MENU
Главная » Статьи » наши любимые ОСОБЫЕ дети » Проблемы с речью, логопедия

Механизм понимания речи и нормативы развития пассивной речи.

Речь состоит из 2 частей: экспрессивной (активной) и импрессивной (пассивной) речи.

Импрессивная речь - это понимание устной или письменной речи.

В нормативе дети владеют и пассивной, и активной речью. Более того, именно пассиваная речь (понимание) является основой для возникновения активной речи. 

При нарушениях деятельности анализаторов импрессивная речь изменяется. Например, у глухих людей есть импрессивная речь (понимание речи), но нет или минимальна активная речь.  Импрессивная речь у глухих может быть основана на зрительном восприятии, когда  глухие понимают по движениям губ. Письменная импрессивная речь слепых основана на тактильном восприятии рельефных знаков, то есть- на ощупывании выпуклых символов. 

Понимание речи развивается по определённой схеме, и в нормативе она выглядит так:

Реакция сосредоточения на голос взрослого: ребёнок приостанавливает свои движения                                              1-1,5 мес.
Фиксирует взгляд на голос взрослого с проявлением оживления (улыбается и активно взмахивает руками и ногами) 3 мес.
Начинает реагировать на ласковые и строгие интонации по-разному, может заплакать в ответ на грубый голос или крик 4 мес.
В ответ на обращенную к ребенку речь возникает ответная голосовая активность - гуление 5 мес.
Реагирует на свое имя 6 мес.
Понимает речевые команды с жестовым подкреплением  7 мес.
Начинает выделять по слову части лица у куклы и у взрослого 7,5 мес.
Зрительно дифференцирует названные знакомые предметы 8 мес.
Понимает простые речевые команды без жестового подкрепления (дай, смотри, брось) 8,5 мес.
По просьбе находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте 9-10 мес.
Показывает уверенно части лица у куклы и у взрослого 9,5-11 мес.
появляется плоскостное восприятие объектов, ребёнок начинает узнавать знакомые предметы на однопредметных картинках, начинает показывать пальцем по просьбе "где..." 10-11 мес.
Понимает множество бытовых глаголов, по указанию взрослых выполняет действия с игрушками (дай, возьми, покачай, покорми) 10,5 мес.
Понимает команду «нельзя» 11 мес.
Выполняет много команд из двух-трёх слов  "иди сюда", "пошли есть", "надо купаться" и т.п. 1 г.
Может показать по просьбе  хотя бы 2 цвета, показывает пальцем по просьбе на удалённые предметы 1 г.-1 г.1 мес.
Показывает несколько частей тела 1 г. 3 мес.
даёт по просьбе большие и маленькие предметы. 1 г. 3-5 мес.
Показывает почти все части тела и лица 1 г. 6 мес.
Показывает все объекты в быту 1 г. 8 мес.
Показывает много картинок, в том числе и в новых книжках (где собачка, где у ляли шапка" и т.п.) 2 г.
Понимает содержательную речь, несложные рассказы, короткие сказки 2 г. 5 мес.
Понимает описания качеств и особенностей часто используемых предметов (мокрое, сухое, горячее, большое, маленькое, колючее, горькое, холодное, а также - больно, громко и т.п.) 2 г. 5 мес.
Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке ( как звали девочку? куда пошли медведи? и т.п.) 2 г. 5 мес.
Понимает описание предмета, который не видит (принеси мне синюю коробку из ванной. жираф - это животное с большой шеей- покажи, где)
2 г. 5-6 мес
понимает антонимы большой-маленький, короткий-длинный, мокрый-сухой, тяжёлый-лёгкий и некоторые другие 3 г 2-3 мес
Отвечает на вопросы о событиях, происходящих  в другом месте и времени 3 г. 5 мес.
Может ответить на отвлеченные вопросы ( «летают ли зимою бабочки?») 4 г.
начинает понимать причастные и деепричастные обороты, распространённые фразы в 10 и более слов 4 г. 5-6 мес.
Понимает абстрактные понятия «дружба», «правда», «обман», «радость», «страх» 5-6 лет

Восприятие речи

Восприятие речи и понимание тесно связаны и неотделимы друг от друга, но это не одно и то же. Восприятие- это человек слышит некий набор звуков. Например, если вы не знаете французский язык, а я сказала: "анфАн", вы восприняли это слово и даже сможете его, возможно, повторить без искажения. Но вы не поняли, что оно означает. И только узнав, что "анфан" - это "ребёнок", вы поняли слово. Ещё один пример: вы встречаете в журнале фразу:

"Cинтaгмaтикa фoнeтичecкиx eдиниц oппoзициoниpyeт кoнтpapными и кoнтpaдиктopными oмoнимaми".

