Суббота, 21.12.2024, 11:05
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Воспитание любовью (метод естественного воспитания ребёнка до года).

Новоиспечённая мамочка становится перед трудной задачей – как выбрать правильный метод воспитания и ухода за малышом? Наиболее популярным сегодня является метод «естественного воспитания», в котором центральную позицию занимает мнение, сделать ребёнка счастливым может только практически постоянное ношение ребёнка на руках. Консервативно настроенные бабушки ворчат – как же так можно? Раньше говорили – не носи ребёнка, не приучай к рукам – руки свяжет. Что же это за новая мода такая – «ручной ребёнок»?

Для начала уточним, что метод ухода и воспитания посредством постоянного физического контакта матери и ребёнка не является нововведением в отечественной педиатрии, а, долгожданным возвращением к естественной для физиологии человека (то есть, заложенной в нас природой) форме ухода за потомством.

Метод естественного воспитания опирается на ряд принципов. Назовём самые главные. Необходимы щадящая стимуляция родовой деятельности, прикладывание к груди сразу после рождения и нахождение в роддоме мамы и новорожденного в одной палате. Мать должна соблюдать исключительно грудное вскармливание до 6 месяцев, исключающее даже принятие жидкостей, если только на то нет медицинских показаний. Грудничок должен кормиться по требованию, а не по режиму. Обязательны ночные кормления, именно поэтому естественен совместный сон с ребёнком в постели родителей как минимум до конца грудного вскармливания. Окончание вскармливания должно происходить не резко, потому что сегодня ребёнку ровно годик или потому что сегодня бабушка сказала «пора прекращать», а тогда, когда ребёнок сам готов заменить грудь обычной едой на 100 % (около 2-2,,5 лет).

Нужно применять свободное пеленание или, что лучше, отказ от него в пользу активного пребывания ребёнка на свежем воздухе. Естественно для физиологии, чтобы ребёнком занималась в первые месяцы исключительно мать, причём желательно не оставляя его ни на минуту. Мать по мере взросления ребёнка не ограничивает изучение им окружающего мира, но и не торопится отторгнуть ребёнка, отказав ему в тактильном (физическом) контакте. Ребёнка не стараются научить читать раньше, чем ходить, а развивают его способности соответственно возрастным необходимостям. Скажем, ребёнку в полтора года горазд полезнее научиться застёгивать пуговицы или взбираться по верёвочной лестнице, а не зазубрить порядковый счёт до 10. 

То есть, естественная модель воспитания и ухода за ребёнком, это та, которая наиболее приближена к естественным для человека биологическим предписаниям.

Человек, как наиболее развитое во всех смыслах млекопитающее, появился в результате сложнейшего эволюционного процесса.  И то, что мы с вами находимся на столь высокой ступени развития, демонстрирует, что за многомиллионную историю развития именно в человеке выработался наиболее совершенный биологический механизм. Поэтому следование естественным законам развития является единственно возможным путём для правильного воспитания, а противодействие им чревато возникновением ряда заболеваний.

Чтобы все процессы развития, как интеллектуального, так и физического, были запущены в правильном порядке, ребёнок с рождения должен получать то, что естественно для его биологического вида – физический контакт с матерью.

Откуда же взялись в нашей стране иные методы отстранённого воспитания? Педиатрия в советскую эпоху была напрямую связана с политической обстановкой и требованиями руководства партии. Партии было выгодно погасить материнский инстинкт, чтобы мать как можно быстрее могла отправиться на строительство коммунизма. Вспомните систему яслей и детских садов-интернатов, призванные полностью снять с матери заботу о потомстве.  Потребности ребёнка не учитывались, за что мы расплачиваемся резким скачком заболеваний пищеварительной и нервной систем. Например, число детей с задержкой речевого развития за последние 30 лет увеличилось в 3 раза!

