Суббота, 21.12.2024, 11:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Центр развивающих инновационных методик

Каталог статей


Проблемы первоклассника.

ПРОБЛЕМЫ    ПЕРВОКЛАССНИКА.

И вот ваш малыш вырос и пошёл в первый класс. Но однажды он вам заявляет, что больше в школу не хочет, так как там скучно. Да и успехи ребёнка не радуют, хотя на курсах подготовки он был невероятно силён.
Родителям следует знать, что в устах ребёнка слова «мне скучно» чаще всего означают, что ему трудно, что он испытывает дискомфорт и на самом деле ему тяжело. Почему же ребёнку в школе тяжело?

Ребёнок при поступлении в школу страдает от 4 кризисов:

1.                       стресс социализации - поиск своего места в большой коллективе.

2.                       стресс самосознания - повышение ответственности и самостоятельности.

3.                       инфекционный стресс

4.                       стресс физических и эмоциональных нагрузок.

В принципе, все эти стрессы можно предугадать и подстелить соломку заранее. Необходимо, чтобы ребёнок посещал курсы подготовки к школе, чтобы он имел опыт общения со сверстниками и не боялся взрослых.  Надо, чтобы родители ему детально объяснили, что такое школа, и зачем туда ходят, что делают. Необходимо заранее приучить ребёнка выполнять ежедневные, пусть даже небольшие, домашние задания. Если начать за год до школы каждый день по полчаса заниматься с ребёнком дома, выполняя небольшие задания, то к первому классу ребёнок привыкает к этим занятиям, как все привыкают к чистке зубов.

Необходимо заранее укрепить здоровье – пройти всех врачей, удалить, если нужно, аденоиды, подлечить зубы, проверить стабильность нервной системы у невропатолога. А за две недели до школы хорошо бы начать принимать витамины и слабенькие успокоительные (по назначению врача). К школе организм физически и психически укрепится. Необходимо постепенно вырабатывать у ребёнка усидчивость и развивать его внимание.  Необходимо подойти к способностям ребёнка критически и не вести в школу шестилетку только потому, что так делают друзья со своими детьми. Если вы чувствуете, что ребёнок эмоционально не дорос до школы, пусть лучше пойдёт туда в семь лет, а то и в восемь.

Но обычно родители не замечают слабых мест в подготовке к школе, и сталкиваются с проблемами, когда ребёнок уже учится в первом классе. Разберёмся именно с такой ситуацией.

Преодоление стресса социализации.

Личностно-социальная готовность к школе заключается в том, что ребёнок при поступлении в школу готов к взаимодействию и с детьми, и с полузнакомыми взрослыми. Но у детей, занимавшихся с частным педагогом или дома с бабушкой, и не посещавших коллективные занятия, порой  возникают трудности. Им трудно даются задания, связанные с совместными усилиями. У «домашних» детей меньше опыта «разруливания» социальных конфликтов. Для такого ребёнка сложно отпроситься в туалет.  Им проще пол урока прятаться под партой, потому что не хватает силы воли спросить у соседа одолжить карандаш. Эти дети ведут себя несколько дезориентировано и не могут «нащупать» верную модель поведения с учителем и одноклассниками.

При тестировании на курс «Подготовишка» я показываю детям картинку, где радостные школьники торопятся в школу с цветами и ранцами. Интересуюсь, что здесь изображено? Кто эти дети? Чему они рады? А ты хочешь в школу? Что ты там будешь делать?

В 95 % дети 5,5-6,5 лет мне отвечают крайне инфантильно. Становится понятным, что они уже привыкли, что всё за них решает мама. И в школу они пойдут не потому, что хочется научиться чему-то новому, а потому что мама так сказала.

Второе задание, которое я даю, ориентировано на определение социально-психологическое готовности к школе. Надо выбрать из кучки карточек те, сюжет которых относится к школе. Дети безошибочно относят к школьным задачам обучение чтению, математические занятия, познание тайн природы. Но около 40% детей даже не предполагают на момент поступления в школу, что там ещё есть уроки музыки, труда, рисования и физкультуры.

Нередко взрослые ещё до школы стращают ребёнку рассказами про двойки и строгих учителей. Постарайтесь развеять этот миф и настроить ребёнка на успех. Одновременно не рисуйте пряничную картинку о том, как весело в школе. Ребёнок  должен понимать, что у него могут возникнуть сложности, но они преодолимы.

