Суббота, 21.12.2024, 11:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Пальчиковые игры, второй этап (ребёнку 1,5-2,5 года).

Если вы выполняли хотя бы через день упражнения пальчиковой гимнастики 1 этапа, то пришло время усложнить занятия. За это время мозг ребёнка активно развивался, и пора стимулировать наряду с прежними и новые участки мозга. То есть, вы не прекращаете заниматься по играм 1 этапа, но постепенно добавляете и новые.

Показательными моментами, что ребёнок готов к переходу на 2 этап являются следующие три:

  1. ребёнок не отдёргивает руки и не сопротивляется при игре в пальчиковые игры, его внимания хватает на последовательное повторение 1 упражнения для каждой руки.
  2. ребёнок может сам повторять некоторые простейшие движения, старается это делать – стремится загнуть пальчик либо неловко водит пальцами одной руки по ладошке другой.
  3. ребёнок начал различать некоторые игры, у него появились любимые игры, которые он готов выполнить подряд несколько раз.

Второй этап пальчиковых игр – это усложнение первого этапа. Здесь идёт работа не со всем пальцем, его разминанием, а более точечно – с подушечками пальцем, с их гибкостью. Если раньше мы уделяли больше внимания развитию хватательного кольцевого захвата, то в возрасте от 1,5 до 2 лет) уделяется особое внимание развитию активности каждого пальца.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Катаем шарик.

Учим ребёнка катать шарик ладошкой по столу, не теряя его. Стих-сопровождение:

Покатился колобок,

колобок-румяный бок,

по дорожке, по тропинке,

Прямо …..(имя ребёнка) в корзинку!

А где колобок? (движение останавливается)

Вот он! (ребёнок берёт шарик в руку и показывает маме)

Повтор раза 2, для обеих рук.

 

Катаем карандашик.

Ребёнку выдаётся гранёный карандаш. карандаш зажимается в вертикальном положении, и дети катают его в руках с помощью мам. Цель- не уронить и отработать движение руками «Вперёд-назад».

От рождения ребёнок легко делает то, что требует синхронного движения рук: броски, поднимание предметов. Но движения, где руки движутся автономно, даются тяжело. Поэтому мы начинаем стимулировать автономную работу рук и рук отдельно от ног. Это не только поможет ребёнку лучше развиваться и активнее исследовать мир, но и развивает связи между полушариями, что способствует развитию мышления.

 

Дятел.

Дятел-дятел сел на сук (машем руками-крульями),

Тук-тук-тук, тук-тук-тук (одновременно стучать боьшими пальцами по столу),

Дятел-дятел сел на сук (машем руками-крульями),

Тук-тук-тук, тук-тук-тук (указательными, потом поочерёдна всеми остальными пальцами)

 

Кто приехал?
(Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе).
Кто приехал? (Быстро хлопает кончиками больших пальцев).
Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев прижаты друг к другу,
а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают).

Мама, мама, это ты? (Хлопает кончиками больших пальцев).
Да, да да! (Хлопает кончиками указательных пальцев).
Папа, папа, это ты? (Хлопает кончиками больших пальцев).
Да, да, да! (Хлопает кончиками средних пальцев).
Братец, братец, это ты? (Хлопает кончиками больших пальцев).
Да, да, да! (Хлопает кончиками безымянных пальцев).
Ах, сестричка, это ты? (Хлопает кончиками больших пальцев).
Да, да, да! (Хлопает мизинцами).
Все мы вместе, да, да, да! (Хлопает всеми пальцами).

 

Десять птичек – стайка. Ирина Токмакова
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.
Это-зяблик, это - стриж,
Это - развеселый чиж.
Ну а это - злой орлан.
Птички-птички, по домам! (обе ручки быстро сжать в кулачки, "пряча птичек")

Черепаха. Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть,
то высовывает голову.
Когда она хочет спать,
то прячет ее обратно.

 

Лодка
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик.

Лодочка плывет по речке,
Оставляя на воде колечки.
 

Пароход  

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Паровоз
Без колес!
Вот так чудо-паровоз!
 Не с ума ли он сошел  —
Прямо по морю пошел!