На детей бездумно переносились исследования, проведённые на лабораторных животных. Так произошло в случае с режимным кормлением, которое, конечно, отлично помнят наши бабушки. Академик Павлов выяснил, что если собак кормить по строгому расписанию, то через некоторый период к привычному времени у собак начинал вырабатываться желудочный сок. Стремление партии обеспечить управляемость людей привело к тому, что было решено в рамках всей страны вырастить людей, которые будут желать есть только в определённые часы.

Однако ребёнок не может приравниваться к собаке. Хотя бы потому, что на аппетит и потребность в пище ребёнка влияет множество таких сторонних факторов, как школьные нагрузки, занятия спортом, стресс от двойки за контрольную и т.д. Если бы режимное питание было действительно прогрессивным, то природа за многомиллионную историю существования планеты давно бы «вырастила» хоть один биологический вид, принимающий пищу в строго определённые часы. Плодами этого псевдо-прогресса стала подмена естественных форм ухода за малышом сурогатами и даже вытеснение природных инстинктов матери.

Если мать сомневается, как поступать, нужно подумать, а что именно делала бы древняя женщина в данном случае? Например, если древней женщине надо было выйти куда-то из пещеры, она брала ребёнка с собой, иначе в её отсутствие ребёнка могли съесть хищники. Если ребёнок не спал ночью вместе с матерью, то он мог погибнуть от холода. Если племя кочевало, то малыш должен был находиться на руках матери. Природа заложила в ребёнке механизм, согласно которому только постоянный тактильный контакт с матерью позволяет малышу развиваться правильно.

Часто женщины отмечают, как сладко спит младенец на руках, но стоит его положить в кроватку – сна как ни бывало. Это «работает» инстинкт самосохранения. Если младенец не чувствует тепла матери, не слышит биения её сердца, не ощущает её запаха – значит его бросили. Мозг реагирует на импульсы, и ребёнок просыпается, чтобы заплакать, то есть, чтобы подать маме сигнал, что он в опасности. И, чем чаще мама оставляет ребёнка одного, тем хуже для его формирования, потому что мозг, вместо того, чтобы развиваться, тратит время и энергию на поиск путей привлечения внимания матери.

До момента, когда ребёнок в состоянии свободно и долго передвигаться, его необходимо носить на руках, держать рядом с собой даже во время сна, укладывая спать в своей кровати. Задавить ребёнка во сне или, как говорят, «заспать», для психически здорового человека невозможно. Это аналогично тому, что никто из психически здоровых людей не падает ночью с кровати – мы инстинктивно ощущаем границу положения своего тела во сне. И только родителям, употребляющим наркотики и алкоголь нельзя спать в одной кровати с малышом.

Малышу естественно постоянно находиться на руках у мамы. Новорожденный оказывается во враждебном для него мире – здесь много шума и света, усиливается по сравнению с внутриутробным давление, существуют перепады температуры. Для успешной адаптации ему необходимо ощущать, что хоть что-то в новом мире стабильно и приближено к тому, что он испытывал до рождения. Запах матери, ритм биения её сердца, привычное укачивание, вкус молозива, которое близко по вкусу к вкусу околоплодных вод, а затем молока – это то, что позволяет ребёнку чувствовать себя защищённым. 

Особенно важен физический контакт для недоношенных или ослабленных в силу болезни новорожденных. В ряде зарубежных стран принято, чтобы недоношеный ребёнок, как только сможет жить вне аппаратов жизнеобеспечения, был буквально привязян перевязью-гамачком к матери. И в таком положении он должен находиться круглосуточно, чтобы как бы «доходить» до 40 недель беременности.

Месяцам к 4-5 ребёнок уже может находиться некоторое время не на руках, а рядом с матерью, но не больше 15 % общего времени. При проявлении недовольства мама должна брать его на руки. Именно прижимать к себе, а не просто гладить по головке, не вынимая из кроватки или механически покачивая коляску. Активное познание мира в таком возрасте происходит только в том случае, если женщина активно переносит ребёнка с места на место, выполняя домашнюю работу или гуляя по улице, разговаривает с ребёнком, показывает ему мир. Даже на прогулке ребёнка можно помещать в коляску только спящим, иначе всё познание мира будет сужено до созерцания кусочка неба над головой.

