Для начала ответим на вопросы: «В чём суть Монтессори-педагогики? Что мы пытаемся сделать как педагоги?»
«Следуем за ребёнком».
«Даём ребёнку независимость там, где он может ею воспользоваться».
Родители и учителя нужны, чтобы помогать естественному развитию ребёнка. Педагог Монтессори, окончивший курс подготовки для работы с детьми от 0 до 3 лет, называется ассистентом раннего детства. Это название также подходит и всем остальным Монтессори-педагогам. Мы – связующее звено между ребёнком и его окружающей средой. Мы рядом для того, чтобы помогать ребёнку, а не делать что-либо вместо него.
Какое отношение всё вышеописанное имеет к приучению детей к туалету?
Отвлечёмся на минутку от Монтессори и других теорий.
Если мы примем в расчёт природу и принцип «следования за ребёнком», то есть всего три инстинкта, которые невозможно полностью контролировать, сколько бы ни было вам лет: это сон, голод и позывы в туалет.
Современный стиль жизни и технологии, к несчастью, меняют, а иногда и извращают способы удовлетворения этих потребностей, что, в свою очередь, приводит к разнообразным поведенческим проблемам и нервным расстройствам. Поэтому особенное внимание в этом вопросе нужно обратить на детей.
Что поможет ребёнку быть успешным в приучении к туалету?
Ощущение дискомфорта.
Смена подгузников в подобающих местах
- Всегда держите горшок и туалетные принадлежности в одном и том же месте. Если ребёнка сажать на горшок в разных частях дома, это приводит к нарушению у него чувства порядка и невозможности понять, какое место является подходящим для похода в туалет, а какое – нет.
Знакомство с фактическими последствиями процесса.
-
Используйте одноразовые подгузники для длительных поездок и во время болезни. Возможно, во время ночного сна.
Показывайте детям грязные трусы или подгузники и то, куда их нужно убирать. Они быстро уловят связь между чувством облегчения и последующим дискомфортом. Часто взрослые так быстро заменяют подгузники, что ребёнок даже не успевает понять, что произошло. Поэтому не стоит опережать события и торопить ребёнка.
Участие детей в происходящем.
- Ребёнок должен знать, где находятся чистые трусики и подгузники, а также место, куда нужно складывать запачканные. Это даёт ребёнку чувство контроля над происходящим: «Я смогу, я справлюсь с нуждами своего тела».
Что делать взрослому?
Использование туалета – самая естественная часть нашей жизни. Но не нужно преувеличивать значение этой части, то есть не нужно аплодировать и поздравлять ребёнка после каждого похода в туалет.
Придерживайтесь реальных фактов: мокро и сухо, грязно и чисто.
Приучение к туалету начинается не в 2-3 года, как пытаются убедить нас в рекламе. Приучение к туалету начинается с рождения. Чтобы ребёнок научился распознавать ощущения влажности и сухости, лучше всего использовать хлопковые трусы и многоразовые подгузники. Эти ощущения помогают ребёнку усвоить и понять процессы мочеиспускания и дефекации. К сожалению, в обществе теперь не считается приемлемым использование многоразовых тканевых подгузников. Мы живём в эпоху одноразового удобства.
Что мы, как последователи Монтессори, можем сделать, чтобы помочь ребёнку.
- Поощрять родителей к использованию хлопковых трусиков и многоразовых подгузников.
- Предоставлять услуги по доставке и стирке подгузников.
- Предлагать легко осуществимые действия.
- Если родители не хотят отказываться от одноразовых подгузников, предлагать надевать под них хлопковые трусики.
- Или пользоваться дешёвыми одноразовыми подгузниками, чтобы ребёнок чувствовал влажность.
- Использовать одноразовые подгузники для длительных поездок и во время болезни. Возможно, во время ночного сна.
- Для детей постарше во время ночного сна рекомендовать трусики для приучения к горшку.
- Когда дети уже начинают ходить, хлопковые трусики не так стесняют движения.
Ощущение дискомфорта после похода в туалет помогает ребёнку понять суть процесса
Как быть с ночным сном?
Во время ночного сна ребёнку тоже важно ощущать влажность, чтобы знать, что происходит, когда он писает во сне. Но вот родителям это вряд ли понравится.
Варианты действий:
Недостатки одноразовых подгузников:
- Ребёнок не чувствует, что он сходил в туалет.
- Ребёнок не осознает, как работает его тело.
- Парниковый эффект синтетических подгузников вреден для ребёнка. Кроме того, он даёт неправильное представление об этой области тела.
- Опрелости от синтетических подгузников, как правило, сильнее, чем от многоразовых, потому что одноразовые приходится менять реже. Химикаты в подгузниках вступают в реакцию с мочой и могут вызывать раздражение кожи. (Реклама: «Этот подгузник может удерживать целый литр воды»)
Дети, которым позволили самостоятельно регулировать эту область жизни, справляются с ней лучше и быстрее, чем дети, носящие одноразовые подгузники. Но самое главное, они приучаются к туалету тогда, когда они к этому готовы.
Помогая развиваться ребёнку в современном мире, нельзя упускать из виду следующие пункты:
- Давайте ребёнку понять, что происходит после того, как он сходит в туалет.
- Давайте ребёнку возможность контролировать этот процесс.
- Помните девиз Монтессори-педагогики: «Помоги мне сделать это самому».
Вот что сторонники Монтессори-метода могут дать ребёнку, помогая ему в тренировке туалетных навыков. Не следует контролировать и как-либо влиять на любой процесс развития ребёнка, в особенности на процессы сна, питания и туалета.
Нужно сказать, что эти принципы применимы к детям, у которых нет медицинских или иных особенностей развития. При наличии этих особенностей нужно адаптировать подход с учётом рекомендаций лечащего врача или психолога.
Перевод: Евгения Чепурина, Юлия Бараблина
Источник: http://mchildren.ru/montessori-approach-to-toileting/ |