребёнку требуется нарисовать осенние листья на Окружающем мире, раскрасить правильное число квадратиков на математике, обвести по точкам Винни Пуха на русском языке в прописях и т.д.
 
Ребёнку 10-12 лет. Лет с десяти ребёнок уже не просто говорит, а использует в речи скрытые послания и сложные связки выводов, которые не произносятся, а совершаются в мозгу и опускаются в речи. И он, видя всю ту же кошку на снегу, может сказать так: «Смотрите, кошка лежит на снегу, хотя она не такая уж и пушистая».
Данной фразой ребёнок показал, что его мышление за доли секунды совершило сложные логические расстановки: «На улице морозная погода. Животные не мёрзнут из-за шерсти. Чем пушистее шерсть – тем теплее животному. А эта кошка по сравнению с теми, которых я уже когда-то видел, не такая уж и пушистая, однако она лежит на снегу и, судя по всему, не мёрзнет. Это удивительно». И вот такие длинные логические размышления, пролетев в долю секунды в голове и даже не осознанные в полной мере, выводятся ребёнком в виде фразы: «Смотрите, кошка лежит на снегу, хотя она не такая уж и пушистая».
Выраженное противоречие, то есть, логическое несоответствие, выражается в речи с помощью союзов подчинения: «хотя», «несмотря на», «всё-таки». К подобному стилю речи ребёнок в состоянии перейти только тогда, когда аналитические функции мозга сформированы окончательно. То есть, окончательно речь формируется только к 11-12 годам, к тому возрасту, когда ребёнок становится способным к формальному мышлению, к такому типу мышления, когда ребёнок прибегает общим суждениям, допускаемым для управления ходом рассуждений. Соответственно, задержку речевого развития можно выявить по путанице в применении союзов противоречия и у ребёнка в возрасте 11-12 лет, чья речь, вроде бы, уже достаточно сформирована.
Употребление слов «всё-таки, не иначе, однако, вероятно, конечно же, разумеется, хотя, взаимно, несмотря на, исходя из» и т.п. являются признаком развитости высших логических функций. Именно поэтому люди, старающиеся казаться более умными, чем есть на самом деле, стараются вставлять эти слова и связки в речь в самых неподходящих местах. Например, проанализируйте фразы «Я поехал на метро, всё-таки на улице пробки» (ошибочное употребление «всё-таки» вместо «так как»), «Я дам тебе пять рублей, всё-таки ты вёл себя хорошо» («всё-таки» вместо «потому что»). «И назначили на эту должность не иначе как Петрова» («не иначе» вместо «именно»).
Как будут проявляться особенности мышления и речи в рисовании? Вряд ли ребёнок станет рисовать кошку, если только он не учится в художественной школе и нему не дали такое задание в школе. В возрасте 10-12 лет рисование приобретает социально-гендерное направление. Мальчишки будут рисовать, если это для себя, а не по заданию, типичные рисунки согласно своим интересам – роботов, героев просмотренных фильмов, рисунки военных сражений, машины. Согласно этим рисункам можно увидеть круг интересов и психическое состояние ребёнка. Девочки же сосредоточатся на рисовании нарядов, цветов, украшений и символов. Мальчики пока ещё по развитию мышления прямолинейны, а девочки уже пытаются оставлять на бумаге завуалированные понятия – сердечки, голубков.
 