В 6-8 месяцев ребёнок начинает сидеть и ползать, его мир расширяется. Именно в этот период многие мамочки впадают в крайности – или решают, что теперь ребёнка вообще не надо брать на руки, или же не спускают с рук ни на минуту,  чтобы он не лез, куда не надо, и не брал в рот, что попало. Ребёнок смирится и с тем, и с другим вариантом, но в первом случае мы рискуем получить неврологические проблемы «недоласканного» ребёнка, а во втором – развитие синдрома тревожности и отставание в развитии. В возрасте 6-8 месяцев большинство детей уже может часть сна находиться в кроватке или коляске, а часть активного времени проводит в самостоятельных изысканиях, поэтому общее время нахождения вне рук мамы расширяется до 30-35 %.

В возрасте 9-11 месяцев начинается психоэмоциональный этап, характеризующийся боязнью незнакомых людей, новых вещей. Ни в коем случае не подталкивайте ребёнка к незнакомому дяде «дай ручку, дядя хороший». Ни в коем случае не позволяйте бабушке, которую ребёнок не видел больше 3-4 дней, приставать к ребёнку с поцелуями. В этом возрасте формируются понятия «свой-чужой» и закрепляются нормы поведения с незнакомыми людьми и чужеродными предметами. Общение с незнакомыми или малознакомыми ребёнку людьми должно происходить так: мама держит ребёнка на руках и говорит ему: «Это - наша бабушка. Она добрая». Через минут десять, когда ребёнок, находясь в безопасных маминых объятиях зрительно привыкнет к бабушке, надо сказать ему: «Давай потрогаем бабушку. Вот так вот ручкой. У бабушки – пушистая кофточка». Если ребёнок по-прежнему боится, не настаивайте на их физическом контакте. Ребёнок не понимает, что этот человек ему родственный по крови, поэтому попытки взять его на руки бабушкой, которую он редко видит, воспринимаются им как попытки украсть его у мамы.

Можно, конечно, переломить естественную на данного возраста реакцию мозга на чужих людей, но такие дети вырастают излишне доверчивыми. Наверное, не стоит напоминать, насколько это опасно в наше время.

В возрасте 9-11 месяцев формируется устойчивая психоэмоциональная связь с тем человеком, который осуществляет основной уход за малышом. Именно этот человек займет в сознании малыша самую важную позицию. Если в этом возрасте большую часть времени ребёнок проводит с няней, будьте готовы к тому, что няня в эмоциональном плане окажется ребёнку ближе родной мамочки.

В год – год и 2 месяца ребёнок сможет удерживать в памяти образы людей, которых видит раз в неделю. Именно тогда он будет более лояльно относиться к их появлению рядом. В 11-15 месяцев ребёнок может проводить около 55-60 % активного времени на руках матери, но большую часть дневного сна (кратковременный сон) уже может проводить без мамы). Ночью, подчеркну, ребёнок по-прежнему нуждается с контакте с мамой и лучше, если всё ещё сохранено хотя бы одно ночное кормление грудью. В норме у ребёнка в этом возрасте может быть до 4-5 ночных прикладываний к груди, из которых полноценными кормлениями являются лишь два.

Возраст от 14 до 18-19 месяцев является самым тяжёлым в жизни матери. Ребёнок начинает много и активно ходить, он замечает то, что в ползунковый период  ускользало из поля зрения, учится оперировать с предметами и самостоятельно совершать простые действия. Мама ожидает, что теперь малыш будет больше времени проводить самостоятельно, а он, наоборот, неожиданно становится более ручным, и будто вообще не хочет слезать с рук.

