Понедельник, 29.04.2024, 08:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Скриптованная речь и аутизм: мнение ДАН врача

Родителей часто тревожат два явления:

  • Ребенок повторяет обращенные к нему простые вопросы (эхолалия)
  • Ребенок повторяет фразы из фильмов, стихи и песни.

Врачам неоднократно приходится отвечать на вопрос: «Как это можно исправить?» Сразу же обозначу свою позицию: скорее всего, ничего исправлять не нужно.

Определение понятия

На рубеже веков терапия часто ставила своей целью погасить эту форму языка, чтобы пациент «производил впечатление «нормального». Можно, однако, не отвергать попытки  ребенка вступить в коммуникацию, а, напротив, постараться разобраться, что за ними стоит.

Так, один автор называет скриптованную речь отложенной во времени эхолалией. Другой автор дает определение, которое поддерживается немалым числом специалистов: «Цитирование строк из фильмов, рекламы, книг – это частое явление у детей с РАС. Это можно считать механизмом адаптации, который используется во время периодов высокого стресса. Таким образом, скриптованная речь – это одна из форм стимов».

В своем канале на Youtube «Спроси у аутиста», Амитист Шайбер представляет свою, очень любопытную точку зрения. Есть два вида скриптования: эхолалическое и социальное. Первое можно назвать «повторением за телевизором», а второе – речь, которая используется для того, чтобы выразить свое эмоциональное состояние или сообщить свое отношение к сложной ситуации. Обе этих вида представляют собой форму коммуникации и открывают возможности для социалиации.

Интересно отметить, что в  одном из исследований скриптование предлагают использовать как поддерживающий терапию механизм: «Учащимся предлагается словесное или письменное описание определенного навыка или ситуации, которое содержит в себе подсказку, как нужно себя вести». (Например: «Мы писаем на горшке/унитазе»).

Причины

Детям с РАС постоянно дают распоряжения психологи, воспитатели и родители. Эти просьбы повторяются из раза в раз, поэтому вполне естественно, что одни и те же требования записываются в памяти ребенка и воспроизводятся им.

Отмечу также, что причиной, по которой нейротипичные братья и сестры так часто полезны для развития ребенка с РАС, может быть то, что они – единственные люди, которые понимают члена своей семьи без того, чтобы что-то от него требовать или в чем-то его поправлять.

Реалии сегодняшней жизни таковы, что дети с самого раннего возраста получают доступ к цифровым устройствам с возможностью одномоментной перемотки – и часто ребенок с РАС смотрит одну и ту же песню или эпизод видео снова и снова, и снова. Если нет никаких ограничений относительно уровня громкости или времени просмотра, то, очевидно, просмотренное видео отпечатается в памяти ребенка словно штамп.

Нейротипичные дети возрастом 28 месяцев не используют скриптованную речь – дети, которые в норме осваивают речь на втором году жизни, еще не могут наблюдать и вспоминать детали, так как на это способны более умные четырехлетки (путь даже они страдают от РАС). Из-за того, что дети с РАС осваивают речь в более позднем возрасте, лекала, по которым они учатся говорить, отличаются от привычных нам нормальных шаблонов.

Кроме того, скриптованная речь – это проявление ограниченной способности к спонтанной собственной речи. Если у ребенка с РАС есть только треть от нормального для его возраста набора фраз и слов, он будет повторять то, что ему известно в три раза чаще – и не обращать внимания на смысл.

Обсуждение в литературе

В своей книге «Анимированная жизнь» («Life, Animated»), лауреат Пулитцеровской премии Рон Зюскинд описывает то, как он успешно добился контакта со своим сыном с РАС поощряя использование этой формы коммуникации.

Аналогично, программа воспитания «Son-Rise» рекомендует присоединяться к ребенку, когда он повторяет известные вам строки – это поможет ребенку с большей готовностью впустить в свой изолированный внутренний мир кого-то еще.

В нашей клинике мы успокаиваем взволнованных родителей, объясняя им, что скриптованные фразы – это хороший старт для продуктивной коммуникации. Повторение за героями фильмов и рекламы в конце концов приведет к более связной собственной речи.

Выводы

  • С позиций пациента, который выздоравливает от комбинации РАС и апраксии, скриптованная речь (часто сопровождающаяся эхолалией), отражает вполне прогнозируемую стадию развития.
  • Сам факт коммуникации снижает ощущение неудовлетворенности и укрепляет уверенность в себе. Это побуждает пробовать вступать в новые контакты с окружающим миром, а также способствует взрослению и достижению зрелости. Родителям нужно верить в способности своего ребенка и не бояться поведения, выходящего за рамки привычного.
  • Если рассматривать скриптование с этих позиций, то можно постараться выработать новые, еще не использовавшиеся ранее стратегии коммуникации, проверить их на практике и внедрить в инструментарий психологов и специалистов по поведению. Это поможет новым поколениям пациентов с РАС достичь больших успехов и продвинуться дальше на пути реабилитации и социализации.

источник: theautismdoctor



Источник: http://www.corhelp.ru/narusheniya-i-pomoshh/skriptovannaya-rech-autizm-mnenie-dan-vracha/
Категория: Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР | Добавил: Razvivalkina (31.03.2018)
Просмотров: 1195 | Теги: стимуляции у аутистов, Аутизм, эхолалия, дети с аутизмом, рас, развитие речи, стимы | Рейтинг: 0.0/0
Меню сайта
Категории раздела
Солнечные детки - дети с синдромом Дауна [6]
О развитии, воспитании и обучении детей с синдромом Дауна.
Вечный двигатель - гиперактивный ребёнок. [4]
О развитии, обучении и воспитании детей с гиперкинетическим синдромом и синдромом гиперактивности с дефицитом вниамния и без него.
Задержка развития - это не приговор! [6]
Вопросы воспитания, обучения и коррекции поведения детей с задержкой психического, интеллектуального и речевого развития
Дети с аутизмом - ОСОБЕННЫЙ МИР [37]
о воспитании и обучении детей с аутизмом и аутоподобным поведением, методы и приёмы коррекционно-педагогической работы. Информация от Саратовской региональной общественной организации родителей детей с аутизмом "ОСОБЕННЫЙ МИР".
Методики, методы и приёмы коррекционной педагогики. [11]
Статьи и книги по коррекционной педагогике, методам работы с "особыми" детьми.
Проблемы с речью, логопедия [12]
Что делать, если ребёнок плохо говорит.
"Особый" ребёнок у врача, в детсаду, школе и в жизни - правовые и социальные тонкости [20]
Родители "особых" детей должны быть грамотными и юридически подкованными. Здесь вы найдёте полезную информацию: как попасть в школу, как себя вести на ПМПК-комиссии, как защитить права вашего ребёнка.
другие нарушения [5]
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0