Существуют общительные дети, которых легко принимают ровесники, но чаще ребёнку стоит помочь влиться в школьный коллектив. Узнайте больше о том, с кем общается ребёнок в классе, а с кем у него не удаётся наладить контакт. Постарайтесь хотя бы изредка приглашать в гости некоторых детей из класса, с кем у ребёнка сложились неплохие отношения. Чтобы быть в курсе всех школьных событий, общайтесь тесно хотя бы с двумя родителями одноклассников вашего ребёнка. Так вы всегда сможете созвониться и выяснить, какие события намечаются, нет ли в классе какого-то скрытого конфликта, о котором промолчал ваш ребёнок, и что нового в школе.

Просите педагога информировать об успехах ребёнка. Строго пресекайте попытку только говорить о минусах. Обязательно спрашивайте о достижениях, положительных сдвигах. Так вы приучите учителя, что кроме негатива, он должен сказать и что-то положительное. Так учитель начнёт больше обращать внимание на успехи ребёнка. Если учительница жалуется на проблемное поведение ребёнка, вместо того, чтобы сразу набрасываться на малыша с упрёками, спросите, как ОН видит ситуацию, и что произошло по ЕГО мнению. Если учительница в какой-то момент обвиняет ребёнка в том, чего он, по его словам, не делал, лучше встать на позицию ребёнка. Учительница- посторонний человек, и от того, поверите вы её словам или нет, ничего для неё не измениться. Зато для ребёнка будет тяжело осознать, что мама доверяет больше чужой тёте, а не ему, родному человечку. Закрадывается мысль – а, может, мама меня больше не любит?

Не делайте акцента на том, какую оценку поставили ребёнку. В школу дети приходят за знаниями, а не оценками. Лично я не вижу ничего особенного в том, чтобы чуть-чуть залезть в написании слова на поля или поставить двоеточие вместо точки после слова «задача».

 Преодоление стресса самосознания.

«Я не буду это делать, потому что неинтересно (слишком легко, слишком трудно, у меня не получается)». Почему ребёнок, так легко занимавшийся до школы на курсах подготовки, вдруг получает от школы разочарование?

Конечно, здесь многое зависит и от первого учителя, и от системы образования. Но дело не только в этом. Ведь занятия для дошкольника и настоящие уроки – это разные вещи. Подготовка к школе – это, прежде всего, игра, иначе ни один нормальный ребёнок не станет заниматься. А школьные уроки требуют систематической работы. И далеко не всегда школьные уроки представляют собой что-то увлекательное и приятное.

Курсы подготовки можно было пропустить, потому что ребёнок, как показалось маме, не выспался или слишком капризничает. А некоторые дети в принципе привыкли, что стоит им заартачиться, мама не вела их на занятия или позволяла не сделать домашние задания. В школе же приходится делать не только то, что хочу, но и то, что надо. Приходится часто сталкиваться с трудностями, но не пасовать перед ними, так как заботливой мамочки под боком нет.

Сложнее всего в школе в эмоциональном плане именно очень любимым детям, которые привыкли к гиперопёке со стороны родителей. Но в школе за каждую мелочь уже никто не хвалит, зато подмечают неудачи. Учитель не ставит в центр мироздания именно его, такого уникального, а ровно обращается со всеми детьми. Детям, которые дома привыкли быть в центре внимания, такое отношение даётся с трудом. Им бывает тяжело понять, что они не самые лучшие. Что есть Маша, которая лучше читает, Саша, который быстрее решает задачки, Витя, который гораздо талантливее рисует.

Следите за самооценкой ребёнка. В норме она должна быть адекватной или чуть завышенной. Если ребёнок, ещё даже не взявшись за выполнение домашнего задания, рыдает «ничего не понимаю, у меня ничего не получится», надо обратиться к психологу.

Родители должны помогать ребёнку обрести уверенность в своих силах. Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, и следите, чтобы это не делала учительница. Сравнивайте его с ним же вчерашним. Постоянно показывайте, что вы цените не только результат, но и стремление к нему. Говоря о школе, говорите по образцу: «да, ты сделал много ошибок в диктанте, поэтому тебе справедливо написали «старайся». Ничего, я помогу тебе ещё раз разобрать правило, и в следующий раз ты напишешь лучше. (вы отметили неудачу, но показали, что верите в то, что ребёнок исправится) Зато мне очень понравилось, как ты выполнил вот это задание по окружающему миру, твой рисунок получился, как настоящий. Ты молодец! (тут вы уравновесили неудачу ребёнка положительным моментом, показали, что он всё-таки чего-то достиг)» Дома, разговаривая с родственниками о школе, при ребёнке говорите только так: «По труду его очень хвалил учитель за это и это, и по рисованию он выполнил задание лучше всех. Да, пока есть некоторые проблемы по математике, но Рома очень старается, и я уверена, что у него всё получится, он же у нас молодец. Вот вчера, например, сделал домашнюю работу всего за полчаса! А там было очень сложное задание». То есть, сначала рассказываете, в чём ребёнок силён, где есть прогресс, потом отмечаете, что есть некоторые неудачи, но они, вы верите, временные. И тут же опять говорите об успехах. Причём нужно обязательно и знакомым, и родственникам говорить о ребёнке в его присутствии, и как можно чаще. Так вы поднимаете самооценку и помогаете ребёнку укрепиться в своих силах.