Кроме защиты, ласки, мамочкиного молочка (если мама кормит) ребёнок уже сознательно использует маму для утешения, когда упал или ударился, а также для того, чтобы расширить горизонты возможностей. Если у мамы хватает терпения откликаться на каждую просьбу ребёнка поднять на ручки и отнести вон туда, достать вон то, показать вот это, то именно такой ручной малыш делает резкий скачок в интеллектуальном развитии и сильно опережает сверстников.

Уберегу молодых мамочек и от другой опасности – когда ребёнка постоянно носят, как безвольную куклу. Правильным будет взять ребёнка на руки, обнять, показать или дать в руки что-то, что ребёнок хотел потрогать, и опять спустить его на пол. А в какой-то момент матери самой надо опуститься на уровень ребёнка – сесть на пол, поиграть с ним в машинки или построить башню из кубиков. Мама должна понимать, что сейчас от её поведения зависит, насколько позитивным будет мнение ребёнка о мире. Если мама готова по первому зову оказаться рядом, обнять, взять, если требуется, на руки,  у ребёнка создаётся ощущение стабильности и надёжности окружающего мира. Кто-то из детей удостоверяется в стабильности мира быстро, другим детям требуется больше внимания. Но чем чутче мать будет реагировать на просьбы ребёнка взять на руки и приласкать, чем быстрее этот период закончится.

Есть менее любопытные дети, которые будут спокойненько играть на полу у ног мамы, разбирая одни и те же игрушки. Такие тихие дети, как правило, удобны измотанным родителям и воспитателям в детском саду. Но в школе неожиданно открывается, что они неинициативны, заторможены, нелюбопытны,  из-за чего резко отстают в учёбе. Таких тихонь ещё в раннем возрасте надо специально часто брать на руки, рассказывать обо всём, что находится высоко. Опуститесь на уровень глаз ребёнка, посмотрите, как ограничен их кругозор. Вы поймёте: если не показать ребёнку, что выше уровня его глаз существует много интересного, его развитие замедлится.

К трём годам постоянно висеть на руках матери перестают быть даже совсем «прилипчивые» дети. Исключения – наличие стрессовой атмосферы в семье, когда ребёнок сознательно липнет к маме, продлевая время «малышковости», или когда мама специально провоцирует эту ситуацию. При нормальном развитии ситуации, ребёнок уже научился в большинстве случаев удовлетворяется пожатием руки, ласковым поглаживанием или поцелуем. И все равно, не забывайте хотя бы несколько раз за день обнять ребёнка, прижать к себе. Исследования показали, что в 40% семей к детям старше полутора лет родители прикасаются только в случае необходимости – чтобы вымыть, переодеть или помочь сесть в машину. Когда ребёнок начинает ходить в детский сад, его окончательно считают «выросшим из телячьих нежностей». Особенно страдают от этого мальчики, потому что в обществе бытует заблуждение, что мальчика следует воспитывать более строго.

Честно говоря, за мою практику мне не удавалось ни разу увидеть ребёнка, испорченного излишней любовью. А вот недоласканных и недолюбленных детей – сотни. Подсчитано, что ребёнок 4 лет для полноценного в эмоциональном плане развития должен быть физически приласкан не менее 6 раз в сутки. В принципе, до 6-7 лет любая похвала должна сопровождаться физическим одобрением: вы хвалите ребёнка «молодец, ты красиво нарисовал», и одновременно ласково касаетесь его головы или плеча.

Что же будет, если ребёнок будет воспитываться по ретроградным «не бери на руки - руки свяжет»?

Всё, приобретёт в своей жизни ребёнок, основывается на фундаменте, заложенном в возрасте 1-7 лет (период развития мозга и его функций). Формирование мозга строится по принципу действие-отклик-ответное действие. Если на какие-то действия мозг получает неправильный отклик (не тот отклик, который должны были получить нейроны мозга согласно генетической клеточной памяти), то формирование мозга начинает происходить с нарушениями. Наиболее частые последствия проявляются далеко не стразу:  фобии, неврозы, ночные кошмары, частые «беспричинные» простуды, нарушения речи, энурез, нарушения психики. Часто такие отклонения в развитии связывают с органическими поражениями ЦНС в перинатальный период или дисфункциями мозга. И действительно, у ребёнка во время беременности или родов могло быть органическое поражение ЦНС, но «запускает» механизм отклонений зачастую именно отстранённое отношение мамы.

