В возрасте 1 год- 1 год и 2 мес. ребёнок должен обладать рядом умений. Возможны отставания по 1-2 параметрам каждой группы навыков. Часть умений ребёнок развивает самостоятельно, но для ряда из них необходима помощь любящих родителей. Если в 1 годик ваш малыш ещё что-то не умеет, то не стоит сразу бежать по врачам - позанимайтесь немного, уделите ребёнку время, и только если и к 1,5 годам ребёнок не может освоить основные необходимые навыки - обратитесь к специалистам.
Ребёнку в 1 год не обязательно заниматься в детских клубах, простые занятия может устроить и мама на дому. Тем более, что сейчас огромное количество книг о развитии детей. Однако если вы решили заниматься сами, учтите: вам надо составить длительный план работы, придумать много разнообразных заданий, сделать профессиональные пособия или купить их. А также занятия должны быть регулярными, а не от случая к случаю. Если же вам тяжело это сделать, обратитесь в детский развивающий клуб или студию на занятия к опытному педагогу.
. Итак, навыки, которыми должен обладать ребёнок в 1 годик.
ДВИГАТЕЛЬНО-МОТОРНЫЕ НАВЫКИ (допустимо отставание по 2-3 параметрам):
- проявляет наклонности альпиниста: взбирается на возвышенности (ступеньки, диван, кресло), ползает по наклонной поверхности,
- стоит без опоры,
- делает несколько самостоятельных шагов (допускают, что начать ходить ребенок может и чуть позже – в 1,2-1,5 максимальны предел),
- устойчиво ходит, держась одной рукой за опору или руку человека
- преодолевает препятствия: подползает под предметы,
- при поддержке взрослых переступает через предметы,
- пальчиками захватывает мелкие предметы,
- умеет рвать бумагу, мять мягкие материалы.
- при поддержке за руки поднимается по лестнице, поднимая ноги, и перешагивает через небольшое препятствие
- наклоняется, чтоб поднять игрушку.
- приседает на корточки и встаёт
- перекладывает игрушку из руки в руку, не глядя на руки
- держит в одной руке два-три небольших предмета
- доступны такие навыки как зачерпывание воды ковшиком или чашкой, снимание бус через голову, открывание дверей, тумбочек.
- во время купания брызгается не только руками, но и ногами и постоянно норовит подняться и даже вылезти из детской ванночки.
- Уверенно слезает и залезает на невысокие диваны. После 7-8 показов спускается с диванов ножками вперёд
- Постепенно начинает закрепляться пинцетный захват (захват 2 пальцами) мелких предметов, он станет основным к 1,5 годам.
- Проявляется доминантная рука: хотя ребёнок пока что пользуется и правой, и левой рукой, одна из рук начинает превалировать.
- Готовит руку к захвату большого и маленького преметов по-разному.
МОТОРНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (возможно отставание по 1-2 показателям)
- подражает простым действиям
- по просьбе хлопает «ладушки»
- готовит руки к «сорока-ворона»
- пьет из чашки
- пьёт из бутылки или поильника, придерживая руками
- держит ложку самостоятельно, хотя и пользуется ею неаккуратно.
- машет «пока-пока»
- просится на ручки, поднимая наверх руки
- имеет указательный жест (верхняя граница появления навыка- 13 мес.), использует его для показа предметов
- машет головой «нет».
- Собирает пирамидку, не соблюдая размеры
- Запускает юлу, нажимая на кнопку
- После 3-4 показов пытается рисовать пальчиковой краской.
- Пробует развернуть крышки, поворачивая их круговым движением.
- Листает книги, разглядывая картинки. По просьбе пальчиком может показать знакомых персонажей.
- Под музыку пробует танцевать – кружится вокруг оси или присядет.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (допустимо отставание по 1-2 параметрам)
- узнаёт и отличает от других родственников, с которыми вместе живёт. Узнаёт близких даже по фотографии
- Знает и может показать пальцем или взглядом частоиспользуемые бытовые предметы и игрушки (например, мишку, часы, полотенце, чашку. телефон)
- Узнаёт 1 животного окружающего мира – кошку или собаку
- Подражает бытовым действиям и действиям самообслуживания: пробует протереть пролитую воду, чистит зубки, причёсывается (кроме моторных навыков эти действия показывают понимание ребёнком
- Игра манипулятивная с элементами сюжетной – пытается «покормить» куклу или мишку, гладит игрушечную кошку или собачку, укачивает куклу.
