MENU
Главная » Статьи » наши любимые ОСОБЫЕ дети » Проблемы с речью, логопедия

Почему у ребёнка проблемы с письмом, чтением и счётом.
Научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом талантливее сверстников - и делать самые невероятные, с точки зрения взрослых, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: крова - вместо корова;
Писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но – окно, а при сложении 2+3 с упорпством получать то шесть, то восемь.

Хорошо, когда родители во время показали ребёнка специалисту, и он установил, что у ребёнка имеются проблемы в развитии, поэтому коррекция проведена до школы. Но чаще всего, мы, дефектологи и логопеды, сталкиваемся с тем, что отклонения выявлены в школьном возрасте, а реакция на них такова.
Или педагог говорит: "у вас невнимательный ребёнок, воспитывайте его! он не успевает! так что, вот вам книжка, пишите ежедневно по ней диктанты."
И второй случай:
Учитель, прошедший курсы повышения квалификации и находящийся "в теме", сообщает маме, что ребёнка надо показать специалистам. реакция мамы - бурное возмущение: "мой ребёнок нормален! это вы плохие учителя, ничему научить не можете!"
Увы, и тот, и другой пример - тупиковые варианты. Пока взрослые осознают, что дело не в упёртости чада и не в его тупости, ребёнок получает психоэмоциональную травму. Во-первых, он действительно старается, как и все, но ничего не получается. итак сложно с позиции самооценки, а тут ещё все и постоянно ругают...
У ребенка возникает негативное отношение к письму, к задачкам, к предмету, к школе...
Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие "нелепые" ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду, дефектологу, психологу, а, порой, и психиатру. 
Давайте разберёмся,
что такое дисграфия, дискалькулия и дислексия. 

Что такое дисграфия?
Учителя начальных классов по опыту своей работы знают, что в классе может быть до 30% учеников, имеющих различные нарушения письма. Процесс письма, который у взрослого человека автоматизирован, вызывает у ребенка множество проблем. Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.

Чтобы написать слово, ребенку необходимо:

1. определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
2. соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
3. воспроизвести с помощью движений руки букву.

Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.
Если у ребенка имеются нарушения хотя бы в одной из этих функций: слухой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуковом анализе и синтезе, лексико-грамматической стороне речи, зрительном анализе и синтезе, пространственных представлениях, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия (от греческого "графо" - письмо).
С точки зрения науки, дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Как определить, нужна ли ребенку помощь специалистов?
Для начала необходимо, чтобы каждый учитель начальных классов, да и каждый родитель знал, какие ошибки относятся к специфическим, дисграфическим.

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового воприятия:

1. пропуски гласных букв; крова- корова, комнта-комната, травай - трамвай;
2. пропуски согласных букв: комата-комната, вей-всей;
3. пропуски слогов и частей слова: стрна-страна;
4. замена гласных: пище-пищу, сесен-сосен, люгкий-легкий;
5. замена согласных: тватцать-двадвать, роча-роща, комнута- комната, сдезь - здесь, боказываед-показывает;
6. перестановки букв и слогов: онко-окно, рокова- корова, деба- беда, кончено - вместо конечно;
7. недописывание букв и слогов: чере-через, на ветка-на ветках, диктан-диктант;
8. наращивание слов лишними буквами и слогами: жжёлтый-жёлтый, грананата- граната;
9. искажение слова: мальни-маленький, чайщик-чащи;
10. слитное написание слов и их произвольное деление: наветру - на ветру, все - в се, упорное написание не слитно с глаголами;
11. неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений:
Осенью в лесу пахнет. Мокрой травой падают. Разноцветные листья стаями летят на юг птицы.
На самом деле это такой текст:
Осенью в лесу пахнет мокрой травой. Падают разноцветные листья. Стаями летят на юг птицы.
12. нарушение смягчения согласных: маленкий-маленький, сколко-сколько, купалис-купались, мач-мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