Не радуйтесь слишком бурно, отмечая каждый прогресс ребёнка. Дети быстро начинают чувствовать неискренности и смущаться. И не надо устраивать мировую трагедию из-за плохих оценок.  Если вчера было 15 ошибок в выполнении задания, а сегодня – 10, отметьте «уже лучше». Пусть ребёнок «растёт» от удачи к удаче, двигаясь вперёд и вверх маленькими, но правильными шажками.

Часто дети до поступления в школу не имеют даже базовые навыки самостоятельного поведения и общения с другими людьми. Если ваш ребёнок стеснительный, чаще разыгрывайте с помощью игрушек дома ситуацию, когда игрушке (от лица ребёнка) нужно спросить у «соседа по парте» одолжить карандаш или учебник. Отработайте, как ребёнок должен отпроситься в туалет, куда он будет обращаться в случае травмы.

 Интересуйтесь регулярно, чем ребенок занимается в школе. По пути домой выясните, что нового ребенок узнал сегодня в классе. Если есть какие-то предметы, которые ребенку особенно нравятся, поощряйте этот интерес, почитайте совместно книги на эту тему, сходите вместе в музей или рассмотрите энциклопедию.

Поделитесь своими воспоминаниями о школе. Причём хорошо иногда рассказывать о том, какие трудности вы испытали, и как из этих ситуаций вышли победителем.

Будьте в курсе школьных дел ребёнка. По каким дням физкультура? Ходит ли ребенок на занятия в компьютерный класс? Когда и какие книжки нужно вернуть в библиотеку? Подобные вещи нужно знать, чтобы быть не только в состоянии помочь подготовиться к завтрашнему дню, но и чтобы быть в курсе жизни ребёнка. Так он, теперь уже окончательно оторванный от мамочки, будет чувствовать, что вы по-прежнему близки.

 Посещайте школьные мероприятия, в которых принимает участие ваш ребенок, помогайте с обустройством класса, участвуйте в родительских собраниях. Словом, сделайте так, чтобы ребенок чувствовал, что школа - это то место, где вы регулярно бываете.

Если ваш распорядок дня позволяет, принимайте участие в праздниках, походах в театр и других событиях, куда допускаются родители. Если у вас уже есть старшие дети, то вы, наверное, уже видели все эти однотипные праздники Букваря и Новогодние утренники. Но не поддавайтесь искушению увильнуть. Если вы не сможете придти, честно объясните это ребенку и попытайтесь пригласить туда кого-нибудь из родственников. Иначе у ребёнка может сложиться ощущение, что единственный способ теперь привлечь внимание мамочки - это заболеть. Ведь во время болезни мама – в его полном распоряжении, носит чай и читает книжки. И тогда дети начинают самозабвенно болеть.

 Инфекционный стресс.

Известно, что дети, посещавшие детсад до школы, болеют в младших классах школы гораздо реже. Иммунитет к заболеваниям достигается тренировкой. Чем больше людей встречал ребёнок до прихода в школу, тем выше его устойчивость к вирусам.

Если же ребёнок начинает не просто болеть, а цеплять болячку за болячкой, это означает, что ему не хватает внимания мамы и в школе ему настолько неуютно, что он там испытывает постоянный стресс.

Узнайте, насколько здоровая психологически атмосфера в классе. Если учительница груба и нетактична, постарайтесь найти с ней общий язык. Не получается - обращайтесь к заучу, а далее – лучше перевести ребёнка в иной класс или даже школу, но не ждать, когда ребёнок дойдёт до крайней степени эмоционального истощения.

Чтобы уменьшить инфекционный стресс, закрепите до автоматизма мытьё рук после посещения туалета и перед походом в столовую. Проверьте, насколько тепло в кабинетах и хорошо ли топят в спортзале, чтобы одевать ребёнка правильно.

