Что мы подразумеваем под словом "обучение", когда речь идёт о ребенка, которому ещё и года нет или около годика?
Для ребёнка такого возраста обучение - это создание для него комфортной комплексно развивающей среды, в которой ребёнок играет, и, незаметно для себя, учится.
Конечно, только плюс, если вы сможете ходить на курсы раннего развития, но они не заменят домашних игр-занятий с мамой. Только очень бесчестные студии предлагают 2-3 разовые занятия для крох 6-11 месяцев, хотя, в принципе, достаточно одного. На занятии педагог покажет маме, что и как можно делать с крохой, после чего маме останется только закреплять полученный опыт. Так что, маме все равно придётся заниматься. И оттого, сколько она это будет делать и какими принципами руководствоваться, напрямую зависит развитие ребёнка.
Сначала надо определить зону ближайшего развития. То есть, разницу между тем, что ребенок умеет делать сам (уровень актуального развития), и тем, что он может сделать с помощью взрослого (уровень потенциального развития). Педагог показывает маме как, работая в зоне ближайшего развития, стимулировать развитие ребёнка согласно потребностям и возможностям ребенка на данном возрастном этапе. Не пытайтесь опередить время. Конечно, существует много методик раннего обучения, которые базируются на теории опережающего развития. Мол, раннее изучение азов наук ускоряет развитие мозга, поэтому надо уже чуть ли не с рождения надо учить ребёнка читать, считать, закладывать азы иностранного языка.
Результаты таких методов обучения сначала поражают – дети действительно очень рано овладевают счётом и чтением. Но беспристрастные исследования показали, что эти дети, демонстрировавшие блестящие результаты в раннем возрасте, в средней школе уже не отличаются от своих сверстников или даже отстают от них.
Применение ранней стимуляции таит в себе ряд опасностей. Если задача, предлагаемая ребенку, намного опережает его возможности, это входит в противоречие с нормальным ходом развития малыша. Чрезмерная нагрузка на лобные доли, которые ответственны за логические операции, чтение, математику и т. д. приводит к их истощению, что может в отдельных случаях вызвать стресс и даже привести к отклонениям в развитии.
Методики опережающего развития уделяют недостаточно внимания к тем составляющим, которые очень важны. Например, часто встречаются четырёхлетние дети, умеющие бегло говорить на иностранном языке, но не способные сложить простую пирамидку, поймать мяч или построить простейший сюжет в игре. Дело в том, что ответственные за эту деятельность зоны мозга в нужный момент не получили поддержки, и их развитие затормозилось.
Так как же правильно организовать обучение малыша? Приведем несколько общих советов, которые пригодятся вам в процессе домашних занятий с ребенком. Используйте большое число предметов и предметных пособий – наборы посудки и игрушечные фрукты, барабанчики, мячи, пирамидки, фигурки животных, кукол и т.п. Картинки в возрасте до года должны использоваться в минимальном числе, так как ребенок должен иметь возможность рассмотреть и потрогать, а иногда и погрызть тот материал, на котором он учится.
Необходимо помнить, что навыки, которым педагог и вы сами обучаете ребенка, должны использоваться им в бытовой деятельности и в игре. Навык считается закреплённым, когда ребёнок самостоятельно воспроизводит его в игре не менее 3 раз.
Вы не должны повторять один в один занятие, которое проводит с вашим ребенком педагог детской студии развития. На занятии педагог использует часто абстрактные пособия и принадлежности, а ваша цель – помочь применить полученные умения в реальной жизни. Ребёнок на уроке разбирал по кучкам геометрические фигуры? Отлично, а вы дома разберите по форме овощи, затем переберите крупу или макаронины. Учились лепить из пластилина? Пусть помнёт рядом с вами кусок теста, пока вы готовите пирожки.
Что наиболее сложно в домашней атмосфере, это уметь и дома тоже заниматься за столом. Для ребёнка в возрасте около года, достаточно – 3-5 минут. Вы не должны носиться по всей квартире, пытаясь показать ребёнку картинку с собачкой или вынудить его вставить вкладыш на нужное место. Для занятий есть определённое место и время. Пусть это 5 минут, но от них не увильнуть, не сбежать. Занятие постепенно становится привычным дело, ритуалом наподобие чистки зубов.