Это ж, это ж пароход,

Вот он по морю плывёт.

 

Грабли
Ладонь вниз, пальчики согнуты, «гребут».

Листья падают в саду,
Я их граблями сгребу.

 

Цепочка
Большой и указательный пальцы левой руки соединены в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой  указательный, большой  средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Пальчики перебираем
И цепочку получаем.

 

Зайка и ушки
Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.

Маленький,
Беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.

 

Гусь
Предплечье поставлено вертикально на локоть. Ладонь под прямым углом. Указательный палец то опирается на большой палец, то поднимается, имитируя движения клю¬ва гуся. Все пальцы прижаты друг к другу.

В воде купался,
 Да сух остался.

Га-га-га – гогочет гусь,

До воды я доберусь!

 

Слон
Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой  указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый слон.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей.
 Б.Заходер

 

Дождик.

Пальцы рук стучат по столу

Дождик, дождик поливай,

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут сладкие ватрушки.

 

Игра-аналог предыдущей.

Лошадка.

По дороге белой гладкой

Прискакала к нам лошадка,

Цок-цок-цок-цок,

Скачет резвый табунок.

 

Ключик:

Указательный палец одной руки- ключик, другая рука- в кулаке, пальчик вставляется в кулачок и поворачивается по ритму стиха.

Ключик в руку мы возьмём

И моторчик заведём,

Чик-чик-чик-чик,

Уезжает грузовик!

 

Утюг.

Ладонь очень прямая и твёрдая, гладит стол или любую ткань.

Пш-ш-ш, пш—шшш, утюжок,

Помогай-ка мне, дружок!

Где пройдёшь – всегда порядок,

Нет морщинок, нет и складок,

Пш-ш-ш, пш—шшш, утюжок,

Помогай-ка мне, дружок!

 

ЗМЕЙКА (играем как сами, так и постепенно учим ребёнка)
Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка".
Посмотрите-ка, друзья,
У меня живёт змея!
Медленно вращаем кистью руки.
По дивану, по коврам
Может ползать тут и там.
Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом).
Хоть и нет у змейки ножек,
Очень быстро по дорожке,
Широко открыв свой рот
За лягушками ползёт.
Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим кистью руки (как бы оглядываясь).
Нет у этой змейки глаз
И поймала в этот раз
Не лягушек, не стрекоз,
Волнообразные движения рукой.
А ребёночка за нос.
"Змея" хватает за нос партнёра по игре.

ПОРОСЯТА

Пальцы рук растопырены, прижаты ладонями к столу, мама (папа) постукивают по пальцами ребёнка на слова, когда ребёнок привыкнет к игре - поднимают по очереди пальцы ребёнка на нужные слова);
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (мизинец).
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянный).
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, Средний.
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. Указательный.
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, Большой.
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь.


Ягодки.

Рука- пальцами вниз, пальцы свободно висят, мама по стиху с каждого пальца будто «снимает» ягодку с кончика пальца.

Ягодка по ягодке

Я кладу в корзинку,

Ягодка по ягодке,

Спелую малинку,

Вкусную клубничку,

Лесную земляничку,

Смородину, крыжовник,

Вяжущий тутовник.

 

Ягодки-2
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

 

Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся,

На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.

Разожмутся,

Пальчики сильно растопыриваются в стороны.

То зароются в песке.

Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.
 
По материалам, собранным педагогами студии "Арлекин".
Категория: Совсем крохи | Добавил: Razvivalkina (26.04.2009)
Просмотров: 10449 | Рейтинг: 5.0/8
Меню сайта
Категории раздела
Совсем крохи [17]
Вопросы развития, воспитания и обучения детей от 0 до 3 лет.
Малыши-крепыши [13]
Вопросы развития, воспитания и обучения детей от 3 до 5 лет)
Ребята -дошколята [4]
вопросы воспитания и подготовки к школе детей 5,5-7 лет
Школьные годы чудесные [2]
вопросы воспитания, обучения и развития детей от 7 до 12 лет
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0