Воскресенье, 28.04.2024, 10:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Логомассаж: за и против - мнение логопеда

Однажды, открывая дневник моей дочери (ученицы 1 класса), я вижу записку:

 «Маленькая ложечка,

Зубная щетка,

Носовой платок».

На вопрос «Что это?» моя дочь спокойно отвечает «Это М.Г. (логопед) просила принести на занятия».

В моей голове моментально сложилось «два и два» - моему ребенку собираются делать логопедический массаж.

На следующий день иду в школу на разговор с логопедом. Ко мне она не спустилась, и к ней меня не пустили, поэтому весь наш разговор был по местному телефону.

После недолгого приветствия состоялся такой диалог:

- Вы просили принести ложечку, щетку и платок?

- Да, я буду делать логопедический массаж? – ответила М.Г.

- М.Г., у моей дочери были фебрильные судороги, ей нельзя делать логопедический массаж.

- Когда у нее они были?

- В 9 месяцев…

- Вы не понимаете! Если ей не делать массаж мы не сможем избавиться от ее межзубных звуков…

- Звуки у нее все поставлены. Знаю, что при дизартрии они легко не автоматизируются, но ей нельзя делать логопедический массаж!

- Кто Вам сказал!? Судороги у нее были давно…

- Давно не давно, это не имеет значения. Она состоит на учете невролога, помимо судорог ей ставят «невротические реакции». На данный момент она принимает… (называю лекарства).

- Но с ней необходимо заниматься.

- Мы регулярно делаем артикуляционную гимнастику, за речью ее следим, при мне она говорит все правильно, только иногда забывается. Она просто чувствует, когда нет контроля и расслабляется. Для автоматизации ей просто нужно больше времени, Мы с Вами это прекрасно понимаем. Пусть у нее лучше будут межзубные звуки, чем заикание, которое спровоцирует логопедический массаж. …

Далее, после нескольких фраз, я очень просила массаж моему ребенку не делать.

Сразу задалась вопросом, как отнеслась бы я к тому, что моему ребенку делают логопедический массаж, если бы не была логопедом - как и многие мамы: порадовалась бы, что с моим ребенком, вообще, занимаются, а потом удивлялась бы, почему у ребенка возникло заикание или судороги.

 

Человек не может знать ВСЁ, это просто невозможно. Именно поэтому, в своей повседневной жизни мы привыкли полагаться на специалистов: если ломается машина, мы отправляем её в автосервис; если заболеваем, идем к врачу; если стоим перед сложным выбором в магазине, консультируемся у продавца и т.д.

Но никто нас не застрахует от неквалифицированного специалиста: при починке машины могут остаться «лишние» детали…; врач назначает лекарство, которое нам противопоказано, по каким-то причинам…; продавец советует нам не то, что лучше, а то, что дороже…

В каждой профессии масса нюансов, и мы должны помнить, что любой специалист может быть «ассом» в одном, но в другом абсолютно не сведущ. К сожалению не каждый из нас может дотошно «допрашивать» его, чтобы понять имеет ли он представление о том, что говорит или делает.

Есть интернет, где можно найти все, что угодно. Но мы не всегда знаем, что именно надо искать, да и в поисковых программах больше рекламы, которая рассказывает нам, как все прекрасно и хорошо. А о другой стороне медали можно узнать, только на каком-нибудь маленьком сайте с 30 страницы… Кто хоть раз добирался хотя бы до 15й?

Так и с логопедическим массажем. Чаще нам описывают только плюсы, забывая, что есть ещё много чего, о чем родители должны иметь представление.

Родители должны знать, что далеко не каждый логопед имеет сертификат и может квалифицированно делать логопедический массаж.

В любом случае, прежде чем решить делать или не делать ребенку массаж, логопед должен собрать много информации, которая включает в себя анамнез: течение беременности, историю болезни, наследственность. Естественно, что без общения с родителями не обойдется, так как в медицинских картах, которые лежат в мед кабинетах школ и детских садов, отображены только «выжимки» из поликлинических карт. Если, возникнут какие-либо сомнения, логопед попросит принести справку от невролога, разрешающую делать логопедический массаж. И, конечно, логопед должен получить согласие на проведение массажа в устной, а лучше в письменной форме.

Чаще всего логопедический массаж назначают детям с дислалией, дизартрией, задержкой речевого развития, задержкой психического развития, общим нарушением речи, моторной алалией, церебральным параличом.

Эффективность и сроки коррекции произношения зависят от индивидуальных особенностей ребенка, возраста, тяжести речевого дефекта. Конечно, если речевые расстройства связанны с поражением центральной нервной системой (дизартрия, анартрия, афазия, алалия), то исправляются они гораздо сложнее и медленнее, чем дефекты функционального происхождения (функциональная дислалия). Участие в коррекционной работе родителей и регулярность занятий, тоже играет не последнюю роль.

Нельзя забывать о том, что при всех огромных плюсах есть небольшие «но»…

Есть противопоказания:

- гнойничковые, инфекционные и грибковые заболевания кожи у логопеда или ребенка;

- фебрильные и субфебрильные судороги;

- заикание и наличие у ближайших родственников заикания;

- стоматиты и кариозные зубы;

- заболевания желудочно-кишечного тракта;

- носовые кровотечения и склонность к ним;

- конъюктивиты (воспаления оболочки глаз);

- обострение хронических заболеваний;

- активная форма туберкулеза;

- болезни крови и капилляров;

- тромбоз сосудов;

- острая крапивница, отек Квинке в анамнезе;

- гематомы на массируемом участке тела;

- онкологические заболевания;

- инфекционные раны;

- фурункулез;

- гиперчувствительность;

- эпилепсия;

- увеличение лимфатических узлов;

- резко выраженная пульсация сонных артерий;

- тошнота, рвота;

- чрезмерная физическая или психическая усталость;

- период пубертатного созревания;

- если ребенок недавно перенес ангину, массаж противопоказан после полного выздоровления еще на протяжении 10 дней;

- ОРВИ;

- ОРЗ.

