Суббота, 21.12.2024, 11:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Развиваем между делом или как развивать кроху, когда полно домашних дел?

Каждой маме хочется, чтобы малыш был умным и развивался в соответствии с возрастными нормами, а лучше – опережал немного своих «друзей» по песочнице. Многие мамы, начитавшись суперполезной информации о том, как и чему надо учить кроху, в ужасе говорят: «это невозможно! Чтобы развивать ребёнка, нужно иметь много свободного времени, а где же мне его взять? Глажка, стирка, уборка, готовка, прогулки, массажи – ни на какие развивалки времени просто нет!». И вот мамы оставляют развивающие занятия «на потом», а когда это «потом» наступает, оказывается, что ребёнок отстаёт от своих сверстников. И даже от тех, которые не посещали никакие элитарные развивающие курсы. В чём же секрет мамочек, которые нашли-таки возможность развивать ребёнка? Оказывается, они развивали кроху «между делом». 

Прежде всего, отметим – и те дети, которых усиленно развивают и те, с которыми занимаются мало, все равно осваивают одни и те же навыки и умения, но с разной скоростью и в разное время. Программа развития умственных способностей ребёнка заложена генетически, и самое важное на раннем этапе занятий – создать соответствующую развивающую среду для крохи.  Если, скажем, генетически ребёнок имеет потрясающие музыкальные способности, а дома нет ни одного инструмента, никто не поёт и не слушает музыку, то музыкальный талант не сможет развиться, а способности отомрут за ненадобностью.

От заботливой мамы требуется не так уж и много – предоставить детскому мозгу все необходимые условия для развития.

Сначала сознаемся, что никто из нас не знает, какие именно способности заложены в ребёнке, поэтому осуществлять перекос в сторону воспитания спортсмена, математика или художника, нерационально.  Будем стремиться к комплексному развитию, поэтому направим наши усилия по следующим направлениям:

  1. развитие двигательной активности, крупной моторики.

Для этого отказываемся от тугого пеленания, стараемся как можно реже использовать манеж и ходунки, зато каждый день делаем немножко зарядки, немножко массажа, немножко пестовательной гимнастики. Возьмите за привычку каждый раз, меняя памперс ребёнку,  оставить на два-три минутки его голеньким, погладить ручки-ножки, сделать несколько простых упражнений. Например, большое значение для развития интеллекта малыша имеют так называемые перекрестные движения – поэтому делайте упражнение «конвертик», как бы охватывая ручками ребёнка его тело крест-накрест.

  1. развитие мелкой моторики.

Так как развитие речи напрямую зависит от развития мелкой мотрики, приучаемся ежедневно выполнять пальчиковые игры. Их можно делать, пока ребёнок посапывает у груди, насыщаясь маминым молочком. Когда ребёнку исполнится 2,5-3 месяца, по ходу дня давайте ему пощупать разные предметы. «это – стол, он твёрдый и гладкий. Это – мыло, мыло скользкое. Это – кошка, кошка пушистая». Когда ребёнок начнёт сидеть, развивать тактильные ощущения можно, давая ребёнку разбирать тряпочки разной ткани, пуговицы, связанные шнурком как бусы.

  1. окружаем ребёнка интересными предметами, соответсвующими его возрасту. Так месячному крохе незачем вывешивать каскады разноцветных игрушек – это отвлекает его внимание и не позволяет сосредоточиться. Лучше, если новых предметов будет мало, если они будут насыщенного, но одного (крайнее-трёх) цветов. Игрушки, показываемые ребёнку,  постепенно меняйте. Кроме игрушек, заведите привычку, когда делаете что-то по дому, носить малыша на руках или, лучше, перевязи на животе. Когда малыш не спит, постоянно говорите с ним, показывайте, рассказывайте: «это – кастрюля, кастрюля большая, красная. Мама берёт половник и наливает суп. Сейчас мама будет, ням-ням, кушать суп!» гуляя, чаще носите ребёнка на руках, чтобы его обзор не замыкался только на кусочке неба над головой. Покажите ребёнку деревья, собачку, машину…
  2. не забываем развивать обоняние ребёнка. Используйте ароматизированные ванночки, дайте понюхать малышу еловую веточку и весенний цветок, вынесите погулять сразу после дождя.
  3. развиваем эмоции. Для этого уже с 2,5 месяцев познакомьте ребёнка с отражением в зеркале, показывайте ребёнку картинки из журнала с крупными детскими лицами, сами ярче проявляйте эмоции. Если грустно – плачьте, если смешно – смейтесь. Оторвитесь на минутку от важных домашних дел и пощекочите ребёнка, поиграйте в «ку-ку» или «козу рогатую».
  4. развиваем музыкальный слух. Пусть погремушки будут не слишком громкими, а мелодичными, пусть их звук отличается. В течении дня не забывайте обратить внимание малыша: «вот собачка лает – гав, гав, а вот водичка журчит. Ой – динь-динь, в дверь звонят, кто же это пришёл? Месяцев с 7 окружите ребёнка «звучащими» игрушками, из которых он сам сможет извлекать звуки – колокольчик, барабанчик, крышки и кастрюльки. Вы готовите – а ребёнок у ваших ног гремит посудой или пересыпает из миски в миску крупные бусины. Чаще пойте, мурлыкайте мелодии или хотя бы подпевайте магнитофону. Кончено, лучше выбрать что-то мелодичное, а не агрессивную рок-музыку. Когда малыш спит, можно поставить негромко диск с классической музыкой, особенно хороши – Моцарт, Лист, Шуберт. В дневное же время старайтесь, чтобы схожая музыка не звучала более 15 минут подряд.