Что нам даёт вышесказанное?
Речь ребёнка с точки зрения составления фраз меняется в прямой зависимости от того, как развивается мышление ребёнка. На построение фразологически правильной речи влияет как возраст ребёнка, так и отстуствие/присутствие осознания логических связей между событиями, присутствие/отсутсвие дедукции высшего порядка. Формировать правильную грамматическую речь и стимулировать развитие мышления мы может не только через стандартные логопедические упражнения, но и через творческую составляющую.
Помните, что для ребёнка язык – это не система обозначений предметов, это создание новой вербальной реальности, которая накладывается на чувственную реальность, а не механически точно отображает её. Поэтому арттерапия и рисование, как таковое, помогают формированию речи и понятийного аппарата.
Для развития ребёнка, его мышления и речи, вы можете использовать, например, такие художественно-эстетические задания:
· Для малышей- составить изображение предмета или животного из 2-3 частей.
· Для детей от 4 лет – дорисовать вторую половинку симметричного предмета, когда на картинке нарисована лишь одна часть. Причём это задание можно использовать вплоть до взрослого возраста, меняя сложность картинки.
· Ребёнку предлагается образец и похожая картинка, на которой не хватает каких-то деталей. Ребёнку нужно дополнить незаконченную картинку, дорисовав недостающие элементы.
· Выполнение любых заданий по методикам Никитина «Сложи узор» и «Уникуб».
· Дополнение незаконченных образов – дорисовать, чего не хватает: на картинке даны мишка без лапы, чайник без ручки, стул без одной ножки, машина без колёс, человек без носа.
· Выполнение заданий с палочками и спичками – создание картинки по образцу или дополнение недостающих деталей Дети 3 лет могут докладывать 1 недостающую спичку в составленной педагогом фигуре, дети 4-5 лет – составлять по образцу, а дети 7 лет – самостоятельно стараться создать отображение реального предмета, а также выполнять трансформация картинок (переместив 2 спички, сделать из «стула» «стол» и т.п.).
· Обучение нестандартной классификации. Например, предложите ребёнку 8-10 лет выделить лишний предмет из такого ряда: морковь, репа, огурец, лук. Сложно? Совсем нет, если попросить ребёнка нарисовать, как растут эти овощи. И получится, что только огурец на кусте, а остальное – под землёй. Чем похожи и чем отличаются, скажем, трава и дерево? Задайте этот вопрос ребёнку 5 лет и получите маловразумительные ответы и попытки показать жестами. Но мышление и речь можно подстегнуть. Попросите – нарисуй дерево. Нарисуй траву. Что у них похожее ты нарисовал? А что разное?
· Проблемное рисование. Попросите ребёнка нарисовать чудо-зверя из волшебной сказки. Но зверя надо не только нарисовать, а объяснить, почему он такой. Добрый или злой? что ест? Живёт в норе или на скале, в воде, на дереве? С кем дружит? Как кричит – лает, фыркает или, может, пыхтит? Чем покрыта его шкура – перьями, чешуёй, пластинами, шерстью? А связалось ли это с тем, где живёт зверь? Если он живёт на дереве, то как туда попадает? У него когти или копыта? А рога есть?... Слушая рассуждения ребёнка, вы поймёте, в какой из сфер его познания явно хромают. Заодно сможете оценить психическое состояние ребёнка – если перед вами на листе страшный зубастый монстр с когтями и рогами, покрытый шипами и питающийся кошками, то не пора ли сократить компьютерные баталии или пересмотреть взаимоотношения с ребёнком? На картинке весёлая девочка и несколько разных предметов – воздушный шарик, мишка без лапы, порванное испачканное платье, торт, шприц и таблетки, красивая кукла. Задание – соедини линией девочку с теми предметами, которые её могли так обрадовать. на картинке мальчик, заглядывающий под камень. Задание – дорисуй, что мальчик нашёл под камнем (Ёжик? Жучка? Монетку? Цветочек? Гномика?) Или, например, нарисуйте малиновую девочку с сиреневой собакой, а ребёнку надо дорисовать на том же листе и пояснить – куда они идут, зачем, почему они такого цвета. Может, они сделаны из леденца и живёт в конфетной стране? А может, это такая болезнь, и они спешат к доктору? На картинке сидящие птички, разбросанные в разных частях листа. Нарисуй, на чём они сидят (это может быть и лестница. И дерево, и просто поле в проекции…) на картинке испуганная девочка. Задание- дорисуй, чего испугалась девочка.
Рисование эмоции. Ребёнка просят нарисовать, что хочет, при этом включается плавная печальная музыка, потом лист меняют на новый, а музыку- на бравурную и ритмичную. Потом ребёнка спрашивают, почему рисунки отличаются? Какие чувства и образы вызвала первая и вторая мелодия?
Аналогично - рисунок настроения. Ребёнку дают спонж (губочку на палочке для удержания) и краски. Тычками, мазками и линиями, но не изображением предмета, ребёнок должен передать своё настроение от просмотра какой-то картинки, обсуждения сказки, прослушанного стиха или песни.
Поиск образа. Ребёнку дают лист, на котором хаотично нарисованы линии и фигуры. Ребёнку нужно вплести эти линии в свою идею и дорисовать так, чтобы получился связный рисунок.
 
Рудова Анна Серегевна, к. псх. н, дефектолог, психолог, семейный консультант.
Категория: Проблемы с речью, логопедия | Добавил: Razvivalkina (25.10.2012)
Просмотров: 3327 | Рейтинг: 4.4/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]