Если некоторые из этих противопоказаний просто требуют время для лечения, после чего можно приступать к массажу, то при наличии остальных категорически запрещается его делать.

В случае если у ребенка заикание логопедический массаж рекомендуется делать в логопедических центрах только у высококвалифицированного специалиста и под контролем невролога. Будьте готовы и к тому, что невролог не разрешит делать массаж.

В период пубертатного периода (полового созревания) массаж не рекомендуется выполнять, так как может произойти вспышка половой функции.

Родители несут ответственность за сокрытие наличия у ребенка противопоказаний, что может привести к очень серьезным последствиям.

 

При обследовании логопед определяет состояние мышц ребенка (гипотонус, гипертонус, гиперкинезы), особенности строения артикуляционного аппарата (укороченная уздечка, прикус). Неправильно проведенное обследование, может привести к тому, например, что гипертонус еще больше увеличится.

Неквалифицированный специалист логопедическим массажем может спровоцировать у ребенка: заикание, язвенный колит, судороги, фурункулез, тошноту, рвоту, обострение хронических заболеваний и многое другое, не говоря о том, что ребенок может получить отрицательный опыт общения с логопедом, испытывая болезненные ощущения.

Родители не должны стесняться спрашивать:

- проходил ли логопед специальные курсы по логопедическому массажу и имеет ли сертификат (у методиста должны быть копии сертификатов и родители имеют полное право на них посмотреть);

- какой методикой пользуется;

- результаты обследования ребенка;

- какой опыт и результаты логопедического массажа;

- детям с какими диагнозами логопед делал ранее массаж;

- какие условия для проведения массажа, в том числе и гигиенические (массаж проводится чистыми руками логопеда на чистой коже ребенка, температура в помещении должна быть не ниже 22 градусов (при более низкой температуре мышцы ребенка не расслабятся, и, естественно, максимального эффекта от воздействия не будет));

- какая схема массажа (частота и продолжительность сеансов, регулярность курсов - в процессе работы может измениться).

 

Логопедический массаж проводят курсами, содержащими от 10 до 20 сеансов, оптимально 10 - 12 или 15. Продолжительность сеанса и самого курса массажа зависит от тяжести речевой патологии: чем поверхностнее нарушение, тем короче курс массажа и меньше сеансов требуется для наиболее полной коррекции. Иногда возникает необходимость проводить логопедический массаж курсами в течение нескольких лет. Между первым и вторым курсами рекомендуется интервал три месяца, в дальнейшем, возможно, проводить повторные курсы массажа ежемесячно.

Сеанс массажа - это процедура, выполняемая один раз в день. Оптимальная продолжительность сеанса не более 15 минут для ребёнка любого возраста и в любых условиях: дома или детском учреждении. Рекомендуется проводить в утренние часы во избежание перевозбуждения. Положение ребенка при массаже должно быть максимально удобным и естественным (лучше лёжа).

Многие «расслабляются», если их ребенку делают массаж. Родители должны помнить, что при всех положительных сторонах логопедического массажа он не является панацеей для исправления речевых недостатков.

Проведение массажа не исключает обычной коррекционной работы, он лишь является хорошим дополнением к ней. Соответственно, необходимо выполнять все рекомендации логопеда. Только при совместной работе логопеда с родителями и регулярных занятий исправление нарушений будет эффективно.

Учитель-логопед

Тарасова Юлия Александровна



Источник: http://logopedjuly.ucoz.ru/publ/logopedicheskij_massazh/logopedicheskij_massazh_za_i_protiv_tarasova_ju_a/3-1-0-10
Категория: Проблемы с речью, логопедия | Добавил: Razvivalkina (20.04.2017) | Автор: Тарасова Юлия Александровна
Просмотров: 4271 | Теги: логомассаж, занятия с логопедом, коррекция произношения | Рейтинг: 5.0/1
Меню сайта
Категории раздела
Солнечные детки - дети с синдромом Дауна [6]
О развитии, воспитании и обучении детей с синдромом Дауна.
Вечный двигатель - гиперактивный ребёнок. [4]
О развитии, обучении и воспитании детей с гиперкинетическим синдромом и синдромом гиперактивности с дефицитом вниамния и без него.
Задержка развития - это не приговор! [6]
Вопросы воспитания, обучения и коррекции поведения детей с задержкой психического, интеллектуального и речевого развития
Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР [37]
о воспитании и обучении детей с аутизмом и аутоподобным поведением, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы. Информация от Саратовской региональной общественной организации родителей детей с аутизмом "ОСОБЕННЫЙ МИР".
Методики, методы и приёмы коррекционной педагогики. [11]
Статьи и книги по коррекционной педагогике, методам работы с "особыми" детьми.
Проблемы с речью, логопедия [12]
Что делать, если ребёнок плохо говорит.
"Особый" ребёнок у врача, в детсаду, школе и в жизни - правовые и социальные тонкости [20]
Родители "особых" детей должны быть грамотными и юридически подкованными. Здесь вы найдёте полезную информацию: как попасть в школу, как себя вести на ПМПК-комиссии, как защитить права вашего ребёнка.
другие нарушения [5]
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0