Вряд ли вы поймёте её, если не являетесь профессиональным лингвистом, хотя написано, вроде бы, по-русски. Восприняв фразу, как непонятный набор терминов, вы полезете в словарь, и только после расшифровки специальных терминов наступит понимание. 

Итак, восприятие- первично, а потом может наступить (или не наступить) понимание речи. Понимание речи не может быть без ее восприятия на слух или зрительно.

Восприятие речи — один из сложных процессов речевой деятельности. Оно включает в себя восприятие звукового состава слова, грамматических форм, интонации и других средств языка, выражающих определенное содержание мысли.

Восприятие речи начинается с выделения речевых звуков (фонем). Есть такое понятие- "фонематический слух" - это способность чётко различать звуки чужой и своей речи. 

Если воспринимающий не различает сходные фонемы, например твердые согласные звуки от мягких согласных, то он не поймет точно, о чем идет речь (сравните слова «кон» и «конь», «миска" и "мишка", "почка" и "бочка"). 

Различение фонем усложняется тем, что они изменяются под влиянием соседства с другими звуками (звук с в слове «сдать» звучит иначе, чем в слове «стать») и под влиянием ударения (звук о звучит по-разному в словах «вода» и «воды»). Поэтому очень важно уметь различать фонемы как в их раздельном, так и в слитном с другими фонемами звучании. Это умение нужно для восприятия и устной, и письменной речи. У детей фонематический слух развивается постепенно, и  окончательно формируется в возрасте от 4,5 до 5,5 лет.  Если в возрасте старше 5,5 лет ребёнок всё также путает и плохо различает на слух близкие звуки, то логопеды диагностируют "задержку развития фонематического слуха".

Восприятие речи предполагает также умение выделять из потока речи отдельные слова. Членению фразы на слова помогают паузы.

Однако при быстром темпе речи паузы сокращаются, и слушатель производит членение по ряду других словоразличительных признаков. При быстром темпе речи разделение фраз на отдельные слова иногда затруднено своеобразным слиянием фонем между двумя соседними словами, что ведет к образованию нового слова, и смысл фразы меняется.

В этом легко убедиться, если сравнить фразы, состоящие из одних и тех же фонем с одинаковой их последовательностью: «девицу вели» — "девиц увели"; "где же ребенок?" — "где жеребенок?"; "несуразные вещи" - "несу разные вещи"; "надо ждать" - "надо ж дать"; "там арка упала"— "та марка упала»"-—"Тамарка упала".

Иногда сходное звучание слов мешает пониманию речи..

В моей семье рассказывается история, произошедшая с мой бабушкой Галиной Васильевной и её сёстрами в 50-е годы. Единственным источником информации было радио, которое транслировало музыку не совсем чётко. И моя бабушка, слушая новую песню про море, вдруг, в середине, слышит не связанной со смыслом песни фразу: "Вышивал великий Сталин". если учесть, что в то время каждая четвёртая песня была про Сталина, удивляться было нечему. Одно "но" - песня была про море, бурю и доблестных моряков, и в этот текст вышивающий вождь народов никак не вписывался. бабушка позвала сестру, сказав, что ей в песне чудится Сталин, но она не поймёт, почему тот занимается вышиванием. И вот уже две сестры слушают песню и обе слышат, конечно же, одно и то же. В следующий раз, когда песня звучит по радио, они зовут ещё сестру, но та, уже зная вариант понимания от сестёр, слышит  тоже "вышивал великий Сталин". Дождавшись четвёртую сестру,  девушки решили не говорить, что именно им чудится, посадили её перед радио и попросили повторить слова песни.  И знаете, что оказалось? "Выше вал великий станет"

Вот так схожие фонемы могут ввести в заблуждение и мешать пониманию.. 

.Смысл некоторых слов меняется в зависимости от ударения. Такие слова называются Омографами:  (зАмок -замОк, звОнок- звонОк, чЕрти- чертИ, сЕло-селО, дОма — домА). 

Очередная сложность понимания в том, что смысл слова часто выясняется только в составе фразы, предложения. Взаимная связь слов в предложении фиксируется в грамматических формах — окончаниях, суффиксах, приставках и пр. (сравните "дело сделают" — "письмо написано»). Не владея грамматическими формами, нельзя понять ни фразы в целом, ни смысловых оттенков отдельных слов, входящих в ее состав. 

В устной речи ударение выделяют интонацией голоса, на письме оно обычно не обозначено, и смысл слова можно понять только в составе предложения.