К сожалению, неженок с позиции здоровья растим именно мы, родители. Вот мама сидит на лавочке во время прогулки и ей, сидящей без движения, действительно прохладно. Автоматически она переносит свои ощущения на ребёнка, требует – надень кофточку! А ребёнок бегает с друзьями и ему жарко. Но мама настаивает, грозит, и ребёнок послушно надевает кофточку. Постепенно в результате такое «заботы» ребёнок уже не может доверять ощущениям организма и сам сообразить, что в классной комнате хорошо топят, и  пиджак лучше снять. А вот в столовую лучше бы накинуть, так как там дует.

Постарайтесь не кутать излишне ребёнка, так как в 2 кофтах крайне неудобно писать диктант по русскому языку.  И приучите ребёнка самого понимать, жарко ему или нет. Лучше одевать ребёнка многослойно, чтобы он мог при необходимости что-то снять или одеть.

Стресс физических и эмоциональный нагрузок.

К сожалению, каждый год мне приходится консультировать 2-3 детей, не выдержавших школьные нагрузки. У кого-то это проявляется в виде всплеска агрессии, у кого-то в виде плаксивости и даже депрессивного состояния. Однажды я сталкивалась с ситуацией, когда из-за слишком больших нагрузок у ребёнка начались неимоверные головные боли, приведшие к необходимости госпитализации.

Даже очень сильно подготовленные к школе дети первые полгода сильно устают эмоционально от нагрузок и сопротивления стрессам. Поэтому постарайтесь первые полгода минимизировать дополнительные нагрузки. Оставьте танцы, спорт, театральную студию, а вот занятия в музыкальной школе, профессиональную спортивную гимнастику или курсы компьютерной грамотности лучше убрать.

После окончания уроков ребёнку сначала надо отдохнуть, погулять или даже поспать, а не сразу же бросаться за выполнение домашней работы. Хотя по закону первоклассникам не должны давать домашние задания, я не знаю ни одной школы, где этого бы придерживались.

Выполнение домашних работ по 3 часа в сутки – это ненормально!!! Или в вашей школе учительница не умеет организовать учебный процесс и даёт практически всё на дом, или же у вашего ребёнка явные проблемы с концентрацией внимания.

Если домашних задания слишком много, попытайтесь выяснить причину этого у учителя. Поинтересуйтесь программой обучения. Иногда прогрессивные учительницы для достижения сверхрезультатов  дают детям задания, не включённые в программу школы. Если ребёнку трудно сосредоточиться, тогда нужно не стоять рядом с палкой и не наказывать ребёнка, а обратиться к психологу и невропатологу. Психолог посоветует, как можно оптимизировать нагрузки ребёнка, а невропатолог, возможно, проищет некоторые препараты, которые помогут ребёнку справляться с нагрузками.

Я против норм сна, которые так часто приписывают разным возрастам. Ребёнок должен спать столько, чтобы утром вставать без концерта. Для кого-то это 10 часов, для кого-то 13. Мой старший сын, будучи первоклассником, спал около 10 часов, но во втором классе нагрузки увеличились. И ему стало необходимо спать не менее 11,5 часов.

Постарайтесь в первые школьные месяцы минимизировать все вечеринки,  ночные празднества, шумные сборища и даже походы в театр. Первое время ребёнок должен выработать удобный режим.

Мне известен пример, когда наивысшая работоспособность посещала ребёнка рано утром, и ему было проще встать в 5 часов утра, чтобы быстро сделать домашние задания, а не трудиться вечером. 

Помогите ребёнку правильно организовать подготовку домашних заданий. Распределите план работы за ребёнка. Иногда бывает, что ребёнок, честно пошедший в комнату делать домашку, никак не может начать её делать. Проблема в том, что ему кажется, что работы ТАААААК много, что непонятно даже, с какого бока начинать. Научите ребёнка первым делать самое лёгкое: то, что получается быстро и без вашего вмешательства и надзора. Потом спросите его, нужна ли ему помощь. Никогда не навязывайте помощь, не говорите «дай покажу, как». Не забывайте, что это – его задания, а не ваши.

Проверяя домашние задания, никогда не используйте отрицательные оценки. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. В качестве премий используйте только полезные для интеллекта вещи: мини-книжки с детскими кроссвордами, журналы с комиксами и головоломками, книги, развивающие игры.

Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Продолжайте читать ребёнку на ночь, петь колыбельные, обнимать рано утром. То есть делать всё то, что вы делали за полгода до школы, когда ребёнок был ещё в статусе малыша. Поверьте, ребёнку это очень надо.

Помните, что воздух и физические упражнения необходимы для полноценного развития мозга, поэтому первоклассник обязательно должен ежедневно гулять. Если погода позволяет, можно, например, выполнять задания по чтению на лавке на улице (в большинстве западных стран распространена подготовка домашних заданий детьми на газоне перед школой). Прогулка в парке или прогулка по лесу даёт потрясающие возможности для словесных игр или математического тренинга.