1. нарушения согласования слов: с еловый ветки-с еловой ветки, появилось трава-появилась трава, огромная бабочки-огромные бабочки;
2. нарушения управления: в ветка-с ветки; умчались к чащу-умчались в чащу, сидит стул-сидит на стуле;
3. замена слов по звуковому сходству;
4. слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще-в роще, настене-на стене, на бухли-набухли;
5. пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

1. замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
2. замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
3. замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
4. зеркальлное написание букв: с, э, ю;
5. пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии:

1. безударная гласная в корне слова: вада-вода, чисы-часы;
2. правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп-зуб, дорошка-дорожка;
3. обозначение смягчения согласных;
4. прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

В последнее время выделяется еще одна группа ошибок, которые относят к дисграфическим, если они носят устойчивый характер. О детях говорят: "Как слышат, так и пишут".

Классификация ошибок основывается на причинах их появления. Несформированность любой операции, обеспечивающей процесс письма или чтения, может привести к определенным трудностям при обучении грамоте, вызвать дисграфию, дискалькулию или дислексию. Причины нарушения чтения, математического восприятия и письма являются сходными.
Выделим следующие виды нарушений процесса письма:

Артикуляторно-акустическая дисграфия
Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет слова так, как их произносит. То есть отражает сове дефектное произношение на письме.

Акустическая дисграфия (наоснове фонемного распознавания, дифференкциация фонем)
Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, з-с, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, ц-т, ч-щ, о-у е-и).

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки.
Характерные ошибки:

1. пропуски согласных;
2. пропуски гласных;
3. перестановки букв;
4. добавления букв;
5. пропуски, добавления, перестановки слогов;
6. слитное написание слов;
7. раздельное написание слов;
8. слитное написание предлогов с другими словами;
9. раздельное написание приставки и корня.

Аграмматическая дисграфия
Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи.
На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении, нарушениях смысловых связей в предложении и между предложениями. Оптическая дисграфия
Причина возникновения – несформированность зрительно-пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, т-ш, в-д, б-д, л-м, э-с и др.).
Определив вид нарушений процесса письма, вы можете наметить основные направления работы с ребенком. Теперь выясним, что такое ДИСЛЕКСИЯ.
Дислексия (от греч. или лат.: "dys" – отрицание и лат. "lego" – читаю) — частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую и тактильную формы дислексии.
Фонематическая дислексия — дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.
Семантическая дислексия (греч. semantikos – смысловой) — дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
Аграмматическая дислексия — дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.
Мнестическая дислексия (греч. mnesis – смысловой) — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.
Оптическая дислексия (греч. optikos – относящийся к зрению) — дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова.
Тактильная дислексия (лат. tactilis – осязательный) — дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
Алексия — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
 
Что такое ДИСКАЛЬКУЛИЯ.
У детей неспособность к математике встречается гораздо чаще, чем дислексия – неспособность научиться читать. Почти 6% детей не способны понимать математические символы. Таким образом, распространенность дискалькулии - неспособности научиться считать - оказалась куда выше, чем у дислексии: нарушения чтения в среднем встречаются только у 2,5 - 4,3% детей. Дети с дискалькулией совсем даже необязательно имеют отставание в психоэмоциональном развитии, просто они нуждаются в специальном обучении по аналогии с детьми, страдающими дислексией, и могут добиться значительных успехов.
Дискалькулия – это специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных школьных и дошкольных возрастах. Причина дискалькулии заключается в слабости обработки зрительной информации, не сформированности высших психических функций - внимания, памяти, абстрактно-логического мышления. Часто отмечается неустойчивое поведение детей на фоне социального неблагополучия и педагогической запущенности. Как правило, дискалькулии сопутствует проблема с правописанием и почерком (дисграфия). Навыки чтения и письма при этом могут быть относительно устойчивыми.
Симптомы специфической дискалькулии выражаются в трудностях:
понимания разрядного строения числа и понятия числа;
понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой;
понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля;
перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых, особенно порядковых, рядов;
выполнения элементарных вычислительных действий (сложение, особенно с переходом через десяток, вычитание, деление, умножение);
распознавания числовых знаков, правильной записи их в клетках, трудности даже в копировании цифр и геометрических фигур, почерк неразборчив, числа не на своих местах или выстроены не по порядку.;
 соотнесения чисел в арифметическом действии;
заучивания таблицы умножения;
решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определённых действий; ребенок не может перебрать ряд способов решения в уме, ему нужны визуальные примеры и наглядные пособия, а также четко и конкретно сформулированное условие задачи;
зрительно-пространственного восприятия связи числа с вербализацией процесса счета;
раскрытия математического содержания схем и картинок, подводящих к правильному ответу;
выполнения усложненных логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и пр.
проблемы бытового характера, связанные с точным математическими действиями - посчитать, собрать, уменьшить, увеличить;
проблемы с ориентацией в пространстве: эти дети плохо ориентируются в пространстве, не могут, например, из ряда игрушек взять ту, что посередине, постоянно ошибаются в указании направления – вверх, вниз, право и лево, вперед, назад, снаружи, изнутри, в глубине, позади и т.д.
Проблемы с временными рамками: ребенок  не справляется с временными рамками, плохо понимает, сколько длится час или минута.
наблюдаются трудности в определении местонахождения частей целого предмета при рисовании: в рисунках ребенка с нарушенными математическими способностями человек выглядит несоразмерным – некоторые части тела непропорционально велики, малы или вообще пропущены.
 