Больше хвалите. В возрасте до 2 лет ребёнка нельзя наказывать или порицать за плохо сделанные задания. Любые занятия – это весёлая игра, и только от вас зависит, понравится ли она ребёнку. Чаще хвалите малыша, даже если вышло не то и не так, как вы думали – до 2 лет даже попытка выполнить задание должны быть оценена, как хорошая работа.
Если ребенок в возрасте 6-18 месяцев отказывается от занятий, бросает игрушки, отворачивается, впадает в истерику – это тревожный сигнал. Или ребёнок себя некомфортно чувствует (хочет есть, спать, устал, боится, описался и т.д.), или задание не соответствует его уровню развития. Устраните причину неудобства. Смените форму занятия или его вид, иначе у малыша возникнет отвращение к любым видам совместной деятельности.
Любые занятия должны проходить в форме игр. Пример:
Я строю домик из кубиков. Синий кубик на красный, жёлтый – на синий. построй и ты… ух-ты, как красиво получилось! У тебя – высокая башня, у меня – низкая, смотри, высокая, низкая. А кто будет жить в башне? Мышка-норушка. Пи-пи-пи, вот и мышка бежит. А что кушает мышка? Зёрнышки. Давай ей зёрнышек в кастрюльку насыпем. Неси кастрюльку. А где крышка от кастрюльки? Нет, эта крышка большая, она не подходит. Найти-ка правильную крышку…. И т.д.
Но и даже придумывая игру, не переоценивайте возможности ребёнка – с малышом-годовасиком нужны простые игры и понятные сюжеты. Мишка пошёл в гости к кукле. Кукла купается в ванной. Машинка везёт кубики на стройку.
Затем сюжет надо постепенно удлинять и детализировать – Мишка с куклой сели пить чай, потом помыли посуду, пошли гулять, встретили зайку и т.д. Сюжетная игра позволяет также понять цель и план тех действий, с которыми ребенок встречается в реальной жизни, поскольку игра позволяет многократно повторять их с комментариями и в нужном для ребенка темпе. ·
Занятия с крохами до 2 лет нужно проводить, глубоко погружаясь в игру, иначе от занятия нет толка. То есть, вы самозабвенно катаете машинку, говорите бру-бру, ползаете с ребёнком по полу и устраиваете аварии. Ребёнок, почувтсвовав неуверенность или насмешку, потеряет интерес к игре, и развиваться не будет.
Не бойтесь ломать, пачкать и исследовать вместе. Ребёнку НАДО хоть раз в жизни поплескаться в луже. НАДО повозить руками по грязи. НАДО сломать хоть что-то, чтобы узнать, что там внутри.
Известно, что манипуляции с мелкими предметами, развитие тонкой моторики оказывает положительное влияние на развитие тех зон мозга, которые отвечают за речь. Если ребёнок всё тащит в рот, вместо специальных дорогущих материалов используйте: пробки от пластиковых бутылок, пуговицы на верёвочке, изюм и крупинки гречки, сухие макаронины.
Предлагайте ребенку задания, в которых должны быть использованы обе руки. Развивать только сильную руку (обычно, правую), бесполезно. Многие вещи необходимо делать двумя руками (вторая рука либо активна, либо участвует ограниченно – поддерживает корзину, вынимает пробки и т.д.) Что можно делать двумя руками? закручивать пробки, рисовать, играть в мозаику, мыть полы, прикреплять прищепки, играть в песочнице и т.д.
Развивайте ребёнка многосторонне: лепите из глины и пластилина, рисуйте пальчиками и кисточкой, переливайте воду, пускайте мыльные пузыри, играйте с реалистичными пособиями, ходите на выставки, читайте книги, играйте в мяч и прыгайте на батуте, перебирайте крупу и стройте пирамиды из кубиков, пойте и танцуйте, слушайте аудио-книги и…
Мир так велик, и чтобы познать его, ваш ребёнок выбрал именно ВАС. Рудова А.С., дефектолог, психолог, генеральный директор Центра развивающих методик в области образования и культуры.
23.03.2009
20 марта 2009 года.
На данный материал распространяется действие закона о Защите авторских прав на интеллектуальную собственность. Воспроизведение данного материала возможно только ПОЛНОСТЬЮ и при приведении полного имени и регалий автора, а также ПОЛНОЙ ссылки на данную страницу. |