Если ребёнок явно устал и не может сосредоточиться на выполнении задания, бросаете всё и укладываете ребёнка отдыхать. Лучше пойти с невыученной математикой, зато без нервного срыва.

Поддерживайте интерес к учёбе в игровой форме. То есть, исподволь показывайте, как нужны ему полученные в школе знания. Скажем, для проявления интереса к чтению и письму можно наладить выпуск семейной газеты. В подарок дедушке на день рождения с помощью вырезок из газет, фотографий и смешных комментариев, сделайте мини-хронику жизни. Если ребёнка это увлечёт, газету можно сделать ежемесячной.

Для того, чтобы физически выдержать нагрузки, ребёнок должен полноценно питаться. Не рассчитывайте на школьную столовую, там скорее всего нет фруктов и свежих овощей. Каждый день вводите в рацион ребёнка свежие овощи или фрукты. Не обязательно баловать его мандаринами и клубникой, если достаточно хороших отечественных даров природы – морковка, лист капусты, пучок петрушки. Если вам кажется, что это дорого, то посчитайте, сколько вы тратите на лекарства, когда ваш ребёнок болеет. Выбирайте сами, что выгоднее.

Так как мозг ребёнка сейчас активно и постоянно работает, надо, чтобы организм получал в достаточном количестве животные белки. Если вы придерживаетесь сами вегетарианства, то хотя бы на первые полгода посещения школы поступитесь принципами. Иначе ребёнку гарантированы быстрая утомляемость и плохая концентрация внимания. Не забывайте, что особенно полезны для ребёнка морепродукты. 

 

И ещё некоторые советы.

Научите ребёнка бережно обращаться со школьным костюмом, вешать его сразу по приходу домой, а не бросать на пол. Портфель лучше собирать с вечера, чтобы не метаться утром. Относительный режим укладывания в постель и подъёма лучше соблюдать постоянно, даже в выходные и каникулы. В школу приводите ребёнка так, чтобы у него было минут пять на общение с друзьями и минуты три на подготовку принадлежностей к уроку.

У ребёнка дома обязательно должно быть своё место для подготовки уроков. Если нет возможности выделить ему отдельный стол, то пусть он готовится к урокам в комнате, где в тот момент не работает телевизор и не играет младший братик. Просмотр телевизора немного сократите, как и компьютерные игры. Отдых – это отдых и для глаз тоже, а сидение за компьютером или перед телевизором не даёт полноценного отдыха глазам.

Если ребёнку задали что-то сложное, вроде нарисовать схему планет Солнечной системы,  не делайте это за него. Пусть ребёнок получит низкую оценку, но за свои труды, а не высокую – за ваши. Иначе вы приучите его, что в случае сложностей можно всё свалить на маму.

Никогда не говорите «в кого ты такой бестолковый» или «в нашей семье никогда не было двоечников». Не подгоняйте ребёнка под образ идеального школьника, так как у вас - реальный ребёнок, а не картинка. А реальный ребёнок имеет право иногда устать, однажды что-то не успеть и где-то ошибиться. Любите и цените ребёнка не за то, что он преуспевает в учёбе, а за то, что он – ваша кровинка, ваш неповторимый малыш.

Никогда не поощряйте ребёнка деньгами за хорошие оценки. Порочно платить 5 рублей за каждую пятёрку. Так вы подменяете ценность обучения. Ведь учатся ради знаний, а не ради того, чтобы угодить маме, походить на медалиста-папу или получения денежки.

И ещё – относитесь к началу школьной эпопеи спокойнее. Если вы будете слишком много сил и нервов тратить, когда ваш ребёнок первоклашка, то к его 11 классу у вас точно будет нервный срыв.
 

Рудова А.С., педагог-дефектолог, психолог, директор Центра развивающих инновационных методик в области образования и культуры и детской студии инновационного развития «Арлекин».

Категория: Школьные годы чудесные | Добавил: Razvivalkina (08.10.2009) | Автор: Рудова Анна Сергеевна.
Просмотров: 6501 | Рейтинг: 5.0/10
Меню сайта
Категории раздела
Совсем крохи [17]
Вопросы развития, воспитания и обучения детей от 0 до 3 лет.
Малыши-крепыши [13]
Вопросы развития, воспитания и обучения детей от 3 до 5 лет)
Ребята -дошколята [4]
вопросы воспитания и подготовки к школе детей 5,5-7 лет
Школьные годы чудесные [2]
вопросы воспитания, обучения и развития детей от 7 до 12 лет
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0