На осенней прогулке каждый ребёнок любит собирать каштаны. Мамы вечно ворчат, мол, мусор всякий домой тащишь! Однако каштаны – это замечательный развивающий материал, если приглядеться.
Итак, вы пришли с прогулки с мешочком каштанов. Прежде всего, вместе с ребёнком каштаны классифицируете. Сначала по признаку: большие-средние-маленькие. Потом: тёмные-светлые, потом: округлые-угловатые, потом тяжёлые и лёгкие.
Закончив классифицировать, расставляете в зале разные вёдра, тазики, кастрюли и банки. Заодно, вспоминаете, что как называется. А то детки так часто путают тарелку с миской, а кастрюлю со сковородой. Кидаете с 1,5 метров каштаны в разные ёмкости. Подсчитываете, в какую ёмкость сколько попало. Пишите на листочках и кладёте в каждую кастрюльку правильную цифру. Тут же – парочка заданий по математике. Например, вот в красной кастрюле 3 каштана, а в зелёной миске- 5. Где больше? А что нужно сделать, чтобы стало поровну? Положить ещё два в кастрюлю? А, может, переложить из миски в кастрюлю 1 каштан? А как это записать в тетрадке?
Затем разбираете, а правда ли, что каштаны падали в ёмкости с разным звуком? А почему?
Слушаете объяснение и объясняете сами.
А теперь пора поиграть в кегли. Возьмите лёгкие кегли или пластиковые бутылки, наклейте на них карточки с буквами. Вот вам и игра. Надо по очереди сбивать кегли, записывая себе на листок сбитые буквы. Ребёнок уже умеет считать? Здорово! Значит, выигрывает тот, кто первый собьёт достаточно букв для того, чтобы сложить слово. Если же ещё не читаете, то так можно выучить буквы и закрепить их написание.
Тут пора отдохнуть от активных игр, заняться творчеством. Облепите каштан пластилином. Проследите, чтобы ребёнок отрывал кусочки пластилина щепоткой, а размазывал –разными пальцами. Потом в пластилин надо утыкать много спичек, сформировать ножки и мордочку – вот и ёжик! А ёжику нужно сделать грибочек из маленького каштана. И можно ещё норку из кучки каштанов, слепляя их пластилином.
Положите в норку несколько листьев, принесённых с прогулки – вот и домик ёжика! Тут как раз время, чтобы рассказать, что ёжики как и медведи впадают в спячку. Как ёжики стаскивают листья в норку и катаются по ним, чтобы получилось «гнездо». В такой постельке очень тепло спать. Ёжики первыми впадают в спячку – ещё в октябре, когда тепло, а спят почти до лета – до начала мая. Уже и снег сошёл, а ёжики всё спят…. А давай теперь отправим ёжика в домик и сделаем ему настоящую зиму !. обмазываете всю поделку-сценку ПВА и просите ребёнка щепоткой насыпать сверху манку. Лишнюю манку аккуратно сдуваем над ванной, тренируя этим артикуляцию. В результате получится норка ёжике, запорошенная снегом – хороший подарок бабушке!
Ну, а напоследок – ещё одна игра. Но только сначала попросите папу просверлить в каштанах дрелью сквозные дырки. Можно, конечно, отвёрткой ковырять – но дольше получится.
Дайте задание ребёнку нанизать эти каштаны на верёвочку. И пусть он сделает змею-гремелку на длинной верёвке. Теперь устройте в комнате полосу препятствий: расставьте стулья, подушки, крупные игрушки. Ребёнок должен пройти весь «лабиринт», не выпуская верёвочки со змеёй из рук. Причём нужно и проползти под стулом, и залезть на табуретку и свернуться комочком, увидев медведя, и обползти змейкой кубики….
Вот вам и час развивающих игр – причём без особых принадлежностей.
Рудова А.С., дефектолог, психолог, генеральный директор Центра развивающих методик в области образования и культуры, директор детской студии инновационного развития "Арлекин".
15 октября 2007 г.
На данный материал распространяется действие закона о Защите авторских прав на интеллектуальную собственность. Воспроизведение данного материала или цитат на него возможно ТОЛЬКО при приведении полного имени и регалий автора, а также ПОЛНОЙ ссылки на данную страницу. |