Как все эти занятия связать в единую систему? Представим, что ребёнку около 3 месяцев:

Утром малыш проснулся, вы взяли в руки колокольчик, привлекли внимание к звуку. Перенесли колокольчик в другую сторону от голову, опять заставили малыша найти источник звука. Меняя Памперс, позволили ему 3 минутки «брыкаться» голеньким, в это время приводя себя в порядок. Пришло время небольшой зарядки – погладили ручки-ножки, провели руками по телу, выложили ребёнка в кроватке на животик, чтобы полторы-две минуты он потренировался держать голову и развивал мышцы спины.  Эти две минуты – ваше время для умывания. Приложили малыша к груди. Пока он ест, размяли ему пальчики одной руки и второй. Когда ребёнок насытился, поставили его «свечкой» на плече и прошлись по комнате, показывая окно, картину, книгу на полке. Заодно сами приседаете или чуть нагибаетесь. Для вас- зарядка, для ребёнка – тренировка зрения – пусть посмотрит на мир с разных позиций.

Поместили ребёнка в слинг (перевязь) и отправляетесь кушать. Скорее всего, пока вы едите и моете посуду, ребёнок будет бодрствовать. Теперь можно заняться домашними делами. Например, встаньте и начните гладить бельё. В это время вы можете спеть ребёнку любую не колыбельную песню или наизусть рассказывать детские стихи. Какие? Все, которые помнятся! Малыш, мерно покачивающийся на груди мамы, может вздремнуть. Пришло время просыпаться. Положите ребёнка в кроватку. Будьте уверены, через минут пять-десять он проснётся. У вас есть время что-то прибрать или пропылесосить одну комнату. Пока малыш спит, примените аромалампу. Например, какой-нибудь состав для иммунитета (Олбас, смесь лимона с мятой или иное – проконсультируйтесь у специалиста). И вот малыш ещё в полусне, возьмите на руки, ласково погладьте ручки, ножки, сделайте небольшой массаж, включите динамичную музыку. Возьмите кроху на руки и потанцуйте с ним минутку-две. Это упражнение не только веселит малыша, но и развивает чувство ритма.

Положите, разденьте. Пощекочите малыша, сделайте «козу рогатую», и пора малыша накормить. Не одевайте его, а легко заверните в пелёнку, проложив клеёнку под ним.  Пусть поест голеньким. Прямой контакт тело к телу очень полезен. Пока малыш ест, опять сделайте ему пальчиковую гимнастику, при чём, выбрав момент ближе к концу кормления - тогда ребёнок будет на настолько увлечён игрой и услышит слова.

 Один-два-три-четыре-пять, вышли мышки погулять (пальчики разгибаются, проводится от основания пальца к кончику),

Испугались кошки, спрятались опять! (кулачок сжимается или мама прячет ручку ребёнка в своём кулаке).

Теперь положите малыша голеньким в кроватку, пусть поиграет погремушками-бусами. Устанет (минут через 5), снимите бусы включите карусельку-мобиле. Надеюсь, вы не забыли сменить игрушки? Да-да, одно и то же над головой утомляет даже малыша, поэтому раз в неделю внимайте игрушки с карусельки и вешайте новые. Ну, хотя бы погремушки! При этом через недели две можно вернуть первый набор, и так всё снова.

Пока ребёнок играет, вы одеваетесь сами и готовите вещи для прогулки. Теперь подмываем ребёнка, снимаем уже испорченное к этому времени постельное бельё и вам пора гулять. Не забудьте перевязь-слинг, деньги, бутылочку воды для себя (нужно же восстановить жидкость в организме, чтобы появилось новое молочко!), пелёнку и книгу.