Понимание фразы, предложения в свою очередь зависит от понимания значения каждого составляющего ее слова (вспоминаем пример с научной фразой в начале статьи). Известно также, что некоторые слова имеют несколько значений. Так, слово «корень» может означает часть растения, или часть зуба, а может - знак математического действия, или скрытый смысл чего-либо, суть проблемы. Какое из значений имеется в виду в каждом конкретном случае, можно узнать опять-таки лишь из целой фразы. 

Понимание речи затрудняют сложные грамматические конструкции предложений: наличие многоступенчатых придаточных предложений, причастные и деепричастные обороты, большое количество однородных членов предложения.  Приведу пример из практики:  

На консультации интеллигентная мама с мальчиком 2 лет и 7 мес. Жалуется, что ребёнок не слушается, игнорирует запреты, делает лишь то, что захочет. Тем временем ребёнок пытается достать домик со стола психолога. Предлагаю маме остановить ребёнка, чтобы увидеть, как обычно она регулирует активность сына. Женщина говорит примерно следующее: "Максим, той, подожди я тебе говорю... Слушай, я прекрасно вижу, как тебе нравится домик, но его нельзя брать, тем более, залезая на стол ногами, так как это - домик этой тёти, и если ты сейчас сядешь на стул и успокоишься, тебе тётя даст другие интересные игрушки, играя с которыми, тоже можно повеселиться."   Ребёнок на секунду замирает, хлопает ресницами и пытается вникнуть в столь длинную и запутанную фразу. Не выходит. И тогда ребёнок игнорирует слова мамы. 

Совет родителям: разговаривая с ребёнком 2-3-4 лет, старайтесь говорить короткими фразами  без причастных и деепричастных оборотов. В фразе не должно быть больше 7-8 слов. При необходимости сказать что-то длинное - делите  мысль на 2-3 короткие фразы. Самое важное (запреты, неодобрение, похвала) говорите фразами из 3-4 слов. Например, к предыдущей ситуации: "Домик брать нельзя. Он чужой. Слезь со стола. Сядь на стул".  Примерно с 4 лет ребёнка начинайте в обычной речи делать предложения  длинными, более распространёнными. В важных ситуациях оставляйте всё те же короткие фразы командного типа. 

Есть ещё одна сложность, встречающаяся на пути понимания речи - инверсия. Инверсия- это изменение  классического (подлежащее-сказуемое и т.п.) положения слов в предложении. Смысл предложения несколько изменится, если изменить последовательность входящих в него слов. Об этом хорошо говорит сатирик Задорнов, что русский язык многогранен, как никакой другой. Так фраза "я тебя люблю" имеет иной смысл, чем фраза "да люблю я тебя". А если к этому присоединить ещё разные интонации, то смысл будет диаметрально противоположный!

Интонации речи могут быть не только логическими, но также эмоциональными и волевыми. Голосом можно выразить безразличие, восторг, удивление, уныние, упрек, сожаление, приказ, просьбу и другие чувства и эмоциональные состояния. Значение интонации голоса велико в работе актера, диктора, педагога, оратора. А вот дети с расстройствами аутистического спектра эмоциональную окраску речи часто не считывают. Именно поэтому ироничные высказывания понимаются ими прямолинейно. Приведу пример: представим, что ребёнок с расстройством аутитистического спектра набедокурил и папа говорит с иронией: "ну, ты молодец!" Так вот, ребёнок-аутист воспримет эти слова не как неодобрение, а как похвалу, и потом будет опять повторять плохой поступок.

Что делать, если вам кажется, что ребёнок не понимает обращённую речь? Первый шаг - проверка слуха, т.е. обращение к сурдологу. Второй шаг - обращение к неврологу и обследования мозга (НСГ, МРТ, УЗИДГ, ЭЭГ, иные обследования). Обследования у сурдолога и невролога помогут исключить чисто физические причины, влияющие на восприятие и понимание речи, например- тугоухость,  наличие кровоизлияния  в мозгу либо кисты, гидрофецального синдрома или эпиактивности в определённых зонах. Если невролог и сурдолог ничего не выявили, а ребёнку 2,5 и более лет - необходимо обратиться к психиатру, так как в раннем возрасте важно не пропустить старт психических нарушений. Вне зависимости от того, что скажут врачи,  необходимо обратиться к  дефектологу-логопеду для диагностики проблем и начать занятия.

Категория: Проблемы с речью, логопедия | Добавил: Razvivalkina (27.07.2016) | Автор: Рудова Анна Сергеевна
Просмотров: 675 | Теги: алалия, импрессивная речь, задержка речевого развития, развитие речи | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]