Почему еще недавно спокойные и послушные дети вдруг становятся своенравными и неуправляемыми? Каково им самим переживать особенности переходного периода? Немецкие психологи называют проблемы, которые наблюдаются у подростка в переходном возрасте, «синдромом омара». По мнению этих ученых, ребенок становится таким же уязвимым, как омар, когда тот меняет панцирь. Как же преодолеть возникшие трудности?
(
Мы сами были в положении подростков и ощущали на себе издержки воспитания своих родителей. Теперь мы оказываемся по другую сторону баррикад. Впиваемся в своих детей с нравоучениями, осуждаем репертуар музыки, которую они слушают, оцениваем их друзей и кумиров. Всем известно, что с подростками трудно. Но редко кто задает себе вопрос: а легко ли подростку с самим собой? Нет, никто не скажет, что период между двенадцатью и семнадцатью — это безмятежное, счастливое время.
Не спешите удивляться: в подростковом организме происходит «гормональная буря» той же силы, что и у женщины в первые месяцы беременности и после родов. Отсюда те же усталость, апатия, изменения характера, потеря аппетита — похожая картина, не правда ли? Но вы ведь знаете, что женщину в таком состоянии принято всячески « ублажать», сносить ее капризы и обращаться с ней ласково. Так почему не вести себя так же с подростком, который переживает столь же серьезные перемены в собственном организме?
Психологи, изучающие проблемы подросткового возраста, не зря окрестили их «синдромом омара», который меняет панцирь. И если в этот ответственный период жизни все-таки заставить ребенка подчиняться, неосторожно его сломать, подмять под себя родительским велением, то вряд ли из него получится успешный, уверенно идущий по жизни человек.
Не имея отдельного места в социуме, подростки создают свою собственную среду обитания, субкультуру со своими непростыми законами, отличными от наших ценностями, иной эстетикой, режущей слух музыкой, нелепой на наш взгляд, модой.
Бороться с уже появившимися подростковыми проблемами без помощи специалиста (психолога, психотерапевта) порой бывает крайне сложно. А предотвратить их реально. Нужно вместе пройти тернистый путь переходного возраста. Это разумные ограничения и одновременно предоставление ребенку свободы (но не вседозволенности), это умение договариваться с ним и находить компромисс, а также непременно видеть в подростке полноправного члена семьи.
Покажите ребенку, что вы принимаете его систему ценностей, с уважением относитесь к его вкусам. Ведь диковатая антиэстетичная подростковая мода - это своего рода панцирь, помогающий скрыть собственную угловатость, а зеленый цвет волос и серьга в пупке - способ заявить о себе, обратить внимание равнодушного, а то и враждебного мира на самый факт своего существования.
Что касается длительности увлечения роком - у большинства это проходит, как детская болезнь, годам к двадцати. Подросток, слушающий рок, вызывает опасение только в том случае, если он никому не нужен, не защищен ничьей любовью и уважением.
Подумайте и о том, что вы можете предложить подростку взамен улицы. Часто дети попадают в дурные компании из-за нереализованной тяги к приключениям или просто от скуки. Предложите подростку заняться чем-то интересным для него.
Ваш дом — это и дом ваших детей, и сколь странных личностей ни приводили бы они в гости, всегда принимайте их тепло и гостеприимно. Не позволяйте себе негативно высказываться о друзьях своего ребенка, если он не спрашивает вашего мнения. А если спрашивает, отвечайте по существу, а не вешайте ярлыки. Ни в коем случае не обсуждайте с друзьями ребенка или в их присутствии негативные (на ваш взгляд) стороны его личности – это будет не профилактическое «пристыдить», а предательское «унизить» - и ребенок вряд ли когда-нибудь вам это простит.
Если родителям удается умело сочетать свою личную жизнь с интересами ребенка, вниманием к нему, уважением к интересам растущего человека, то его период взросления будет для них не столько трудным, сколько интересным. Становление характера, новое поведение, иные отношения с ребенком предоставляют таким родителям огромный материал для творчества и возможность приблизиться к «союзническим» отношениям с детьми. Это не менее приятно, чем прежняя опека.
Каковы психологические особенности подросткового возраста? 1. Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой «ты еще слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребенка в семье и социуме. 2. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса. 3. Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений. 4. В психологической литературе этот этап называют этапом «второй перерезки пуповины». Ребенок отделяется от родителей и уходит в свой мир - мир сверстников. 5. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребенок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности. 6. Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них. 7. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде. 8. Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности; 9. Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодежные тусовки и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых. 10. В молодежной среде у подростка формируется "мы-концепция". С одной стороны, это именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир вокруг распадается на "своих" и "чужих", причем взаимоотношения между этими группами порой резко антагонистичны. 11. Формирование "Мы-концепции" у подростка является мостиком к возникновению в жизни подростка референтной группы или групп. (Группа, ценности которой подросток принимает и разделяет, мнение которой является для него значимым, называется референтной группой) 12. Учебная деятельность и школа перестает быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками. 13. В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим. 14. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований. 15. Рост критичности подчас ведет к полному негативизму. Чаще же всего этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряженные для подростка ситуации. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма. 16. Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники). 17. В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя. 18. Начало взрослости осуществляется по внешнему механизму (механизму подражания). Я буду КАК взрослый - игра - копирование внешних качеств, стиля, привычек, манеры поведения, то есть внешней атрибутики взрослости. В этом смысле особенную значимость приобретает та личность, которая будет являться этим идеалом. Хочу успокоить родителей: это почти всегда будут НЕ они, а другой значимый взрослый. 19. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной субкультуре: вес, рост, гора мышц и т. д. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации. 20. Ребенок подражает взрослым стереотипам сексуальности по форме, а не по сути, поэтому так популярна среди девочек литература, типа "Искусство соблазнять" или "Как стать роковой женщиной". Образец для подражания связан для девочек с системой ценностей, сформировавшейся в семье. Это не обязательно "роковая красотка", это может быть и стиль "бизнес вумэн", максимально приближающийся к мужскому стереотипу. Она всегда выглядит О. К., сногсшибательна, ей нет дела до "этих глупостей". 21. Мужским идеалом чаще всего становится супергерой проповедующий культ силы, выносливости, смелости, ценности настоящей дружбы, то есть герой современного боевика. 22. Неверно было бы полагать, что "Я-идеальное" формируется ТОЛЬКО по внешнему механизму. Это - лишь начальная точка отсчета. Дальше следует овладение взрослыми умениями и навыками, заботой о ближних, а, самое главное, мерой своей посильной ОТВЕТСТВЕННОСТИ за происходящее в семье и вокруг, за себя и свои поступки. 23. Если значимый взрослый расценивает подростка, как своего главного помощника, это неизбежно повышает уровень самооценки. 24. Уровень знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. Происходит специализация знаний с целью построения дальнейшей, непременно успешной" карьеры. Учеба впервые превращается не в учебу для оценки, а в учебу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. приобретает личностный смысл и личностную ценность. 25. Если такой путь постижения новых знаний, умений и навыков поддерживается значимыми взрослыми, иногда с помощью конкурентной борьбы, то перспектива роста "Я-идеального" многократно усиливается.