Пока малыш не спит, носите его на руках, покажите ему веточку ёлки (пусть потрогает), покажите машину, голубя, собачку. Поднимите ребёнка над головой и скажите «полетели высоко-высоко», потом опустите медленно ребёнка на уровень талии и скажите «опустились низко-низко». После минут 15-20 ребёнок, как правило, уже начинает утомляться, и его можно положить в коляску. Пока вы идёте по улице, ребёнок начинает засыпать. Вполне можно сходить в магазин (минут на 30-40), если вы знаете, в какие двери проходит коляска. Когда малыш заснул как следует, можно сесть на лавочке в парке с книгой. У вас где-то минут пятнадцать. Малыш заворочался, тут же, в парке, приложили ребёнка к груди, прикрывшись от взглядов пелёнкой. Скорее всего, он поест, не просыпаясь, и заснёт ещё крепче. Ещё полчаса на книгу. Даже если ребёнок ещё спит, направляемся домой. Лучше, если он проснётся рядом с домом.

Дома ждут очередные дела и новые впечатления для вашего крохи!

Пример для ребёнка 7 месяцев.

Итак, у вас – ползунок. Активный, любознательный. Он уже крепко сидит и может вставать на ножки, опираясь руками на предметы. Теперь  настал сложный период – для крохи открывается то, что раньше он не могу взять.

Итак, малыш встал. Раздели. Маленькая зарядка. Погладили кроху, а потом взяли под ручки и предлагаем ему попрыгать с поддержкой под весёлую потешку:

Прыг-скок-прыг-скок, баба сеяла горох…..

Положили малыша на надувной мяч или ролик и сделали несколько упражнений для развития осанки и гибкости. Какие – вам покажет любой массажист. Положили малыша на спинку, дали захватить ваши пальцы, потянули ребёнка к себе, помогли сесть, потом дали опять лечь. Опять помогли сесть, потянув к себе.

Пора надеть памперс и поесть. Если вы кормите лёжа, у вас есть минут 10-15, чтобы почитать. А теперь – за дела. Ребёнок удобно разместился в слинге и наблюдает, как мама готовит еду, достаёт и убирает кастрюльки. Мама села есть, и ребёнок смотрит, что у мамы в тарелке. Пришло время педагогического прикорма – мама даёт 2-3 крошки еды со своей тарелки, немного размяв пальцами. Две –три микродозы знакомой еды и две-три новой. Всё, малыш, пора идти самостоятельно изучать мир. На полу в кухне ковёр, ребёнку выдаются кастрюльки и ложки. Как весело поиграть в домашний оркестр, развивая слух и координацию движений! Мама моет посуду. Поднимает на секунду ребёнка на руки, даёт похлюпать рукой по воде. Это вода, она тёплая и мокрая. А теперь – опять на пол. Но вот, кажется, малыш подполз к кухонному фкафчику. Вы не забыли все дверцы оборудовать защёлками или просто замотать резинками, чтобы они не открывались? Но кроха знает, что та дверца, на которой яркая наклейка, всегда открывается. Там заботливая мамы уже приготовила для малыша сюрпризы. Сегодня кроме любимого мишки это большой лист фольги для запекания. У мамы ещё пять-десять минут на мытьё посуды, пока малыш мнёт и рвёт шуршащую бумагу. Только следите, чтобы не съел! Ой, а это что? Мама несёт малыша в зал, там ведь много домашних дел, и даёт крохе новую игрушку – банку из-под кофе. В крышке прорезано несколько дырочек и из них торчат кончики лент. Пока мама разбирает вещи в зале, малыш вытаскивает одну за другой ленты через дырочки. Пока мама убирает, она постоянно обращается к малышу, подносит мимоходом какие-то вещи, показывает, объясняет, что это. Пора пылесосить – отгородим подушками зону, в которой будет малыш (её убрать можно и позже). А чтобы не скучал, мама кладёт несколько погремушек и игрушек, из которых одна новая, а одна – забытая старая (её больше месяца держали в коробке для запасных игрушек). И, конечно, любимое занятие для малышей – ребёнку даётся коробочка, в которой лежит много свёрнутых носков. Мама показывает – смотри – берешь комочек и кидаешь… Редко какой малыш не захочет повыкидывать носки из коробки. Он же не знает, что это – полезное упражнение для развития кулачка и ловкости. А заботливая мама помогает малышу развиваться и успевает сделать всё по дому…

Рудова Анна Сергеевна.

Психолог, дефектолог, генеральный директор центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры, директор детской студии инновационного развития «Арлекин».

Категория: Совсем крохи | Добавил: Razvivalkina (10.04.2009) | Автор: Рудова А.С E
Просмотров: 3153 | Рейтинг: 5.0/11
Меню сайта
Категории раздела
Совсем крохи [17]
Вопросы развития, воспитания и обучения детей от 0 до 3 лет.
Малыши-крепыши [13]
Вопросы развития, воспитания и обучения детей от 3 до 5 лет)
Ребята -дошколята [4]
вопросы воспитания и подготовки к школе детей 5,5-7 лет
Школьные годы чудесные [2]
вопросы воспитания, обучения и развития детей от 7 до 12 лет
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0