Если ли отрицательные моменты у метода естественного воспитания ребёнка? Нет.

Если рационально организовать свой быт и время, то женщина не чувствует особых сложностей в том, чтобы делать домашние дела и даже работать на дому совместно с ребёнком. Для ношения младенца можно использовать гамачок-перевязь (слинг) или рукзачок-«кенгуру». Сейчас появились даже общества слинг-мамочек. Существуют модели переноски для детей двух лет, которые крепятся на спину родителю, или же рюкзачки, трансформирующиеся в коляску-трость. При совместном сне с ребёнком мамы имеют возможность выспаться и восстановить свои силы. Следовательно, у них реже возникают осложнения здоровья и послеродовая депрессия.

Мама максимально мобильна (ребёнок-то всегда при ней!) и самостоятельна. Конечно, это не значит, что мама может тусоваться на дискотеках или посещать шумные вечеринки, но всё-таки она не заперта в 4 стенах, не привязана к строгому режиму кормления. Если же маме необходимо куда-то удалиться, то надо учесть, что годовалый малыш может на 2-2,5 часа в сутки остаться с человеком, которому он доверяет. На полдня можно оставлять (самое раннее) в полтора года, на сутки-двое - в два-два с половиной года, когда ребёнок способен выстраивать первые социальные отношения со сверстниками, близкими и посторонними людьми.  А до этого бабушку рациональнее всего позвать помочь погладить бельё, привлечь папу для покупок продуктов и нанять домработницу для генеральной уборки. Понятно, что я не рассматриваю экстренную ситуацию, когда выхода нет, и маме приходится оставлять с кем-то ребёнка. Например, если маме приходится лечь в больницу или мама – единственный «кормилец» в семье. В таких случаях требуется заранее приучить ребёнка к тому, что мама уходит, но всегда возвращается. Но в таком случае то время, что мама рядом, ей стоит ни на минуту не оставлять малыша, чтобы компенсировать нехватку материнской нежности за время отсутствия.

Подытожим: ребёнка с рождения необходимо много носить на руках. Именно это является залогом формирования устойчивой психики ребёнка и правильного развития мозга. Необходимо исключительно грудное вскармливание до 6 месяцев, введение «взрослой» пищи постепенно. Грудное вскармливание необходимо сохранить до 2 лет ребёнка, а лучше – до 2,5 лет, причём кормить не по часам, а по первому требованию, даже ночью. Совместный сон с ребёнком и длительный тактильный контакт строго необходимы. Мама должна проявлять много заботы о ребёнке и стараться не расставаться с ним хотя бы до года. Значимость тактильного контакта не пропадает по мере взросления ребёнка, а  переходит в новую стадию.
по материалам книги "Воспитание любовью".
Рудова Анна Сергеевна, дефектолог, психолог, директор Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры и детской студии инновационного развития "Арлекин".


Источник: http://по материалам книги "Воспитание любовью"
Категория: Совсем крохи | Добавил: Razvivalkina (06.04.2009) | Автор: Рудова А.С. E
Просмотров: 17094 | Рейтинг: 4.8/25
Меню сайта
Категории раздела
Совсем крохи [17]
Вопросы развития, воспитания и обучения детей от 0 до 3 лет.
Малыши-крепыши [13]
Вопросы развития, воспитания и обучения детей от 3 до 5 лет)
Ребята -дошколята [4]
вопросы воспитания и подготовки к школе детей 5,5-7 лет
Школьные годы чудесные [2]
вопросы воспитания, обучения и развития детей от 7 до 12 лет
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0