Отмечу, что у детей с дисграфией может не быть остальных нарушений, но, на моей практике, у 100% детей с дискалькулией была и дисграфия, да и у 100% детей с дислексией была та лили иная форма дисграфии и дислексии. Так, скажем, всем детям с дискалькулией было трудно понять и пересказать прочитанный текст.
Что делать, если вы видите у своего ребёнка или воспитанника подобные проблемы? Не медлить, обратиться к специалистам, а затем, под их руководством, заниматься коррекцией.
О методах работы с такими детками , о способах помощи им пмы будем говорить на семинаре, который состоится с 13 по 21 ноября в г.Саратове. Приглашаем всех родителей и специалистов. Дополнительная информация- на главной странице и на форуме.
 
Рудова Анна Сергеевна, к.психол. наук, психолог, дефектолог, директор центра "РИМ" и детской студии инновационного развития "Арлекин".
 
(из материалов к семинару 2010 г. "Инновационные методы преодоления задержки речевого развития".
 
Категория: Проблемы с речью, логопедия | Добавил: Razvivalkina (10.10.2010) | Автор: Рудова Анна Сергеевна
Просмотров: 8828 | Рейтинг: 4.8/6
Всего комментариев: 7
7  
Надо запомнить :)

6  
Данный пост — одно из редких исключений, когда читаешь с удовольствием и что-то для себя выносишь. Спасибо Вам. Добавлю в избранноеhttp://voronezh.recikl.ru/ - . :)

5  
Отлично! Все бы так писали :)

4  
Администрации +1

3  
Отиличная статья, мне нравится, достойно.

1  
И что делать то? Где конкретные советы?!

2  
Конкретные советы вышли в методическом пособии
Рудова А.С. Если у ребёнка проблемы с письмом, чтением и счётом... Методическое пособие по преодолению дисграфии, дислексии и дискалькулии для родителей и специалистов.- Саратов. Научная книга, 2010.
Если вам необходима эта книга, обращайтесь по электронной почте с заявкой или же приходите в студию "Арлекин".
Также рекомендуем смотреть информацию на нашем сайте, весной 2012 года планируется семинар для специалистов- учителей, дефектологов, логопедов по преодолению специфических нарушений обучения. Там планируется большой блок по преодолению этих проблем с выдачей в электронном варианте образцов заданий.
Здесь, на сайте, как вы сами понимаете, мы не делимся авторскими разработками. Я категорически против того, чтобы родители занимались коррекцией специфических проблем развития ребёнка без контроля специалиста. Дело в том, что применяя бездумно и без анализа причин проблем ребёнка те или иные разработки, можно ухудшить состояние ребёнка.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]