- Использует знакомые предметы по назначению – ложкой пытается есть, лопаткой копает, фломастером или мелком пытается рисовать, машинку катает, мячик кидает, ботиночек пытается надеть на ножку.
- повторяет за взрослыми, то есть, копирует их действия. Например, увидев, как папа заворачивает болты, ребёнок может через некоторое время взять отвёртку и попробовать сделать это же.
- После 4-5 показов может строить башни, ставя кубик на кубик, стучит по «стучалке».
- Хлопает по бубну или стучит в барабан.
- Играет в прятки «ку-ку», натягивая на голову простыночки или приседая за предметами.
- Начинает использовать заменители в игре – например, прижимает кубик к уху и имитирует разговор по телефону.
- Помнит, где находится игрушка, если ее спрятать. Понимает, что предметы существуют и тогда, когда он их не видит.
- Помнит, где лежит хорошо знакомая вещь.
- Узнаёт людей, если расставание с ними было не дольше 10 дней.
- Интересуется новыми вещами, пытается разнообразно их изучать- облизывает, стучит, переворачивает, подкидывает, перекладывает с руки на руку и т.п.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ (допустимо отставание по параметрам активной речи при хорошем уровне пассивной речи)
- Понимает обращённую речь, По просьбы выполняет простые глагольные инструкции: иди ко мне (подходит), дай ножку (чтоб надеть обувь или носочек), пошли купаться (идёт к ванной), дай мне.
- Понимает сигнальные слова взрослых. При слове «пойдем» смотрит на дверь, «играть» — смотрит на игрушки. При упоминании о маме перестает плакать.
- По просьбе показывает пальцем или глазами часто используемые предметы.
- Понимает значение слова "нельзя", "нет".
- Пробует шептать
- активная речь, в основном, лепетная. Произносит слоги и цепочки слогов. Говорит от 3 до 10 слов. Слова аморфные, вроде - мяа (кошка), а-а (собака), бах (упал), ням-ням (еда), би-би (машина), упрощённые слова – какА (пока), и простые слова: мама, папа, баба, ляля (парные слоги), дай, на, ай-ай-ай. Словарный запас растёт месяц от месяца. В каждом месяце- прогрессивное словообразование с увеличением числа образованных слов. Так к 1 г и 9 мес. в речи около 70 коротких слов, начало образования фраз. К 2 годам- не менее 100 слов, короткие фразы в 2 слова. Словом считается любое обозначение для конкретного предмета, которое ребёнок устойчиво именно к нему употребляет. Это могут быть и не похожие на истинное слово обозначения. Например: если слог КУ конкретно употребляется к кукле, это считается словом.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (допустимо отклонение от нормативов по 1 параметру):
- держит зрительный контакт не менее 3 минут, периодически внимательно следит за губами говорящего.
- отличает чужих от своих людей, «стесняется» - т.е. пытается прятаться на руках или за мамой, может заплакать, если его пытается взять на руки чужой человек. Т.е. появляется самосохранение и первое представление о безопасности.
- понимает интонацию речи – если говорить с ребёнком строго и грубо, то хмурится, может заплакать.
- отслеживает эмоциональное состояние людей, с которыми общается. Если собеседник улыбаться, то ребёнок улыбается в ответ. Если хмурится или злится – то ребёнок заплачет.
- приносит игрушки, чтоб с ним (ней) поиграли или книги для чтения.
- появляется чувство юмора – смеётся при играх «идёт коза рогатая» или «поймаю-поймаю», предвкушая события, т. е ещё до того, как начали щекотать.
- начинает по-разному реагировать на разных людей: с кем-то капризничает больше, с кем-то меньше.
- начинает капризничать и пробует манипулировать взрослыми. Например, если что-то не позволяют, может топать ногами, замахиваться, демонстративно падать на пол.
- может плакать, если видит, что уходит близкий родственник, обычно -- мама.
- Когда хочет ласки или поддержки, подходит (подползает) и просится на ручки, протягивая руки вверх
- Откликается на своё имя поворотом головы
Нормативы развития в 2 и 2,5 года ЗДЕСЬ (нажать)
директор центра коррекции и реабилитации Арлекин,
психолог, специалист в области дефектологии, консультант в области семейной психотерапии
Рудова А.С. |